Программа "Знайки"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Каркищенко Надежда Ивановна

Программа «Знайки» имеет  естественно-научную направленность, ориентирована  на  познание  окружающего  мира  и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_znayki.docx220.78 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Программа «Знайки» составлена с учетом ФГОС.

Программа «Знайки» имеет  естественно-научную направленность, ориентирована  на  познание  окружающего  мира  и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.  

Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста  –  один из видов культурных практик,  с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет  детям  стать  первооткрывателями,   исследователями  того  мира,   который  их окружает.   В возрасте  «почемучек»  дети задумываются о таких физических явлениях,  как замерзание воды зимой,  распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п.  Опыты,  самостоятельно проводимые детьми в мини – лаборатории «Знайки»,  способствуют  созданию  модели  изучаемого  явления  и  обобщению  полученных действенным  путем  результатов.     Создают  условия  для  возможности  сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

 Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности. Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы,    стимулирует  развитие  речи,    становится  стимулом  личностного  развития дошкольника.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности, используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми – возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Педагогическая целесообразность мини – лаборатории «Знайки» в  том, она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.  В  процессе  эксперимента  помимо  развития  познавательной  деятельности, идет развитие психических процессов: обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений; постоянно возникает необходимость совершать операции анализа  и  синтеза,   сравнения  и  классификации,   обобщения  и  экстраполяции; необходимость  давать  отчет  об  увиденном,    формулировать  обнаруженные закономерности и выводы. Происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Адресат программы – дети 5-6 лет.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Режим занятий предполагает 18 часов в год, 1 час в две недели (2 занятия в месяц), периодичностью с сентября по май,  продолжительностью 25 минут.

Форма обучения – очная.

Формы организации образовательного процесса.

        В работе по экспериментально — исследовательской деятельности детей дошкольного необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог. Эффективность решения задач экспериментально — исследовательской деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний, умений и навыков об окружающем мире. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Особенности организации детского экспериментирования в ДОУ.

 Эксперимент должен быть непродолжителен по времени. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость). Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.). В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это не самоцель, а способ ознакомления с миром. Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.

Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию необходимо использовать:

‒ Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

‒События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.

‒ Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

‒ Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

‒ Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Состав группы – постоянный.

Цель и задачи программы.

Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи программы:

  • Личностные - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
  • Метапредметные - расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; формировать у детей умение видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • Образовательные (предметные) - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией; ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты освоения программы:

  • развитие   личностных   характеристик   воспитанников   (проявление инициативы,  самостоятельности,  умения  сотрудничать  с  другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  • повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей – видеть, определять и решать проблему, принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,   осуществлять   эксперимент,   делать   определенные умозаключения  и  выводы;
  • расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • формирование умений применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией; ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
  • развитие познавательных интересов к исследовательской деятельности;

Список литературы.

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Творческий Центр «Сфера», Москва, 2002 г.
  2. Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска» Программа  по  организации  поисковой деятельности детей дошкольного возраст, .«Сфера», 2010 г.
  3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», «Творческий центр», Москва, 2004 г.
  4. Максимова С.М.К. Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста: теоретико-методологический анализ //Дискуссия. Журнал научных публикаций. – 2016.– №4(67) апрель.– С.155-159
  5. Максимова С.М.К. Психолого-педагогические условия формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста. //Дискуссия.

Журнал научных публикаций. – 2016.– №7(70) август С. 118- 122

  1. Менщиков Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей» (4-6 лет), «Учитель», Волгоград, 2009 г.
  2. Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников» «Детство-пресс», Санкт-Петербург, 2008 г.
  3. Печерога А.В. «Развивающие игры для дошкольников» (2-7 лет), «Веко», Москва 2008 г.
  4. Рыжова Н.А. «Лаборатория в детском саду и дома», «Линка - пресс», 2014 г.
  5. Сигимова М.Н. «Познание мира растений» (4-7 лет), «Учитель», Волгоград 2009 г.
  6. Санкина Л.К. «Познание предметного мира» (5-7 лет),«Учитель», Волгоград, 2009 г
  7. Хелен-Идом, Кейт-Вудворд «Домашняя лаборатория» (опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами),  «Махаон».

Интернет - ресурсы

  1. Детские электронные презентации и клипы  https://viki.rdf.ru/ 
  2. Развитие детей  http://razvitiedetei.info/ 
  3. Почемучка  https://pochemu4ka.ru/