Проект "Чудо-вода"
проект по окружающему миру (старшая группа)

. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudo-voda_dou_vasilek.docx81.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Лучшие практики по экологическому воспитанию и образованию» Проект для детей старшего дошкольного возраста

 «Чудо-вода»

                                                    Подготовила: Колесникова Ирина Юрьевна  

МДОУ «Детский сад «Василек» р. п. Мулловка»

Вид проекта: исследовательский, творческий

 Продолжительность: краткосрочный

 Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, родители

 Сроки реализации: март.

 Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Цель: формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.

Задачи:

Обучающие: продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.

Развивающие: развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;

Воспитательные: воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;

Предполагаемый результат:

 • Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

 • Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

 • Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

 • Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

 Взаимодействие с родителями:

1. Консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома».

 2. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»

 3. Консультация для родителей «Берегите воду»

4. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

5. Подбор детской литературы для накопления информации о воде

Взаимодействие с педагогами:

 1. Привлечение музыкального руководителя.

2. Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду».

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Подготовительный этап проекта:

1.Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.  2.Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.

3. Составление конспектов ООД для работы с детьми старшего возраста по данной теме.

 4. Пополнить развивающую среду:

 • Подбор художественной литературы по теме;

 • Подбор энциклопедий, карт, схем;

• Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

 • Составление картотеки опытов с водой;

 • Подготовка оборудования для опытов с водой.

 • Вовлечь родителей в проектную деятельность.

 Основной этап проекта:

  1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла:

«Чудо-вода»,  аппликация «Рыбки», ФКЦМ «Водные ресурсы. Река», рисование «Река».

 2. Подготовить информацию для родителей по темам:

 • Экспериментируйте с детьми дома;

 • Берегите воду.

• Коллаж «Круговорот воды в природе».

• Провести презентацию «Эта удивительная вода».

Перспективный план работы с детьми

 I неделя

 Познавательное развитие ФКЦМ «Водные ресурсы. Река”.

Просмотр мультфильма “Путешествие капельки”.

Наблюдение  – за водой, сосульками.

Опыт  “Вода прозрачная”.

 Опыт “У воды нет цвета, вкуса и запаха”.

  Просмотр слайд-шоу “Природные водоёмы”. Прослушивание аудиозаписи –шум воды.

 Рисование “Природные водоёмы: родник, река”.

 Загадки о роднике, ручейке, озере.

Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей”.

Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А. Тараскин, “Ручеёк” (Т. Жиброва).  

II неделя

Беседа  “Вода нужна всем”. Беседа  “Берегите воду»

Наблюдение  – за снегом.

Опыт  “Вода не имеет формы”.

Опыт  “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”.

Опыт  “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”.

Просмотр слайд-шоу “Водопады”.

Рисование “Природные водоёмы: болото,  озеро”.

Загадки о болоте, реке, водоёме.

Подвижная игра “Болото: с кочки на кочку”, пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”.

Рассматривание энциклопедии “Жизнь в пресной воде”, “Водоемы”.

Интерактивная физминутка “Весёлое болото”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада”.

 Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” ;Б. Заходер, “ Капля дождевая” ;Т. Маршалов, “Как люди речку обидели”. Заклички, пословицы, поговорки.

III неделя

 Беседа “Дождь и туман”.   “Град и снег”.

 Наблюдение– за таянием льда, снега, за сосульками.

Опыт  “Вода бывает тёплой, холодной и горячей”.

Опыт  “Пар – это тоже вода”.

Опыт  “Лёд – твёрдая вода, тает в тепле”.

 Просмотр слайд-шоу “Берегите воду”.

 Просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”.

Загадки о воде.

Подвижная игра “Снежиночки-пушиночки”, физминутка “Снеговик”.  

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Прибой”.

Чтение художественной литературы “Алёшка и снежок” Е. Андреева, “Трудолюбивая вода” В. Иванова, “Жила – была Река”, К. Чуковский “Мойдодыр”. Заклички, пословицы, поговорки.

 IV неделя.

 Беседа “Роса”, «Туман»

Беседа  “Водоёмы”. “ Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?”.

Наблюдение  – за облаками, за снежинками.

Опыт  “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”.

 Опыт «В солёной воде предметы не тонут”.

Просмотр слайд-шоу “Круговорот воды в природе”.

Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”.

Заклички о воде, песенки.

Подвижная игра “Дождик”,“ Караси и щука”

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная музыка и морской прибой”, “Дельфины”.

 Аппликация “Рыбки в аквариуме”.

Чтение стихотворений “Речка зимой” ;В. Фетисов, “Моряк” (Е. Стеквашова) Н. А. Рыжова “История одного пруда”, Г. -Х. Андерсен “Русалочка”, сказка “День рождения Дельфиненка”..

 Заключительный этап проекта:

1. Создание  презентации «Эта удивительная вода».

