Картотека наблюдений на прогулке
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Картотека наблюдений на прогулке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx38.33 КБ
Файл zima.docx30.01 КБ
Файл vesna.docx56.74 КБ
Файл leto.docx41.06 КБ

Предварительный просмотр:

Осень  №1                                                                                                      

Программное содержание: подвести к пониманию многообразия растительного мира (деревьев); уточнить с детьми название дерева; способствовать умению сравнивать и делать выводы.

Тема: Наблюдение за  рябиной:

Муравой-травой ты украшено.

 Да цветочками все душистыми

В утро майское принаряжено.      С. Дрожжин

Как выглядит рябина?

Чем  оно отличается от других деревьев?

Какой ствол у рябины?

Какие листья у рябины?

Что примечательного у этого дерева?

Какие птицы клюют ягоды рябины? Потрогайте их.

Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.

Осень  №2

Наблюдение за почвой в начале осени (в сухую погоду)

Программное содержание: 

Создавать условия:

- для расширения и конкретизации представлений о состоянии почвы в определенный сезон в зависимости от погодных условий;

- для совершенствования  умения устанавливать структурно-функциональные и причинно-следственные связи зависимости;

- для развития любознательности, познавательной активности детей.

Ход наблюдения: 

Вопросы

- Как выглядит сегодня почвенный покров (почва)?

- Какой цвет преобладает? Какие оттенки?

- Как определить: сухая почва или влажная?

- Какие свойства имеет сухая земля?  (Предложить развести пальцы руки - сыплется)

- Какая почва на ощупь? Гладкая или шероховатая? Теплая или холодная? Почему?

- Из чего состоит? (песчинки, мелкие камешки комочки)

- Какие неживые объекты вы видите на земле? (камешки, мусор, опавшие листья, веточки, палочки)

- Есть ли живые объекты на земле? Какие вы видите?

- Как выглядят растения в начале осени на сухой земле?

Художественное слово: Загадка

Её все Матушкой зовут, по ней все ножками бегут. Кто четыре раза в год переодевается.

 

Осень № 3

Наблюдение за почвой в начале осени (в сырую погоду)

Программное содержание: 

Содействовать:

- расширению и конкретизации представлений о состоянии почвы в определенный сезон в зависимости от погодных условий;

- установлению связей и зависимостей, развитию умения сравнивать объекты природы по признакам сходства и различия;

- развитию различных форм активности ребенка.

Ход наблюдения: 

Вопросы

- Как выглядит почва после дождя?

- Какой цвет сегодня преобладает? Отличается ли от цвета почвы в сухую погоду?

- Отличается ли сырая почва от сухой на ощупь? Чем?

- Какие у неё свойства сейчас?  (Пачкает руки, не сыплется, прилипает…)

- Какие объекты (живые и неживые) вы видите на поверхности почвы?

- Больше или меньше живых объектов? Почему?

- Как выглядят сейчас растения? Почему?

Художественное слово: Загадка

Не человек, а пьет, не повар, а всех кормит.

Осень     № 4 

Наблюдение за почвой во время осенней перекопки

Программное содержание: 

Способствовать: накоплению конкретных представлений о состоянии и обитателях почвы в осенний период, о сезоном труде человека на огороде; установлению детьми структурно-функциональных и причинно-следственных связей между состоянием объектов живой и неживой природы; возникновению у детей желания участвовать в совместном со взрослыми труде в природе.

Ход наблюдения: 

Вопросы:

  • Что делают люди на огороде после сбора урожая овощей?
  • Что происходит с землей во время перекопки, как она выглядит? (комками, рассыпается?
  • Почему где-то остаётся комком, а где-то рассыпается?
  • Глинистая или песчаная рассыпается легче? Почему?
  • Что и кого вы наблюдаете в земле на глубине? (остатки растений, дождевые черви, насекомые)
  • Как вы думаете. Зачем люди перекапывают землю осенью?
  • Почему именно осенью крупные комки земли оставляют не разбитыми? (чтобы больше влаги осталось весной, задержать снег, чтобы вымерзли вредители)

Художественное слово:

Загадка

Меня бьют, колотят, ворочают, режут – я все терплю и всем добром плачу.

Осень  № 5

Наблюдение за состоянием почвы в середине осени

Программное содержание: 

Способствовать:

- освоению представлений о состоянии почвенного покрова в середине осеннего периода;

- установлению детьми причинно-следственных  и временных связей и зависимостей;

- воспитанию интереса к овладению способами познания.

Ход наблюдения: 

Вопросы

- Как выглядит почва сегодня:

- Какие цвета и оттенки преобладают?

- Какая по влажности сухая или мокрая?

- Сыплется или прилипает? Почему?

- Теплая или холодная?

- Какая по твердости? Твердая или мягкая? (Предложить копнуть лопаткой)

- Почему земля затвердела?

- Есть ли растения на почве? Как они сейчас выглядят? Почему?

- Видите ли вы ещё какие-то живые объекты?

- Куда они делись?

Осень №6

Наблюдение за состоянием почвы в конце осени

Программное содержание: 

- способствовать освоению детьми представлений о состоянии почвы в конце осени (предзимье);

-  обеспечить возможности для развития умения устанавливать причинно-следственные  связи: понижение температуры воздуха – замерзание почвы;

- создать условия для приобретения познавательного опыта ребенка.

Ход наблюдения: 

Вопросы

- Как изменилась почва по сравнению с прошлым наблюдением?

- Опишите её по цвету, температуре, твердости.

- Можно ли её взять в руки и рассмотреть? (Предложить копнуть лопаткой). Почему не копается? (промерзла)

- Чем покрыта земля на некоторых местах? (снегом)

- Теплая или холодная?

- Видны ли растения на почве? Куда они делись?

Художественное слово: Загадка

Не страдала, не болела, а белое платье надела.

Осень                                                                                                        Карточка №7

Тема: осеннее солнце

Программное содержание: Познакомить с явлениями неживой природы, изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня, светило»; Подвести к пониманию влияние солнца на жизнь растений, животных, человека.

  • Что произойдет, если солнце станет холодным?
  • Где всходит солнце?
  • Какое солнце осенью?
  •   Сможем ли мы жить без солнца и почему?

Художественное слово

Глянь, погода хмурится,
Солнце так и жмурится:
«Надоело всем светить,
Может в отпуск мне сходить?»,-
Помахало ручкой
И закрылось тучкой.

                                           Отдохну немножко…
                                                             А. Манская


Осень                                                                                                     Карточка №8

Тема: Разноцветное солнце

Программное содержание: расширить представление о свойствах солнечного света, стимулировать исследовательскую активность.

Взять на прогулку в солнечную погоду мыльные пузыри.

Пускать пузыри в тени и на солнышке.

Чем отличаются пузыри в тени и на солнце? (они играют всеми цветами радуги)

Как вы думаете, почему пузыри становятся разноцветными?

Это происходит, когда солнце работает вместе с водой. Дело в том, что солнечные лучи вовсе не белые и одинаковые, как кажется нам. Все они имеют разную длину, а каждой длине соответствует своя «окраска».  Отражаясь от воды белый цвет светового потока распадается на несколько разных цветов

Художественное слово

Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.

