картотека дидактических игр для младшей и средней групп
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Как тебя зовут?»
Д/задача: упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеские отношения, культуру поведения.
Игровые правила: правильно и отчётливо называть своё имя. Задавать вопрос глядя в глаза собеседнику.
Игровое действие: диалог детей со взрослыми (воспитателем, гостями, сверстниками).
Д/ материал: мяч (мягкие игрушки и т.д.).
Ход игры
Дети стоят или сидят полукругом. Случайно, неожиданно вкатывается мяч или воспитатель берёт в руки мяч уже заранее подготовленный желательно воодушевить его т.е. нарисовать ему лицо (создаётся ситуация, условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включение в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую детскую цель) воспитатель включает детей в беседу личностно значимую для них, связанную с их личным опытом).
- Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?
Ответы детей....
- Да конечно вы угадали, я мяч, но не простой, а волшебный
удивлённые возгласы детей: -да!!!
- Конечно. Я весёлый, звонкий мяч. Посмотрите какие у меня глазки, носик и ротик...пауза? (работает мимика лица у воспитателя вопрос)
Ответы детей... весёлый (если у ребёнка возникли затруднения подсказываем, не навязчиво: счастливый, что он делает? и т.д.) улыбается....
- Ребята вы меня знаете, а я вас нет. Я хочу с вами познакомимся, а вы хотите познакомится со мной?
Ответы детей...
- Я буду знакомится с каждым из вас, а вы будете называть своё имя, вы согласны?
Ответы детей...
Воспитатель сначала показывает пример (образец действия) - Меня зовут Мяч. А тебя как зовут? и сам отвечает: - Меня зовут .......
- Очень приятно.
передаёт или прокатывает мяч каждому и при этом проговаривает:
- Меня зовут Мяч. А тебя как зовут?
- Меня зовут Алексей!
- Очень приятно... игра продолжается, если ребёнок стесняется или не может произнести имя (зависимости от ситуации) воспитатель говорит за него или пропускает, но видя. что ребёнок готов возвращается к нему...
После того, как дети все познакомились произнесли в слух своё имя, воспитатель предлагает послушать стихотворение про мяч: "Мой весёлый звонки мяч" С. Маршак
Мяч приглашает своих друзей весёлых и звонких круглых мячей.
Дети выбирают себе мяч и знакомятся с ним, при этом называя своё имя.
Игра с мячами (обследование мяча, экспериментирование с мячом и т.д.)
Воспитатель - Ребята вам понравился мяч?
Ответы детей...
- А играть вам с ним понравилось? и ему тоже понравилось с вами.
Мяч стал нашим другом, а как вы думаете стали его друзьями?
Ответы детей...
- А что же нужно, чтобы подружиться?
Воспитатель слушает версии детей, помогает и вмести приходят к обоюдному согласию, выводу. Чтобы найти друзей надо: (вспоминают, что делал мяч) быть позитивным т.е. улыбаться, нужно уметь знакомиться т.е. называть правильно своё имя.
- Ребята, а мы с вами умеем улыбаться?
Ответы детей...
- А называть своё имя?
Ответы детей...
Какие же вы у меня молодцы, очень скоро у нас появится много знакомых и друзей, потому, что мы научились правильно знакомиться. Давайте скажем до свиданье мячику и его друзьям, положим их на место, отнесём в их домик потому, что роднее своего дома ничего не бывает...
«Как зовут моего друга?»
Д/задача: упражнять детей в отчётливом назывании своего имени, развитие речи, внимания, памяти, дружеские отношения, культуру поведения.
Игр/правила: правильно и отчётливо называть своё имя. Задавать вопрос глядя в глаза собеседнику.
Игровое действие: диалог детей со взрослыми и сверстниками (воспитателем, гостями).
Д/ материал: мяч (мягкие игрушки, куклы и т.д.).
Ход игры
Дети стоят или сидят полукругом. Воспитатель берёт в руки мяч,
- Ребята посмотрите, кто нас уже давно здесь ждёт?
заранее подготовленный желательно воодушевить его т.е. нарисовать ему лицо (создаётся ситуация, условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включение в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую детскую цель) воспитатель включает детей в беседу личностно значимую для них, связанную с их личным опытом).
- Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?
