Картотека игр по экологии
картотека по окружающему миру
Предлагаемые игры по экологии содержат интересные факты о жизни животных и растений.Игры направлены на закрепление знаний детей о различных видах животных и растений, условиях, среде их обитания, особенностях питания, а также на развитие слухового и зрительного внимания, мышления и памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по экологии для младшего школьного возраста
«Угадай правило»
Цель: описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.
Материал:рисунки с изображением правил: береги муравейники, не разоряй гнёзд, не обрывай паутину, не убивай пауков, не топчи траву, не рви цветы, не уничтожай грибы, не лови бабочек и др. насекомых, не ломай ветки деревьев и кустов, не уноси домой диких животных, не разжигай костер, не шуми в лесу, не мусори и др.
Игровое действие:педагог показывает рисунок с правилом, а дети своими словами передают смысл правила. После усвоения правил рисунки используются для обозначения действий на экологической тропе.
«Экологический светофор»
Цель: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы.
Материал:3 кружка: красный, желтый, зеленый. Картинки: мальчик выбрасывает мусор на улице, мальчик гуляет с собакой, мальчик ловит бабочек, мальчик белит дерево, мальчик сажает цветы, мальчик делает кормушку и т.д.
Ход игры:
Дети должны «зажечь» для каждой картинки знак светофора.
Зеленый цвет-помощник природы, её настоящий друг.
Красный цвет-стой! Ты приносишь вред природе и жизни людей.
Желтый цвет+будь осторожен! Не нанеси вреда.
«Настроение природы»
Цель: формировать обобщенное значение слова «природа». Развивать у детей связную речь.
Материал:картинки изображающие настроение «природы».
Ход игры:
Детям предлагается картинка- «настроение природы», плохая или хорошая ситуация в природе. Дети должны объяснить настроение природы.
«Магазин «Цветы»
Цель:учить находить, называть и описывать комнатные растения по характерным признакам.
Материал:комнатные растения.
Ход игры:
Выбирается продавец, у которого магазин «Цветы» (на столе расставляются комнатные растения). Покупатели дети - описывают комнатное растение, не называя его. Продавец должен узнать растение, назвать его и выдать покупку. Можно предложить образец описания.
Сюжетно-ролевые игры по экологии
«Катя в магазине»
Цель: Учить узнавать и различать овощи и фрукты по внешнему виду; учить выполнять простейшие действия с предметами. Вызвать интерес от совместной игры.
Оборудование: Кукла Катя, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Она хочет приготовить овощной салат и сварить компот. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и отправляйтесь в магазин».
Складывайте в сумку овощи и фрукты. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.
«Зоопарк»
Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании. Расширить словарный запас детей. Воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.
Оборудование: Игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.
Картотека дидактических игр по экологии для старшего школьного возраста
«Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материалы и оборудование:
- голубая ткань или бумага (пруд),
- несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.
Ход игры:
детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.
Игра с мячом «Я знаю»
Цель: создать условия для речевой активности, закрепить название животных.
Материалы и оборудование: мяч.
Ход игры:
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы
«Цепочка»
Цель: закрепить знания детей о земных обитателях.
Материалы и оборудование:
- карточки с изображением объекта живой и неживой природы.
Ход игры:
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
«Кто где живёт»
Цель: развивать интерес к природе.
Материалы и оборудование:
- карточки с изображением животных,
- карточки с изображением мест обитания различных животных.
Ход игры:
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
Сюжетно-ролевые игры по экологии
«Посещение животноводческой фермы»
Цель: уточнение представления детей о домашних сельскохозяйственных животных: содержание на ферме, кормление, уход, их использование.
Задачи: ознакомить детей с трудом животновода; воспитывать интерес и доброе отношение к животным.
Ход игры.
Воспитатель в группе или другом помещении устраивает ферму для сельскохозяйственных животных, в которой находятся коровы, свиньи, козы, овцы. Это могут быть «загоны», сделанные из стульев или крупного «строителя». В качестве животных могут быть картины из наглядного пособия «Домашние животные» или подходящего размера и облика игрушки. В каждом «загоне» может быть несколько животных, могут быть взрослые животные и их детеныши.
