Рабочая программа кружок "Размышляйка"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Исмагилова Рамзия Рифатовна

......................................................................................................

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma-kruzhok.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА.

Кружковая работа по опытно-экспериментальной      деятельности в старшей и подготовительной к школе группе

         «РАЗМЫШЛЯЙКА».

                            Воспитатели: Исмагилова Р.Р.

                                                                        Сартакова Е. О.

 Пояснительная записка:

    Особоезначение для развития личности дошкольника имеет освоение им предствлений о взаимосвязи природы и человека.  Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме зкспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют обьекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

    Занимательные опыты, зксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, т.к. представлены  с учетом актуального развития дошкольников.  Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.зти два типа тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Цель:

          Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-зксперименталную деятельность.

Задачи:

  1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей,моделей);
  3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости,критичности, сообразительности.
  5. Развитие мыслительной операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. Стимулирование активности детей для разрешения проблемной ситуации.

Направления работы:

  1. Живая природа(характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.)
  2. Неживая природа ( воздух, вода, почва,электричество, звук, вес, свет, цвет и др.)
  3. Человек (формирование организма;рукотвотный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

   Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе.

Тема занятия

Цель занятия

Игры,опыты, эксперименты

Кол.занятий.

Воздух

6.

1.Что в пакете?

Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Познакомить, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

1.Что в пакете?

2.Игры с соломинкой.

3.Игры с воздушным шариком.

2.Ветер по морю гуляет.

Научить детей пускать мыльные пузыри.Обнаружить воздух.

1.Надувание мыльных пузырей.

2.Парусник.

3.Загадочные пузырьки.

Обнаружить воздух. Выявить свойства воздуха: невидим. Без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха.

1.Поиск воздуха.

2.Загадочные пузыри.

3.Надувание мыльных пузырей.

4.Воздушные пузырьки.

Выявить. Что воздух легче воды, имеет силу.

1.Пузырьки-спасатели.

2.Морской бой.

5.Ветер в комнате.

Выявить.что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. Выявить, как образуется ветер.

1.Где теплее?

2.Упрямый воздух.

6.Сухой из воды.

Определить, что воздух занимает место.

1.Салфетка в стакане.

2.Флажок на бруске.

3.Что быстрее?

4.Почему не выливается?

Вода.

4.

7.Какая вода?

Выявить свойства воды:прозрачная, без запаха, льется, имеет вес.

1.Узнаем, какая вода.

2.Изготовление цветных льдинок.

8.Цветная вода.

Выявить свойства воды:может быть теплой и холодной, может нагревать другие предметы, некоторые вещества в ней растворяются.

1.Окрашивание воды.

2.Воздействие воды и снега.

9.Помощница вода.

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

1.помощница вода.

2.Умная галка.

3.Какие свойства?

10.Водяная мельница.

Выявить процесс испарения воды. Познакомить с силой воды.

1.Куда делась вода?

2.Откуда берется вода?

3.Водяная мельница.

Свет.

3.

11.Свет вокруг нас.

Познакомить со значением света.Понять. что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

1.Что в коробочке?

2.Когда это бывает7

3.Свет вокруг нас.

4.Волшебные лучи.

12.Солнечные часы.

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их расположения.

1.Уличные тени.

2.Изготовление солнечных часов.

3.Световой луч.

13.Живые тени.

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

1.Теневой театр.

2.Живые тени.

3.Разные отражения.

4.Солнечные зайчики.

Вес. Притяжение.

2.

14.Угадайка.

Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

1.Чудесный мешочек.

2. Угадай что это?

15.Что упало?

Понять, что Земля обладает силой притяжения. Выявить, как действует сила притяжения.

1.Почему все падает на землю?

2.две пробки.

Звук.

3.

16.Музыка или шум?

Научить определять по издаваемому звуку предмет. Учить определять происхождение звука.

1.Что звучит?

2.Музыка или шум?

17. Чей голос?

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.Дать понятие об охране органов речи.

1.Почему все звучит?

2.Откуда берется голос?

18.Где живет эхо?

Дать понять, как распространяются звуковые волны.

1.Как распространяется звук?

2.Где живет зхо?

3.Почему Мишутка пищал?

Теплота.

4.

19.Горячо или холодно?

Научить определять температуру веществ и предметов.