Л. Гуляева

Осень                                                                                                Карточка №9

Тема: Лужа. Круговорот воды в природе

Программное содержание: дать представление о роли солнца в круговороте воды в природе.

  • Что стало с лужей?
  • Куда делась вода?

Солнце нагревает моря, реки, озера и даже лужи. Вода в виде крошечных капель испаряется и поднимается в воздух. На небе они собираются и образуют облака.

Художественное слово

Нивы сжаты, рощи голы, 
От воды туман и сырость. 
Колесом за сини горы 
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога. 
Ей сегодня примечталось, 
Что совсем-совсем немного 
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой 
Увидал вчера в тумане: 
Рыжий месяц жеребенком 
Запрягался в наши сани. 
С. Есенин

Осень                                                                                                      Карточка №10

Тема: Листья желтые по воздуху кружатся

Программное содержание: Акцентировать внимание детей о роли солнца в жизни растений. Обращать внимания детей на изменения в природе.

  • Какое солнце?

Солнце совсем не горячее, не так сильно греет как летом.

  • Как изменились деревья и кустарники? (листья желтеют, краснеют, опадают)
  • Почему это происходит?

Прийти к выводу, что свет нужен для растений, так как под его влиянием происходит преобразование углекислого газа в воду и кислород, благодаря чему листья остаются зелеными. Осенью растения получают меньше света и тепла, поэтому меняют свою окраску и опадают.

Художественное слово

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. Толстой

Осень                                                                                                         Карточка №11

Программное содержание: помочь детям подметить  перемены,  происходящие в неживой природе. Способствовать формированию представления об агрегатном состоянии воды в осенний период. Способствовать развитию речи, мышления, умения делать выводы самостоятельно.

Наблюдение за лужами в осенний период:

Художественное слово

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться,

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.                    

За чем мы сегодня наблюдали?                      

                                                         Г. Ладонщиков.

Обратить внимание детей на лужи.

  • Что вы видите перед собой?
  • Откуда они взялись?
  • Какая вода в лужах осенью?
  • Испаряется она или нет?
  • Почему?
  • Что можно увидеть утром на лужах осенью? (поздней осенью кромка лужи промерзает, а в морозный день лужа замерзает полностью).
  • Что будет, если наступить на лед? (он трескается, из-под него проступает вода).

Осень                                                                                                         Карточка №12

Программное содержание: расширить представления о многообразии живой и неживой природы. Познакомить с природным явлением туманом.

Наблюдение за туманом:

  • Что вы заметили, когда шли в детский сад?
  • Какое природное явление вы заметили?
  • Как вы думаете, что такое туман?
  • На что похож туман?
  • Как появляется туман? (от перепадов температуры частицы влаги повисают над землей – так образуется туман, а при нагреве воздуха солнцем влага опускается на почву-туман проходит)
  • Какие предметы видны более четко?
  • Когда исчезает туман?

Художественное слово

Утром  Осень несла молоко.
Не разлить молоко нелегко.
Поскользнулась она и упала -
и туманное утро настало.
Держит небо дома на руках,
А деревья стоят в облаках
.          В.Ивченко

С каким природным явлением мы сегодня познакомились? 

Осень                                                                                                          Карточка №13

Программное содержание: продолжить формирование умения устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе, помочь детям делать самостоятельные выводы в

  • Какая сегодня погода?
  • Откуда идет дождь?
  • Какой осенний дождь?
  • Сравните летний и осенний дожди.
  • Чем они похожи, чем отличаются?
  • Что происходит в природе перед дождем?
  • Как одеты люди во время осеннего дождя?
  • Какой воздух после осеннего дождя?

Художественное слово

Народные приметы о дожде

• В сентябре дождь, который начался с утра, долго идти не будет.

• Ветер ночью - завтра жди дождя.

• Гром в сентябре напоминает о долгой теплой осени, а в октябре - о малоснежной зиме.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит                 А. Плещеев

ходе наблюдения за погодными явлениями.

Наблюдение за осенним дождем.

Какие признаки осеннего дождя вы запомнили? (осенью дожди бывают чаще, чем летом. Осенние дожди холодные, затяжные, моросящие).

Осень                                                                                                          Карточка №14

Программное содержание: способствовать формированию умения устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе, уточнить представления о последнем периоде осени.

Наблюдение за первым снегом.

  • Какие осадки выпадают поздней осенью?
  • Какая погода, когда идет первый снег? (Первый снег идет очень тихо и обычно быстро заканчивается).
  • Что такое снег?
  • Как долго лежит первый снег?
  • Какой он на ощупь?

Художественное слово

По утру вчера дождь

В стекло окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

… В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.                И.Никитин.

С каким природным явлением мы сегодня познакомились?

Осень

Карточка №_15

Программное содержание: помочь детям выявить основные признаки сезона.

Наблюдение за сезонными изменениями:

  • Какие вы знаете признаки осени?
  • Что делает человек осенью?
  • Как приспосабливаются животные осенью к жизни?
  • Назовите дерево, которое раньше всех готовится к осени? (Осина, береза.)
  • Найдите самый красивый лист березы, осиновый лист.

Художественное слово:

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу,

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

А. Майков

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу,

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

                                       А. Майков

Осень                                                                                                    Карточка №16

Программное содержание: упражнять в определении силы ветра; способствовать расширению знания детей о неживой природе.

Наблюдение за ветром:

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит народная пословица.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие вы знаете признаки осени?
  • Что делает человек осенью?
  • Как приспосабливаются животные осенью к жизни? Исследовательская деятельность

Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени.(Осина, береза.)

Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

  • Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)
  • Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)
  • Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)
  • Сегодня есть ветер? Какой он по силе?

Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)

Как определить силу ветра? (С помощью бумаги и секундомера.)

Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)

Осень                                                                                          

 Карточка №17

Программное содержание: обследовать вместе с детьми первый снег.

Наблюдение за первым снегом:

Художественное слово:

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит народная пословица.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие вы знаете признаки осени?
  • Что делает человек осенью?
  • Как приспосабливаются животные осенью к жизни? Исследовательская деятельность

Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени.(Осина, береза.)

Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем
И снежки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех.

                        И.Мельничук

  • Как долго лежит первый снег? (Два-три дня.)
  • Какой он на ощупь? (Мокрый.)
  • Зима наступила?
  • Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью.)
  • Почему про осенний мороз говорят: «Пока он еще невелик — а зевать не велит».
  • С каким природным явлением мы сегодня познакомились?



Предварительный просмотр:

Зима                                                                                                         Карточка №1

Программное содержание: способствовать умению сравнивать и делать выводы.

Тема: Наблюдение за  рябиной:

Муравой-травой ты украшено.

 Да цветочками все душистыми

В утро майское принаряжено.      С. Дрожжин

Что произошло с рябиной?

Почему на рябине нет листьев, но есть ягоды?

Как мы с вами можем сохранить ее от сильных морозов?

Кто питается ягодами рябины?

Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье

Зима                                                                                                          Карточка №2

Тема: солнце

Программное содержание: Стимулировать у детей интерес к неживым объектам природы.  Помочь детям подметить изменения, происходящие с солнцем, с понятием «продолжительность дня».

Ребята, кто знает в какой стороне солнышко утром? Вечером?

♦   День солнечный, ясный, или пасмурный? Как вы узнали?

♦   На улице холодно или тепло, почему?

♦   Какие зимой дни (длинные или короткие)?

Предлагает детям объяснить значение слов: ясно, пасмурно, солнечно

Художественное слово

Где ты, солнце, в самом деле?  Мы совсем окоченели.

 Без тебя вода замерзла, без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей! Приласкай и обогрей!   А.Баженов 

В зимнем небе солнышко радостно гуляло.
Небо тёмно-синее веселее стало.
Небо, словно заинька, в облаках-кудряшках.
Мило улыбается, белой лапкой машет.
Прогуляться солнышко по небу решило,
Солнце всем немножечко счастье подарило.
 Г.Лаптевой

Зима                                                                                                             Карточка №3

Тема: Наблюдение за долготой дня.

Программное содержание: акцентировать внимание детей  об изменениях положения Земли относительно солнца.

Когда вы приходите в детский сад темно или светло?

Когда уходите: темно или светло?

Летом и осенью вы приходили было темно или светло?

Обращает внимание на положение солнца на небосклоне: оно ниже, чем летом, поэтому солнце светит и греет меньше; приходят к выводу, что дни становятся короче, а ночь длиннее.

Земля, продолжая свой путь по орбите в зимние месяцы меняет угол наклона (поднимается над горизонтом ниже), а значит и освещает оно гораздо меньше часов и световой день длится гораздо меньше.

Обращаем внимание на приметы: кольцо вокруг солнца - к ненастью; заходящее солнце красное - будет солнечная, морозная погода.

  • Земля вращается?  А Солнце?
  • Зимой солнце ближе или дальше к земле?
  • Зимой солнце светит ярче?
  • Как вы одеваетесь зимой? (в легкую или теплую одежду?)
  • Почему зимой вы одеваетесь тепло?
  • Надеваете ли вы зимой солнечные очки?

Художественное слово

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала -

В поле вьюга загуляла.

(Я. Купала)

Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

Зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Как солнце зимнее прекрасно,
Когда, бродя меж серых туч,
На белые снега напрасно
Оно кидает слабый луч! (М.Ю. Лермонтов)

Зима                                                                                                                  Карточка №4

Наблюдение за состоянием почвы в зимний период

Программное содержание: 

Создать благоприятные условия для:

  • расширения представлений о том, что в зимний период земля «отдыхает» под слоем снега, а живые организмы, живущие в земле, замирают, «спят»;
  • закрепления умений устанавливать причинно-следственные  связи и зависимости: понижение температуры воздуха – замерзание почвы;
  • поддержания интереса детей к объектам неживой природы.

Ход наблюдения: 

Вопросы

- Как изменилась почва по сравнению с прошлым наблюдением?

- Опишите её по цвету, температуре, твердости.

- Можно ли её взять в руки и рассмотреть? (Предложить копнуть лопаткой). Почему не копается? (промерзла)

- Чем покрыта земля на некоторых местах? (снегом)

- Теплая или холодная?

- Видны ли растения на почве? Куда они делись?

Художественное слово: Загадка

Белое покрывало всю землю укрыло.

Зима

    Карточка №5

Тема: Дни становятся длиннее

Программное содержание: адаптировать информацию для детей об изменениях положения Земли относительно солнца, устанавливать связь между явлениями природы.

  • Почему появляются сосульки?
  • Видели ли вы утром проталины?
  • Почему днем появляются проталины?
  • Когда вы приходите в детский сад темно или светло?
  • Когда уходите: темно или светло?

Художественное слово

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (А.С. Пушкин)

Зима                                                                                                                 Карточка №6

Программное содержание: помочь детям подметить сезонные изменения, происходящие в неживой природе. Подвести детей к пониманию того, что в связи с понижением температуры вода превращается в лед. Способствовать развитию экологического мышления.

Наблюдение за сосульками:

  • Что свисает с крыши веранды?
  • Как вы думаете, из чего состоит сосулька?
  • Как образуется сосулька?
  • В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?
  • Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?
  • Почему сосульки растут «головой вниз»?  (дети высказывают свои предложения: почему сосулька такой формы, как образуется острый кончик).
  • На что похожи сосульки? (Предложить детям посмотреть на окружающий мир через сосульку).

Художественное слово

Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.

Надоело им свисать,

Стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон

 — Кап-кап! Дон-дон!  Ю. Клюшников

За чем мы сегодня наблюдали? С каким природным явлением мы сегодня познакомились?

Зима                                                                                                                 Карточка №7

Программное содержание: Способствовать формированию представления о свойствах снега. Помочь детям подметить сезонные изменения, происходящие в неживой природе. Уточнить знания детей о сезонном явлении – снегопаде. Способствовать развитию наблюдательности.

Наблюдение за снегопадом:

  • Какие осадки выпадают зимой?
  • Как вы думаете, что такое снег?
  • Где образуются снежинки?
  • Как образуются снежинки?
  • Какой снег на ощупь?
  • Когда снег бывает мокрый, когда сухой?
  • Из какого снега лепить легче? Почему?
  • Почему хрустит снег под ногами? (хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются «лучики и звездочки»).

Художественное слово:

Снег из тучи прилетел,

Лечь на землю захотел.

Ищет места - не найдет,

Задержался у ворот.

С каким природным явлением мы сегодня познакомились?

Зима                                                                                                                 Карточка №8

Программное содержание: способствовать формированию представления детей о сезонных изменениях в природе. Помочь детям понять, что в связи с понижением температуры вода превращается в лед. Способствовать развитию экологического мышления.

Наблюдение за сосульками:

  • Что свисает с крыши веранды?
  • Как вы думаете, из чего состоит сосулька?
  • Как образуется сосулька?
  • В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?
  • Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?
  • Почему сосульки растут «головой вниз»?  (дети высказывают свои предложения: почему сосулька такой формы, как образуется острый кончик).
  • На что похожи сосульки? (Предложить детям посмотреть на окружающий мир через сосульку).

Художественное слово

Вот и кончился мороз,
Солнце светит весело.
А сосулька длинный нос
Над окном повесила.
Почему она грустна?
Приближается весна!               А. Ерошин
За чем мы сегодня наблюдали? Что интересного узнали?

Зима                                                                                                                 Карточка №9

Программное содержание: способствовать формированию реалистического понимания неживой природы; обследовать вместе с детьми снег, лед. Помочь детям формулировать самостоятельные выводы.

Наблюдение за снегом и льдом:

  • Какой лед по цвету, на ощупь?
  • Назовите его свойства.
  • Предложить детям посмотреть на окружающий мир через лед.
  • Что вы видите?
  • Какой снег на ощупь, по цвету?
  • Назовите его свойства.
  • Какой снег в теплую погоду? (липкий, тяжелый, влажный).
  • Какой снег в морозную погоду? (сухой, пушистый, легкий, рассыпчатый)
  • Из чего состоят снег и лед?