Приведя детей на ферму, воспитатель надевает белый фартук и косынку - становится дояркой. И уже в этой роли проводит с детьми экскурсию: у каждого «загона» спрашивает, кто в нем находится, зачем содержат этих животных. Рассказывает, чем их кормят, как за ними ухаживают, как ласково с ними обращаются. Рассказывает о труде животноводов, предлагает детям помочь накормить животных. Дети раздают заранее заготовленное «сено», игрушечные овощи (слепленные из глины, пластилина или вырезанные из картона). Дети могут помочь навести порядок в «клетках» (подмести, протереть). Доярка говорит, что труд животноводов нелегкий, но очень важный, т.к. они обеспечивают всех людей молоком, мясом, шерстью.
Доярка прощается с детьми, приглашает их приходить еще на ферму (воспитатель снимает атрибуты одежды), и все возвращаются.
Примечание. Если ИОС проводилась в группе, педагог может не разбирать сооруженные фермы, дошкольники воспользуются им для самостоятельной игры.
«Тайна лесной поляны»
Цель: уточнение представления детей о лесе, о поляне;
Задачи: показать взаимосвязь лесных обитателей, природы и человека; закрепить знание правил поведения в лесу; познакомить детей с экологическими знаками; воспитывать Доброжелательное отношение ко всему живому.
Ход игры.
В помещении группы (или зале) создается игровая модель лесной поляны. В центре комнаты - зеленое покрытие («трава»), где стоят «пеньки», «растут цветы», «ягоды», «грибы», «протекает ручеек». По краям покрытия можно поставить макеты лесных деревьев и кустарников с плоскостными изображениями птиц, животных, гнезд, паутины и т. д. Ребята (туристы) отдыхают на лесной поляне. Воспитатель предлагает им перечислить объекты, которые они видят по краям поляны. Рассказывает о том, как в лесу все нужны друг другу, как лес важен для человека. Затем обращает внимание детей на поляну, просит назвать, что на ней растет. Рассказывает о том, что на поляне светлее, чем в лесу, тут лучше растут ягоды и грибы.
В конце путешествия знакомит детей с предупреждающими и запрещающими экологическими знаками, предлагает расставить их в нужных местах. В ходе игры ребята могут «фотографировать» птиц и зверей, а в свободное время проявить «фотографии» (сделать рисунки), оформить выставку.
Экологическая сюжетно-ролевая игра «Мы – спасатели»
Задачи:
- формировать знания детей о профессиях пожарных, спасателях, о ветеринарных врачах;
- развивать умение принимать образ спасателя, выполнять разнообразные действия с атрибутами спасателей;
- развивать связную диалогическую речь, логическое мышление;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: макеты деревьев; вёдра; атрибуты для игры «Больница»; макет автомобиля; спортивное оборудование: наклонная доска, маты, перекладина, дуга.
Предполагаемые роли: врач; ветеринары; спасатели; санитары; пожарные.
Организационный момент
Дети смотрят мультфильм по телевизору, вдруг мультфильм прерывается и звучит сообщение:
Внимание! Внимание!
Тревога! В лесу пожар
Звери и птицы попали в беду!
Требуется срочная помощь!
Воспитатель: Дети, нужна помощь! Поможем?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда спасатели, пожарные, врачи – срочно на выезд!
(диалог пожарных)
Пожарный: Есть на выезд!
Воспитатель: Приготовиться к тушению пожара.
Пожарный: Есть приготовиться к тушению пожара!
Воспитатель: Надеть спасательные костюмы!
Спасатель: Есть надеть спасательные костюмы!
Воспитатель: По машинам!
Спасатель: Есть по машинам!
(Дети надевают костюмы, халаты и идут в лес.)
Воспитатель: Медики, приготовиться к приёму пострадавших зверей и птиц. (место пожара)
Воспитатель: Приступить к тушению пожара!
(Дети разворачивают рукава, начинают тушить).
Воспитатель: Первый! Первый! Я – пятый! Как слышите?
Пожарный: Пятый! Пятый! Я – первый! Слышу вас хорошо.
Воспитатель: Доложите обстановку!
Пожарный: Сильное задымление. Плохая видимость. Тушу деревья. Пострадало много зверей и птиц. Нужна помощь спасателей.
