"Тонет - не тонет"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Нод по иследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dudina_zanyatie.docx | 23.39 КБ |
tehnologicheskaya_karta_otkrytoe_2019.odt | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Анкета-заявка
на участие в Конкурсе
1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Дудина Елена Юрьевна
2. Должность воспитатель
3. Педагогический стаж работы
4. Преподаваемый предмет
5. Группа проведения занятия II «А» младшая группа количество детей в группе 25 детей
6. Телефон для связи 8-983-202-73-44
Дата заполнения 04.12.2018 г. Подпись
«Источники света»
Дудина Елена Юрьевна,
воспитатель
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 16 «Тополек»
Телефон:
8-983-202-73-44
г. Енисейск
2018 г.
Пояснительная записка
Тема занятия: «Источники света».
Цель занятия: Расширять представления детей об источниках света и его свойствах.
Задачи:
- актуализировать имеющиеся у детей представления по теме;
- создать условия для детского экспериментирования;
- обогатить представления детей о разнообразных источниках света.
Характеристика группы:
В нашей группе 25 воспитанников, в том числе: 13 девочек и 12 мальчиков. Из них 5 детям уже исполнилось 4 года, остальным же воспитанникам по 3 года. Наш возраст – возраст почемучек. Поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло нам помогают обсуждения «на равных» детских вопросов и проблем, интересные занятия, выставки книг, иллюстраций, совместных работ детей и взрослых по изобразительной деятельности и ручному труду. Внимание у детей неустойчивое. Большинство детей хотят заниматься интересными делами, но не все и не всегда умеют сами их находить. Взаимодействие друг с друг происходит пока по инициативе взрослого, дети отвечают на вопросы, отзываются на просьбы, умеют попросить о помощи. Проявляют готовность посочувствовать, пожалеть. Необходимо обогащение активного и пассивного словаря, развитие у воспитанников диалогической и связной речи.
Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип активности (поддерживается мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности (приемы в рамках деятельностного подхода, ребенок – субъект деятельности)
Реализуемые направления развития ребенка:
Социально-коммуникативное: включение ребенка в общение со взрослым и детьми доступными средствами;
Речевое: участие детей в диалоге, желание высказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, обогащение словаря (тень – возможно для детей это новое слово).
Познавательное направление: расширение представлений об окружающем мире - о источниках света и его свойствах - через активизацию детского опыта.
Для достижения цели предполагается использование следующих методов и приемов:
- прием эмоциональной заинтересованности в рамках проблемно-игровых ситуаций;
- игровой прием (проблемно-игровые ситуации);
- наглядно-практический метод (наличие предметов познания и исследования);
- словесный метод (вопросы к детям, проговаривание вместе с детьми, диалог);
- смена детских видов деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная;
- смена тембра и звука голоса, удерживание паузы воспитателем;
- смена позиций взаимодействия: организатор, наблюдатель, «некомпетентный партнер» (сделать вид, что не знаю);
- незаметное «подбрасывание» предметов;
- прием сравнения, аналогии.
Оборудование: 2 одинаковых коробки с крышкой, в которых сделаны прорези (внутри обоих коробок изображение звездного неба), фонарики (по количеству детей и один фонарик лежит в комнате помощника воспитателя), настольная лампа, зеркала (по количеству детей), картон, тряпочки разной плотности и цвета.
Приложение 2
Структурные компоненты занятия - технологическая карта.