 2. Итоговая НОД  ФКЦМ познавательно-исследовательская деятельность «Чудо-вода»

Результат проекта:

• У детей сформировалось бережное отношение к водным ресурсам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.

 • Сформировались представления о природных объектах- реках, озерах, морях;  явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

 • Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

 • Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.

 • Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

• У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.

• Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Список используемой литературы:

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

 3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска». Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

6. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

 7. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

8. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005. 11. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005

9. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

Конспект НОД

 Познавательное развитие по формированию экологической культуры для детей старшего возраста

 «Водные ресурсы. Река»

Цель:

Продолжать расширять и обобщать представления детей об окружающем мире (ознакомление с природой): понятие о возникновении реки и ее истоках, о роли воды в жизни человека, учить сравнивать природные источники воды.

Задачи:

1. Учить распознавать на слух звуки природы; формировать понятия о возникновении реки.

2. Закреплять знания детей о водных ресурсах родного края.

3. Развивать речь, расширять и активизировать словарь детей.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображениями водных обитателей, просмотр мультфильма "Беги, ручеек!".

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, глобус,
фотографии Земли из космоса, картинки родника,  презентация "Речка, реченька, река", материалы для игры "Жители рек".
Аудиозапись звуков: бегущий ручеек, горная река, равнинная река, водопад.

 Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, где узнаем много интересного. А вот куда мы с вами отправимся, нам подскажет первая загадка:
Много её — беда! Мало её — беда!
Нужна она всем всегда, больше чем даже еда!
Дети: вода
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о воде? Ответы.
Воспитатель: Из космоса наша планета видеться голубой (Показ фото), потому что на ней много морей, океанов, рек.
Воспитатель: Давайте с вами внимательно посмотрим на глобус. Глобус - это уменьшенная копия земли, на нем изображена суша и вода. Чего же больше на нашей планете? (воды)
Воспитатель: Большими участками обозначают моря и океаны, небольшие синие пятнышки на суше -это озера, а линиями обозначают реки. Послушайте загадку:
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
О чем говорится в загадке? (Ручеек)
(Показ картинки родника)
Воспитатель: Ручеек берет свое начало из родника. Ребята, а как вы думаете, откуда берет свое начало родник?
Дети: из земли
Воспитатель: Он бьет из-под земли. В роднике вода чистая и прозрачная. А теперь давайте представим, что мы капельки.
Капельки прыгают, играют. (дети выполняют задания)
Скучно им стало по одиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими, весёлыми ручейками (изображают ручеек)
Капельки взялись парами (играют в игру Ручеёк)
Встретились разные ручейки и стали большой рекой (дети изображают реку) Плыли капельки по реке и попали вместе в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в большой круг и идут в хороводе).
Воспитатель: А нам пора дальше, но чтобы отправиться дальше, нужно отгадать загадку:
Течет-течет - не вытечет, бежит-бежит - не выбежит? Что это такое.(река)
А вы знаете, откуда начинается река, где ее начало?
Дети: родничок.
Воспитатель:Река берет свое начало из родника, еще его называют ключом. (Слайд) Вода, вытекающая из них, собирается в ручьи. А они, в свою очередь, соединяются, стекаются и… получается река.(Слайд )! А скажите, как можно еще сказать про реку, назвать ее ласково?
Дети: Речка. Реченька. Речушка.
Воспитатель: Ребята, речки и реки бывают разными. Равнинные реки текут медленно, плавно, у них низкие берега. А есть реки горные, у которых течение быстрое, бурлящее и берега скалистые (Слайд ).
Посмотрите на эти две картинки и скажите, чем отличается горная река от равнинной.(Слайд )
Дети: медленная, быстрая.
Воспитатель: Молодцы! А сможете ли вы определить на слух, какая река течет горная или равнинная?
(включаем аудиозапись: звуки, которые издает бегущий ручеек, горная река, равнинная река, водопад).
Дети: Высказывают свои предположения.
Воспитатель: Недалеко от нашего посёлка тоже есть река. Как она называется?
Дети: река Черемшан.
Воспитатель: Правильно Черемшан, какая она, горная или равнинная?
Дети:  равнинная река.
Воспитатель: Молодцы! Ребята как вы думаете, кто живет в реке?
Дети: рыбы, раки, улитки
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру "Жители рек" (показываем картинку, ребенок называет кто это и его характерные особенности (жабры, чешуя, плавники и т.д)
Воспитатель: А как вы думаете можно ли прожить без воды?
Дети: Ответы.
Воспитатель: По многим рекам плавают большие корабли и маленькие кораблики. Они перевозят различные грузы, возят пассажиров. А представьте, что было бы, если бы наши реки, речки, реченьки стали грязными.
Дети: Погибли бы рыбы. Нельзя было бы ловить рыбу. Нельзя было бы пить воду. Мы не могли бы купаться.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на занятии. Какие бывают водоёмы? Для чего нужна вода? Откуда начинается река? Какие бывают реки? А сейчас наше путешествие окончено, все были молодцы и правильно отвечали на вопросы.

