Проект "Экологическая мозайка"
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4
Педагогический проект
«Экологическая мозайка»
Воспитатель
Рязанцева Н.А.
г. Рассказово
Педагогический проект «Экологическая мозайка»
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души.
(Неизвестный автор)
Актуальность: Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Мне близка позиция д-ра биол. наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Проблема: Исходя из этого, передо мной стала проблема, как, создать новый культурный образ дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Противоречия: Постановка данной проблемы возникла в результате имеющихся на данный момент противоречий:
- с одной стороны – между получением детьми знаний о предметах и явлениях,
- с другой стороны – между необходимостью формирования навыков бережного и неразрушающего обращения к природе.
Новизна: Создание комплексной физкультурно-оздоровительной и эколого-развивающей среды, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.
Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.
Участники проекта: дети 6-7 лет, заместитель заведующей по ВМР., заместитель заведующей по АХЧ., воспитатели группы, инструктор по физ. воспитанию, родители.
Форма проведения: образовательная деятельность, работа с родителями.
Продолжительность: краткосрочный проект, март-октябрь.
Цель проекта:
Совершенствование работы по оформлению и благоустройству территории МДОУ.
Эстетическое оформление и озеленение территории детского сада.
Задачи проекта:
Повышение качества озеленения дошкольного учреждения.
Создание благоприятных условий для воспитания, обучения и развития ребенка-дошкольника.
Привлечение детей, родителей к работе по благоустройству и озеленению территории детского сада.
Ожидаемые результаты:
Озеленение территории разнообразными и декоративными растениями.
Оснащение детских игровых площадок новым оборудованием для игры
на улице.
Создание и совершенствование нескольких зон, таких как «Мини сад», «Мини-огород», «Самоделкины», «Богатырские забавы», «Цветущая страна», «Лесная поляна».
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный этап: март- апрель.
Цель: подготовка необходимых материалов, используемых в дальнейшем для
преобразования территории МДОУ.
2.Практический этап: май-август.
Цель: организация территории ДОУ по зонам.
«Мини сад»
В нём растут яблони, кусты земляники. Между ними рассажены лекарственные растения, которые в дальнейшем могут
быть использованы для фитотерапии
в зимний период, что является одним из способов оздоровления детей в ДОУ.
«Мини-огород»
В котором выращиваются зелень: укроп, петрушка и разнообразные овощи: лук репчатый, огурцы, капуста белокочанная, помидоры, свёкла, редис, кабачки.
Эта зона помогает детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за овощными культурами. Работа на огороде помогает развивать у детей такие качества, как наблюдательность и трудолюбие.
«Лесная поляна»
В теневом углу создан кусочек леса, поскольку там прижились березки. Под ними растут травянистые растения. Эта зона стала основой для организации природоведческого аспекта в воспитании дошкольников.
«Самоделкины»
На участке вкапаны пеньки, на которых расположены разнообразные «грибы», «мини- вазы» для цветов, сделанные из бросового материала, цветочные клумбы, сделанные в форме лебедей, из автомобильной покрышки, изгородь-плетень для вертикального озеленения.
Эта зона должна стать площадкой для формирования социально-нравственных качеств ребенка: уважения к окружающим, желания познать себя и окружающий мир. Она может стать помощником для восстановления психологического комфорта и равновесия. Также она сама несет эстетическую ценность.
«Богатырские забавы»
Спортивная площадка в детском саду имеет
- спортивный комплекс, состоящий из различных отделов для развития у детей основных видов движений
- стенку, лесенки для лазанья
- поле для игры в футбол.
«Цветущая страна»
На всей территории детского сада расположены цветники. Цветников много: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение. На территории цветника нашей группы культуры подобраны по колору, высоте и срокам цветения: нарциссы, тюльпаны, гвоздики, бархатцы, астры, пионы, циннии и другие. Работая в цветнике, дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, о разнообразии цветов, а также приобретаются практические навыки ухода за растениями.
3. Заключительный этап: сентябрь-октябрь.
Цель: Завершение озеленения территории участков и зоны отдыха, повышение значимости участков ДОУ, создания психологического комфорта у детей и взрослых. Оформление территории новой группы возраста.
Установление контактов по вопросам озеленения и благоустройства территории, взаимопонимания между педагогами, родителями на следующий год.
Конечный результат: Создана комплексная физкультурно-оздоровительная и эколого-развивающая среда, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.
Дальнейшее развитие проекта: При условии достижения поставленных задач и получения положительных результатов предполагается дальнейшее развитие проекта в ДОУ на другие возрастные группы, кроме того возможна презентация полученного опыта работы на ГМО, размещение на сайтах интернета.
Перспективы распространения: Данный проект может быть использован в работе воспитателей ДОУ.
Управление проектом: Использование разных методов и приемов проведения работы по данной проблеме предполагает реализацию управленческих функций воспитателя через инструктирование детей, консультирование и привлечение родителей к реализации данного проекта.
Информационные ресурсы:
«Экологические проекты в детском саду» О.М.Масленниковой, А.А.Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2009 г., и осуществлён с учётом реализуемой в детском саду общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
«Наш дом – природа» Н.Рыжовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.Буренина. Ритмическая мозайка.
Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего возраста....
Консультация для родителей виды театров «Театральная мозайка».
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.Совместные театрализованные игры направлены на развитие у малышей ощущений, чувств и ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ ТЕХНИКА МОЗАЙКА
«Путешествие в Цветочный город на воздушном шаре.»...
Звуковая мозайка
Звуковой анализ:•Определение порядка звуков в слове;•Выделение отдельных звуков;•Различение звуков по их качественным характеристикам....
дидактическая игра " Мозайка "
игра для развития мышления и моторики рук...
Перспективный план работы по кружковой работе в первой младшей группе на тему «Пластилиновая мозайка»
планирование на год. самообразование...
Консультация для родителей " Мозайка"
Мозайка в интеллектуальном развитие ребёнка....