Рабочая программа кружок "Размышляйка"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
......................................................................................................
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma-kruzhok.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
Кружковая работа по опытно-экспериментальной деятельности в старшей и подготовительной к школе группе
«РАЗМЫШЛЯЙКА».
Воспитатели: Исмагилова Р.Р.
Сартакова Е. О.
Пояснительная записка:
Особоезначение для развития личности дошкольника имеет освоение им предствлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме зкспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют обьекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Занимательные опыты, зксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, т.к. представлены с учетом актуального развития дошкольников. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.зти два типа тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Цель:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-зксперименталную деятельность.
Задачи:
- Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей,моделей);
- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости,критичности, сообразительности.
- Развитие мыслительной операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. Стимулирование активности детей для разрешения проблемной ситуации.
Направления работы:
- Живая природа(характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.)
- Неживая природа ( воздух, вода, почва,электричество, звук, вес, свет, цвет и др.)
- Человек (формирование организма;рукотвотный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе.
Тема занятия | Цель занятия | Игры,опыты, эксперименты | Кол.занятий. | |
Воздух | 6. | |||
1.Что в пакете? | Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Познакомить, что внутри человека есть воздух и обнаружить его. | 1.Что в пакете? 2.Игры с соломинкой. 3.Игры с воздушным шариком. | ||
2.Ветер по морю гуляет. | Научить детей пускать мыльные пузыри.Обнаружить воздух. | 1.Надувание мыльных пузырей. 2.Парусник. | ||
3.Загадочные пузырьки. | Обнаружить воздух. Выявить свойства воздуха: невидим. Без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха. | 1.Поиск воздуха. 2.Загадочные пузыри. 3.Надувание мыльных пузырей. | ||
4.Воздушные пузырьки. | Выявить. Что воздух легче воды, имеет силу. | 1.Пузырьки-спасатели. 2.Морской бой. | ||
5.Ветер в комнате. | Выявить.что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. Выявить, как образуется ветер. | 1.Где теплее? 2.Упрямый воздух. | ||
6.Сухой из воды. | Определить, что воздух занимает место. | 1.Салфетка в стакане. 2.Флажок на бруске. 3.Что быстрее? 4.Почему не выливается? | ||
Вода. | 4. | |||
7.Какая вода? | Выявить свойства воды:прозрачная, без запаха, льется, имеет вес. | 1.Узнаем, какая вода. 2.Изготовление цветных льдинок. | ||
8.Цветная вода. | Выявить свойства воды:может быть теплой и холодной, может нагревать другие предметы, некоторые вещества в ней растворяются. | 1.Окрашивание воды. 2.Воздействие воды и снега. | ||
9.Помощница вода. | Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | 1.помощница вода. 2.Умная галка. 3.Какие свойства? | ||
10.Водяная мельница. | Выявить процесс испарения воды. Познакомить с силой воды. | 1.Куда делась вода? 2.Откуда берется вода? 3.Водяная мельница. | ||
Свет. | 3. | |||
11.Свет вокруг нас. | Познакомить со значением света.Понять. что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. | 1.Что в коробочке? 2.Когда это бывает7 3.Свет вокруг нас. 4.Волшебные лучи. | ||
12.Солнечные часы. | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их расположения. | 1.Уличные тени. 2.Изготовление солнечных часов. 3.Световой луч. | ||
13.Живые тени. | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. | 1.Теневой театр. 2.Живые тени. 3.Разные отражения. 4.Солнечные зайчики. | ||
Вес. Притяжение. | 2. | |||
14.Угадайка. | Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. | 1.Чудесный мешочек. 2. Угадай что это? | ||
15.Что упало? | Понять, что Земля обладает силой притяжения. Выявить, как действует сила притяжения. | 1.Почему все падает на землю? 2.две пробки. | ||
Звук. | 3. | |||
16.Музыка или шум? | Научить определять по издаваемому звуку предмет. Учить определять происхождение звука. | 1.Что звучит? 2.Музыка или шум? | ||
17. Чей голос? | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.Дать понятие об охране органов речи. | 1.Почему все звучит? 2.Откуда берется голос? | ||