Конспект

Художественно-эстетического развития для детей старшей группы

Рисование «Реченька-река»

Цель:  учить детей изображать речной пейзаж.

Задача: развивать умение изображать предметы на заднем и переднем плане. Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму согласно настроению. Пополнить словарь детей словами: необъятная, бурная, игривая, говорливая. Развивать произвольное внимание, стремление создавать выразительный образ реки. Воспитывать желание достичь конечного результата, самостоятельность, аккуратность.

Материал: альбомный лист бумаги, акварельные краски, звуки текущей реки.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций, картин, чтение стихотворений о реках.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, где можно найти воду?

Дети: - в кране, аквариуме, в озере, в море, в реке и т.д.

Воспитатель: - Наш поселок Мулловка, расположен недалеко от реки Черемшан, нам очень повезло, что не надо далеко ехать, чтобы полюбоваться его красотами, или просто погулять по берегу и подышать свежим речным воздухом. А вот есть места на нашей планете, где нет рек.

-Пустыня, Северный полюс, Тундра.

- И у детей и взрослых нет такой возможности полюбоваться красотой реки.

-Ребята, как мы можем помочь людям увидеть, полюбоваться красотой нашей реки?

Дети: - написать рассказ о ней, сфотографировать.

Воспитатель: - В рассказе все не передашь, и фотоаппарата вдруг не окажется рядом, а что мы с вами еще можем сделать? Нарисовать. С помощью каких художественных средств можно изобразить речной пейзаж?

Дети: цветными карандашами, восковыми мелками, гуашью, акварельными красками.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю продолжить работу с акварельными красками и с помощью их изобразить речной пейзаж.

Совместная деятельность:

Воспитатель: Прежде чем приступить к рисованию, давайте с вами вспомним нашу реку. Рассмотрим нашу реку на фото.

Совместно с детьми рассмотреть фотографии с изображением реки. Рассматривание сопровождается звуками текущей реки

Воспитатель:

В какое время года (суток) изображена река?

Какая вода изображена на картинах художников?

Дети: река спокойная, бурная, прозрачная, мутная, и т.д.

Воспитатель: Какие краски можно использовать при изображении воды? Растений вдоль берега?

- Обратите внимание, что река протекает между двух берегов. На переднем плане четко видны предметы и их величины, на заднем плане предметы как будто все одинаковой высоты.

- Художник – человек наблюдательный, он отражает все капризы, изменения природы в своих пейзажах.

-Ребята, а вы бы хотели попробовать себя в роли художников пейзажистов?

-Как бы вы изобразили нашу реку?

Ответы детей.

Воспитатель: При изображении пейзажа нужно помнить о линии горизонта, ближнем и дальнем плане. Настроение реки зависит от погоды. В ясный солнечный денек водная гладь яркая сине-зеленая. Оттенки воды хорошо показать приемом примакивания кисточки, чередуя разные цвета: синий, зеленый, белый.

-В пасмурный и дождливый день, когда дует сильный ветер, река шумит, как будто говорит. Можно сказать, что она говорливая. Она становится беспокойной и мрачной. Для изображения рисунка берутся более темные тона. Концом кисти с помощью фиолетовой краски наметим гребни волн. Используя белую краску, придадим гребням объем и нарисуем фон для туч.

Прежде чем приступить к рисованию подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Пошли пальчики гулять (пальцы сжаты в кулак, большие пальцы опущены вниз и прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять (движение по столу указательных пальцев).

Третья пальчики бегом, а четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал. (стук кулаками по поверхности стола)

Ну вот, наши пальчики подготовили, и можно приступить к работе.

Самостоятельная деятельность:

Дети самостоятельно выбирают цветовую палитру для изображения реки, сюжет своего рисунка. Приступают к работе. Во время работы звучит музыка.

Выполненные работы вывешиваются на выставку.

Воспитатель: ребята, что мы с вами нарисовали?

Дети: речку.

Воспитатель: а для чего мы это сделали?

Дети: помочь людям увидеть красоту  реки.

Воспитатель:  напомнить, что надо беречь и охранять природу.

КОНСПЕКТ

Художественно-эстетического развития

для детей старшей группы

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Цель:  развивать цветовое восприятие, чувство композиции, закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания.

Задачи: Образовательные: познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру). Развивать цветное восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша)

Развивающие: развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них, а также развивать внимание, зрительный контроль действия рук.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, стремление научиться создавать изделия, радующие окружающих.

Интеграция разных видов деятельности: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы: загадывание загадок, беседа, продуктивная деятельность.

Предварительная работа: Беседа с показом иллюстраций подводного мира,  рассматривание различных видов рыб.

