Экологическое воспитание в детском саду
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа)
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация по окружающему миру | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического .
Термин «экология» введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886г, происходит от греческого слова « экойс », « экус » – дом, обитание, жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среды. Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых. Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями. Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания и т.д.
Цель экологического воспитания: - становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Задачи экологического воспитания: формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными; воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду; воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой; воспитание средствами природы эстетических и патриотических чувств.
Экологическое воспитание осуществляется в рамках педагогически целенаправленной организации различных форм деятельности дошкольника: Игровая – вовлечение ребёнка в традиционные и народные игры экологического содержания, в которых он символически борется за здоровую и процветающую жизнь природы, осваивает в ролевой импровизации правила и законы экологической этики и учится отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии . Познавательная – активное участие ребёнка в экологических экспериментальных проектах, экскурсиях, прогулках; формирование понимания гармонического единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа без ложного чувства собственного превосходства. Трудовая – осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания. Художественно-эстетическая – гуманизация отношений ребёнка с природой, актуализация эмоционального восприятия в процессе творческого воплощения красоты окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения.
Проект «Путешествие по экологической тропе» Данный проект обеспечивает каждому ребёнку условия ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения, на познании климатических особенностей родного края. Экологическая тропа — одна из современных форм воспитания и образования детей — работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. При этом дети знакомятся с растениями и животными, местами их обитания, условиями жизни, тем самым расширяя свой кругозор, и практикуются в ориентировании.
Проблема: отдалённость городских жителей от природы, потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды — всё это приводит к отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать; недостаточная возможность использования территории детского сада для создания образовательных ситуаций по изучению природы родного края, формирования чувства близости к ней, необходимости бережного отношения; необходимость повышения компетентности родителей в вопросах экологического просвещения детей.
Цель: знакомство детей с объектами живой природы ближайшего окружения и обучение дошкольников способам охраны окружающей среды. Задачи: дать детям представление о разнообразии растительного мира родного края на растениях ближайшего окружения; уточнить , систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды; формировать знания о проявлениях всего живого (питание, рост, развитие); развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу экологической культуры.
Этапы проекта: I этап — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования. II этап — собственно познавательно-исследовательский. III этап — обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний. Детский результат: дети узнают особенности природы родного края; дети овладеют знаниями безопасного поведения в природе; у детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; дети систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды; дети умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
Планируемые результаты. вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы; расширение кругозора (сформированное представление о разных овощах, условиях выращивания, сбора урожая, употребления ); формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности; ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей; в ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям; сплочение детей, родителей и воспитателей.
Этапы создания и оформления тропы: 1 этап — подготовительный: д етальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов; с оставление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов с учётом возраста детей; выбор вместе с детьми хозяина тропинки– сказочного персонажа; составление паспорта всех точек тропинки; Изготовление выносных знаков обозначающих каждую точку; с оставление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
2 этап — познавательно-исследовательский: Содержание деятельности по реализации проекта . 1. «Хозяин экологической тропы» познакомить детей с хозяином тропы; составление карты-схемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех её наиболее интересных объектов. (все групповые площадки детского сада)
2. «Деревья и кусты» учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам; закрепить названия деревьев и кустов, их строение, внешние признаки; систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; воспитывать бережное отношение к растениям. (берёза; тополь; сосна; клён; липа; туя; шиповник; ива; калина и др.)
3. «Птичья столовая» закрепить у детей представление о зимующих и перелётных птицах; учить различать и называть птиц по внешнему виду; развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, желание их подкармливать; воспитывать бережное отношение к ним. (синица; воробей; сорока; голуби и др.)
4. «Цветочная клумба» уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста; дать представление о сезонных работах в цветнике; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия; воспитывать желание работать в цветнике, создавать красоту; развивать навык опытно-экспериментальной деятельности. (многолетние и однолетние цветущие растения)
5. «Огород» продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними; развивать интерес к выращиванию овощных культур; воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками; огородные грядки; семена, рассада, плоды овощных культур.
6. «Муравейник» углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; сформировать представление о роли муравьёв в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям. (берлога, нора и др.)
7. «Зелёная аптека» расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях ближайшего окружения; развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения. (цветущие растения и травы)
8. «Жужжащий луг» закреплять представления о мире насекомых; учить отличать насекомых по внешнему виду, называть их; развивать желание сохранять этот мир природы (поляна в саду).
9. «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме; выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разнофактурным природным материалом (это спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок); упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.
10. «Метеостанция» Метеостанция – это площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра) . При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка.
11. Альпийская горка Альпийская горка - одна из интереснейших видовых точек экологической тропы. Каменистая или альпийская горка, альпинарий, рокарий – все это название цветника, в котором прихотливо сочетаются камни и растения. Альпийская горка – это своеобразная модель горного ландшафта в уменьшенном виде. Альпинарий рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями.
3 этап — обобщающий обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний; з ащита проекта « Путешествие по экологической тропе ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду № 11
Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....
Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.
В этом докладе изложен мой опыт работы по экологическому воспитанию , представлены формы и методы работы с детьми и их родителями....
Экологическое воспитание в детском саду
Доклад для родительского собрания...
Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду
Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....