Картотека игр по экологии
картотека по окружающему миру
Предлагаемые игры по экологии содержат интересные факты о жизни животных и растений.Игры направлены на закрепление знаний детей о различных видах животных и растений, условиях, среде их обитания, особенностях питания, а также на развитие слухового и зрительного внимания, мышления и памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр по экологии | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по экологии для младшего школьного возраста
«Угадай правило»
Цель: описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.
Материал:рисунки с изображением правил: береги муравейники, не разоряй гнёзд, не обрывай паутину, не убивай пауков, не топчи траву, не рви цветы, не уничтожай грибы, не лови бабочек и др. насекомых, не ломай ветки деревьев и кустов, не уноси домой диких животных, не разжигай костер, не шуми в лесу, не мусори и др.
Игровое действие:педагог показывает рисунок с правилом, а дети своими словами передают смысл правила. После усвоения правил рисунки используются для обозначения действий на экологической тропе.
«Экологический светофор»
Цель: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы.
Материал:3 кружка: красный, желтый, зеленый. Картинки: мальчик выбрасывает мусор на улице, мальчик гуляет с собакой, мальчик ловит бабочек, мальчик белит дерево, мальчик сажает цветы, мальчик делает кормушку и т.д.
Ход игры:
Дети должны «зажечь» для каждой картинки знак светофора.
Зеленый цвет-помощник природы, её настоящий друг.
Красный цвет-стой! Ты приносишь вред природе и жизни людей.
Желтый цвет+будь осторожен! Не нанеси вреда.
«Настроение природы»
Цель: формировать обобщенное значение слова «природа». Развивать у детей связную речь.
Материал:картинки изображающие настроение «природы».
Ход игры:
Детям предлагается картинка- «настроение природы», плохая или хорошая ситуация в природе. Дети должны объяснить настроение природы.
«Магазин «Цветы»
Цель:учить находить, называть и описывать комнатные растения по характерным признакам.
Материал:комнатные растения.
Ход игры:
Выбирается продавец, у которого магазин «Цветы» (на столе расставляются комнатные растения). Покупатели дети - описывают комнатное растение, не называя его. Продавец должен узнать растение, назвать его и выдать покупку. Можно предложить образец описания.
Сюжетно-ролевые игры по экологии
«Катя в магазине»
Цель: Учить узнавать и различать овощи и фрукты по внешнему виду; учить выполнять простейшие действия с предметами. Вызвать интерес от совместной игры.
Оборудование: Кукла Катя, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Она хочет приготовить овощной салат и сварить компот. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и отправляйтесь в магазин».
Складывайте в сумку овощи и фрукты. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.
«Зоопарк»
Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании. Расширить словарный запас детей. Воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.
Оборудование: Игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.
Картотека дидактических игр по экологии для старшего школьного возраста
«Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материалы и оборудование:
- голубая ткань или бумага (пруд),
- несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.
Ход игры:
детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.
Игра с мячом «Я знаю»
Цель: создать условия для речевой активности, закрепить название животных.
Материалы и оборудование: мяч.
Ход игры:
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы
«Цепочка»
Цель: закрепить знания детей о земных обитателях.
Материалы и оборудование:
- карточки с изображением объекта живой и неживой природы.
Ход игры:
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
«Кто где живёт»
Цель: развивать интерес к природе.
Материалы и оборудование:
- карточки с изображением животных,
- карточки с изображением мест обитания различных животных.
Ход игры:
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
Сюжетно-ролевые игры по экологии
«Посещение животноводческой фермы»
Цель: уточнение представления детей о домашних сельскохозяйственных животных: содержание на ферме, кормление, уход, их использование.
Задачи: ознакомить детей с трудом животновода; воспитывать интерес и доброе отношение к животным.
Ход игры.
Воспитатель в группе или другом помещении устраивает ферму для сельскохозяйственных животных, в которой находятся коровы, свиньи, козы, овцы. Это могут быть «загоны», сделанные из стульев или крупного «строителя». В качестве животных могут быть картины из наглядного пособия «Домашние животные» или подходящего размера и облика игрушки. В каждом «загоне» может быть несколько животных, могут быть взрослые животные и их детеныши.