Материалы:  картинки  с изображением  аквариума с рыбами, фото аквариумных рыбок, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход ООД

1 Организационный момент.

Послушайте загадку,  о чем сегодня мы с вами будем говорить на занятии.

Стоит стеклянный водоем, много разных рыбок в нем-

Желтых, черных, красных,

И таких прекрасных…(аквариум)

Ответы детей

Воспитатель: Правильно вы отгадали – это аквариум. У кого-то из вас есть аквариумные рыбки дома? (2-3 рассказа детей)

2. Беседа по  теме.

- А вам хотелось бы, чтобы у нас в группе были аквариумные рыбки? (ответы детей). Тогда мы можем сделать его своими руками, при  помощи, ножниц и цветной бумаги, немного воображения, смекалки и старания.

Воспитатель достает заготовленный аквариум из цветной бумаги.

Воспитатель: Вот, ребята, аквариум у нас есть, а что нам нужно для того, чтобы рыбкам было комфортно в нем жить.
Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Нам необходимо нарезать из зеленой цветной бумаги водоросли. Нужно взять полоски зеленой бумаги и надрезать с двух сторон по  все длине. Так у нас получаются водоросли.  А чего еще не хватает в нашем аквариуме. Ответы детей.

Воспитатель: правильно рыбок. Предлагаю рассмотреть картинки аквариумных рыбок.

- Вы внимательно рассмотрели рыбок, а теперь ответьте на мои вопросы.

- Чем покрыто тело у рыб? (чешуёй)

- А какая у самца (самки) форма тела?

- Что помогает рыбкам при плавании? (хвост, плавники)

-Правильно, когда рыбки плавают, у них хвосты двигаются из стороны в сторону.

- Давайте повторим движения рыбок руками (дети выполняют движения)

- Плавники у рыб есть на спине, на брюшке и на грудке. Как вы думаете, рыбка нас видит? (у рыбки есть два глаза, с левой и с правой стороны).

Физминутка «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке.

(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.

(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.

(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.

(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.

(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,

(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.

(Убегают)

Показ последовательности работы.

Воспитатель предлагает детям сделать рыбок.  

Воспитатель: Давайте рассмотрим рыбку. На что похоже тельце рыбки. (Овал)

- Из какой геометрической фигуры мы вырезаем овал? Правильно из прямоугольника, срезая углы. А хвостик можно сделать из треугольника.

 С помощью карандаша мы дорисовываем глаза и чешую. Наши рыбки готовы можно запускать в аквариум.  

- прежде чем вы приступите к работе разомнем наши пальчики:

Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице. Рыбке весело играть.

(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.

(Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла.

(Хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула, Быстро-быстро уплыла.

(Помахать рукой)

- И не забудем о правилах при работе с ножницами:

- Ножницы нельзя брать без разрешения

- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить

- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде

- Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится

- Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед

- Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться

- Ножницами нельзя вырезать на ходу.

Самостоятельная работа.

Рефлексия. Анализ работ.

Проводится подвижная игра «Золотая рыбка»

Правила игры: Выбирается ведущий, который вместе с детьми произносит слова. Каждый раз дети должны выполнять разные задания.  Тот, кто побеждает, становится «Золотой рыбкой».

Ход игры: Дети с помощью считалки выбираю «Золотую рыбку»

Раз, два, три ,четыре, пять будем рыбку выбирать.

Раз, два, три рыбка по морю плыви.

Раз, два, три, четыре ,пять возвращайся к нам опять.

 После того, как дети выбрали золотую рыбку

Встают в круг, берутся за руки , идут по кругу и произносят слова:

1.Рыбка, рыбка золотая в море ты не уплывай.                                  

   Рыбка, рыбка золотая нам желанье загадай!

 (Рыбка в руках держит любой предмет и указывает им на того, кто будет выполнять задание. Предлагает детям выполнить простые задания – присесть, подпрыгнуть, сделать пружинку)

Конспект

Познавательно-иследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Чудо-вода»

                                                     Подготовила: воспитатель Колесникова И.Ю.

  Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность, развивать познавательный исследовательский интерес.

Задачи:  1.познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, форма); развивать познавательную активность, любознательность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желание делать выводы;  поощрять выдвижение детьми гипотез (предложений); принимать участие в формулировании выводов;

2.развивать у детей мышление, связную речь, обогащать словарь детей существительными, прилагательными; упражнять в употреблении глаголов, отражающих действия: налить, перелить, вылить; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Методы и приёмы: наглядный- папка-ширма «Кому нужна вода?», карточки символы;  практический (опыты);  словесный (рассказ воспитателя, беседы, вопросы поискового характера).

Предварительная работа: - изготовление панно «Кому нужна вода?», карточки символы; - изготовление шапочек капелек; - чтение сказок и рассказов познавательного характера; - проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду); - беседы на темы: «Где можно встретить воду?», «Кто нуждается в воде?», «Для чего нужна вода?», «Кто живёт в воде?».

