Познавательно - экспериментальный проект " Волшебница вода"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно-экспериментальный проект "Волшебница вода" для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa_voda.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 комбинированного вида
МБДОУ детский сад № 79 комбинированного вида
Познавательно-экспериментальный проект
"Волшебница-вода"
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель
Флоря Г.С.
Одинцово
2021
Познавательно-экспериментальный проект «Волшебница - вода»
Паспорт проекта
Актулизация проекта: Вода - источник жизни. Мы не можем прожить без воды. Какими свойствами обладает – вода.
Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.
Цель проекта: формирование у детей знаний о свойствах воды, о ценности её для всего живого на Земле.
Вид проекта: познавательный, исследовательско-творческий
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.
Продолжительность: краткосрочный.
По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты.
Выявление проблемы: Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?
Проблема: Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ.
Актуальность
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать во благо природы, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.
Основными идеями проекта являются: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения.
Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Она дает возможность ребенку познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.
Познавательно-экспериментальный проект «Волшебница-вода» осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности педагогов и детей, в совместной деятельности детей и взрослых, а так же самостоятельной деятельности детей в утренние и вечерние часы.
Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Данный проект позволяет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.
Тема совместной деятельности: «Волшебница-вода» (проведение совместных экспериментов и опытов с водой).
Объект исследования: В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом причин:
• Вода окружает нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на нее внимание.
• Вода – прекрасный объект для наблюдений и опытов. Вода видоизменяется и имеет свои свойства.
• С водой ребенку проще общаться «на равных», легче представить ее своим другом, т. к. каждый ребенок любит развлечения связанные с водой.
Оборудование: прозрачные емкости, стаканчики (формочки) для воды, бумага, гуашь,пакет, карандаши,
Цель: Расширение знаний у детей о воде и ее свойствах, формирование экологической культуры, бережного отношения к воде и водным ресурсам.
Задачи:
- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения жизни человека);
- формировать представления о свойствах воды (это жидкость, может течь и переливаться; прозрачная, без цвета и запаха, принимает форму сосуда; не имеет цвета, но можно окрасить; является растворителем);
- воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);
- развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
- развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;
- способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, словесные, дидактические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора (рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, приметы о воде и водных источниках);
- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;
- привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского сада: побудить родителей к помощи в создании мини-лаборатории для проведения опытов и экспериментов в группе; повышение компетентности родителей по использованию водных ресурсов.
Взаимодействие с родителями:
- Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
- Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
- Предложить выучить с ребенком стихотворения о воде.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке.
Предполагаемый результат:
• Дети будут иметь достаточное представление о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, научатся бережному отношению к воде.
• У детей появятся новые умения и навыки при проведении экспериментов и опытов с водой, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.
• У детей разовьется познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности.
• Активизируется и обогатиться речь, дети научатся вступать в активное взаимодействие со взрослыми и другими детьми в процессе общения, при проведении опытов и экспериментов.
• Повысится компетентность родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей.
• Обогатиться и пополниться новым оборудованием и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.
Итоговые мероприятия: опыты по определению свойств воды, презентация проекта.
Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Содержание образовательных областей
Образовательная область | Содержание | Основные задачи |
Социально-коммуникативное развитие | Совместная деятельность: • Беседы «Вода – источник жизни», «Какие источники воды ты знаешь?», «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?» | Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту) |
Познавательное развитие | Образовательная деятельность: • ООД (познавательное развитие) «Путешествие с капелькой». | Формировать представления детей о свойствах и состояниях воды, ознаячении воды для всего живого. |
Речевое развитие | Совместная деятельность: • Разучивание пословиц и поговорок о воде, отгадывание загадок | Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи). |
Художественно-эстетическое развитие | Совместная деятельность: • Чтение рассказов «Жила-была река», Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели», | Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о воде. |
Физическое развитие | Комплексы пальчиковых гимнастик «Дождик», «Рыбки». Подвижные игры «Ходит капелька по кругу», «Ручеек», «Рыболов», «Море волнуется», физкультминутки «На речке», «Дождик», «На море». | Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями. |
Основными методами и приёмами проекта являются: организованная образовательная деятельность, наблюдения, эксперименты, опыты с водой, беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические и словесные игры.