Приведя детей на ферму, воспитатель надевает белый фартук и косынку - становится дояркой. И уже в этой роли проводит с детьми экскурсию: у каждого «загона» спрашивает, кто в нем находится, зачем содержат этих животных. Рассказывает, чем их кормят, как за ними ухаживают, как ласково с ними обращаются. Рассказывает о труде животноводов, предлагает детям помочь накормить животных. Дети раздают заранее заготовленное «сено», игрушечные овощи (слепленные из глины, пластилина или вырезанные из картона). Дети могут помочь навести порядок в «клетках» (подмести, протереть). Доярка говорит, что труд животноводов нелегкий, но очень важный, т.к. они обеспечивают всех людей молоком, мясом, шерстью.
Доярка прощается с детьми, приглашает их приходить еще на ферму (воспитатель снимает атрибуты одежды), и все возвращаются.
Примечание. Если ИОС проводилась в группе, педагог может не разбирать сооруженные фермы, дошкольники воспользуются им для самостоятельной игры.
«Тайна лесной поляны»
Цель: уточнение представления детей о лесе, о поляне;
Задачи: показать взаимосвязь лесных обитателей, природы и человека; закрепить знание правил поведения в лесу; познакомить детей с экологическими знаками; воспитывать Доброжелательное отношение ко всему живому.
Ход игры.
В помещении группы (или зале) создается игровая модель лесной поляны. В центре комнаты - зеленое покрытие («трава»), где стоят «пеньки», «растут цветы», «ягоды», «грибы», «протекает ручеек». По краям покрытия можно поставить макеты лесных деревьев и кустарников с плоскостными изображениями птиц, животных, гнезд, паутины и т. д. Ребята (туристы) отдыхают на лесной поляне. Воспитатель предлагает им перечислить объекты, которые они видят по краям поляны. Рассказывает о том, как в лесу все нужны друг другу, как лес важен для человека. Затем обращает внимание детей на поляну, просит назвать, что на ней растет. Рассказывает о том, что на поляне светлее, чем в лесу, тут лучше растут ягоды и грибы.
В конце путешествия знакомит детей с предупреждающими и запрещающими экологическими знаками, предлагает расставить их в нужных местах. В ходе игры ребята могут «фотографировать» птиц и зверей, а в свободное время проявить «фотографии» (сделать рисунки), оформить выставку.
Экологическая сюжетно-ролевая игра «Мы – спасатели»
Задачи:
- формировать знания детей о профессиях пожарных, спасателях, о ветеринарных врачах;
- развивать умение принимать образ спасателя, выполнять разнообразные действия с атрибутами спасателей;
- развивать связную диалогическую речь, логическое мышление;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: макеты деревьев; вёдра; атрибуты для игры «Больница»; макет автомобиля; спортивное оборудование: наклонная доска, маты, перекладина, дуга.
Предполагаемые роли: врач; ветеринары; спасатели; санитары; пожарные.
Организационный момент
Дети смотрят мультфильм по телевизору, вдруг мультфильм прерывается и звучит сообщение:
Внимание! Внимание!
Тревога! В лесу пожар
Звери и птицы попали в беду!
Требуется срочная помощь!
Воспитатель: Дети, нужна помощь! Поможем?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда спасатели, пожарные, врачи – срочно на выезд!
(диалог пожарных)
Пожарный: Есть на выезд!
Воспитатель: Приготовиться к тушению пожара.
Пожарный: Есть приготовиться к тушению пожара!
Воспитатель: Надеть спасательные костюмы!
Спасатель: Есть надеть спасательные костюмы!
Воспитатель: По машинам!
Спасатель: Есть по машинам!
(Дети надевают костюмы, халаты и идут в лес.)
Воспитатель: Медики, приготовиться к приёму пострадавших зверей и птиц. (место пожара)
Воспитатель: Приступить к тушению пожара!
(Дети разворачивают рукава, начинают тушить).
Воспитатель: Первый! Первый! Я – пятый! Как слышите?
Пожарный: Пятый! Пятый! Я – первый! Слышу вас хорошо.
Воспитатель: Доложите обстановку!
Пожарный: Сильное задымление. Плохая видимость. Тушу деревья. Пострадало много зверей и птиц. Нужна помощь спасателей.
Воспитатель: Спасатели! Срочно приступить к работе! Животные нуждаются в вашей помощи!
Спасатели: Вас поняли, приступаем к работе!
