Программа "Знайки"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Программа «Знайки» имеет естественно-научную направленность, ориентирована на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_znayki.docx | 220.78 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Программа «Знайки» составлена с учетом ФГОС.
Программа «Знайки» имеет естественно-научную направленность, ориентирована на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми в мини – лаборатории «Знайки», способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности. Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности, используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми – возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Педагогическая целесообразность мини – лаборатории «Знайки» в том, она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов: обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений; постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Адресат программы – дети 5-6 лет.
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Режим занятий предполагает 18 часов в год, 1 час в две недели (2 занятия в месяц), периодичностью с сентября по май, продолжительностью 25 минут.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательного процесса.
В работе по экспериментально — исследовательской деятельности детей дошкольного необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог. Эффективность решения задач экспериментально — исследовательской деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний, умений и навыков об окружающем мире. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Особенности организации детского экспериментирования в ДОУ.
Эксперимент должен быть непродолжителен по времени. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость). Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.). В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это не самоцель, а способ ознакомления с миром. Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.
Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию необходимо использовать:
‒ Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
‒События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
‒ Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
‒ Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
‒ Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
Состав группы – постоянный.
Цель и задачи программы.
Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
- Личностные - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
- Метапредметные - расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; формировать у детей умение видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Образовательные (предметные) - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией; ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты освоения программы:
- развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
- повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей – видеть, определять и решать проблему, принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
- расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- формирование умений применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией; ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
- развитие познавательных интересов к исследовательской деятельности;
Список литературы.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Творческий Центр «Сфера», Москва, 2002 г.
- Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраст, .«Сфера», 2010 г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», «Творческий центр», Москва, 2004 г.
- Максимова С.М.К. Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста: теоретико-методологический анализ //Дискуссия. Журнал научных публикаций. – 2016.– №4(67) апрель.– С.155-159
- Максимова С.М.К. Психолого-педагогические условия формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста. //Дискуссия.
Журнал научных публикаций. – 2016.– №7(70) август С. 118- 122
- Менщиков Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей» (4-6 лет), «Учитель», Волгоград, 2009 г.
- Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников» «Детство-пресс», Санкт-Петербург, 2008 г.
- Печерога А.В. «Развивающие игры для дошкольников» (2-7 лет), «Веко», Москва 2008 г.
- Рыжова Н.А. «Лаборатория в детском саду и дома», «Линка - пресс», 2014 г.
- Сигимова М.Н. «Познание мира растений» (4-7 лет), «Учитель», Волгоград 2009 г.
- Санкина Л.К. «Познание предметного мира» (5-7 лет),«Учитель», Волгоград, 2009 г
- Хелен-Идом, Кейт-Вудворд «Домашняя лаборатория» (опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами), «Махаон».
Интернет - ресурсы
- Детские электронные презентации и клипы https://viki.rdf.ru/
- Развитие детей http://razvitiedetei.info/
- Почемучка https://pochemu4ka.ru/