Воспитатель: Спасатели! Срочно приступить к работе! Животные нуждаются в вашей помощи!
Спасатели: Вас поняли, приступаем к работе!
Спасатель: - Посмотри белочка! Сейчас мы ей поможем! (несут в больницу)
Спасатель: - А вот лисичка! Посмотри, у неё хвостик обгорел. (несут в больницу)
Спасатели: Маму – белку спасли, а вот и бельчонок. Сидит, бедненький, дрожит. Давай отнесём его в ветеринарную лечебницу!
- А зачем? Он же не пострадал?
- Там же его мама. Без нее он погибнет!
Воспитатель: Прием! Прием! Доложите, как идёт спасение зверей? Кого уже удалось спасти?
Спасатели: Спасли белку с бельчонком и лисичку.
Воспитатель: Продолжайте работать!
Спасатели: Посмотри, а вот зайчик. У него обгорело ушко. Ой, да у него обгорели оба ушка. Скорее надо вести его в больницу! (несут в больницу)
Спасатели: Смотри, кого я нашел! Да это же медвежонок. Он плачет. Наверное, потому, что потерял свою маму. А может ему больно? Давай посмотрим. Конечно больно, ведь у него болит спинка. (несут в больницу)
6) Спасатели: А это, кто забился в уголок? Смотри, олененок! Он еще совсем маленький! У него сломана ножка. Сейчас мы тебе поможем. (несут в больницу)
Воспитатель: Прием! Прием! Спасатели, доложите обстановку!
Спасатели: Пятый! Пятый! Докладываю: спасение зверей закончено.
Воспитатель: Хорошо. Возвращайтесь на базу.
(Пожарные снимают красные «огоньки» и складывают их в корзину)
Воспитатель: Пожарные прием! Как дела с тушением пожара?
Пожарный: Тушение пожара в лесу закончено.
Воспитатель: Хорошо! Пожарные рукава свернуть.
Пожарный: Есть свернуть пожарные рукава!
Воспитатель: Пожарным вернуться на базу.
Ветеринарная лечебница.
Воспитатель: Алло! Алло! Прием, я руководитель. Прошу соединить меня с главным врачом ветлечебницы. Как обстоят дела с пострадавшими животными?
Врач: Я главный врач веет. лечебницы. Докладываю: «Всем пострадавшим животным оказываем необходимую медицинскую помощь».
Воспитатель: Лекарств, бинтов, инструментов хватает?
Врач: Да, все необходимое есть.
Воспитатель: Продолжайте!
Пожарные и спасатели ставят машины на стоянку, берут угощения и идут проведывать больных зверей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите! Снова какое – то объявление! Последние новости. Давайте послушаем.
По телевизору: Последние новости! Объявляем благодарность детям детского сада «Дюймовочка» за спасение зверей и тушение пожара! Наградить всех, кто принимал участие медалями «За отвагу и мужество».
Воспитатель награждает детей медалями, жмет руку.
Экологическая сюжетно-ролевая игра «Экологическая служба спасения: спасаем лес от мусора»
Задачи:
- создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом;
- расширять представления детей о гуманной направленности работы службы
спасения, ее необходимости в чрезвычайных ситуациях;
- развивать речь детей, обогащая новыми словами.
Мотивация на игру: дети получают видеописьмо от помощников планеты Земля, они приглашают ребят сходить в лес и собрать вкусную и полезную землянику, но когда приходят на место, то видят кругом мусор. Что же делать?
Роли: спасатели, водители, врачи, лесные жители, попавшие в беду.
Оборудование:
- набор техники специального назначения; рации, телефоны; планы, карты;
- символика службы спасения; инструменты; защитные каски, перчатки;
- использование атрибутов из других игр, например, «Скорая помощь», «Полиция».
Примерные игровые действия:
1. Вызов по тревоге спасателей. (дети надевают атрибуты: шапочки, повязки и т. д). Сигналом может быть, колокольчик, барабан, свисток)
2. Осмотр места происшествия, ориентировка на местности.
3. Распределение спасательных работ между разными группами; использование техники специального назначения.
4. Спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи; (по задумке детей.)
5. Доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу.
