НОД "Зимующие и перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Горбачева Екатерина Михайловна

Описание непрерывной образовательной деятельности

 

Возрастная группа старшая группа

Тема НОД: «Зимующие и перелетные птицы»

Направление образования и развития (образовательная область) познавательное развитие

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к живой природе, природе родного края, птицам.

Задачи (по содержанию – обучающая, воспитательная, развивающая):

1. способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных  птицах

2. развивать интерес к миру пернатых и зимующих птицах родного края.

3. формировать желание заботиться о птицах.

Виды деятельности (смотрите ФГОС, пункт 2.7): игровая, коммуникативная,   двигательная активность.

Формы реализации детских видов деятельности: игра «голоса птиц», «кто лишний», «назови ласково», «улетает, не улетает» ; коммуникативная –беседа; двигательная активность –физминутка,  игра;

Формы организации: фронтальная

Оборудование, материалы: Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц, силуэты птиц, карандаши.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Горбачева Екатерина Михайловна,

воспитатель

г. Энгельс МАДОУ «Детский сад №26»

2021


Описание непрерывной образовательной деятельности

Возрастная группа старшая группа

Тема НОД: «Зимующие и перелетные птицы»

Направление образования и развития (образовательная область) познавательное развитие

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к живой природе, природе родного края, птицам.

Задачи (по содержанию – обучающая, воспитательная, развивающая):

1. способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных  птицах 

2. развивать интерес к миру пернатых и зимующих птицах родного края.

3. формировать желание заботиться о птицах.

Виды деятельности (смотрите ФГОС, пункт 2.7): игровая, коммуникативная,   двигательная активность.

Формы реализации детских видов деятельности: игра «голоса птиц», «кто лишний», «назови ласково», «улетает, не улетает» ; коммуникативная –беседа; двигательная активность –физминутка,  игра;

Формы организации: фронтальная

Оборудование, материалы: Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц, силуэты птиц, карандаши. 


ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

Вводная часть (мотивация)

1. Организационный момент.

Воспитатель читает детям стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»

Наступили холода,

Скоро к нам придёт зима.

И птицы – наши верные друзья,

Улетают в тёплые края.

2. Беседа.

Воспитатель:

- Ребята, скажите о каких птицах говорится в стихотворении?

- А почему птиц называют перелётными?

- Да, действительно перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

- Почему перелётные птицы покидают нас, улетая в тёплые края?

- Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.

    Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей.

    Под крышей я леплю гнездо

    Из комочков глины.

    Для птенчиков стелю на дно

    Пуховую перину.

   Я в скворечнике живу

   Песни звонкие пою.

   Клином печальным в небесной дали

   С криком прощальным летят…

Будто солнце он плывет,

 Шейку выгибая,

 Клювиком воды черпнет,

Высоко взлетая.

3. Физкультминутка «Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут
Прогнулись над водой, качают головой  
Прямо и гордо умеют держаться  
Очень бесшумно на воду садятся

(зимующих или перелётных)

Потому что им нечем питаться, так как нет насекомых, замерзают водоемы.

( Грач)

( Ласточка)

(Скворец)

(Журавли)

(лебедь)

Физкультминутка «Лебеди»

(Дети машут руками)

(Качают головой)

(Распрямляют спину)

 (Садятся)

(Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

После каждой загадки воспитатель спрашивает:

- Почему вы так думаете?

Дети выполняют движения за воспитателем

Основная часть

Воспитатель:

- Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.

- Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.

- Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму?

- Как они называются?

-Почему они остаются зимовать?

- Чем питаются эти птицы?

- Ори всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

4. Игра «Голоса птиц» - необходимо угадать, какая птица издаёт такие звуки, найти соответствующую картинку и повторить эти звуки.

- Кар-кар!

- Чик-чирик, чив-чив-чив!

- Ча-ча-ча!

- Синь-синь-синь

Воспитатель:

- Молодцы, правильно угадали.

5. Игра «Кто лишний?»

А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.

1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)

2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая  (если правильный ответ – зимующая птица улетает)

3 слайд – все птицы зимующие.

- Молодцы,  справились с заданием.

А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой»

Воспитатель:

- Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой?

- Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому  голод для птиц зимой страшнее холода.

- Как можно помочь птицам зимой?

- Правильно птиц нужно подкармливать.

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою… (Кормушка)

- Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.

6. Игра «Улетают – не улетают»

Воспитатель:

- А сейчас мы поиграем. - Молодцы, вы были внимательны.

- Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)

- Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?

- Игра «Назови ласково»

— А теперь давайте согреем перелетных птиц ласковыми словами. Чтобы им захотелось к нам вернуться в следующем году.  Ведь ласковое слово как солнышко Умницы! Наверняка птицы услышали наши ласковые и добрые слова

( Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел)

(Зимующие).

(Потому, что они питаются семенами растений)

Дети угадывают голоса птиц.

(Ворона)

(Воробей)

(Сорока)

(Синица)

Дети угадывают лишнюю птицу.

(читает ребёнок)

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует.

А воробьи, синицы

И все другие птицы –

Как они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо очень, голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь?                        А.Григорьев.

(Да)

Зернами, крошками хлеба, салом  и т.д.

Играют в игру «Улетают не улетают»

Если воспитатель называет перелётную птицу –  дети «летают» по залу, если зимующую – подлетают к кормушке и «клюют крошки»

(Скворец-скворушка, журавль -журавушка, лебедь- лебедушка, кукушка -кукушечка, утка- уточка, соловей- соловушка..)

Чтение  отрывка  стихотворения А.Яшина» Покормите птиц зимой»

Читает ребенок

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Гость зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

( На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).

выставляются картинки.

(Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

Звучит  аудиозапис

Появляются слайды с перелетными или зимущими птицами. Одна из 4 лишняя.

Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель: Ребята у меня в кормушке сидит много разных птичек, помогите им вернутся в свои гнезда.

- На какое дерево полетят перелетные птицы?

- А на какое зимующие?

- Молодцы, все птички нашли свой домик.

Дети распределяют птичек на деревья. Весеннее для перелетных и зимнее для зимующих.

На доске 2 дерева весеннее и зимнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...


 

Комментарии

Усанова Елена Михайловна

Отличное занятие с использованием современных технологий.