1.Горячо-холодно.

2.Чудесный мешочек.

20.Где дыстрее растает?

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкостей(лед-вода,вода-лед)

1.Где быстрее?

2.Как согреть руки?

3.Зачем Д.Иорозу и Снегурочке шубы?

21.Твердые и жидкие.

Дать понятие об изменении агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

1.Вкусный опыт.

2.Твердые-жидкие

22.Как измерить тепло?

Выявить особенности изменения тел под воздействием температуры.

1.Чем похожи?

2.Как измерить тепло?

Человек.

5.

23.Наши помощники.

Познакомить со строением человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с органами чувств.

1.Нарисуем свой портрет.

2.Наши помощники.

3.Починим игрушку.

24.Умный нос.

Познакомить с функцией носа, его строением. Определять по запаху предметы.

1.Носарий.

2.Умный нос.

25.Язычок помощник.

Познакомить со строение и значением языка. Поупражняться в определении вкуса продуктов.

1.Вкусовые зоны языка.

2.Язычок-помощник.

26.Наши уши.

Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека.Показать, как человек слышит звук.

1.Сколько ушей.

2.Проверим слух.

27.Наши помощники-глаза.

Познакомить со строением глаза, функцией его частей.Выявить зависимость видения объекта от расстояния до него.

1.Наши помощники-глаза.

2.Большой-маленький.

3.Проверка зрения.

4.Если не видишь.

Свойства материалов.

7.

28.Бумага.

Научить узнавать вещи.сделанные из бумаги,вычленять ее качества(цвет, белизна,гладкость, прочность).

1.Бумага, ее качества и свойства.

2.Мир бумаги.

29.Древесина.

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества и свойства(твердость, прочность,режется, горит).

1.Древесина, ее качества и свойства.

30.Ткань.

Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства(толщина, прочность,мягкость).

1.Ткань, ее качества и свойства.

2.Мир ткани.

31.Стекло.

Узнавать предметы, сделанные из стекла, фаянса и фарфора; определять его качества и свойства(хрупкость, плавление,теплопроводность).

1.Стекло. его качества и свойства.

2.Родственники стекла.

32.Металл.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства(теплопроводность, ковкость, блеск).

1.Металл, его качества и свойства.

33.Резина.

Узнавать вещи. Изготовленные из резины, определять ее качества и свойства(плотность,упругость,эластичность).

1.Резина, ее качества и свойства.

34.Пластмасса.

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества и свойства(плотность.гибкость,плавление, теплопроводность)..

1.Пластмасса, ее качества и свойства.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Тема занятия.

Цель занятия.

Опыты, игры, эксперименты.

Кол.занятий.

Воздух.

3.

1.Реактивный шарик.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Дать понять, как может использоваться сила воздуха(движение).

1.Вертушка.

2.Реактивный шарик.

3.Соломенный буравчик.

4.Парашют.

2.Как задуть свечу.

Выявить, как при горении изменяется состав воздуха(кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня.

1.Свечка в банке.

2.Как задуть свечку из воронки.

3.Живая змейка.

Выявить,что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. Выявить, как образуется ветер, что ветер=это поток воздуха.

1.Где теплее?

2.Ветер в комнате.

3.Живая змейка.

Свет. Цвет.

2.

4.Солнечные зайчики.

Дать понять, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, лде его не должно быть видно.

1.Передача солнечного зайчика.

2.Разведчики.

3.Разноцветные огоньки.

5.Волшебный круг.

Установить, в какой степени цвет влияет на количество излучения, поглощаемого предметами. Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра.

1.Излучение.

2.Волшебный круг.

Вес. Притяжение.

2.

6.Как увидеть притяжение?

Дать понятие о взаимосвязи земного притяжения и веса предмета.

1.Как увидеть притяжение?

2.Выбери предмет.

7.Почему легче?

Выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле. Представить как выглядит вода в условиях невесомости.

1.Почему легче?

2.Как дождинки.

Звук.

5.

8.Передай секрет.

Выявить лсобенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

1.Как быстрее?

2.Передай секрет.

3.Звуки в воде.

9.Спичечный телефон.

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

1.Спичечный телефон.

10.Поющая струна.

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

1.Почему комар пищит?

2.Поющая струна.