Художественное слово

Ой, ты зимушка-краса!

Побелила все леса,

Горы снега намела,

Нас кататься позвала.

Зима                                                                                                                Карточка №10

Программное содержание: 

Помочь детям подметить перемены  происходящие в неживой природе. Познакомить с природным явлением  метель, вьюга.

Наблюдение за метелью, вьюгой:

Как поет ветер?

Какой ветер?

Метель и вьюга это хорошо или плохо?

Почему во время вьюги не стоит гулять?

Какие изменения могут нам подсказать о предстоящей метели и вьюге?

Художественное слово

В поле снежную постель

Стелет зайчикам … (метель)

Кто бросает снег в лицо?

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил? (вьюга)

Зима                                                                                                                 Карточка №12

Программное содержание: уточнить представление о свойствах снега; обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; способствовать формированию познавательной активности.

Наблюдение за снежинками:

  • Какие осадки выпадают зимой?
  • Как вы думаете, что такое снег?
  • Понаблюдайте за снегом, какой он?
  • Где образуются снежинки?
  • Как образуются снежинки?
  • Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки? (обратите внимание на красивые, вырезанные снежинки, их разный узор).
  • Почему снежинки бывают вырезанными?
  • Найдите две одинаковые снежинки.
  • Что станет со снежинкой, если она попадет на ладошку? Почему?

Художественное слово:

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные, а земле тепло!

За чем мы сегодня наблюдали?

Зима                                                                                                      Карточка №13

Программное содержание: обследовать вместе с детьми снег в конце зимы.

Наблюдение за  снегом:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает,

Со звоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

              С. Есенин

  • Назовите зимние месяцы?
  • Снежный покров в конце зимы какой?
  • Как называется тонкая корочка льда, появляющаяся на снегу?
  • В результате чего она образовалась?
  • Наст для зайца хорошо или плохо?
  • Наст для всех остальных лесных зверей хорошо или плохо?

Зима                                                                                                    Карточка №14

Программное содержание: уточнить представление о движении снега в ветреную погоду.

Наблюдение за снегом:

Кто это, воя, без крыльев летает

И без метелки следы заметает?

Лепит сугробы из снежного теста, -

Передвигая их с места на место. (Метель.)

  • Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.)
  • Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.)
  • Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.)
  • Как вы думаете, метель — это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)



Предварительный просмотр:

Весна  №2

Наблюдение за состоянием почвы в начале весны

Программное содержание: 

Способствовать

  • обогащению  и углублению представлений о сезонных изменениях в неживой природе;
  • освоению умений анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях;
  • поддержанию интереса дошкольников к изменениям в природе.

Ход наблюдения: 

Вопросы:

  • Везде ли земля покрыта снегом?
  • Где мы наблюдаем маленькие участки почвы без снега? (вокруг деревьев, около здания)
  • Как называются маленькие островки почвы, освободившиеся от снега первыми? (проталины)
  • Почему так называются?
  • Как выглядит земля возле дерева? (предложить срочно потрогать)
  • Какая по температуре? (холодная, теплая), по твердости, по влажности?

Предложить отгрести снег подальше от дерева и обследовать почву.

  • Сравните почву с той, которая в проталине.
  • Чем похожа?
  • Чем отличается?
  • Почему возле дерева земля теплее?

Сделайте вывод, почему появилась проталина.

Весна № 2 

Сравнительные наблюдения весной за просыханием почвы 

(глинистой, песчаной) и появлением на ней всходов

Программное содержание: 

Создать условия:

  • для освоения представлений о связях и зависимостях в жизни живой и неживой природы, о потребностях живых организмов и их свойствах;
  • для развития умений анализировать наблюдения в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях;
  • для воспитания интереса к наблюдению за природными объектами.

Ход наблюдения: 

Вопросы:

Предложить рассмотреть участки глинистой и песчаной почвы

  • Чем похожи и отличаются эти два участка земли?
  • По цвету?
  • По влажности?
  • По твердости?
  • Какие живые объекты появились на почве?
  • На какой почве всходов растений появилось больше?
  • Как вы думаете, почему на песчаной больше, чем на глинистой?
  • Какая почва тверже?
  • В какой почве растению легче расти? Почему? (в песчаной больше воздуха корням)

Весна  №3 

Наблюдение за почвой во время весенней перекопки

Программное содержание: 

Создать условия:

  • для уточнения представлений о состоянии и обитателях почвы в весенний период, сезонном труде человека на огороде
  • для развития умения устанавливать структурно-функциональные и причинно-следственные связи между состоянием объектов живой и неживой природы
  • для обогащения личного опыта

Ход наблюдения: 

Вопросы:

  • Как люди готовят земля весной перед посадкой растений?

Перекапать часть грядки, предложить рассмотреть землю и её обитателей?

  • Какая сейчас почва после зимы осенней перекопки? (рыхлая, мягкая, рассыпается, легкая)?
  • Как выглядят остатки растений, которые мы наблюдаем в почве осенью?
  • Как они изменились? (стали мягкие, темные, перегнили)
  • Каких обитателей стало больше? (дождевых червей)
  • Как вы думаете, почему там много червей? (они питаются перегнившими остатками растений)
  • Почему в весеннюю перекопку люди разбивают камки земли и выравнивают её? (чтобы семена растений хорошо прорастали).

Художественное слово: Загадка

Её все Матушкой зовут, по ней все ножками бегут.

Весна  № 4

Сравнительное наблюдение весной за песчаной и глинистой почвой до полива и после него

Программное содержание: 

Способствовать:

  • систематизации представлений о сходствах и различиях в состоянии объектов природы;
  • формированию умения элементарно прогнозировать последствия воздействия на объект природы;
  • обогащению личного опыта.

Ход наблюдения: 

Вопросы:

- Сравните и назовите свойства и качества глинистой и песчаной почвы:

  • По цвету
  • По плотности и рыхлости
  • По мягкости и твердости
  • По сыпучести и однородности

- Определите вид и состояние растений, растущих на этих почвах: где лучше растут растения? Почему?

Предложить полить оба участка земли и понаблюдать за изменениями, происходящими в почве сразу после полива и в конце прогулки.

  • Что стало с водой на песчаной почве? (сразу впиталась, ушла вглубь)
  • А на глинистой? (стояла на поверхности какое-то время, впитывалась медленно)
  • Как выглядит почва в конце прогулки? (песчаная – не изменилась, глинистая – покрылась коркой, потрескалась)
  • Как вы думаете, на какой почве растения лучше напились водой? Почему?

Весна № 5

Сравнительное наблюдение за следами на почве

после дождя (на глинистой и песчаной почве)

Программное содержание: 

Способствовать:

  • накоплению у детей представлений о структуре, свойствах почвы, влиянии внешних факторов на изменение состояния, свойств и качеств почвенного грунта;
  • освоению умения анализировать и устанавливать некоторые закономерности и взаимосвязи в неживой природе в зависимости от условий;
  • применению полученных знаний в деятельности.