Экологическая сюжетно-ролевая игра «Экологическая служба спасения»: спасаем реку»
Задачи:
- создать условия для проведения игры;
- расширять представления детей о гуманной направленности работы службы
спасения, ее необходимости в чрезвычайных ситуациях;
- познакомить с профессиями спасателей;
- развивать речь детей, обогащая новыми словами.
Игровой материал: конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки, костюм и маска для водолаза.
Игровые роли: спасатели, водолазы, водители, врачи, экологи, речные обитатели, попавшие в беду. Также можно включать дополнительную роль журналиста.
Мотивация к игре: дети получают письмо от девочки Маши, где сообщается, что ее любимая речка в беде. Ребята решают помочь Маше.
Методические рекомендации: в игре воспитатель не только расширяет круг представлений о заинтересовавшем детей явлении, но и помогает в организации игры; иногда принимает непосредственное участие в сговоре, иногда помогает спланировать игру.
Ход игры:
Начиная игру, прежде всего воспитатель может организовать видео экскурсию на реку, вместе с детьми понаблюдать за водными ресурсами, обсудить возникающие вопросы. После этого в группе он проводит беседы «Что мы видели на реке?», «Как мы можем помочь речке?».
Примерные игровые действия:
- Подбор оборудования для очистки реки: лопата, сети, грабли…
- Прибытие на место катастрофы (макет загрязненной реки)
- Распределение обязанностей.
- Действия спасателей: очистка реки от мусора, подкормка рыб, очистка прилежащей территории
- Итоговая беседа
Экологическая подвижная игра-эстафета «Спасатели приходят на помощь»
Задачи:
- способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах;
- воспитывать выносливость, ловкость, умение действовать сообща, помогать друг другу;
- формировать нравственные качества: отзывчивость, сочувствие, сопереживание;
- формировать умение правильно действовать в экстренных ситуациях;
- развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в жизни.
Оборудование: мячи среднего размера по количеству детей, два бубна, шведская стенка
а, два обруча, кубики пластмассовые по количеству детей, мягкие игрушки по количеству детей.
Мотивация к игре
Вопросы к детям:
- Что можно назвать экстренным случаем? (наводнение, землетрясение, пожар, катастрофа).
- Кто придёт к нам на помощь, когда с нами случится беда? (спасатели, МЧС, пожарные).
- Какими качествами обладают спасатели? (сила, мужество, доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание).
- Хотели бы вы побывать сегодня в роли спасателей? (Да)
- Тогда отправляемся в путь, на помощь к тем, с кем случилась беда.
- Какой должна быть команда, чтобы справиться со всеми трудностями? (дружная).
Дети командами встают в круг, кладут руки друг другу на плечи и произносят слова:
Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро,
А ещё в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
- А теперь пора приступить к спасательным операциям.
Эстафеты:
«Пожарные на учении». Добежать до шведской стенки, подняться наверх, ударить рукой о бубен, спуститься, передать эстафету.
- Игрушки решили поиграть на реке на льду. Можно это делать? Правильно, нельзя. Поэтому с ними приключилась беда. Лёд раскололся, и они оказались на льдине. Им срочно нужна помощь спасателей.
«Спасатели». В позиции «паучок» надо дойти до обруча, в котором лежат игрушки, положить игрушку себе на живот и вернуться назад.
- В игрушечном городе произошло землетрясение. Под завалом оказался мишка. Необходимо разобрать завал и спасти его.
«Спасём мишку». Пролезь в обруч, пройти по верёвке, перепрыгнуть через бруски, взять 1 кубик, вернуться назад. Последний игрок берёт мишку.
- Все наши игрушки в безопасности, но в катастрофе мишка поранил лапу. Что же нам делать? Правильно, необходимо оказать первую медицинскую помощь. Как это сделать? (промыть рану водой, наложить на вату мазь, приложить к ране и забинтовать).
- Молодцы, ребята. Вы с честью справились со всеми трудностями и спасли игрушки от беды. Вы настоящие спасатели. Какие качества вам пригодились при выполнении спасательных операций? (сила, ловкость, сочувствие, отзывчивость).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов по экологии
Опыты с почвой и ветром Опыт №1 Цель опыта Содержание опыта Показать, что в почве есть воздух. Напомнить о том, что в Подземном царстве — по...