Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (младшая группа)
Дошкольное детство – очень значимый этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются основы характера и моральных качеств личности.
Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало формирования индивидуальности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Многие выдающиеся педагоги и психологи прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел природу в качестве источника знаний, средства для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский говорил о том, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
В дошкольном возрасте, как утверждал выдающийся педагог А.С. Макаренко, окончательно закладываются основы, корни воспитания. Поэтому, исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в этот период возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно тогда накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём.
Идеи формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей дошкольного возраста получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях и методических работах многих педагогов (А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, З.Д. Сизенко, С.А. Веретенниковой. Огромную роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов (А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.), в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе.
Экологическое образование дошкольников относительно новое направление в дошкольной педагогике. Данное направление развивается на основе формирования природоведческих знаний, изучаемых на этапе дошкольного детства.
Исследования А.В. Запорожца, Я.З. Неверович показывают, что у детей присутствует субъективное отношение к миру природы, которое проявляется в познавательной деятельности. Наличие у детей дошкольного возраста познавательных компонентов в структуре психических процессов приводит к формированию эмоциональных комплексов. В.Я. Ясвин в своих работах подтвердил, что у дошкольников преобладает когнитивный компонент отношения (познание через наблюдения), его модальность носит субъективный характер, т.е. зависит от деятельности педагога.
Ученые-психологи, такие как А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Освоение детьми представлений об объектах живой и неживой природы осуществляется легче, если процессе познания природы проходит интересно, включает в себя наблюдения, опыты, игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры.
В дошкольной педагогике проводились исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
А вот последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Сегодня экологическое воспитание представляет собой один из наиболее важных разделов дошкольного образования. Согласно ФГОС, экологическое образование – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. У детей должны быть сформированы начала экологической культуры: осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Экологическое воспитание – это познание окружающего мира, в котором находится ребёнок и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Формирование представлений об объектах живой и неживой природы - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционное представление в программах ознакомления детей с природой. Прежние программы - ориентирование педагогов на простую передачу знаний об объектах и явлениях природы, доступных детям дошкольного возраста. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода и др..
Наряду с этим, программы содержали задачу освоения детьми отдельных взаимосвязей в природе. Все программы воспитательно-образовательной работы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе.
Результатом же современного экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знание о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
По мнению П.Г. Федосеевой основной целью экологического воспитания в дошкольном детстве является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе». Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только в том случае, если они ежедневно видят примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.
Важно то, что все многообразие растений и животных, доступное наблюдению ребенка, предстает перед ним в постоянно изменяющемся виде: растение прорастает, растет, цветет, увядает; животные рождаются, развиваются, превращаются во взрослую особь. Таким образом, многообразие растений и животных, их связь с внешней средой, рост и развитие являются атрибутами окружающей ребенка природной действительности, которые входят в сферу его познавательной деятельности.
Главная задача экологического образования детей дошкольного возраста, по С.Н. Николаевой, состоит «в передаче детям адаптированных экологических знаний и формирование на их основе экологических представлений о природе. Формирующиеся представления становятся основой развития осознанно правильного отношения детей к природе, становления у них начал экологической культуры».
Таким образом, формирование представлений об объектах живой и неживой природы у детей дошкольного возраста напрямую связано с задачами экологического образования дошкольников, поскольку оно способствует формированию системы элементарных научных экологических знаний, развитию познавательного интереса к миру природы, формированию умений вести наблюдения за ростом растений и животных, воспитанию эмоционально-положительного, бережного отношения к миру растений и животных и умений экологически грамотно ухаживать за растениями и животными. Более подробно особенности организации наблюдений за объектами природы в дошкольном учреждении мы рассмотрим в следующем пункте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
анализ ппл | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей дошкольного возраста. (Младшая группа)
Воспитатель МБДОУ 1 «Русалочка» п. Гигант Лазарева Татьяна Сергеевна.
Дошкольное детство – очень значимый этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются основы характера и моральных качеств личности.
Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало формирования индивидуальности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Многие выдающиеся педагоги и психологи прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел природу в качестве источника знаний, средства для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский говорил о том, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
В дошкольном возрасте, как утверждал выдающийся педагог А.С. Макаренко, окончательно закладываются основы, корни воспитания. Поэтому, исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в этот период возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно тогда накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём.