 Материал и оборудование: папка «Кому нужна вода?»;  инвентарь для опытов (пустые стаканчики, стаканы с водой, чайные ложки, стакан с молоком, колбы разной формы, кипячёная вода, ракушки морские, соль, сахар, баночки с водой, на крышках которых внутри нанесена гуашь, лимонный сок или лимон); - символы, обозначающие свойства воды; - ведёрко с капельками загадками; - шапочки капельки для детей; - атрибуты для перевоплощения воспитателю; - памятка иллюстрация «Помыл руки закрой воду»; - аудиозапись звука ручейка.

 Ход НОД

Дети слышат непонятный звук, прислушиваются.

 В. Ребята, что это? (ответы детей) Да, правильно. Это ручеёк. Он зовёт нас поиграть. Вставайте в круг, мы поиграем в игру.

Игра в слова: «Сухое - мокрое».

 Я буду произносить слово, если оно связано с водой, вы хлопните в ладоши, если не связано с водой топните ногой. Слова (лужа, дом, сосулька, пар, снег, подушка, река, барабан, пруд, родник). Молодцы!

В. Сегодня мы с вами будем говорить о воде. К нам в гости придёт волшебнаяТучка,хотите с ней познакомиться? Тогда закрывайте глаза. Ирина Юрьевна покружилась, в волшебную Тучку превратилась. (воспитатель надевает на себя приготовленные атрибуты наряда)

Я пришла с сюрпризом к вам. У меня есть волшебное ведёрко, а нём капельки с загадками. Хотите превратиться в капельки? Тогда разгадайте мои загадки.

Загадки: 1.Люди ждут меня, зовут, а приду к ним прочь бегут (дождь) 2. Лежало одеяло, мягкое, белое. Солнце припекло, одеяло потекло (снег) 3. Меня пьют, меня льют всем нужна я, кто я такая? (вода)

 В. Молодцы! Все загадки отгадали, в каждой загадке пряталась вода, ведь все отгадки связаны с водой. Получайте капельки. Дети надевают на голову шапочки капельки.

 В. Ребята, скажите, зачем людям нужна вода? (Пить, готовить пищу, мыться, купаться и т.д). А кому ещё нужна вода? (Растениям, животным, птицам, насекомым, рыбам).

 Работа с картинками: «Кому нужна вода?» (дети отвечают и помещают картинку на мольберт)

 В. Молодцы, ребята. Вы всё правильно сказали: растениям нужна вода и их нужно поливать водой, иначе они погибнут. Животные тоже пьют воду, а некоторые из них в ней живут. Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды. Давайте сделаем вывод: кому нужна вода? (Всем жителям Планеты!)  Я предлагаю вам поиграть как путешествует вода.

 Игра «Тучка и капельки»

 В. Ребята, я мама Тучка, а вы мои детки капельки. Капельки, вам пора отправиться в путь. Нужно напоить всё вокруг. Полетели, капельки, на землю(бегают врассыпную на носочках) Попрыгали, попрыгали капельки (легко прыгают на месте), скучно стало им поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими и весёлыми ручейками (аудиозапись), (дети берутся за руки по двое, образуя «ручейки»). Встретились ручейки и стали большой рекой (соединились в одну цепочку). Плывут капельки, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в хоровод). А потом вспомнили, что мама Тучка велела им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали капельки лёгкими и потянулись вверх (поднять руки вверх и кружится на месте, закрутится в «кучку») Испарились под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.  

В. Молодцы, капельки, а теперь я произнесу  слова и мы все превратимся в себя.Абра-кадабра раз, два, три, волшебные слова нас каждого в себя преврати! ( звучит волшебная музыка, снять шапочки)

В. Ребята, а что такое вода? (ответы детей).Я предлагаю вам сегодня познакомиться с некоторыми свойствами воды. И для этого приглашаю вас в лабораторию, там мы будем проводить опыты. Дети проходят за столы.

.В. Скажите, ребята, мяч какой форм - круглый, кубик- квадратный, а вода какой формы? (ответы детей).

В. Давайте это проверим и сделаем вывод, какой формы вода (приглашаю ребёнка к столу)

 В. Данил, налей воду в пробирку. Что делает Данил? (наливает воду) - А теперь перелей её в колбочку. Что делает Данил? (переливает воду) - Теперь давай нальём воду в чашечку. Что сейчас делает Данил? (наливает воду в чашечку).

В. Ребята, так какой же формы вода? (ответы детей) - Форма, которую принимает вода, меняется? (да) - Значит, какой вывод можно сделать? (вода это жидкость, её можно наливать, переливать в посуду разной формы, при этом вода принимает форму этой ёмкости). - А чтобы вам, ребята, легче было запомнить, я приготовила символ (помещается на доску)

 В. Ребята. А как вы думаете, какого цвета вода? (ответы детей). Хотите проверить?( На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой, морские ракушки.)