Этап занятия | Задачи этапа | Методы, приемы, формы, | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результаты |
Психологический настрой. | Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки. | Игра на эмоциональный настрой «Здравствуйте, ладошки» | Создает атмосферу доброжелательности, играет с детьми | Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога | Создана благоприятная эмоциональная обстановка. |
Мотивационно-побудительный. | Организовать внимание детей. Вызвать желание детей участвовать в деятельности. | Внесение в предметную среду группы двух одинаковых ярких коробок для детей. Удерживание паузы. Создание проблемно-игровой ситуации. Воспитатель - режиссер, наблюдатель заинтересованный. | Организует познавательное пространство группы. Обращает внимание детей на пространство. Наблюдает за действия детей. (При необходимости обращает внимание детей на прорези в коробках). Задает выясняющие и уточняющие вопросы. | Обращают внимание на новые для них предметы, свободно с ними действуют (рассматривают коробки), включаются в диалог с педагогом. | Внимание детей привлечено. У детей появилось желание подействовать, посмотреть, что спрятано в коробках. |
Актуализация опыта детей, практическая деятельность | Актуализировать опыт и представления детей, организовать детское исследование, поддерживать выдвижение детьми гипотез и простейших умозаключений, поддерживать эмоциональные проявления детей. | Наглядно-практический метод (наличие предмета исследования у каждого ребенка). Подвижная игра «Поймай солнечных зайчиков». Незаметное внесение предметов (коробки, фонарики, зеркала, кусочки ткани). Прием сравнения, аналогии. | Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей друг на друга. Инициирует проговаривание свойств, выдвижение гипотез и проговаривание умозаключений, внимательно их выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания. Переключает внимание детей на вновь появившиеся предметы (фонарики, зеркала). Привлекает внимание детей к новому неизвестному объекту, создает ситуацию выяснения (лампа). | Активно рассматривают, изучают и действуют с предметами (фонарики, зеркала, кусочки ткани). Обнаруживают новые объекты (лампа), рассматривают их, выдвигают в отношении их свои предположения, включаются в проблемно-игровую ситуацию. | Все дети включаются в практическую деятельность. В деятельности опираются на собственный опыт. Найдены и присвоены новые способы определения свойств «нематериальных» объектов. |
Осмысление (итог) | Созданы условия для осмысления деятельности самими детьми | Наглядно-игровой метод | Воспитатель организует осмысление деятельности детей на занятии с помощью карточек, где изображены фонарь выключенный и фонарь включённый; солнце и тучи; настольная лампа включенная и настольная лампа выключенная. Их нужно разложить по коробкам, которые были внесены в начале занятия. | Дети раскладывают карточки-схемы по коробкам, в одной из которых фонарь включен и мы увидели звездное небо в начале НОД, а в другой фонарь выключен, и мы не увидели звездное небо. | Дети сами зафиксировали полученные знания |
Заключительный - рефлексия. | Формировать предпосылки эмоционального отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось, настроение хорошее). | На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего. | Выясняет эмоциональные состояния детей, используя смайлики. | Проговаривают и проявляют свои эмоции. | Дети обозначили свое эмоциональное состояние в конце деятельности. |
Приложение 3
Сценарный план занятия
Ход занятия в соответствии с этапами | Действия воспитателя и детей |
1. Психологический настрой | Воспитатель организует внимание детей, создает атмосферу доброжелательности - организует игру на эмоциональный настрой «Здравствуйте, ладошки». |
2.Мотивационно-побудительный этап | Воспитатель обращает свое внимание на пространство групповой комнаты и спрашивает у детей, что нового появилось у них в группе. До этого помощник воспитателя вносит две одинаковые коробки с прорезями, в обоих коробках «звездное небо», но в одной из них включен фонарик, в другой выключен. Выясняем, почему в одной коробке видим звездное небо, а в другой нет? |
3. Актуализация, практическая деятельность детей | 1. Задается вопрос: Есть ли в нашей группе место, где сейчас темно? Дети сами ходят и ищут по группе такое место (им оказывается комната помощника воспитателя, где заранее оставлен фонарик на полке. 2. Педагог организует проблемно-игровую ситуацию: подкидывает на стол ткани различной плотности и картон, организуя смену детской деятельности и предлагает поиграть с детьми в игру «Спрячь свет». Наблюдает за действиями детей, выдерживает паузу, выслушивает версии детей, помогает появиться разным версиям, используя выясняющие вопросы, н-р: - А у Насти получилось спрятать свет? - А какую ты Артем взял тряпочку? - Что же у вас получилось, ребята? Дети сравнивают свет от фонариков по величине, цвету, форме, предполагают - на что они похожи? (предполагаемые детские версии: свет от фонарика похож на цветок, на ракету, круг, солнышко). Выслушиваются все детские варианты ответов. Воспитатель и дети вместе обнаруживают зеркала на другом столе, воспитатель дает детям (всем) выбрать зеркало, потрогать его, рассмотреть и предлагает половить солнечных зайчиков. 3. Если детский интерес к деятельности не угасает и не наблюдается детская усталость, организуется новый игровой момент: солнечный зайчик при помощи фонарика ловим. Воспитатель поощряет детские действия и наблюдает за детьми. |