Ход наблюдения: 

Детям предлагается рассмотреть следы на песчаной и глинистой почве поочередно.

Вопросы:

  • Что вы видите на земле?
  • Кто оставил эти следы?
  • Как они появились?
  • Наблюдали ли мы такие следы на земле в сухую погоду?
  • На каком участке следы видны лучше, на глинистом или песчаном? Почему?
  • Какая почва более влажная? Почему?
  • Сделайте вывод: На какой почве следы видно лучше после дождя и почему?

Весна  № 6

Сравнительные наблюдения весной за ростом всходов

на глинистой и песчаной почве

Программное содержание: 

Способствовать:

  • освоению представлений о взаимосвязях живой и неживой природы, о потребностях живых организмов;
  • развитию умения принимать цель и ставить её самостоятельно, высказывать предположения о причинах природных явлений
  • проявлению любознательности

Ход наблюдения: 

Вопросы:

Предложить ещё раз рассмотреть участки глинистой и песчаной почвы.

  • Расскажите о состоянии растительного покрова на глинистой почве (частота всходов, величина, цвет)
  • Сравните с состоянием всходов на песчаной почве
  • Выскажите свои мнения: где и почему всходы выросли больше и быстрее?
  • Какие условия нужны растению для роста и развития?

Чем отличаются эти условия на участках с глинистой и песчаной почвой?

Весна   № 7                                                                                                    

Тема: весеннее солнце

Программное содержание: Расширять  знания детей о солнце весной, о роли солнечного света в жизни человека и его влиянии на здоровье. Способствовать формированию представления детей об объектах и явлениях неживой природы. Упражнять в  умении выражать в речи свои впечатления, высказывания, суждения. Подвести детей к пониманию о разнообразии окружающей действительности

Что такое солнце?

●Почему вы чувствуете, что весна уже наступила?

●Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?

●Какие изменения связаны с тем, что солнце весной греет ярче, чем зимой?

●Как изменилась продолжительность дня весной?

Художественное слово              

Солнышко красно, гори-гори ясно!

В небо пташкой залети, нашу землю освети.

Чтоб садам и огородам зеленеть, цвести, расти!

Солнышко красно, гори-гори ясно!

В небе рыбкой поплыви, нашу землю оживи,

Всех на свете ребятишек обогрей, оздорови!

Весна             № 8            

                                                                                           

Тема: Свет и тень

Программное содержание: расширить  представления  детей о  понятиях света и тени.

Загадка:

ты упала мне на ноги, растянулась на дороге.

И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа, будто я шагаю лежа.

  • Все ли тени от предметов одинакового оттенка?
  • Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? (Найти как можно больше.)
  • На что похожи тени детей?
  • Ребята, вы можете догнать свою  тень?
  • Почему это невозможно?
  • А можно ли догнать чужую тень?
  •  Как это сделать?
  • Меняются ли очертания и размеры теней в течение дня?

Художественное слово

Солнышко в окошко светит мне с утра,
Значит, в детский садик мне идти пора.
Быстро умываюсь, чищу зубы сам,
За окном весёлый слышен птичий гам.
Радуются птички, что пришла весна,
Маленькая травка на земле видна.
С мамочкой за руку в садик я иду,
Солнце подмигнуло мне лишь одному,
Я глаза зажмурил и услышал вслед,
Как оно сказало: “Эй, малыш, привет!”

Весна           № 9                                                                                                

Тема: Что важнее: свет или тень?

Программное содержание: показать образование тени, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

  • Как можно объяснить появление тени? 
  • Может ли появиться тень, если нет света? (Нет)
  • А могут ли лучи света обогнуть тело или предмет? (Предполагаемые ответы детей)
  • А как вы думаете для живых существ: человека, растений, животных, что важнее - свет или тень?
  • Для чего нужна тень?

Художественное слово

Солнце с тучкою опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется -
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется -
В небе радуга смеется.
Берестов В.

Весна        № 10                                                                                                          

Тема: Солнечный зайчик

Программное содержание: дать представления о свойствах солнечного света.

Загадка

Кто входит в окно и не ломает его? (солнечный зайчик)

Вопросы:

  • Как получается солнечный зайчик? (отражение света от зеркальной поверхности)
  • Как вы думаете, почему отраженный солнечный луч называется "зайчиком"? (прыгает, дрожит, прячется, непоседлив, его трудно поймать).  

Художественное слово

Скачут побегайчики,

Солнечные зайчики.

Мы зовем их – не идут.

Были тут и нет их тут

Весна № 11

Тема: Тает снег на солнце

Программное содержание: расширить представление о свойствах солнечного света, стимулировать исследовательскую активность, учить устанавливать связь между явлениями природы.

  • Согревает ли нас солнце?
  • Что происходит с природой ранней весной?  (Тает снег)
  • Везде ли снег тает одновременно?

Поискать на территории детского сада места, где снег уже растаял, где еще тает, а где лежит нетронутым.

  • Почему так происходит?

Эксперимент: Чистый снег тает медленнее, чем грязный.

Возьмите на прогулку несколько цветных листов бумаги, в том числе белый и черный. Разложите их на освещенном солнцем месте, чтобы они погрелись. Теперь потрогайте листы:

  • Какой лист самый горячий?
  • А самый холодный?
  • Какой снег растает быстрее: чистый или грязный?

.

Художественное слово

Этот месяц – утро года,
Просыпается природа.
Не весна, а предвесенье:
Снегопадом и метелью
Нас ему не удивить,
Но как любит пошалить!
Солнце греет всё сильнее,
Пляшут звонкие капели,
Снег подтаял и осел,
Кружева уже надел…
Неуверенны шаги,
Но вперёд ведут они.
Как зима не будет злиться,
Но весне всё ж покорится! (М. Халеева)

Весна №12                                                                                                        

Программное содержание: Помочь детям подметить сезонные изменения, происходящие в неживой природе. Способствовать развитию мышления, внимания, памяти.

Наблюдение за  лужами весной.

  • Какое время года наступило?
  • Почему?
  • Какие приметы весны вы знаете? (дети перечисляют весенние приметы).
  • Что происходит весной со снегом?
  • Что образуется во время таяния снега?
  • От чего зависит процесс таяния снега?
  • Почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают?
  • Какая вода в лужах?
  • Почему по лужам нельзя ходить?
  • Что отражается в лужах?

Художественное слово

Снова нет ручьям покоя —

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Какие приметы весны вы запомнили? За чем мы сегодня наблюдали? Снег от тепла растаял  и превратился в воду: чем теплее, тем быстрее тает снег и больше образуется луж.

Весна № 13

 

Программное содержание: уточнить представление о неживой природе, способствовать формированию исследовательских действий. Подвести детей к пониманию того, что в зависимости от температуры вода может изменять свое состояние.

Наблюдение за  капелью.

  • Какое время года наступило?
  • Почему?
  • Какие приметы весны вы знаете? (дети перечисляют весенние приметы).
  • Почему с крыши веранды капает вода?
  • Почему?
  • Как называется природное явление, которое мы наблюдаем?
  • Почему капель так называют?
  • Какие изменения произойдут на месте, где висела сосулька, ко времени вечерней прогулки?