Ответы детей.... (дети не просто называют предмет, но и пытаются вспомнить стихотворение С. Маршака "Мяч"
- Да конечно вы меня узнали, я Весёлый, звонкий мяч, и сегодня пришёл познакомится с вашими друзьями.
удивлённые возгласы детей: -да!!!
Дети делают усилие припоминают своих друзей, воспитатель помогает
- Ребята, друзья это те кто всегда с нами рядом (оглядываются смотрят друг на друга, идёт переоценка и фиксация)
- Давайте мячику назовём своих друзей, которые сейчас с нами рядом
Ответы детей....
Воспитатель показывает пример (образец действия) - Мячик, меня зовут Ирина Александровна, а рядом со мной мои друзья Настя...
Поочерёдно передаётся из рук в руки мяч. Дети называют своё имя и имя соседа находящегося с ним рядом. При этом воспитатель напоминает, что говорить надо ласково, улыбаясь, и смотреть друг другу в глаза.
После того, как дети все познакомились произнесли в слух своё имя и имя соседа, воспитатель предлагает послушать стихотворение "Мячик" В. Шипуновой:
Мой дружок - весёлый мячик,
По траве под горку скачет.
Я кричу и хохочу,
Вслед за мячиком лечу:
Подожди не убегай,
Вместе скатимся давай!
Воспитатель кладёт мяч на пол и прокатывает, дети имитируют движение мяча.
Воспитатель - Ребята вам понравился мяч?
Ответы детей...
- А играть вам с ним понравилось? и ему тоже понравилось с вами.
- Ребята давайте мячику подарим подарки.......
Какие вы у меня молодцы.... (обязательно хвалите ребёнка, фиксируя у него положительные эмоции и желания).
На первом этапе (до трёх лет) педагог, развёртывает игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, стимулирующие ребёнка к осуществлению условных действий с предметом.
Дальнейшая игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия принимает разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т.д.
«Поможем нашим мамам»
Д/задача: развивать речевую активность. Отрабатывать навык соотнесения действия с предметами и словами. Воспитывать терпеливость и внимание.
Игр/правила: дети начинают проводить с предметом действия и сопровождать их словами.
Игровое действие: поиск понравившегося предмета. Действие с предметом и пояснение этих действий словами.
Д/ материал: утюг, кастрюля, сковорода, стиральная машина, газовая или электроплита и т.д.
Ход игры
Дети выбирают предметы и проводят с ними действия по сигналу воспитателя:
- Что делает .........?
- Я маме помогаю гладить платье.
- Что делает..........?
- Я маме помогаю стираю. и т.д.
«Кто что наденет»
Д/задача: развивать речевую активность. Упражнять детей в последовательности процесса одевания и одновременном объяснении своих действий. закрепить название осенней одежды.
Игр/правила: правильно называть последовательность надевания предметов осенней одежды
Игровое действие: имитация процесса одевания на прогулку
Д/ материал: кукла Катя
Ход игры
Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя хочет пойти на прогулку вместе с детьми. но она не умеет одеваться.
- Давайте покажем Кате, как надо одеваться. Что надевать сначала, а что потом?
Дети имитируют движения последовательности надевания одежды и поясняют свои действия словами.
- Сначала надеваем штанишки, затем кофточку и шапку. После этого надеваем пальто или куртку, завязать шарф и обуться.
Д/игры / предметные
«Построим теремок»
Д/задача: упражнять детей в названии формы, цвета и величины строительного материала, воспитывать внимание, память, дружеские отношения, культуру поведения.
Игр/правила: отбирать нужный строительный материал, соблюдать очерёдность. Действовать по сигналу воспитателя.
Игровое действие: поиск нужного строительного материала по цвету, форме, величине, совместная постройка теремка.
Д/ материал: строительный материал, игрушки кукольного театра "Теремок", грузовая машина.
Ход игры
Воспитатель рассказывает сказку "Теремок" показывая игрушки, предлагает детям совместно, всем вместе построить домик-Теремок для игрушек. Дети предлагают и подбирают соответствующий строительный материал, и совместно с воспитателем строят домик. строительный материал перевозят на грузовой машине.
«Построим пирамидку для куклы»
Д/задача: закрепить знание детьми формы, цвета и величины геометрических фигур.