Осмысление (итог) | Педагог раздает всем детям карточки-схемы и предлагает разложить по коробочкам, в одной из них мы в начале увидели звездное небо, а в другой не увидели. При этом воспитатель принимает любые решения детей и лишь задает наводящие вопросы, н-р: - Аделина, а почему ты положила в эту коробку карточку с солнцем? - Тимофей, куда ты положил карточку с изображением выключенного фонаря? |
4.Заключительный - рефлексия | Педагог предлагает детям продемонстрировать эмоциональное отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось) – инициирует проговаривание детьми своего эмоционального отношения к произошедшей деятельности. Педагог раздает детям смайлики и предлагает положить их каждому туда, где больше всего понравилось играть: темная комната, игры с фонариками и зеркалами или же рассматривание и «заглядывание» в одинаковые коробки. Дети проговаривают свои версии, воспитатель все версии детей принимает и предлагает положить свои смайлики. |
Предварительный просмотр:
«Тонет — не тонет»
Дудина Елена Юрьевна,
воспитатель
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 16 «Тополек»
г. Енисейск
2019 г.
Пояснительная записка
Тема занятия: «Тонет — не тонет».
Цель занятия: формирование у детей представлений о свойствах предметов и материалов.
Задачи:
- создать условия для детского экспериментирования;
-побуждать детей к исследованиям, инициировать детские вопросы,
-актуализировать имеющиеся у детей представления по теме;
-активизировать в речи детей слова: прозрачная, холодная, теплая, тонет, не тонет, плавает,
-формировать детскую любознательность, эстетическое восприятие.
Интеграция образовательных направлений: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое.
Характеристика группы:
В нашей группе 25 воспитанников, в том числе: 13 девочек и 12 мальчиков. В основном воспитанникам по 3 года, но есть две воспитанницы, которым пока еще полных 2 года. Наш возраст – возраст почемучек. Поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло нам помогают обсуждения «на равных» детских вопросов и проблем, интересные занятия, выставки книг, иллюстраций, совместных работ детей и взрослых по изобразительной деятельности и ручному труду. Внимание у детей неустойчивое. Большинство детей хотят заниматься интересными делами, но не все и не всегда умеют сами их находить. Взаимодействие друг с друг происходит пока по инициативе взрослого, дети отвечают на вопросы, отзываются на просьбы, умеют попросить о помощи. Проявляют готовность посочувствовать, пожалеть. Необходимо обогащение активного и пассивного словаря, развитие у воспитанников диалогической и связной речи.
Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип активности (поддерживается мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности (приемы в рамках деятельностного подхода, ребенок – субъект деятельности)
Реализуемые направления развития ребенка:
Социально-коммуникативное: включение ребенка в общение со взрослым и детьми доступными средствами;
Речевое: участие детей в диалоге, желание высказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, обогащение словаря.
Познавательное направление: расширение представлений об окружающем мире - - через активизацию детского опыта.
Для достижения цели предполагается использование следующих методов и приемов:
- прием эмоциональной заинтересованности в рамках проблемно-игровых ситуаций;
- игровой прием (проблемно-игровые ситуации);
- наглядно-практический метод (наличие предметов познания и исследования);
- словесный метод (вопросы к детям, проговаривание вместе с детьми, диалог);
- смена детских видов деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная;
- смена тембра и звука голоса, удерживание паузы воспитателем;
- смена позиций взаимодействия: организатор, наблюдатель, «некомпетентный партнер» (сделать вид, что не знаю);
- незаметное «подбрасывание» предметов;
- прием сравнения, аналогии.
Оборудование: бассейн большой, камни, набор игрушек и предметов из резины, пластмассы, дерева, метала, шарики и мячи, кораблики из потолочной плитки, 2 коробочки: одна красного цвета, на ней изображен стакан с водой, в нем плавает мячик, а вторая коробочка синего цвета, на ней изображен стакан с водой с камнем на дне.