В. Какого цвета молоко? (белого) - А про воду можно сказать, что она белого цвета? (ответы детей) - Давайте проведём опыт (приглашается к столу ребёнок)

В. Возьми ракушки и положи их в стакан с молоком, а теперь в стакан с водой. В каком стакане ракушки видно, а в каком нет? (ответы детей) - Давайте сделаем вывод (вода не имеет цвета, она бесцветная)

В. Но вы знаете, ребята, вода бывает волшебной. И она может из бесцветной превратиться в цветную. Хотите в этом убедиться? (Воспитатель в один из стаканов добавляет перманганат калия, в другой бриллиантовый зелёный, размешивает)

В. Что произошло? (вода приобрела цвет) - Предлагаю теперь вам поэкспериментировать. (На столе у каждого ребёнка стоят баночки с водой, на крышках которых изнутри нанесена гуашь разного цвета.)

В Давайте произнесём заклинание: «Крибли, крабли БУМС!!!» И взболтаем баночку: вверх вниз. Что произошло? (вода окрасилась) - Какой делаем вывод? (вода бесцветная, но может менять свой цвет) Вывешивается соответствующий символ

 В. Это ещё не все превращения воды. Сейчас я предлагаю вам попробовать воду на вкус (дети пробуют кипячёную воду) - Какая вода на вкус? (вода не имеет вкуса, она безвкусная)

В. Положите в стакан сахар и размешайте ложечкой. - Теперь попробуйте водичку, которая получилась, и скажите, изменился вкус или нет? Дети пробуют воду - Какой стала вода? (сладкой)

В. Следовательно, какой вывод можно сделать? (вода не имеет вкуса, а когда мы растворили в ней сахар, она изменила свой вкус. Значит, она умеет менять свой вкус)

 - А чтобы вы лучше запомнили это свойство воды, я добавлю следующий символ на доску. Вывешивается на доску символ этого свойства

В. А теперь, ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Есть ли у неё запах? (вода ничем не пахнет, у неё нет запаха) - Сейчас я добавлю вам в стаканчики свежевыжатый лимонный сок (добавляется каждому ребёнку в стаканчик) - Изменился запах? (ответы детей) - Что теперь можно сказать о запахе воды? (вода не имеет запаха, но она может менять свой запах) Вывешивается на доску символ этого свойства

 В. Давайте ещё раз сделаем выводы, ориентируясь на карточки символы. Вода это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. И ещё она всегда принимает форму той посуды, в которую мы её наливаем. Вода бесцветная. Но может менять свой цвет, если в ней что нибудь растворить, например, краску. Вода безвкусная, но может менять свой вкус, если в ней что нибудь растворить, например, сахар, кофе. Вода не имеет запаха, но может его менять.

 В. Ребята, для чего нужна вода?(ответы) Да, ребята, вода нужна и для умывания, и для приготовления пищи. Но для этого вода должна быть обязательно очищенной. И люди, чтобы получить чистую воду, тратят много времени и сил. Надо беречь наше богатство -водные ресурсы.Воду нужно беречь, не засорять водоемы, плотно закрывать кран. А чтобы вы, дети, не забыли про это, вот вам памятка- напоминание «Помыл руки закрой кран!»

 Заранее подготовленный ребёнок рассказывает стихотворение: Есть на свете такое Чудо вода. Человек! Запомни навсегда: Символ жизни на Земле ВОДА! Экономь её и береги. Мы ведь на планете не одни!

Подборка Загадок о воде

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки.

(Облака)

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит.

(Речка)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в роднике,

А широкий - в море.

(Река)

В нее льется, из нее льется,

сама по земле плетется.

(Река).

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Ручеек)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек)

Кругом вода, а пить нечего.

(Море)

Кругом вода, а с питьем беда. (Море).

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя.

(Болото)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина.

(Град)

Сперва – блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск.

(Молния, гром, дождь)

Вот по небу мчится конь –

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.

(Молния, гром)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий.

(Дождь)

Не пешеход, а идет

Мокнут люди у ворот.

Ловит дачник его в кадку.

Очень трудная загадка?

(Дождь)

Подбор потешек и закличек о воде.

«Краник»

Открываем краник чик-чик-чик.

А водичка капает кап-кап-кап.

А ручки мы помоем так-так-так.

И щёчки мы помоем так-так-так.

И глазки мы помоем так-так-так.

А водичка капает кап-кап-кап.

Закрываем краник чик-чик-чик.

 «Умывай-ка»

Раз – обмоем кисть руки.

Два – с другою  повтори.