Художественное слово

На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна.

В лесу апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна,

По снегу капельки стучат:

«Подснежник хватит спать!»                З. Александрова.

Весна №14

                                                                                                       

Программное содержание: уточнить представление о неживой природе, помочь детям найти взаимосвязи в природе, способствовать формированию умения определять первые признаки весны

Наблюдение за  таянием снега.

  • Какое время года наступило?
  • Почему?
  • Какие приметы весны вы знаете? (дети перечисляют весенние приметы).
  • Что происходит со снегом весной?
  • Какое природное явление можно услышать, когда тает снег? (капель).
  • Какой снег становится весной? (мокрый, плотный, теряет белизну).
  • Что происходит со снегом, когда подмораживает? (если после оттепели похолодает, на снегу образуется твердая ледяная корка-наст).

Художественное слово

Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.

За чем мы сегодня наблюдали?

Весна № 15      

Программное содержание: уточнить представление о неживой природе, помочь детям подметить сезонные изменения,  происходящие в неживой природе. Способствовать развитию речи, мышления.

Наблюдение за  весенними ручьями.

  • Какие приметы весны вы знаете?
  • Что происходит со снегом весной? Почему?
  • Обратить внимание детей на то, как сугробы оседают, из-под сугробов текут струйки воды, образуются ручейки и с каждым днем их становится больше. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Прислушаться к журчанию воды.
  • От чего зависит процесс таяния снега?
  • Почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают.
  • Какая вода в лужах?

Художественное слово

Снова нет ручьям покоя —

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Какие приметы весны вы запомнили? За чем мы сегодня наблюдали? Снег от тепла растаял  и превратился в воду: чем теплее, тем быстрее тает снег и больше образуется ручейков.

Весна № 16                    

                                                                                 

Программное содержание: Помочь детям подметить перемены, происходящие в живой природе; подвести к пониманию многообразия растительного мира (деревьев); уточнить с детьми названия деревьев; способствовать умению сравнивать и делать выводы.

Наблюдение за деревьями. 

  • Какие изменения произошли с тополем, березой, кленом, липой?
  • Для чего нужны деревьям листья, корень, ствол?
  • Чем отличаются?
  • Чем похожи?
  • Какие у них ветки (величина, форма, расположение почек)?
  • Что такое у деревьев почки?

Художественное слово 

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

               (дерево)

Белоснежна и красива.

Зелень нежная на диво.

Сок её весенний — слёзы. 

Это дерево - берёза.

Завари цветков от гриппа,

их тебе подарит липа.

Шубу летом нам даря

пухом сыплют тополя

В самого себя влюблён

раскрасавец яркий клён.

Весна № 17                                                                                                       

Программное содержание: Помочь детям подметить перемены, происходящие в живой природе; подвести к пониманию многообразия растительного мира (деревьев); уточнить с детьми название дерева - осина; обратить внимание на то, что почки осины покрыты пухом (защита от холода).

Наблюдение за деревьями (осина).

  • Какие изменения произошли с осиной?
  • Для чего нужны осине листья, корень, ствол?
  • Чем отличается осина от других деревьев?
  • Чем похожа?
  • Какие у нее ветки (величина, форма, расположение почек)?
  • Какие у осины почки?
  • Почему?

Художественное слово 

Стихи про осину
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки,
Надо согреться
Бедной осинке.

             И.Токмакова

Никто не пугает,

А вся дрожит.

   (Осина)

Весна  № 18                                                                                                    

Программное содержание: Способствовать развитию наблюдательности у детей  подмечать перемены, происходящие в живой природе; подвести к пониманию многообразия растительного мира (трава); к желанию любоваться появившейся зеленой травой; закрепить знания об условиях необходимых для роста растений (с приходом весны, стало тепло, часто светит солнце, оно пригревает землю).

Наблюдение за первой травой

  • Чем вызван рост трав?
  • Какие условия необходимы для роста травы?
  • Каких оттенков трава?
  • На что похожа трава?
  • Есть ли  запах у травы?
  • Как вы думаете быстро ли растет трава?
  • Выросла ли трава за эти дни?

Художественное слово 

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё — беда:

Она их главная еда.

(трава)

Травка - муравка со сна поднялась

Птица – синица за зерно взялась,

Зайки - за капусту,

Мышки – за корочку,

Детки - за молочко.

Всё зазеленело

Солнышко блестит

Жаворонка песня

Льётся и звенит.

Весна № 19                                                                                                       Программное содержание: Акцентировать внимание детей  о первоцветах, подвести к понятию того, что рост растений зависит от света, тепла, влаги; обратить внимание на особенности строения корневища, стеблей, цветов, листьев; подвести к понятию того, почему они так названы; воспитывать желание активно беречь и защищать природу.

Наблюдение за мать-и-мачехой.

  • Почему называют этот цветок первоцветом?
  • Где он появляется в первую очередь? 
  • Почему цветок махровый и пушистый? 
  • Почему нет листьев?
  • Когда они появляются? (на стебле чешуйки - это видоизмененные листья, листья нежные, поэтому они появляются, как только растает снег и становится тепло).
  • Почему стебель короткий и цветок как бы жмется к земле? 
  • Почему так назвали этот цветок?

Художественное слово Жёлтый глаз из-под земли
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать?         (мать-и-мачеха)

У апреля первенцы-цветы

Всюду на лужайках расцвели.

К солнцу поднимают стебельки

Желтые цветочки от земли.

Лепестки похожи на лучи,

К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдет,

Цветик кулачок свой разожмёт.

Лишь головку к солнцу приподнял –

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки Земли

Мать-и-мачехой в народе нарекли.

Весна  № 20                                                                                                    

Программное содержание: Расширить кругозор детей, обследуя кустарники шиповника и калины; способствовать развитию умения различать растения по характерным признакам, подвести к понятию стадии развития, жизнедеятельности растения; познакомить с широким использованием шиповника и калины; познакомить детей с загадками, сказками, легендами о шиповнике и калине; мотивировать на бережное отношение к растениям.

Наблюдение за кустарником (шиповник и калина).

  • Назовите отличительные особенности шиповника и калины.
  • В какой цвет могут быть окрашены соцветия кустарника шиповника и калины?
  • Почему шиповник и калину относят к лекарственным растениям?
  • Почему люди сажают эти  кустарники вокруг своих домов?

Художественное слово

Куст с шипами, куст колючий,               Кто те ягоды не знает,

Но совсем, совсем не злючий!                От простуды помогают.

Розой он цветет прелестной,                   На кустах они висят,

Ягод нет его полезней! (шиповник)        И, как маков цвет, горят.

В. Сибирцева.                                            Только это не малина.

                                                                    Что за ягода? - …(калина)

             Шиповник                                                   Калина

Шиповник — для здоровья клад,                   Ах, ягода-кудесница!

