Мастер-класс для педагогов. Попова А.С., Казак Г.Ю.
консультация по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Цель: освоение организации поисково – исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Теоретическая часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре «Детское экспериментирование –основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать –значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно -исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Упражнение «Выбери дистанцию»
Воспитатели встают на том расстоянии, которое демонстрирует их близость или отдалённость от темы семинара, и объясняют свой выбор.
Ведущий: Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. (Педагоги делятся на три группы)
Практическая часть
Китайская пословица гласит «Расскажи –и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать -и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.
Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.
(Участники проходят в «лабораторию»)
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Игра «ОБЪЯСНЯЛКИ» (от детей)
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)
.2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)
4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)
Практическая часть
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать -и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.
Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.
(Участники проходят в «лабораторию»)
Сегодня мы с вами вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Каждая группа участников семинара поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.
Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это сделать?
Опыт №1.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если будем смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?
Опыт №2
Возьмите две пол-литровые банки. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.
Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?
Опыт № 3.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 4
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Почему так происходит?
Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.
Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
А теперь, уважаемые педагоги давайте поиграем в игру «Жидкое и твердое»
Педагоги встают, берутся за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица воды. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу, конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа - это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по- разному.
Заключение:
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.
Приложение 1
Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования
1. Выбор объекта исследования.
2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми.
5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
6. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
7. Прогнозирование результата.
Структура занятия-экспериментирования
(эксперимента, опыта).
1. Подготовка проблемной (исследовательской) задачи (при педагогической поддержке в младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
Проблемная задача должна быть понятной, должна вызывать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну, представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на общественный и непосредственно жизненный опыт детей, мотивировать ребенка на поиск ответа, однако, трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка.Проблема должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности.
2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
5. Выполнение эксперимента
6. Наблюдение результатов эксперимента.
7. Фиксирование результатов эксперимента.
Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
8. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте)
Приложение 2
Оформление и содержание уголков экспериментирования
Создание в группах «мини лабораторий»решает следующие задачи:
развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки)должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для приборов
3) место для хранения материалов (природного, «бросового»)
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
1. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования,распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «свет», «стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
2.Основное оборудование:
- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и до. ;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др. ;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ;
3.Дополнительное оборудование:
- детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
- карточки-схемы проведения экспериментов (обратная сторона: ход проведения эксперимента);
- индивидуальные дневники проведения экспериментов;
- в каждом разделе вывешиваются правила работы с материалом, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать уровню развития ребенка, но также необходимо рассчитывать и на одаренных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...
Паспорт проекта "Профессии нашего детского сада" Педагоги Попова А.С., Казак Г.Ю.
Долгосрочный проект для детей младшей группы...
"Путешествие утенка" Педагоги Попова А.С., Казак Г.Ю.
конспект занятия...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...