18.Где живет эхо? | Дать понять, как распространяются звуковые волны. | 1.Как распространяется звук? 2.Где живет зхо? 3.Почему Мишутка пищал? | ||
Теплота. | 4. | |||
19.Горячо или холодно? | Научить определять температуру веществ и предметов. | 1.Горячо-холодно. 2.Чудесный мешочек. | ||
20.Где дыстрее растает? | Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкостей(лед-вода,вода-лед) | 1.Где быстрее? 2.Как согреть руки? 3.Зачем Д.Иорозу и Снегурочке шубы? | ||
21.Твердые и жидкие. | Дать понятие об изменении агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. | 1.Вкусный опыт. 2.Твердые-жидкие | ||
22.Как измерить тепло? | Выявить особенности изменения тел под воздействием температуры. | 1.Чем похожи? 2.Как измерить тепло? | ||
Человек. | 5. | |||
23.Наши помощники. | Познакомить со строением человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с органами чувств. | 1.Нарисуем свой портрет. 2.Наши помощники. 3.Починим игрушку. | ||
24.Умный нос. | Познакомить с функцией носа, его строением. Определять по запаху предметы. | 1.Носарий. 2.Умный нос. | ||
25.Язычок помощник. | Познакомить со строение и значением языка. Поупражняться в определении вкуса продуктов. | 1.Вкусовые зоны языка. 2.Язычок-помощник. | ||
26.Наши уши. | Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека.Показать, как человек слышит звук. | 1.Сколько ушей. 2.Проверим слух. | ||
27.Наши помощники-глаза. | Познакомить со строением глаза, функцией его частей.Выявить зависимость видения объекта от расстояния до него. | 1.Наши помощники-глаза. 2.Большой-маленький. 3.Проверка зрения. 4.Если не видишь. | ||
Свойства материалов. | 7. | |||
28.Бумага. | Научить узнавать вещи.сделанные из бумаги,вычленять ее качества(цвет, белизна,гладкость, прочность). | 1.Бумага, ее качества и свойства. 2.Мир бумаги. | ||
29.Древесина. | Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества и свойства(твердость, прочность,режется, горит). | 1.Древесина, ее качества и свойства. | ||
30.Ткань. | Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства(толщина, прочность,мягкость). | 1.Ткань, ее качества и свойства. 2.Мир ткани. | ||
31.Стекло. | Узнавать предметы, сделанные из стекла, фаянса и фарфора; определять его качества и свойства(хрупкость, плавление,теплопроводность). | 1.Стекло. его качества и свойства. 2.Родственники стекла. | ||
32.Металл. | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства(теплопроводность, ковкость, блеск). | 1.Металл, его качества и свойства. | ||
33.Резина. | Узнавать вещи. Изготовленные из резины, определять ее качества и свойства(плотность,упругость,эластичность). | 1.Резина, ее качества и свойства. | ||
34.Пластмасса. | Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества и свойства(плотность.гибкость,плавление, теплопроводность).. | 1.Пластмасса, ее качества и свойства. |
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Тема занятия. | Цель занятия. | Опыты, игры, эксперименты. | Кол.занятий. |
Воздух. | 3. | ||
1.Реактивный шарик. | Выявить, что воздух обладает упругостью. Дать понять, как может использоваться сила воздуха(движение). | 1.Вертушка. 2.Реактивный шарик. 3.Соломенный буравчик. 4.Парашют. | |
2.Как задуть свечу. | Выявить, как при горении изменяется состав воздуха(кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня. | 1.Свечка в банке. 2.Как задуть свечку из воронки. | |
3.Живая змейка. | Выявить,что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. Выявить, как образуется ветер, что ветер=это поток воздуха. | 1.Где теплее? 2.Ветер в комнате. 3.Живая змейка. | |
Свет. Цвет. | 2. | ||
4.Солнечные зайчики. | Дать понять, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, лде его не должно быть видно. | 1.Передача солнечного зайчика. 2.Разведчики. 3.Разноцветные огоньки. | |
5.Волшебный круг. | Установить, в какой степени цвет влияет на количество излучения, поглощаемого предметами. Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра. | 1.Излучение. 2.Волшебный круг. | |
Вес. Притяжение. | 2. | ||
6.Как увидеть притяжение? | Дать понятие о взаимосвязи земного притяжения и веса предмета. | 1.Как увидеть притяжение? 2.Выбери предмет. | |
7.Почему легче? | Выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле. Представить как выглядит вода в условиях невесомости. | 1.Почему легче? 2.Как дождинки. | |
Звук. | 5. | ||
8.Передай секрет. | Выявить лсобенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела). | 1.Как быстрее? 2.Передай секрет. 3.Звуки в воде. | |
9.Спичечный телефон. | Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. | 1.Спичечный телефон. | |