Так в народе говорят.                                       Невестой в мае месяце

Из шиповника отвар —                                   Вся белым занавесится,

Ценный от природы дар.                                 Цветы, как кружева.

                                                                            И осенью прекрасная                                                                      

             Н. Меркушова                                      Калина рдест красная.

                                                                            Ведь вот какая разная

                                                                            В ней красота жива.

                                                                                              Серова Е.

Весна № 21                                                                                                       

Программное содержание: Обследовать, сравнить мать-и-мачеху с появляющимися цветами одуванчика, выявить различие и сходство растений; сравнить листья по форме, окраске, характеру поверхности; обнаружить изменения в состоянии мать – и – мачехи (появление пушков-семян, начало отрастания листьев); подвести к понятию о стадиях развития растений; рассмотреть пушистые семена мать – и – мачехи;

Наблюдение за  мать-и-мачехой и одуванчиком.

  • Почему называют этот цветок первоцветом?
  • Где он появляется в первую очередь? 
  • Почему цветок махровый и пушистый? 
  • Почему нет листьев?
  • Когда они появляются? (на стебле чешуйки - это видоизмененные листья, листья нежные, поэтому они появляются, как только растает снег и становится тепло).
  • Почему стебель короткий и цветок как бы жмется к земле? 
  • Почему так назвали этот цветок?

Художественное слово

Отцвел желтенький цветок,

Остался беленький пушок.

                 (Одуванчик)

Этот цветок одной стороной листа погладит,

как мать, а другой стороной пожурит, словно мачеха.

                  (Мать-и-мачеха)

      Одуванчики

Одуванчики везде

По весенней травке:

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке.

          М. Полянская

                             Мать-и-мачеха

Солнышко весеннее греет всё сильней

И уже проталинки шире и черней.

А на тех проталинках, будто кулачок

Появился кучкою жёлтенький цветок.

 Раскрывает медленно астрочки - цветки,

Золотом окрашены пальцев ноготки.

Так и распускаются кучкой-кулачком.

Звонко «Мать-и-мачеха» мы его зовём.

Листья же  появятся летнею порой,

С холодною, как мачеха, верхней стороной.

Снизу очень тёплой, нежной словно мать.

Так вот и решили цветики назвать.

                                      Регина Новикова

Весна  №22                                                                                                      

Программное содержание: Способствовать закреплению знаний у детей о знакомых цветах на нашем участке (тюльпан, нарцисс); развивать умение правильно описывать растение, используя новые слова (резной, бутон, луковица); подвести к понятию о необходимости ухода за цветами; воспитывать любовь к природе, всему живому. Наблюдение за цветами (тюльпаны и нарциссы).

  • Какие цветы расцветают весной первыми?
  • Из каких частей состоят цветы?
  • А какого цвета тюльпан?
  • А какого цвета нарцисс?
  • Давайте, сравним размеры цветков, стебли.
  • А какой ширины листики?
  • Как вы думаете, для чего нужны цветы?

Художественное слово

Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож.      (тюльпан)

       Мой цветок – как блюдце,

       В середине – чашечка,

      Чтобы пить могла росу

      Каждая букашечка.  (нарцисс)

          Тюльпан

Лишь рассеялся туман,

Приоткрыл глаза тюльпан,

Солнцу мило улыбнулся

И сказал: «А я проснулся!

До чего же здесь красиво!

Просто чудо! Просто диво!

И какой красивый я,

Словно алая заря!»                 Нарцисс

Шесть лепестков,

Весна № 23

                                                                                         

Программное содержание: Познакомить с природным явлением, гроза. Помочь детям подмечать, определять приближение грозы. Создавать условия видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений; соблюдать правила безопасного поведения во время грозы.

Наблюдение за грозой

  • Как вести себя, если начинается гроза?
  • Опасна ли гроза?
  • Что делать, если начинается гроза?
  • Какое небо во время грозы?
  • Какой воздух после грозы?

Художественное слово  

 Начинается гроза,
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза,
В небе – вспышки молний.
Ветер треплет цветники
На зелёном сквере,
В дом ворвались сквозняки,
Распахнули двери.      А. Б

Весна № 24                                                                                                      

Программное содержание: поддерживать познавательный интерес детей при закреплении знания об изменениях воды в зависимости от температуры воздуха. Наблюдение за  капелью:

  • С какой стороны сосульки длиннее — с солнечной или теневой? (С солнечной.)
  • Почему? (Солнце пригревает больше, и от этого они  «растут».)
  • В морозный день сосулька растет или уменьшается? (Уменьшается, так как разрушается от мороза и ветра)
  • А в солнечный день? (Растет.)
  • С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной — солнце греет лед, и он превращается в воду.)
  • А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище — на участке детского сада или возле проезжей части?
  • Почему вы так считаете?

Художественное слово:

На солнышках согрелась ель,

Подтаяла сосна.

В лесу апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна,

По снегу капельки стучат:

«Подснежник, хватит спать!»

А шубки белок и зайчат

С утра мокры опять.

И замедляя хитрый бег,

Идя по снегу в бор,

Проваливаясь в талый снег,

Лиса у лунки пьет.

Жемчужинки слетают вниз:

«А ну, ловите нас!»

Весь в дырочках от светлых брызг

Под елкой хрупкий наст.

Но все же март, а не апрель...

Чуть солнышко зайдет,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках лед.                 З. Александрова

Весна № 25                                                                                              

Программное содержание: уточнять знания о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.

Наблюдение за  погодой:

Хорошо весной, поле чистое,

Муравой-травой ты украшено.

 Да цветочками все душистыми

В утро майское принаряжено.      

С. Дрожжин

  • Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.)
  • Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.)
  • Что произошло со снегом? (Он растаял.)
  • Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)
  • Каким стало небо? (Ярко-синим.)
  • Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)
  • Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)
  • Какая была температура воздуха, когда шел снег?
  • При какой температуре идет дождь?
  • Почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.)
  • Что произошло со снегом? (Он растаял.)
  • Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)
  • Каким стало небо? (Ярко-синим.)
  • Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)
  • Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)
  • Какая была температура воздуха, когда шел снег?
  • При какой температуре идет дождь?
  • Чем отличается поздняя весна от ранней?
  • Назовите эти отличия?

Весна  № 26                                                                                              

Программное содержание: конкретизировать представление о радуге как части неживой природы.

Наблюдение за  радугой:

  • Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.)
  • Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.)
  • Что произошло со снегом? (Он растаял.)
  • Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)
  • Каким стало небо? (Ярко-синим.)
  • Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)
  • Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)
  • Какая была температура воздуха, когда шел снег?
  • При какой температуре идет дождь?

Что за чудо — красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)

  • Почему на небе образуется радуга?
  • Сколько цветов у радуги?
  • Какие цвета радуги Вы знаете?
  • А могут цвета радуги поменять свои места?
  • Когда исчезнет радуга?
  • Когда она может появиться?
  • Что это за явление — радуга?