Три – до локтя помочили

Четыре – с другою повторили

Пять – по шеи провели

Шесть – смели по груди

Семь – лицо своё обмоем

Восемь – с рук усталость смоем

Девять – воду отжимай,

Десять – сухо вытирай!

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С тебя худоба!

Вода к низу,

А дитя к верху

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Чище мойся, воды не бойся!

Кран откройся, нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Мойся шейка, хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

грязь смывайся,

Грязь смывайся!

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей -

Катя умывайся веселей.

Заклички

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На меня по ложке,

На людей по плошке,

А на лешего в бору –

Лей по целому ведру!

Туча, туча, Дождь не прячь!

Лейся, дождик, Дам калач!

Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На зелёненьком лужочке!

Подборка   стихов о воде

 Вода из-под крана

Я воду в стакан из под крана налил.
На свет посмотрел- она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.

Ручеек.
Познакомьтесь, мой дружок - 
Маленький и быстрый 
Синеглазый ручеек 
Чубчик серебристый. 
Он бежит издалека, 
По камням и сучьям. 
Я завидую слегка: 
Ах, какой везучий! 
Он увидит океан, 
Корабли и чаек. 
Каждый мальчик-капитан 
О таком мечтает. 
Поспешает ручеек 
По траве и шишкам 
А на спинке он везет 
Лодочку мальчишки. 

(Автор: Татьяна Жиброва)

Кто не умывается

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

(Автор: Петр Синявский)

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

Много меня - пропал бы мир,

Мало меня - пропал бы мир,

Книзу летит капельками,

А кверху - невидимкою.

В жаркий день

Самой желанной бывает.

Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Пальчиковая гимнастика

 «Дождик»

Тучи, тучи, набегайте в кучи

Солнышко заволоките, дождем землю промочите.(круговые движения руками)

Гром гремучий, тресни тучи,

Дай дождя с небесной тучи. (пальцы сжаты в кулачок, стучим кулачок о кулачок.)

Дождик лей, лей, лей (потряхивание кистями рук)

На меня (обе руки прижать к груди)

На людей (обе руки вытянуть вперед)

На людей по ложке (соединить ладошки вместе)

На меня по крошке (соединить большой и указательный пальцы вместе)

Дождик- дождик полно лить

Малых детушек мочить

(пальцами стучим по коленкам)

 «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Дети показывают, как летят снежки.

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком.

Показывают руками перед собой большой ком.

И станет ком снеговиком.

Ставят руки на пояс, качают головой и улыбаются.

Его улыбка так светла —

Улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла…

Руками показывают на глаза, голову, нос, поднимают одну руку вверх, раздвинув пальцы («метла»).

Но солнце припечет слегка —

Увы, и нет снеговика.

Разводят руки в стороны.

Картотека «Опыты с водой»


Опыт 1

«Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

Опыт 2

«У воды нет вкуса»

Предложите детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос: есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду, что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит«Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Опыт 3

«У воды нет запаха»

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт 4

«Лед - твердая вода»

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег - это тоже вода.

Опыт 5

«Пар - это тоже вода»

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Опыт 6

«Вода - жидкая, может течь»

Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт 7

«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?

Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт 8

«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.

В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар.

В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Опыт 9

«Вода не имеет формы»

Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?

Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Опыт 10

«Вода нужна всем»

Дайте каждому ребенку две горошинки или две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой - нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.

Консультация для родителей

«Берегите воду»

                                                                   Подготовила воспитатель КолесниковаИ.Ю.

Вода – наше главное богатство, ее ни чем нельзя заменить. Чем раньше ребенок поймет эту истину, тем бережливее будет относиться к водным ресурсам.

Итак, что же мы, взрослые, можем сделать в этом направлении, а что под силу и нашим детям?

Ведь человеческий организм  больше чем наполовину состоит их воды.

Человеку невозможно жить без воды. Вода-это питание, умывание и купание, мытье посуды, уборка в доме и на улице, полив растений, уход за животными.

Если без пищи человек может прожить больше месяца, то без воды всего несколько дней. Животные не могут прожить без воды больше десяти дней, не говоря о рыбах и животных, живущих в воде. Растения без воды вянут и погибают.

Тяжело представить жизнь современного человека без воды в квартире. Воды на Земле очень много. Но почему же нужно беречь воду?

К сожалению, многие производства загрязняют реки и озёра. Вода становится мутной, в ней гибнет все живое. Очень опасны загрязненные водоемы:

  1. В них гибнут рыбы и птицы,
  2. Вода, испаряясь из такого водоема,  образует облака и выпадает на землю кислотными дождями.

Такие дожди опасны для всего живого.По берегам засыхают деревья и кусты, и река медленно умирает. Чтобы этого не случилось, каждое производство должно строить специальные очистные сооружения, а не сбрасывать ядовитые отходы в реки

У воды великая забота – поить всех обитателей.