Игр/правила: отбирать нужный строительный материал по сигналу воспитателя.
Игровое действие: поиск геометрических фигур по цвету, форме, величине.
Д/ материал: геометрические фигуры, куклы, различные по величине и одетые в разноцветные платья.
Ход игры
Воспитатель рассаживает кукол, разных по величине и цвету платьев. Делит детей на четыре группы. Дети должны подобрать соответствующий строительный материал по величине и цвету и самостоятельно сделать постройку пирамидки.
Параллельно с организацией группового предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами заместителями. Для этого он развёртывает сюжетную игру на глазах у детей, одушевляя кукол или другие игрушечные персонажи.
«Угостим гостей чаем»
Д/задача: закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.
Игр/правила: правильно находить и отбирать посуду к чаю.
Игровое действие: накрывать игрушечный стол для гостей: постелить скатерть, поставить чайные приборы, пригласить гостей за стол.
Д/ материал: столик, стулья, обезьянка, чайник, блюдца, чайные ложечки, сахарница, скатерть, сливочник.
Ход игры
Дети вместе с воспитателем накрывают на стол. Воспитатель говорит и действует за хозяина приёма, обезьянку, т.е. говорит от её имени. Педагог следит, чтобы дети ставили приборы правильно и называли их, соблюдая дружеские партнёрские отношения, помогали друг другу, были взаимовежливы.
«Поможем убрать со стола»
Д/задача: закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.
Игр/правила: правильно находить и отбирать посуду к чаю.
Игровое действие: убирать со стола после гостей: убрать скатерть, чайные приборы, помыть посуду.
Д/ материал: столик, стулья, обезьянка, чайник, блюдца, чайные ложечки, сахарница, скатерть, сливочник, чашка для мытья посуды, губка, полотенце для посуды.
Ход игры
Дети вместе с воспитателем убирают со стола. По ходу вопросов воспитателя дети находят соответствующие столовые приборы и выполняют с ними действия по примеру воспитателя.
- Что мы будем делать в начале?
Ответы детей... Убирать со стола
- Куда? (в шкаф для посуды)
- Всю ли посуду можно поставить в шкаф?
Воспитатель подводит детей к тому, что не всю посуду можно сразу убирать в шкаф. Посуду необходимо вымыть, просушить и только потом убрать.
Какую посуду можно убрать сразу, а какую необходимо мыть и только после этого убирать на место. Обезьянка благодарит детей за помощь.
№1. «День рождения (любой персонаж, кукла, игрушка, непосредственно ребёнок)».
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к ......., столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у ........ сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к................ и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с конфетами и вареньем, просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.
№2. «Поможем убрать со стола...........................»
Д/задача: закрепить знание детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, чайник, салфетки, сахарница, ложечки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.
Игр/правила: правильно находить и отбирать посуду к чаю.
Игровое действие: убирать со стола после гостей: убрать скатерть, чайные приборы, помыть посуду.
Д/ материал: столик, стулья, обезьянка, чайник, блюдца, чайные ложечки, сахарница, скатерть, сливочник, чашка для мытья посуды, губка, полотенце для посуды.
Ход игры
Дети вместе с воспитателем убирают со стола. По ходу вопросов воспитателя дети находят соответствующие столовые приборы и выполняют с ними действия по примеру воспитателя.
- Что мы будем делать в начале?
Ответы детей... Убирать со стола
- Куда? (в шкаф для посуды)
- Всю ли посуду можно поставить в шкаф?
Воспитатель подводит детей к тому, что не всю посуду можно сразу убирать в шкаф. Посуду необходимо вымыть, просушить и только потом убрать.
Какую посуду можно убрать сразу, а какую необходимо мыть и только после этого убирать на место. .................... благодарит детей за помощь.
№ 3. Строим дом.
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Ход игры:
воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
№ 4. "Пора кушать".
Задачи: Накрыть стол, расставить приборы.
- Сварить суп, кашу на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр.) и покормить куклу из ложечки, палочкой, из ладошки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет.
- Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку.
- Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста), угостить кукол и зверей.
- Накормить куклу из тарелки супом, кашей, хлебушком, порезать ножом (палочкой) сосиску, колбаску (для этой цели могут использоваться шарик, кубик, палочка, детали от конструктора или мозаики, фантик, шарик).
