"Урок эколят"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет очень интересное занятие. А тема его – «Живая и неживая природа». Всем нам знакомо слово природа. А как вы считает, что такое природа?
Лес – это природа?
А машина, на которой мы едем в лес?
А река?
А лодка, которая плывет по реке?
А кошка?
А окошко, на котором она сидит?
А щенок – природа?
А мячик, с которым он играет?
Так, что же такое природа?
Слайд 2.
К природе относится все, что нас с вами окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек.
К природе не относится только то, что сделано руками человека: автомобиль, лодка, окно и сам дом, мячик и другие игрушки. Все это – искусственные предметы.
Природа – это все то, что существует без помощи человека. А «неприрода» - это то, что сделано руками человека.
Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природные объекты. Вертолет похож на стрекозу, а подводная лодка на кита.
Ребята, а вы знаете, что всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир не живой природы и мир живой природы.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Живая и неживая природа»
Давайте разделим на две группы картинки, которые лежат перед вами: в одну сторону положим объекты живой природы, а в другую – не живой. Что у нас получилось? Давай те проверим.
Слайд 3.
К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.
Слайд 4.
Найдите на рисунке то, что относится к живой природе.
Птица живая, она летает. Но самолет тоже летает, он живой? И снежинка летает – она живая?
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «живое - неживое»
Я буду называть слово, если оно относится к живой природе – вы двигаетесь, а если к неживой – замираете на месте (на ногах).
Воробей, туча, лисица, заяц, дождь, кошка, радуга, ветер, муравей, бабочка.
Молодцы, замечательно справились с заданием.
Ребята, чтобы отличить живое от неживого, есть подсказки – это признаки, по которым можно определить живое или не живое. Давайте рассмотрим эти признаки по очереди.
Слайд 5.
Первый признак – все живое двигается! Мы с вами умеем двигаться? А любим это делать? Тогда давайте вместе подвигаемся.
Физминутка
Дружно по лесу идём, (идут друг за другом по кругу)
Не спешим, не отстаём.
Шаг на месте не спеша, ! (шагать на месте)
Как погода хороша
Заяц головой вращает, (вращение головой по кругу)
Мышцы шеи разминает.
И туда, и сюда – (повороты головы вправо-влево)
Он посмотрит без труда.
Ветер дует нам в лицо, (руки поднять вверх, качать руками и телом),
Закачалось деревцо. (переваливаясь с ноги на ногу)
Раз – наклон, два – наклон, (наклоны вправо-влево )
Зашумел листвою клён.
К нам на длинной мокрой ножке (прыжки на месте на двух ногах)
Дождик скачет по дорожке.
Дождик, лей веселей, (повороты туловища вправо-влево)
Тёплых капель не жалей!
К солнцу тянутся цветы, (поднимать руки через стороны вверх – вдох),
С ними потянись и ты. (руки опустить - выдох)
Ручки к солнцу протяни –
Это солнышка лучи.
Вот так замечательно мы умеем двигаться! Ходим и бегаем мы при помощи ног.
А как двигается кошка? Есть у нее ноги?
У кошки ноги называются лапами.
А что помогает двигаться птице?
У нее есть крылья и ноги.
А как двигается змея, ведь у нее нет крыльев и ног? А рыбки в аквариуме?
Но ведь облака и вода тоже двигаются: облака плывут по небу, а вода – течет…живые ли они? Поэтому, чтобы говорить о живом или неживом – надо искать несколько признаков – подсказок.
Слайд 6.
Еще один признак – все живое растет!
То есть увеличивается в размерах. Растут ребятишки, растут кошки и мышки, растут ромашки и березки, растут и грибы – все это живая природа.
Слайд 7.
А для того, чтобы расти, всему живому нужно питаться. Еда, это те «кирпичики» - из которых мы с вами построены.и чтобы мы с вами были красивыми и здоровыми, эти «кирпичики» должны быть полезными и разнообразными.
Предлагаю поиграть в игру «Вредные – полезные продукты»
Каждому выдается карточка с продуктом, дети по очереди выходят и кладут свою карточку к полезным или вредным продуктам.
Слайд 8.
Так мы с вами выяснили, что все живое движется, растет и питается. А еще все живое дышит. Давайте вдохнем воздух и почувствуем как он окажется внутри нас… а теперь выдохнем его, как будто дует ветер. При дыхании мы вдыхаем воздух в себя и выдыхаем его обратно. Что у нас участвует в дыхании? А как дышат другие живые существа, например рыбы?
