"Значение детского экспериментирования для психического развития детей"
статья по окружающему миру
«ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все виды детской деятельности, в том числе и игровую.
Экспериментальная работа стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность, активизирует восприятие учебного материала. Основой познавательной активности ребёнка в экспериментировании является противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и его достижения.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами.
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Таким образом, результатом экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.
Познавательно - исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребёнок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребёнка.
Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая её тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду в льдинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как доказал Н.Н.Поддъяков , академик Российской академии образования, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные результаты действенным путём, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребёнка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента своё личное переживание и представление о предметах и явлениях мира.
Значение детского экспериментирования Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения Стимулирует развитие речи Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности
Есть у меня шестеро слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, - Всё узнаю от них. Они по знаку моему Являются в нужде.… Зовут их: «Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где…» Редьярд Киплинг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"
Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания ...
"Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"
Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/18/picture-669665-1442592256.jpg)
Статья на тему: "Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/16/picture-925298-1494958981.jpg)
ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Как доказал Н. Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, кот...
Значение детского экспериментирования для психического развития детей
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/23/picture-985403-1600840131.jpg)
Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...