11.Как видят летучие мыши?

Выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными. Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука.

1.Почему мышонок не услышал щуку?

2.Как видят летучие мыши?

12.Коробочка с секретом.

Выявить причины усиления и ослабления звука.

1.Как сделать звук громче?

2.Коробочка с секретом.

3.Почему не слышно?

Теплота.

2.

13.Горячо-холодно.

Объяснить изменение объема веществ(предметов) в зависимости от их температуры.

1.Горячо-холодно.

2.Игра «Веселые человечки».

14.Волшебные превращения.

Объяснить изменения агрегатных состояний веществ в зависимости от изменений температуры(твердые-жидкие).

1.Волшебные превращения.

Человек. Рукотворный мир.

3.

15.Мир ткани.

Учить называть ткани(ситец, шерсть, капрон, драп,трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.

1.Волшебные ткани.

16.Мир металлов.

Называть разновидность металлов(алюминий, сталь, медь, бронза, серебро, золото), сравнивать их свойства.

1.Мир металлов.

17.Мир пластмасс.

Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс(полиэтилен, пенопласт.оргстекло); сравнивать их свойства, способы использования.

1.Пластмассовые предметы.

Живая природа.

18.

18.У кого какие детки?

Выделить общее строение семян(наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян:ядрышко, оболочка.

1.Где прячутся детки?

2.У кого какие детки?

19.Что любят растения?

Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ним.

1.Как развивается растение?

2.Что любят растения?

20.Тепло-холодно.

Определить взаимосвязь сезона и развитие растений; действие тепла и холода на растение.

1.Нужен ли растениям зимой снег?

2.Тепло-холодно.

21.Когда наступит весна?

Установить зависимость изменений в природе от сезона.

1.Почему тает снег?

2.Где быстрее наступит весна?

3.Где снег не тает?

4.Где будут первые проталинки?

22.Зачем зайчику другая шубка?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

1.Кто улетает, кто остается?

2.Зачем зайчику другая шубка?

3.Как звери меняют шубку?

4.Из чего птицы строят гнезда?

23.Зачем утке и лягушке такие лапки?

Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

1.Почему птицы могут летать?

2.Зачем утке и лягушке такие лапки?

3.Кто живет в воде?

4.Как спрятаться бабочкам?

24.Может ли растение дышать?

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

1.Может ли растение дышать?

2.Есть ли у растения органы дыхания?

3.Нужен ли корешкам воздух?

25.Что выделяет растение?

Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений. Установить наличие в листьях питания для растений.

1.Что выделяет растение?

2.Во всех ли листьях есть питание?

3.С водой и без воды.

26.Кому лучше?

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

1.На свету и в темноте.

2.В тепле и в холоде.

3.Кому лучше?

4.Как быстрее?

27.В погоне за светом.

Установить, что растение ищет свет.

1.Лабиринт.

2.В погоне за светом.

3.Что нужно для питания растениям?

28.Для чего корешки?

Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.

1.для чего корешки?

2.как увидеть движение воды через корешки?

3.Растение-насос.

29.Что внутри?

Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для развития.

1.Живой кусочек.

2.Что внутри?

30.Вверх по листочкам.

Доказать, что стебель проводит воду к листьям. Показать процесс прохождения воды по стеблям.

1.Вверх по листьям.

2.выпрямившийся стебель.

3. Как по стеблям.

4.По-разному.

31.Запасливые стебли.

Выявить, как стебли(стволы) могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.

1.Запасливые стебли.

2.испарение влаги с листьев растений.

3.Почему меньше?

4.Бережливые растения.

32.Зоботливые пчелки.

Установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветах.

1.Где цветы?

2.Как пчелки переносят пыльцу?

3.Помоги растению.

33.Зачем им крылышки?

Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

1.Зачем им крылышки?

2.Зачем одуванчику «парашютики»?

3.Зачем репейнику крючки?

34.Как с гуся вода.

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

1.Как легче плавать?

2.Как с гуся вода.

3.Как устроены перья птиц?

4.Почему у водоплавающих птиц такой клюв?

35.Кто чистит аквариум?

Выявить взаимозависимости в живой природе экосистемы «пруд».

1.Кто ест водоросли?

2.Кто чистит пруд?

3.Вода-это хорошо или плохо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...