Спасатель: - Посмотри белочка! Сейчас мы ей поможем! (несут в больницу)
Спасатель: - А вот лисичка! Посмотри, у неё хвостик обгорел. (несут в больницу)
Спасатели: Маму – белку спасли, а вот и бельчонок. Сидит, бедненький, дрожит. Давай отнесём его в ветеринарную лечебницу!
- А зачем? Он же не пострадал?
- Там же его мама. Без нее он погибнет!
Воспитатель: Прием! Прием! Доложите, как идёт спасение зверей? Кого уже удалось спасти?
Спасатели: Спасли белку с бельчонком и лисичку.
Воспитатель: Продолжайте работать!
Спасатели: Посмотри, а вот зайчик. У него обгорело ушко. Ой, да у него обгорели оба ушка. Скорее надо вести его в больницу! (несут в больницу)
Спасатели: Смотри, кого я нашел! Да это же медвежонок. Он плачет. Наверное, потому, что потерял свою маму. А может ему больно? Давай посмотрим. Конечно больно, ведь у него болит спинка. (несут в больницу)
6) Спасатели: А это, кто забился в уголок? Смотри, олененок! Он еще совсем маленький! У него сломана ножка. Сейчас мы тебе поможем. (несут в больницу)
Воспитатель: Прием! Прием! Спасатели, доложите обстановку!
Спасатели: Пятый! Пятый! Докладываю: спасение зверей закончено.
Воспитатель: Хорошо. Возвращайтесь на базу.
(Пожарные снимают красные «огоньки» и складывают их в корзину)
Воспитатель: Пожарные прием! Как дела с тушением пожара?
Пожарный: Тушение пожара в лесу закончено.
Воспитатель: Хорошо! Пожарные рукава свернуть.
Пожарный: Есть свернуть пожарные рукава!
Воспитатель: Пожарным вернуться на базу.
Ветеринарная лечебница.
Воспитатель: Алло! Алло! Прием, я руководитель. Прошу соединить меня с главным врачом ветлечебницы. Как обстоят дела с пострадавшими животными?
Врач: Я главный врач веет. лечебницы. Докладываю: «Всем пострадавшим животным оказываем необходимую медицинскую помощь».
Воспитатель: Лекарств, бинтов, инструментов хватает?
Врач: Да, все необходимое есть.
Воспитатель: Продолжайте!
Пожарные и спасатели ставят машины на стоянку, берут угощения и идут проведывать больных зверей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите! Снова какое – то объявление! Последние новости. Давайте послушаем.
По телевизору: Последние новости! Объявляем благодарность детям детского сада «Дюймовочка» за спасение зверей и тушение пожара! Наградить всех, кто принимал участие медалями «За отвагу и мужество».
Воспитатель награждает детей медалями, жмет руку.
Экологическая сюжетно-ролевая игра «Экологическая служба спасения: спасаем лес от мусора»
Задачи:
- создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом;
- расширять представления детей о гуманной направленности работы службы
спасения, ее необходимости в чрезвычайных ситуациях;
- развивать речь детей, обогащая новыми словами.
Мотивация на игру: дети получают видеописьмо от помощников планеты Земля, они приглашают ребят сходить в лес и собрать вкусную и полезную землянику, но когда приходят на место, то видят кругом мусор. Что же делать?
Роли: спасатели, водители, врачи, лесные жители, попавшие в беду.
Оборудование:
- набор техники специального назначения; рации, телефоны; планы, карты;
- символика службы спасения; инструменты; защитные каски, перчатки;
- использование атрибутов из других игр, например, «Скорая помощь», «Полиция».
Примерные игровые действия:
1. Вызов по тревоге спасателей. (дети надевают атрибуты: шапочки, повязки и т. д). Сигналом может быть, колокольчик, барабан, свисток)
2. Осмотр места происшествия, ориентировка на местности.
3. Распределение спасательных работ между разными группами; использование техники специального назначения.
4. Спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи; (по задумке детей.)
5. Доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу.
Экологическая сюжетно-ролевая игра «Экологическая служба спасения»: спасаем реку»
Задачи:
- создать условия для проведения игры;
- расширять представления детей о гуманной направленности работы службы
спасения, ее необходимости в чрезвычайных ситуациях;
- познакомить с профессиями спасателей;
- развивать речь детей, обогащая новыми словами.