10.Поющая струна. | Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). | 1.Почему комар пищит? 2.Поющая струна. | |
11.Как видят летучие мыши? | Выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными. Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука. | 1.Почему мышонок не услышал щуку? 2.Как видят летучие мыши? | |
12.Коробочка с секретом. | Выявить причины усиления и ослабления звука. | 1.Как сделать звук громче? 2.Коробочка с секретом. 3.Почему не слышно? | |
Теплота. | 2. | ||
13.Горячо-холодно. | Объяснить изменение объема веществ(предметов) в зависимости от их температуры. | 1.Горячо-холодно. 2.Игра «Веселые человечки». | |
14.Волшебные превращения. | Объяснить изменения агрегатных состояний веществ в зависимости от изменений температуры(твердые-жидкие). | 1.Волшебные превращения. | |
Человек. Рукотворный мир. | 3. | ||
15.Мир ткани. | Учить называть ткани(ситец, шерсть, капрон, драп,трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей. | 1.Волшебные ткани. | |
16.Мир металлов. | Называть разновидность металлов(алюминий, сталь, медь, бронза, серебро, золото), сравнивать их свойства. | 1.Мир металлов. | |
17.Мир пластмасс. | Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс(полиэтилен, пенопласт.оргстекло); сравнивать их свойства, способы использования. | 1.Пластмассовые предметы. | |
Живая природа. | 18. | ||
18.У кого какие детки? | Выделить общее строение семян(наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян:ядрышко, оболочка. | 1.Где прячутся детки? 2.У кого какие детки? | |
19.Что любят растения? | Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ним. | 1.Как развивается растение? 2.Что любят растения? | |
20.Тепло-холодно. | Определить взаимосвязь сезона и развитие растений; действие тепла и холода на растение. | 1.Нужен ли растениям зимой снег? 2.Тепло-холодно. | |
21.Когда наступит весна? | Установить зависимость изменений в природе от сезона. | 1.Почему тает снег? 2.Где быстрее наступит весна? 3.Где снег не тает? 4.Где будут первые проталинки? | |
22.Зачем зайчику другая шубка? | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. | 1.Кто улетает, кто остается? 2.Зачем зайчику другая шубка? 3.Как звери меняют шубку? 4.Из чего птицы строят гнезда? | |
23.Зачем утке и лягушке такие лапки? | Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | 1.Почему птицы могут летать? 2.Зачем утке и лягушке такие лапки? 3.Кто живет в воде? 4.Как спрятаться бабочкам? | |
24.Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | 1.Может ли растение дышать? 2.Есть ли у растения органы дыхания? 3.Нужен ли корешкам воздух? | |
25.Что выделяет растение? | Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений. Установить наличие в листьях питания для растений. | 1.Что выделяет растение? 2.Во всех ли листьях есть питание? 3.С водой и без воды. | |
26.Кому лучше? | Выделить благоприятные условия для роста и развития растений. | 1.На свету и в темноте. 2.В тепле и в холоде. 3.Кому лучше? 4.Как быстрее? | |
27.В погоне за светом. | Установить, что растение ищет свет. | 1.Лабиринт. 2.В погоне за светом. 3.Что нужно для питания растениям? | |
28.Для чего корешки? | Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения. | 1.для чего корешки? 2.как увидеть движение воды через корешки? 3.Растение-насос. | |
29.Что внутри? | Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для развития. | 1.Живой кусочек. 2.Что внутри? | |
30.Вверх по листочкам. | Доказать, что стебель проводит воду к листьям. Показать процесс прохождения воды по стеблям. | 1.Вверх по листьям. 2.выпрямившийся стебель. 3. Как по стеблям. 4.По-разному. | |
31.Запасливые стебли. | Выявить, как стебли(стволы) могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время. | 1.Запасливые стебли. 2.испарение влаги с листьев растений. 3.Почему меньше? 4.Бережливые растения. | |
32.Зоботливые пчелки. | Установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветах. | 1.Где цветы? 2.Как пчелки переносят пыльцу? 3.Помоги растению. | |
33.Зачем им крылышки? | Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения. | 1.Зачем им крылышки? 2.Зачем одуванчику «парашютики»? 3.Зачем репейнику крючки? | |
34.Как с гуся вода. | Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. | 1.Как легче плавать? 2.Как с гуся вода. 3.Как устроены перья птиц? 4.Почему у водоплавающих птиц такой клюв? | |
35.Кто чистит аквариум? | Выявить взаимозависимости в живой природе экосистемы «пруд». | 1.Кто ест водоросли? 2.Кто чистит пруд? 3.Вода-это хорошо или плохо? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...