Практическая значимость проекта
Для детей :появился познавательный интерес к объектам неживой и живой природы, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания и умения, пополнились представления о свойствах воды.
Для воспитателей группы: состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта
Для родителей: появился интерес к организации и проведению занимательных опытов в домашних условиях. Стали беседовать с детьми об охране окружающей среды, в частности о бережном отношении к воде и природным источникам.
1 этап: Подготовительный
- изучить психолого-педагогическую литературу по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование экспериментальной, исследовательской и опытнической деятельности;
- оборудовать мини-лабораторию в группе;
- организовать цикл наблюдений в природе на тему «Природное явление – вода» (наблюдения за дождем, туманом, изморосью, градом, облаками, тучами);
- подобрать дидактический и демонстрационный материал о воде;
- подобрать художественную литературу для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;
- дополнить картотеку дидактических и словесных игр;
- оформить плакат «Круговорот воды в природе»;
- организовать просмотр видеороликов о воде и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписи со звуками воды;
- провести консультацию для родителей на тему «Занимательные опыты и эксперименты с дошкольниками», составить памятки «Что почитать детям о воде», «Правила поведения на воде и у водоемов»;
2 этап: Введение детей в проблемную ситуацию
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам загадаю загадки, а вы подумайте и отгадайте о ком или о чем они.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
***
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
***
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
Воспитатель: Правильно, ребята.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить
(Н. Рыжова.)
Что вы знаете о воде? Где встречается вода в окружающем мире? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?
Какие свойства и качества воды вы знаете? Давайте вместе с вами проведем несколько опытов, исследуем воду и узнаем, какая бывает вода. Как выдумаете, что нам для этого нужно? Кто нам сможет помочь?
С детьми составляется план совместной деятельности.
3 этап: Реализация проекта
Календарно-тематическое планирование
Основные мероприятия
Дата | Содержание деятельности | Участники |
Понедельник | Утро (совместная деятельность): • Беседа «Вода – источник жизни» • Речь с движениями «На речке» | Воспитатели |
Вторник | Утро (совместная деятельность): • Беседа: «Какие источники воды ты знаешь?» опыты с водой прокалываем пакет • Разучивание пословиц и поговорок о воде | Воспитатели |
Среда | Утро (совместная деятельность): • Беседа «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?» ООД • ООД: Эксперимент «запускаем цветочки• Физкультминутка «Дождик» • Д/и «Три состояния воды», • Разучивание индивидуальных стихотворений о воде | Воспитатели |
Четверг | Утро (совместная деятельность): • Чтение рассказа Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели». опыты с водой вода исчезает• ООД: опыты с водой (познавательное развитие) «бумага держит воду • Разучивание индивидуальных стихотворений о воде | Воспитатели |
Пятница | Утро (совместная деятельность): • П/и «Рыболов»
• Разучивание индивидуальных стихотворений, пословиц и поговорок о воде | Воспитатели |
4 этап: Заключительный Презентация проекта «Волшебница-вода»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода" в старшей группе
Данное занятие рекомендуется для познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе...
Познавательно-исследовательский проект "Волшебница вода"
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизн...
Познавательно-исследовательский проект "Волшебница вода"
Конспект проекта...
Познавательно-исследовательский проект «Волшебница вода» для детей
Познавательно-исследовательский проект «Волшебница вода»...
Познавательно-экспериментальный проект «Волшебница - вода»
Познавательно-экспериментальный проект «Волшебница - вода»...
Познавательно-экспериментальный проект «Волшебница - вода»
Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект...
Познавательно-экспериментальный проект «Волшебница - вода»
Паспорт проектаПо доминирующему методу: познавательно-исследовательский.По характеру содержания: ребенок - педагоги - родители.По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.По ха...