НОД "Свойства воды"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе
Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение выявлять свойства воды;
- формировать умение сравнивать и делать выводы из наблюдения;
- формировать навыки проведения лабораторных опытов;
- обогащать словарный запас новыми понятиями.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение делать умозаключения.
Воспитательные:
- формировать самостоятельность, аккуратность и трудолюбие;
- воспитывать игровое и вербальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Оборудование, необходимое для занятия:
Персонаж - рюкзак, знаки/слайды со свойствами воды, небольшой тазик с водой, стакан, 3 колбы разной формы, высокий сосуд, стакан с водой, стакан + бутылочка молока, дистиллированная вода – 1л, 3 мандарина, большой сосуд с водой, на каждого ребенка – пластиковый поднос, стакан, пластиковая палочка-ложечка, гуашь.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с волшебницей водой, которая всем на свете нужна. Помните? Вспомнить нам поможет стихотворение (авт. Н. Рыжова)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить.
Итак, для чего нам нужна вода?
Дети: Ответы детей. (купаться, пить, варить еду, стирать, плавать…)
Воспитатель: А сегодня мы должны были познакомиться с ее некоторыми свойствами, узнать ее секреты, но… когда я подошла к шкафу, где было приготовлено все для опытов, там ничего не оказалось, кроме… вот этого рюкзака.
Воспитатель: Он там и раньше лежал, но сейчас он стал гораздо толще.
Дети: Это он все проглотил!
Воспитатель: Я тоже так подумала и договорилась с ним, что если возьму его на наше занятие, то он все отдаст. Оставим его?
Д.Да!
Воспитатель: Открывает молнию и достает некоторые предметы для занятия (колбы разных форм, бутылочку молока, два мандарина ,краски)
(Остальное оборудование уже готово для занятия и стоит на подносах в стороне.)
Воспитатель: Ну, вот видите, он просто заскучал! Давайте брать его с собой. Правда придется присматривать за его поведением.
(Таким образом, появился отрицательный герой, ставший на путь исправления, с помощью которого можно отрабатывать правила поведения, и предугадывать неправильные ответы. Он будет присутствовать на всех занятиях и дети дают ему советы, оценивают его поведение и ответы.)
Воспитатель: Итак, чтобы определить первое свойство воды проделаем опыт:
- На подносе три химические колбы разной формы.
Сейчас Максим наберет воды из емкости (платсмассовый тазик) и нальет в первую колбу.
Витя наберет воды и этой же емкости и нальет во вторую колбу.
И Полина наберет воды из этой же емкости и наполнит третью колбу.
Посмотрите, колбы разных форм и вода повторила их форму.
А теперь выльем воду и этих трех колбочек в этот большой сосуд.
Воспитатель: Форма воды опять изменилась?
Дети: Да.
Воспитатель: Можно сказать, что вода не имеет своей формы, поторяет форму сосуда, в котрый ее наливают.
Дети: Да!
Вывод:
«Вода не имеет постоянной формы».
Воспитатель: Второй опыт покажет нам какого цвета вода.
Воспитатель: Ой, вот рюкзак говорит, что вода белого цвета. Посмотрим, прав ли он?
На подносе стакан с водой и стакан с молоком.
Воспитатель: Как вы думаете , что в стаканах?
Дети: Вода, молоко.
Воспитатель: Помотрите на их цвет.
Дети: Молоко белое.
Дети: Вода (серебристая, прозрачная…)
Воспитатель: Вода бесцветная
Вывод: «Вода бесцветная».
Воспитатель: Третий опыт.
Перед вами на столах стоят стаканчики, в которые налита вода.
Понюхайте ее. Попробуйте ее на вкус.
Дети: Ничем не пахнет.
Вывод:
( «Вода без запаха».)
Дети: На вкус никакая.
«Вода без вкуса».)
Воспитатель: А сейчас мы с вами попробуем придать ей цвет .
Посмотрите на стол, что вы видете?
Дети: Краски и воду.
Воспитатель: Какого цвета краски? Назовите цвета по порядку. А какого цвета вода?
Дети: Краски - красная, жёлтая, синяя, зелёная. А вода не имеет цвета.
Воспитатель: Я вас всех приглашаю посмотреть волшебный эксперимент.
«Разноцветная вода».
На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:
Воспитатель: Была водичка простой,
Стань водичка цветной!
Ребята, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета).
-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?
-Почему вода окрасилась в разные цвета?
Дети: предполагают, что скорее всего вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.
Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.
Воспитатель берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.
Вывод: Вода бесцветная, т.е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.
Воспитатель: Молодцы, ребятки.
Воспитатель: Итак, мы с вами познакомились со свойствами чистой воды.
Кто может их назвать? (Обращаемся к знакам.)
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Молодцы!
Интересно было? У нас все получилось? Мы поработали со всеми предметами, которые я принесла на занятие?
Дети: Нет! Тут еще мандарин!
Воспитатель: Действительно – мандарин для опыта-фокуса, который мы сейчас проделаем, а вы сможете продемонстрировать его дома мамам и папам…
Манадарин в кожуре опускаетс в сосуд с водой и плавает у поверхности. Воспитатель очищает мандарин, опускает в тот же сосуд. Мандарин опускается на дно.
Можно достать из рюкзака один наполовину очищенный мандарин и опустить туда же и еще один неочищенный мандарин. Будет эффектная картинка: очищенный на дне, наполовину очищенный посередине сосуда и неочищенный близко к поверхности.
Воспитатель: Видите, как интересно: на первый взгляд очистили мандарин - он стал легче, а он тонет
Воспитатель: Секрет этого фокуса в пузырьках воздуха, которые прячутся по кожурой , они не позволяли утонуть мандарину. Корочку почистили, пузырьки воздуха улетели и мандарин тонет.
Будете показывать фокус дома - секрет не открывайте, пусть это будет наша тайна!
Вот как раз о дружбе воды и вохдуха мы поговорим с вами на следующем занятии.
Прийдете?
Дети: ДА!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"
Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...