Идеи формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей дошкольного возраста получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях и методических работах многих педагогов (А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, З.Д. Сизенко, С.А. Веретенниковой. Огромную роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов (А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.), в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе.
Экологическое образование дошкольников относительно новое направление в дошкольной педагогике. Данное направление развивается на основе формирования природоведческих знаний, изучаемых на этапе дошкольного детства.
Исследования А.В. Запорожца, Я.З. Неверович показывают, что у детей присутствует субъективное отношение к миру природы, которое проявляется в познавательной деятельности. Наличие у детей дошкольного возраста познавательных компонентов в структуре психических процессов приводит к формированию эмоциональных комплексов. В.Я. Ясвин в своих работах подтвердил, что у дошкольников преобладает когнитивный компонент отношения (познание через наблюдения), его модальность носит субъективный характер, т.е. зависит от деятельности педагога.
Ученые-психологи, такие как А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Освоение детьми представлений об объектах живой и неживой природы осуществляется легче, если процессе познания природы проходит интересно, включает в себя наблюдения, опыты, игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры.
В дошкольной педагогике проводились исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
А вот последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Сегодня экологическое воспитание представляет собой один из наиболее важных разделов дошкольного образования. Согласно ФГОС, экологическое образование – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. У детей должны быть сформированы начала экологической культуры: осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Экологическое воспитание – это познание окружающего мира, в котором находится ребёнок и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Формирование представлений об объектах живой и неживой природы - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционное представление в программах ознакомления детей с природой. Прежние программы - ориентирование педагогов на простую передачу знаний об объектах и явлениях природы, доступных детям дошкольного возраста. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода и др..
Наряду с этим, программы содержали задачу освоения детьми отдельных взаимосвязей в природе. Все программы воспитательно-образовательной работы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе.
Результатом же современного экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знание о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
По мнению П.Г. Федосеевой основной целью экологического воспитания в дошкольном детстве является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе». Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только в том случае, если они ежедневно видят примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.
Важно то, что все многообразие растений и животных, доступное наблюдению ребенка, предстает перед ним в постоянно изменяющемся виде: растение прорастает, растет, цветет, увядает; животные рождаются, развиваются, превращаются во взрослую особь. Таким образом, многообразие растений и животных, их связь с внешней средой, рост и развитие являются атрибутами окружающей ребенка природной действительности, которые входят в сферу его познавательной деятельности.
Главная задача экологического образования детей дошкольного возраста, по С.Н. Николаевой, состоит «в передаче детям адаптированных экологических знаний и формирование на их основе экологических представлений о природе. Формирующиеся представления становятся основой развития осознанно правильного отношения детей к природе, становления у них начал экологической культуры».
Таким образом, формирование представлений об объектах живой и неживой природы у детей дошкольного возраста напрямую связано с задачами экологического образования дошкольников, поскольку оно способствует формированию системы элементарных научных экологических знаний, развитию познавательного интереса к миру природы, формированию умений вести наблюдения за ростом растений и животных, воспитанию эмоционально-положительного, бережного отношения к миру растений и животных и умений экологически грамотно ухаживать за растениями и животными. Более подробно особенности организации наблюдений за объектами природы в дошкольном учреждении мы рассмотрим в следующем пункте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...
НОД на игровой основе по исследованию объектов живой и неживой природы для детей подготовительного возраста. Квест-игра «Приключение в зимнем лесу» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по экологии для детей подготовительного возраста.Квест-игра "Приключение в зимнем лесу"...
НОД на игровой основе по исследованию объектов живой и неживой природы для детей подготовительного возраста. Экологическая викторина «Знатоки осени» с использованием здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных, проблемно-игровых технологий
Конспект занятия для детей подготовительного возраста. Экологическая викторина "Знатоки осени"....
Презентация «Игровая деятельность как средство формирования заботливого отношения к объектам живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста».
Презентация .Игровая деятельность как средство формирования заботливого отношения к объектам живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста»....
Средства формирования знаний о неживой природе у детей дошкольного возраста
Средства формирования знаний о неживой природе у детей дошкольного возраста.Являясь важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста, природа оказывает положительное влияние на ребен...
Разработка системы наблюдения в течении месяца (Март), за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста
Разработка системы наблюдения в течении месяца (Март), за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста...
КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙПРИРОДЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.Целевая прогулка « Где живут муравьи»Цель: Познакомить детей с наиболее часто ...