Всем известное, нехитрое правило - выключать воду, когда чистим зубы.

Ребенку можно так и сказать, что если вода будет литься впустую, то рано или поздно она закончится, а это приведёт к гибели всего живого на Земле.

Научите детей плотно закрывать краны.

Детям необходимо читать рассказы и стихи о воде, о ее значении в нашей жизни, показывать и вместе разбирать документальные фильмы, а также изучать загадки и пословицы - так можно добиться большего влияния информации на ребенка

Показывайте правильный пример детям - никогда не загрязняйте окружающую природу и водохранилища, не мусорите на берегах рек.

Если оказались у реки, то относиться к ней с уважением! Река – живое существо! Мы у неё в гостях. Нельзя вытаптывать траву, рвать цветы, и, конечно, мусорить.

Вспомните мудрую русскую пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться!» Не загрязняйте реки – ведь они поят нас своей водой!

: Запомните несколько важных правил, чтобы сохранить воду чистой

- Не загрязняйте воду и берега ручьев и рек, озер и прудов.

- Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.

- Берегите родники, не мусорите, берегите деревья.

-Не расходуйте воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!

Старайтесь расходовать воду как можно экономнее во всех ваших действиях.

Выполняя простые действия по экономии воды, рассказывайте детям, почему вы так делаете. Тем самым вы формируете у них бережное отношение к природным ресурсам. Ведь дети следуют примеру взрослых.

Консультация для родителей

«Экспериментируйте с детьми дома!»

                                                                                Подготовила: Колесникова И.Ю.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия.

 В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.

Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика)

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему? »

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

  1. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста.

1. Опыт. Цветы лотоса.

Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

2. Опыт. «Подводная лодка».

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой – яйцо останется плавать на поверхности воды. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

3.Опыт со свечой.

Закрепить свечку в тарелке и налить подкрашенной воды. Поджечь свечу и накрыть её стаканом. Свеча потухнет, так как весь кислород сгорел и за счёт вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.

4.Опыт Соломинка-пипетка.

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана. Поставим рядом 2 стакана: один – с водой, другой – пустой. Опустим соломинку в воду. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Ведь кто, как не Вы, научит их видеть необычное в обычном! И только с вашей помощью они вырастут творческими и креативными!

Консультация для педагогов

«Уголок экспериментирования в детском саду»

                                                     Подготовила Колесникова И.Ю.

     На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

  Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию(область познание)  

 Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

  Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

 Задачи уголка экспериментирования

 Развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности,   мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);     формирование умений комплексно обследовать предмет

 

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

  Безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность расположения

 В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

 2) место для приборов

 Место для хранения материалов (природного, "бросового")

 3) место для проведения опытов

 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)    

 Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

 Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты

1.  Компонент дидактический  

 2. Компонент оборудования       

 3.Компонент стимулирующий

 Дидактический компонент

          Познавательные книги

          Атласы

          Тематические альбомы

          Серии картин с изображением природных сообществ

          Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

 Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

          Алгоритмы выполнения опытов

          карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

          Правила поведения в уголке экспериментирования

 Компонент оборудования приборы-помощники:

         микроскоп, лупы, увеличительные стекла

          весы, безмен

          песочные, механические часы,

          компас,

          магниты;

          портновский метр, линейки, треугольник т.д.

 Компонент стимулирующий

          разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

          сита, воронки разного размера и материала;

          природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

          шишки, перья, мох, листья и др.;

          утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,

          меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

          технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

          разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

          красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );

      медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;

          прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

 

     В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

 

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

 

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.

 

Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. 

 Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

 Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

 

В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть

  книги познавательного характера для младшего возраста;

   тематические альбомы;

   коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани",  "Бумага", "Пуговицы"

   мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

   песок, глина;

   набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

   материалы для игр с мыльной пеной,

   красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

   семена бобов, фасоли, гороха

   некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

  Простейшие приборы и приспособления:

   лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

   "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

   семена бобов, фасоли, гороха        

   на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

   персонажи, наделанные определенными чертами-  ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

  карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

  Средний дошкольный возраст

          книги познавательного характера для среднего возраста

          тематические альбомы

          коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

          мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)        

          песок, глина

          набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде

          материалы для игр с мыльной пеной

          красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

          семена бобов, фасоли, гороха

          некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

  Простейшие приборы и приспособления:

  лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

  "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

  на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

  персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

  карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

  Старший дошкольный возраст

  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

  книги познавательного характера, атласы;

 тематические альбомы; коллекции

  мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:",  "Изделия из камня" 

  материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина"

  природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

  бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.

   технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.

  разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

   красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

   медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

  прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи, сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда

  проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

   клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки    

Ведение фиксации детского экспериментирования

          Дневник

          Картотека опытов

          Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов

          Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

          Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.  

   Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

  Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей , поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!