- Вскипятить молоко, налить сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (используются пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантик, шарик) рисунками без детализации с обозначением только цвета, например, зеленый овал – огурчик, оранжевый – морковка, красный кружок - яблочко или помидор, зеленый круг в полоску - арбуз)
- Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани.
Оборудование: кастрюлька, сковорода, шарики, бусины, палочки и пр. и ложечки, палочки, блюдца, тарелочки, поварешка. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет, муляжи продуктов, куклы, колечки и т.д.
Ход игры
Не следует забывать о том, что игровые действия можно совершать и без использования предметов, с помощью пальцев, ладошки, жестов (например, "взять" пальчиками воображаемую конфету или орешек, протянуть мишке пустую ладошку и предложить ему яблочко).
В рамках этого сюжета можно организовать обыгрывание различных детских стихотворений, например: "Оладушки" А.Кравченко:
Бабушка, бабушка,
Испеки оладушки! –
Да испечь-то испеку,
Только где же взять муку?
- Вот мука! Бабушка, бабушка,
Испеки оладушки!
- Я б оладьев напекла,
Только нету молока.
- Вот молоко!
Бабушка, бабушка,
Испеки оладушки!
- Я бы испекла уже,
Вот беда-то, нет дрожжей.
-Вот дрожжи! Бабушка, бабушка,
Испеки оладушки!
- Да испечь-то испеку,
Только надо сахарку.
- Вот сахар! Бабушка, бабушка,
Испеки оладушки!
- Печь оладьи есть сноровка,
Только где же сковородка?
- Вот сковородка! Бабушка, бабушка,
Испеки оладушки!
Ну, теперь-то напеку,
Внучке милой напеку
И любимому внучку.
Целу гору напеку!
Масленых, румяных,
С медом, Со сметаной
Сначала читаете ребенку стихотворение, по разному интонируя речь бабушки и внука и иллюстрируя его соответствующими игровыми действиями (показываете пустую горсточку вместо муки, пустую чашку "с молоком", кубик вместо дрожжей, сковородку в виде игрушки или рисунка и т.п.). После того как малыш познакомится со стихотворением, можно разыграть его вместе, предложив ему роль внучка, подсказывая соответствующие слова и помогая в случае необходимости выполнить то или иное действие. Это стихотворение хорошо тем, что в нем ребенок повторяет одинаковые строчки, а его игровые действия достаточно разнообразны. Кроме того, их каждый раз можно варьировать (например, вместо плиты использовать кубик, плоскую деталь конструктора или пирамидки, стульчик и пр.), а со старшими детьми - обмениваться ролями.
№ 5. "Баюшки-баю"
Задачи: Запеленать куклу.
- Погладить, обнять ее.
- Побаюкать на руках.
- Положить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку.
- Спеть колыбельную песенку или прочитать стишок
Оборудование: кукла, пелёнки, кроватка, постельные принадлежности: подушка, матрац, одеяло, простынка, наволочка, пододеяльник.
Ход игры
Вот тебе под спинку мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
№ 6. "Надо, надо умываться"
Задачи: Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона).
• Вымыть кукле голову шампунем (из пластмассовой баночки), вытереть салфеткой.
• Причесать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце.
• Умыть куклу из тазика.
• Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку)
• Посадить на горшок (для маленьких игрушек можно использовать крышку от флакона или нижнюю часть пластмассовой банки)
Оборудование: кукла, ванночка, муляж мыла и губка, шарик, пластмассовой баночки, расческа, полотенце.
Игру можно сопровождать короткими стишками, например, такими как:
Водичка, водичка, Умой мое личико,
Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок, Кто у нас хорошая:
Кто у нас пригожая? Катенька хорошая!
Катенька пригожая!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр. Образовательная область "Безопасность". Средняя группа.
Картотека дидактических игр разработана в соответствии с ФГТ, образовательная область "Безопасность" и программой Р.Б. Стеркиной "Основы безопасности детей дошкольного возраста" . Средняя группа....
Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»
Здесь собраны дидактиченские игры на развитие слухового внимания...
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей средней группы с дикими животными
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение...
Картотека дидактических игр по экологии в средней группе.
Очень полезный материал....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...
Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»
Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»Дид. игра "Отгадай, что звучит" Цель: Развивать ...