Игровой материал: конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки, костюм и маска для водолаза.
Игровые роли: спасатели, водолазы, водители, врачи, экологи, речные обитатели, попавшие в беду. Также можно включать дополнительную роль журналиста.
Мотивация к игре: дети получают письмо от девочки Маши, где сообщается, что ее любимая речка в беде. Ребята решают помочь Маше.
Методические рекомендации: в игре воспитатель не только расширяет круг представлений о заинтересовавшем детей явлении, но и помогает в организации игры; иногда принимает непосредственное участие в сговоре, иногда помогает спланировать игру.
Ход игры:
Начиная игру, прежде всего воспитатель может организовать видео экскурсию на реку, вместе с детьми понаблюдать за водными ресурсами, обсудить возникающие вопросы. После этого в группе он проводит беседы «Что мы видели на реке?», «Как мы можем помочь речке?».
Примерные игровые действия:
- Подбор оборудования для очистки реки: лопата, сети, грабли…
- Прибытие на место катастрофы (макет загрязненной реки)
- Распределение обязанностей.
- Действия спасателей: очистка реки от мусора, подкормка рыб, очистка прилежащей территории
- Итоговая беседа
Экологическая подвижная игра-эстафета «Спасатели приходят на помощь»
Задачи:
- способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах;
- воспитывать выносливость, ловкость, умение действовать сообща, помогать друг другу;
- формировать нравственные качества: отзывчивость, сочувствие, сопереживание;
- формировать умение правильно действовать в экстренных ситуациях;
- развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в жизни.
Оборудование: мячи среднего размера по количеству детей, два бубна, шведская стенка
а, два обруча, кубики пластмассовые по количеству детей, мягкие игрушки по количеству детей.
Мотивация к игре
Вопросы к детям:
- Что можно назвать экстренным случаем? (наводнение, землетрясение, пожар, катастрофа).
- Кто придёт к нам на помощь, когда с нами случится беда? (спасатели, МЧС, пожарные).
- Какими качествами обладают спасатели? (сила, мужество, доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание).
- Хотели бы вы побывать сегодня в роли спасателей? (Да)
- Тогда отправляемся в путь, на помощь к тем, с кем случилась беда.
- Какой должна быть команда, чтобы справиться со всеми трудностями? (дружная).
Дети командами встают в круг, кладут руки друг другу на плечи и произносят слова:
Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро,
А ещё в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
- А теперь пора приступить к спасательным операциям.
Эстафеты:
«Пожарные на учении». Добежать до шведской стенки, подняться наверх, ударить рукой о бубен, спуститься, передать эстафету.
- Игрушки решили поиграть на реке на льду. Можно это делать? Правильно, нельзя. Поэтому с ними приключилась беда. Лёд раскололся, и они оказались на льдине. Им срочно нужна помощь спасателей.
«Спасатели». В позиции «паучок» надо дойти до обруча, в котором лежат игрушки, положить игрушку себе на живот и вернуться назад.
- В игрушечном городе произошло землетрясение. Под завалом оказался мишка. Необходимо разобрать завал и спасти его.
«Спасём мишку». Пролезь в обруч, пройти по верёвке, перепрыгнуть через бруски, взять 1 кубик, вернуться назад. Последний игрок берёт мишку.
- Все наши игрушки в безопасности, но в катастрофе мишка поранил лапу. Что же нам делать? Правильно, необходимо оказать первую медицинскую помощь. Как это сделать? (промыть рану водой, наложить на вату мазь, приложить к ране и забинтовать).
- Молодцы, ребята. Вы с честью справились со всеми трудностями и спасли игрушки от беды. Вы настоящие спасатели. Какие качества вам пригодились при выполнении спасательных операций? (сила, ловкость, сочувствие, отзывчивость).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов по экологии
Опыты с почвой и ветром Опыт №1 Цель опыта Содержание опыта Показать, что в почве есть воздух. Напомнить о том, что в Подземном царстве — по...
Картотека опытов по экологии
Картотека опытов по экологии...
Картотека игр по экологии
Картотека...
Картотека игр по экологии
Подборка по темам....
Картотека игр по экологии
Подборка по темам....
картотека игр по экологии
подборка по темам...