НОД "Свойства воды"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Шкрябунова Елена Васильевна

Развивать познавательные способности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе

Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение выявлять свойства воды;

- формировать умение сравнивать и делать выводы из наблюдения;

- формировать навыки проведения лабораторных опытов;

- обогащать словарный запас новыми понятиями.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение делать умозаключения.

Воспитательные:

- формировать самостоятельность, аккуратность и трудолюбие;

- воспитывать игровое и вербальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Оборудование, необходимое для занятия:

Персонаж - рюкзак, знаки/слайды со свойствами воды, небольшой тазик с водой, стакан, 3 колбы разной формы, высокий сосуд, стакан с водой, стакан + бутылочка молока, дистиллированная вода – 1л, 3 мандарина, большой сосуд с водой, на каждого ребенка – пластиковый поднос, стакан, пластиковая палочка-ложечка, гуашь.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с волшебницей водой, которая всем на свете нужна. Помните? Вспомнить нам поможет стихотворение (авт. Н. Рыжова)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

Итак, для чего нам нужна вода?

Дети: Ответы детей. (купаться, пить, варить еду, стирать, плавать…)

Воспитатель: А сегодня мы должны были познакомиться с ее некоторыми свойствами, узнать ее секреты, но… когда я подошла к шкафу, где было приготовлено все для опытов, там ничего не оказалось, кроме… вот этого рюкзака. 

Воспитатель: Он там и раньше лежал, но сейчас он стал гораздо толще.

Дети: Это он все проглотил!

Воспитатель: Я тоже так подумала и договорилась с ним, что если возьму его на наше занятие, то он все отдаст. Оставим его?

Д.Да!

Воспитатель: Открывает молнию и достает некоторые предметы для занятия (колбы разных форм, бутылочку молока, два мандарина ,краски)

(Остальное оборудование уже готово для занятия и стоит на подносах в стороне.)

Воспитатель: Ну, вот видите, он просто заскучал! Давайте брать его с собой. Правда придется присматривать за его поведением.

(Таким образом, появился отрицательный герой, ставший на путь исправления, с помощью которого можно отрабатывать правила поведения, и предугадывать неправильные ответы. Он будет присутствовать на всех занятиях и дети дают ему советы, оценивают его поведение и ответы.)

Воспитатель: Итак, чтобы определить первое свойство воды проделаем опыт:

- На подносе три химические колбы разной формы.

Сейчас Максим наберет воды из емкости (платсмассовый тазик) и нальет в первую колбу.

  Витя наберет воды и этой же емкости и нальет во вторую колбу.

И Полина наберет воды из этой же емкости и наполнит третью колбу.

Посмотрите, колбы разных форм и вода повторила их форму.

А теперь выльем воду и этих трех колбочек в этот большой сосуд.

Воспитатель: Форма воды опять изменилась?

Дети: Да.

Воспитатель: Можно сказать, что вода не имеет своей формы, поторяет форму сосуда, в котрый ее наливают.

Дети: Да!

Вывод:

 «Вода не имеет постоянной формы».

Воспитатель: Второй опыт покажет нам какого цвета вода.

Воспитатель: Ой, вот рюкзак говорит, что вода белого цвета. Посмотрим, прав ли он?

На подносе стакан с водой и стакан с молоком.

Воспитатель: Как вы думаете , что в стаканах?

Дети: Вода, молоко.

Воспитатель: Помотрите на их цвет.

Дети: Молоко белое.

Дети: Вода (серебристая, прозрачная…)

Воспитатель: Вода бесцветная

Вывод:  «Вода бесцветная».

Воспитатель: Третий опыт.

Перед вами на столах стоят стаканчики, в которые налита вода.

Понюхайте ее. Попробуйте ее на вкус.

Дети: Ничем не пахнет.

Вывод:

( «Вода без запаха».) 

Дети: На вкус никакая.

 «Вода без вкуса».)

Воспитатель: А сейчас мы с вами  попробуем придать ей цвет .

Посмотрите на стол, что вы видете?

Дети: Краски и воду.

Воспитатель: Какого цвета краски? Назовите цвета по порядку. А какого цвета вода?

Дети: Краски - красная, жёлтая, синяя, зелёная. А вода не имеет цвета.

Воспитатель: Я вас всех приглашаю посмотреть волшебный эксперимент.

«Разноцветная вода».

На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:

Воспитатель: Была водичка простой,

Стань водичка цветной!

Ребята, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета).

-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?

-Почему вода окрасилась в разные цвета?

Дети: предполагают, что скорее всего вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.

Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.

Воспитатель берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.

Вывод: Вода бесцветная, т.е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.

Воспитатель: Молодцы, ребятки.

Воспитатель: Итак, мы с вами познакомились со свойствами чистой воды.

Кто может их назвать? (Обращаемся к знакам.)

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Молодцы!

Интересно было? У нас все получилось? Мы поработали со всеми предметами, которые я принесла на занятие?

Дети: Нет! Тут еще мандарин!

Воспитатель: Действительно – мандарин для опыта-фокуса, который мы сейчас проделаем, а вы сможете продемонстрировать его дома мамам и папам…

Манадарин в кожуре опускаетс в сосуд с водой и плавает у поверхности. Воспитатель очищает мандарин, опускает в тот же сосуд. Мандарин опускается на дно.

Можно достать из рюкзака один наполовину очищенный мандарин и опустить туда же и еще один неочищенный мандарин. Будет эффектная картинка: очищенный на дне, наполовину очищенный посередине сосуда и неочищенный близко к поверхности.

Воспитатель: Видите, как интересно: на первый взгляд очистили мандарин - он стал легче, а он тонет

Воспитатель: Секрет этого фокуса в пузырьках воздуха, которые прячутся по кожурой , они не позволяли утонуть мандарину. Корочку почистили, пузырьки воздуха улетели и мандарин тонет.

Будете показывать фокус дома - секрет не открывайте, пусть это будет наша тайна!

Вот как раз о дружбе воды и вохдуха мы поговорим с вами на следующем занятии.

Прийдете?

Дети: ДА!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...