ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Оптимальной формой привлечения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются наблюдения и игровые обучающие ситуации (ИОС), создаваемые для решения конкретных дидактических задач, входящих в занятия. При использовании ИОС у детей возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и оттого, что с ними играет взрослый.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мамонова Ж.В., воспитатель

МБДОУ д/с №56 «Солнышко», г. Белгород

Новинкина Б.П., воспитатель

МБДОУ д/с №56 «Солнышко», г. Белгород

Характер сюжетно-ролевых игр должен определяться логикой построения занятия, которое направлено на достижение дидактической цели. Поэтому ход игры регламентирован с самого начала и до конца, и определяет его воспитатель, который заранее продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Оптимальной формой привлечения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются наблюдения и игровые обучающие ситуации (ИОС), создаваемые для решения конкретных дидактических задач, входящих в занятия. При использовании ИОС у детей возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и оттого, что с ними играет взрослый.

Построение обучающих ситуаций с игрушками-аналогами. Это, прежде всего, ИОС, построенные с привлечением игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы – растений и животных. Такие игры используются для формирования у детей представления об отличии живого существа от предмета (игрушки), о специфике живого и неживого мира и возможных действий с ним. Построение ИОС с игрушками-аналогами сводиться к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым разным критериям: внешнему облику, условиям жизни, способу поведения и способу взаимодействия с ним. Например, игрушечный заяц (медведь и т.д.) хочет узнать, как звери в лесу готовятся к зиме.

На занятии, цель которого – закрепление представления детей о том, что лес – это сообщество разных растений и животных, о приспособлении жизни зверей в лесу, создаётся ИС, в ходе которой игрушки решают уйти жить в лес и просят детей рассказать про лес и условия жизни в нём.

С целью расширить представления детей о лесе, о том, как дикие животные приводят зиму в лесу, используется ИС «Школа мудрой совы». Для расширения представлений детей о водном мире на занятии применяются ИС «Школа морского царя», «Поможем дельфинёнку вернуться домой» и др.

 Использование литературных персонажей в игровых ситуациях. В данном случае используются персонажи хорошо известных детям сказок и рассказов. При создании ИС нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях:

 BD10265_ Красная Шапочка идёт через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах.

 BD10265_ Айболит – доктор, который лечит зверей, но может лечить и растения, проводит их профилактические осмотры

    Лучше, если в роли доктора выступает взрослый. Тогда дети охотнее вступают в диалог с доктором Айболитом, приехавшим, чтобы сделать профилактический осмотр обитателей уголка природы. Доктор осматривает каждое растение по очереди, указывает на признаки нездоровья. Доктор выписывает рецепты для ослабленных растений, угощает детей витаминным напитком.

Таким образом, в рамках игровых действий «врача» Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию. Важную роль в развертывании игры с Айболитом выполняет атрибутика: костюм доктора; чемоданчик, который кроме традиционного набора содержит рецепты, ручку, палочку для рыхления почвы и т.д.

 BD10265_ Карлсон – шалун и любит поесть сладкое. Целью занятия, на котором используется этот персонаж, является уточнение и расширение представления детей о луге как сообществе светолюбивых травянистых растений, цветки которых дают пищу для многочисленных насекомых, в т.ч. пчёл, собирающих нектар – цветочный сок – и перерабатывающих его в мёд.

   В данном случае используется ИС «Карлсон идёт на луг за мёдом». При изучении комнатных растений, воспитания бережного отношения к ним используется ИС «Карлсон устраивает беспорядок среди комнатных растений».

Данные герои являются средством, обеспечивающим решение дидактических задач, способствуют активизации познавательной деятельности детей. Например. Герой попадают в ходе занятий в такие ситуации, когда им необходимы знания и помощь детей. Они строят нелепые предположения, задают глупые вопросы, проявляя полную неосведомлённость в событиях. Такие приёмы особенно хороши тем, что дети меняют свою позицию в обучении и превращаются из обучаемых в обучающих, становясь «над» этими героями. Такое соотношение заметно придаёт детям уверенности в ответах. Они приобретают авторитет в своих собственных глазах.

Вымышленные герои в обучающих ситуациях.   Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят встречи с Лесовичком (переодетый воспитатель), хорошо знающим лес, всех его обитателей. Встречи с Лесовичком могут происходить в разное время года и способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях разных видов деревьев, о первых весенних цветах (садовых и полевых), взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце), зависимости их жизни от окружающей среды; расширению знаний о многообразии насекомых, роли окраски в их жизни; формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к растениям, насекомым, животным, умению видеть их красоту и неповторимость; знать их роль в жизни человека.

Проведение вышеназванных ИОС показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления. Развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Игры в путешествие. Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Важным является то, что игры путешествия – это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособленности к лесному образу обитания, воспитать у детей умение правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе, можно провести игру-путешествие «Прогулка в лес». В ходе игры дети встречают разных животных, насекомых, рассматривают растения, помогают убрать мусор на лесной полянке. В течение всего занятия обращают особое внимание на необходимость быть осторожным, чтобы не наступить на муравьёв и не помять цветы, быть внимательными, чтобы услышать голоса обитателей леса (пение птиц, жужжание пчелы). Аналогично этому путешествию можно провести игру-путешествие «Посещение музея», в процессе которой дети учатся воспринимать произведения искусства, видеть красоту отраженной природы, понимать, что это впечатления художника о природе, полученные через наблюдения и общение с ней.

Самое активное участие дети принимают в подготовке игры-путешествия «Посещение зоопарка». В данном случае дети могут принести в группу игрушки, изображающие различных животных, построить из конструкторов и пластилина клетки и загоны для них, соорудить пруд с оградой для водоплавающих птиц. Вместе с родителями дома дети могут подготовить небольшие рассказы – каждый о своем животном (что животные едят, какие у них повадки, характер).

Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-положительного отношения к ней.

Список используемой литературы:

  1. С. Н. Николаева «Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду», – М., Мозаика-Синтез
  2. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровые обучающие ситуации в формировании у дошкольников безопасного поведения на улицах.

статьи помогут воспитателям применять игровые ситуации в работе с дошкольниками по ПДД....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ( в форме деловой игры) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ. «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ»

Цель: Повышение эффективности  процессуальной деятельности педагогов и внедрение современных воспитательных технологий в воспитательно – образовательный процесс....

Конспект игровой обучающей ситуации во второй младшей группе "Домашние животные"

Данное пособие способствует развитию взаимопонимания между детьми, развивает умение управлять своим поведением....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ( в форме деловой игры) «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ»

- Повысить эффективность педагогического процесса посредством изучения материалов педагогов – наставников «Умные игры для малышей» педагогами в индивидуальном порядке.- Использовать дидактические игры...

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оптимальной формой привлечения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются наблюдения и игровые обучающие ситуации (ИОС), создаваемые для решения конкретных дидактических зад...