Технологическая карта НОД
Этап занятия | Задачи этапа | Методы, приемы, формы, | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результаты |
Мотивационно-побудительный. | Организовать внимание детей. Вызвать желание детей участвовать в деятельности. | Создание условий для детского экспериментирования (большой бассейн с водой стоит по середине группы) Внесение в предметную среду группы сундучка. Удерживание паузы. Создание проблемно-игровой ситуации (а что же в сундучке спрятано?). Воспитатель - режиссер, наблюдатель заинтересованный. | Организует познавательное пространство группы. Обращает внимание детей на пространство. Наблюдает за действиями детей. Задает выясняющие и уточняющие вопросы. | Обращают внимание на новые для них предметы, свободно с ними действуют (рассматривают сундучок, открывают его и изучают предметы, находящиеся в нем), включаются в диалог с педагогом. | Внимание детей привлечено. У детей появилось желание подействовать, посмотреть, что спрятано в сундучке. |
Актуализация опыта детей, практическая деятельность | Актуализировать опыт и представления детей, организовать детское исследование, поддерживать выдвижение детьми гипотез и простейших умозаключений, поддерживать эмоциональные проявления детей. | Наглядно-практический метод (наличие предмета исследования у каждого ребенка). Действия с предметами (выяснение: тонет-не тонет). Прием сравнения, аналогии. Прием подбрасывания | Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей друг на друга. Инициирует проговаривание свойств, выдвижение гипотез и проговаривание умозаключений, внимательно их выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания. Переключает внимание детей на вновь появившиеся предметы (сундучок с корабликами). Привлекает внимание детей к новому неизвестному объекту, создает ситуацию выяснения (что сделать, чтобы кораблик поплыл?) | Активно рассматривают, изучают и действуют с предметами (камни, набор игрушек и предметов из резины, пластмассы, дерева, метала, шарики и мячи). Обнаруживают новые объекты (сундучок с корабликами), рассматривают их, выдвигают в отношении их свои предположения, включаются в проблемно-игровую ситуацию. | Все дети включаются в практическую деятельность. В деятельности опираются на собственный опыт. Найдены свойства (прозрачная, холодная, теплая, тонет, не тонет, плавает) |
Осмысление (итог) | Созданы условия для осмысления деятельности самими детьми | Наглядно-игровой метод | Воспитатель организует осмысление деятельности детей на занятии с помощью двух коробок: одна красного цвета, на ней изображен стакан с водой, на дне которого лежит камень, а вторая коробочка синего цвета, на ней изображен стакан с водой и в нем плавает мячик. Предлагаю каждому ребенку поместить свой предмет в коробочку того или иного цвета (т.е. предметы, которые тонут (камни, магниты, ложки) складывают в синюю коробку, а те, которые не тонут (деревянные, пластмассовые, резиновые) - в красную) | Дети раскладывают предметы по коробкам. | Дети сами зафиксировали полученные знания |
Заключительный - рефлексия. | Формировать предпосылки эмоционального отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось, настроение хорошее). | На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего. | Выясняет эмоциональные состояния детей. | Проговаривают и проявляют свои эмоции. | Дети обозначили свое эмоциональное состояние в конце деятельности. |
Сценарный план занятия.