Слайд 9.
А еще все живое дает потомство, детенышей.
Предлагаю поиграть «Мама – детеныш»
Детям показывают картинку животного, называя его, а дети называют детеныша.
(кошка – котенок, слон – слоненок, коза – козленок, корова – теленок, собака – щенок, утка – утенок, курица – цыпленок)
Слайд 10.
Кошка, птица, змея, рыба – это все животные.
А как назвать одним словом ромашку, березу, фиалку?
Правильно, это растения.
Ребята, как вы думаете растения живые или нет?
Я предлагаю посмотреть видеоролик, который покажет нам, как растения питаются, дышат и даже двигаются.
Просмотр видеоролика.
Мы с вами убедились, что растения тоже живые.
А частью какой природы является человек?
Человек растет, питается, дышит, дает потомство – значит человек, тоже часть живой природы.
Слайд 11.
Так мы с вами узнали, что природа имеет две формы живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:
Двигаются
Растут
Питаются
Дышат
Дают потомство
Предметы неживой природы таких признаков не имеют. Объекты неживой природы не дышат, не питаются, не размножаются.
Слайд 12.
Ребята, когда мы спрашивает о живом и неживом, мы употребляем разные слова «кто» или «что».
Если мы задаем вопрос «Кто это?» - мы говорим о живой или неживой природе? Это относится к живой природе.
А если задаем вопрос «Что это?» - значит предмет неживой.
Игра с мячем.
Я буду вам кидать мяч и называть предмет живой или неживой природы, а вы должны будете поймать мячик и сказать какой вопрос мы задаем к этому предмету «Кто?» или «что?».
Слайд 13.
Теперь мы не перепутаем живую и неживую природу, потому что мы знаем чем они друг от друга отличаются. Но есть у них и общее – они всегда существуют вместе.
Представьте на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать?
Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство растений, животных и сам человек.
Без воды все живое погибает.
Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.
Вы видите, что живая и неживая природа связаны между собой.
Как вы думаете могли бы люди жить без природы?
Конечно, нет. Потому, что вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, не можем жить без пищи, которую нам дают животные и растения.
Поэтому человек должен беречь и охранять природу, частью которой он является.
Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.
В лесах, горах, степях живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, горы и степи.
Всем нужен чистый воздух для дыхания - не будем его загрязнять.
Как мы с вами можем охранять нашу природу?
Давайте посмотрим на знаки и подумаем, о каких правилах охраны природы они нам напоминают.
Не ломать деревья, не рвать цветы, не ловить бабочек и жуков, не бросать мусор на улицах, беречь воду…
Какой бы еще знак вы хотели сюда добавить?
Если мы всегда будем помнить о том, что мы с вами – тоже часть природы и беречь все живое и неживое вокруг, тогда природа всегда будет нашим чистым и уютным домом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Урок Эколят – Молодых защитников Природы»
Тематическое развлечение экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста...
Урок Эколят
16 ноября 2020 года в нашем детском саду прошел урок «Эколята – молодые защитники природы» - « Юные друзья леса». Экологическое воспитание один из главных моментов в разв...
Всероссийский урок "Эколят- молодых защитников природы"
Задачи: Дальнейшее развитие экологического образования, экологической культуры и просвещения в ДОО. Формирование у воспитанников ДОО богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к прир...
Урок эколят
Федеральный детский эколого-биологический центр предложил принять участие в мероприятиях,посвященных году Экологии в России.С воспитанниками старшей группы было проведено тематическое занятие (у...
Урок Эколят 2021 Друзья Земли
Участие во Всероссийском уроке «Эколята – молодые защитники природы». Урок в рамках реализации Указов Президента РФ, федерального проекта «Успех каждого ребёнка». Хэ...
Урок Эколят 2021 Друзья Земли
С 22 по 24 ноября 2021 года воспитанники подготовительных групп №6 и №10 ГБДОУ ЦРР-детского сада №38 Красносельского района Санкт-Петербурга приняли участие во Всероссийском уроке «Эко...
#Урок Эколят 2021#Друзья Земли
Представлен материал видеоролика об участии в проведении Всероссийского урока "Эколята-молодые защитники природы" для дошкольного возраста (5-6лет) согласно методическим рекомендациям,...