Ход занятия в соответствии с этапами | Действия воспитателя и детей |
1.Мотивационно-побудительный этап | Пока дети на занятии по физической культуре, воспитатель создает условия для детского экспериментирования - устанавливается бассейн с водой, а после возвращения в группу обращает внимание на пространство групповой комнаты и выясняем, что нового появилось у них в группе, а так же что находится в бассейне: Что это? А бассейн пустой? А что в нем находится? (ответы детей) Ребята, давайте опустим ручки в наш бассейн и скажем, какая вода в нем? Холодная или теплая? (Ответы детей) А теперь давайте поднимем руки над ванночкой и сделаем дождик. (Делают дождик). Молодцы! Вот какой сильный дождик у нас прошел. |
2. Актуализация, практическая деятельность детей | 1. Задается вопрос: А скажите ребята наши ручки видно в воде? (Ответы детей). А почему мы видим ручки в воде? (ответы детей: потому что вода прозрачная). Давайте вместе скажем, почему видно ручки в воде? (Дети вместе с воспитателем проговаривают, что вода прозрачная). 2. Педагог организует проблемно-игровую ситуацию: помощник воспитателя незаметно подбрасывает сундучок на стол, где находятся предметы из различных материалов, тем самым организуя смену детской деятельности: Интересно, а что же находится в нем? А давайте откроем его и посмотрим? (воспитатель наблюдает за действиями детей, выдерживает паузу, выслушивает версии детей) Дети сравнивают предметы по величине, цвету, форме (предметов по количеству детей). Если дети сами не догадываются о последующих действиях с предметами, то воспитатель с помощью наводящих, проблемных вопросов, создает ситуацию, в которой возникает необходимость в получении новых представлений: А что мы будем делать с этими предметами? У меня камень, я его хочу опустить в бассейн и посмотреть, что-то произойдет? (предполагаемые детские версии: если бросить камень в воду, то будут брызги). Далее этот процесс повторяется со всеми предметами (киндер-яйца, кубики из дерева, пластмассы). После того, как все предметы будут опущены в воду, совместно с воспитателем проговариваем результат деятельности (кубики и мячики не тонут, а плавают в воде, потому что они легкие, а магнит, ложка и камешек утонули в воде, потому что они тяжелые). Выслушиваются все детские варианты ответов, каждое высказывание фиксируется воспитателем и «обнаруживается» для других детей. Воспитатель поощряет детские действия и наблюдает за детьми. 3. Если детский интерес к деятельности не угасает и не наблюдается детская усталость, организуется новый игровой момент: подбрасывается помощником воспитателя сундучок, в нем по количеству детей находятся кораблики из плитки потолочной. Воспитатель задает наводящие вопросы: А что же мы будем делать с корабликами? (Ответы детей) А теперь возьмите в руки кораблики и пустите их на воду. Что делают кораблики? (Ответы детей) Давайте подуем на кораблики. (Дети дуют на кораблики). Как плывут кораблики, когда мы на них дуем? (Ответы детей) |
3. Осмысление (итог) | Осмысление деятельности детей на занятии с помощью двух коробок, а именно: пока проводили исследования, в группе появились 2 коробочки: одна красного цвета, на ней изображен стакан с водой, в нем плавает мячик, а вторая коробочка синего цвета, на ней изображен стакан с водой с камнем на дне. Предлагаю каждому ребенку поместить свой предмет в коробочку того или иного цвета. При этом воспитатель принимает любые решения детей и лишь задает наводящие вопросы, н-р: - Степа, а почему ты положил свое киндер-яйцо в синюю коробочку? -Варя, а ты в коробку какого цвета положила свой пластмассовый шарик? |
4.Заключительный - рефлексия | Педагог предлагает детям продемонстрировать эмоциональное отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось) – инициирует проговаривание детьми своего эмоционального отношения к произошедшей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности опыт "Тонет - не тонет, плавает. Чтение потешки "Водичка, водичка..."
Данный конспект включает две части "опыт и чтение". Дети с удовольсвием проделывают опыты с водой. Конспект предназначен для детей первой младшей группы....
Занятие по природному миру "Тонет - не тонет"
Методическая разработка по познавательному развитию "Тонет - не тонет " в группе компенсирующей направленности. Приведен подробный ход....
Конспект СНОД по образовательной области "Познание". Познавательно-исследовательская деятельность на тему "Тонет - не тонет"
Конспект совместной непосредственно-образовательной познавательно - исследовательской деятельности для детей первой младшей группы на тему "Тонет - не тонет"...
Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе на тему «Тонет – не тонет»
Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе на тему «Тонет – не тонет»...
ОПЫТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. НАЗВАНИЕ ОД «ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ».
ОПЫТ «ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ».ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: познавательно – исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, безопасность....
Тонет,не тонет-плавает.
Занятие по экспериментальной деятельности....
Тонет,не тонет-плавает.
Занятие по экспериментальной деятельности....