Дождь гулял по переулку,
Стал в окошки к нам стучать:
- Выходите на прогулку,
Будем радугу включать!
Зонтик мы искали долго,
А ступили за порог,
Видим, дождик, словно ёлку,
Чудо-радугу зажёг.
Многоцветная, большая,
Разлеглась из края в край.
Мы цвета в ней сосчитаем,
С нами вместе посчитай:
Фиолетовый и синий,
Красный, жёлтый, голубой...
А ещё цвета какие
Не назвали мы с тобой?
                        Агошкова Н.



Предварительный просмотр:

Лето  № 1                                                                                                          

Программное содержание: отметить какие изменения произошли с деревом, способствовать умению сравнивать и делать выводы.

Тема: Наблюдение за  рябиной:

Муравой-травой ты украшено.

 Да цветочками все душистыми

В утро майское принаряжено.      С. Дрожжин

Какие изменения с рябиной вы заметили?

По каким характерным признакам можно узнать рябину летом?

Имеются ли ягоды на рябине? Когда появляются ягоды на рябине?

Изменился ли цвет ствола у рябины летом?

Кто проведывает  из птиц, рябину летом?

Лето   № 2                                                                                                      

Тема: солнце

Программное содержание: Уточнить представления о том, что Солнце является источником света и тепла; способствовать развитию умения мыслить, рассуждать, доказывать; подводить к бережному отношению к природе.

♦   Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?

♦   Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?

Художественное слово

Очень ярко светит солнце,

Греет ласково и нежно.

Рано утром мне в оконце

 Заглянуло важно.

Прикоснулося лучом

 К розовой щеке.

Осветило все кругом.

Луч — сожму в руке.

Я его не отпущу,

Пусть ладонь мне греет.

В нем я лето отыщу,

Не всякий так сумеет.

А.Баженов

Лето № 3    

                                                                                                   

Тема: Солнечный свет 

Программное содержание подвести к пониманию зависимости растений и животных и людей от солнечного света.

♦   Какое у вас настроение   когда светит солнце?

Закройте глаза и подставьте лицо солнцу. Чувствуете его свет и тепло?

  •   Что нужно для роста растений, животных?

Художественное слово

Красное солнышко на белом свете черную землю греет.

Загадка

 Один костер весь свет согревает

Лето № 4                                                                                                                

Тема: Звезда по имени Солнце

Программное содержание: подвести к пониманию, что Солнце, обеспечивает и поддерживает жизнь на планете Земля. Направлять детей к умению рассуждать.

Вопросы:

Кто знает, что представляет собой солнце?

Как вы думаете, какой формы эта звезда?

Кто знает, как называется комплекс небесных тел, вращающихся вокруг солнца?

Что дает солнце нашей планете?

Представьте, что было бы, если бы солнце потухло?

 

Словарная работа: небесное тело, Солнечная система.

Художественное слово

Загадка  

Что выше леса, краше света, без огня горит?

 Солнышко ласково нас обнимает,
Теплым лучом беспокойно шалит,
Солнышко чувствует, солнышко знает,
Как его лучик утрами бодрит...

Как его зайчик, ну тот, что на стенке,
Радость приносит с собой иногда,
В солнечном свете любые оттенки
Смотрятся ярче и лучше всегда!

Что же тогда, если солнышко скрылось?
Как без тепла его? Как без лучей?
Нужно лишь, чтобы оно отразилось
В каждой открытой душе у людей!

Лето № 5

                                                                                                         

Тема:   Солнечные тайны

Программное содержание:   Уточнить представление о Солнце как небесном теле и его месте во Вселенной.   Направлять детей к умению  рассуждать.

Вопросы:

Кто знает свой космический адрес? Чтобы его узнать нам нужно раскрыть солнечные тайны. Готовы?

  • Кто знает, что представляет собой солнце?

Солнце это планета или звезда? (Это самая большая звезда в Солнечной системе  вместе с  которой вращаются планеты)

  • Какие планеты вы знаете?
  • Как вы думаете,  какого цвета Солнце?  (на самом деле белого)
  • Может ли космический корабль прилететь на солнце? Почему?
  • Как вы думаете, что больше Солнце или Земля?
  • Если представить арбуз и горошинку, кто будет арбузом ?
  • Есть ли во Вселенной звезды ярче Солнца? (15% звезд ярче Солнца)
  • Что такое Галактика (огромное скопление звезд)
  • Как называется наша Галактика? (Млечный путь)

Лето  № 6    

                                                                                                     

Программное содержание: Помочь детям делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями.

Наблюдение за лужами:

Это наблюдение проводится после недавно прошедшего дождя.

  • Что вы видите перед собой?
  • Из чего состоят лужи?
  • Как появляются лужи?
  • Какая вода в лужах?
  • Что отражается в лужах (предметы: облака, деревья и т.д.).
  • Посмотрите, что вы там видите? – воспитатель водит по воде палочкой, создавая волны.
  • Почему теперь нет отражения? (Предметы отражаются только в спокойной воде.)
  • Где еще в природе встречается вода?
  • Почему летом лужи высыхают быстро?
  • Как вы думаете, куда исчезают лужи?

Художественное слово

Солнце в небе светит ярко,

Грязным лужам стало жарко.

 -Ой,- вздыхают дамы-лужи,-

Дождик нам скорее нужен:

Сильный, радостный, звенящий,

Ливень нужен настоящий!

Солнце хитро улыбнулось.

Их ладошками коснулось.

Поиграть решило в прятки,

Глядь, от луж лишь отпечатки.     Т. Лаврова

За чем мы сегодня наблюдали, что интересного вы запомнили?

Лето № 7

                                                                                                        

Программное содержание: помочь детям подметить  перемены  происходящие в неживой природе. Познакомить с природным явлением росой.

Наблюдение за росой:

Наблюдение проводится утором.

  • Проведите рукой по траве. Что вы чувствуете? (трава мокрая).
  • Почему? Ведь дождя ночью не было.
  • Что такое роса?
  • В какую погоду появляется роса? В ясную или в пасмурную?
  • Обратить внимание детей, как капли катаются по листу.

Наблюдение за каплями росы.

  • Для чего нужна роса?
  • Посмотрите на дорожки, есть ли на них роса? Почему?
  • Найдите каждый свою капельку и понаблюдайте за ней. На что она похожа?
  • Как вы думаете, почему говорят: «Не тягаться росе с солнцем»?

Художественное слово

Хорошо в лесу

Утром пить росу,

Наклонить цветок

И отпить глоток.

Колокольчик-чашка,

Блюдечко-ромашка.                          Л. Николенко

Лето № 8

                                                                                                         

Программное содержание: помочь детям подметить  перемены,  происходящие в неживой природе. Познакомить с природным явлением дождем. Подвести к пониманию о влиянии дождя на рост растений.

Наблюдение за летним дождем:

  • Какой летний дождь?
  • Как будут капать капли, если подует сильный ветер?
  • Что происходит с природой во время дождя?
  • Откуда берется дождь?
  • Зачем нужен дождь?
  • Какие капли во время дождя?
  • Какой бывает дождь?
  • Полезен ли дождь для растений?
  • Какими стали растения, после дождя? 
  • Что вы видите на листочках?
  • На что похожи эти капельки?
  • Что остаётся после дождя на асфальте, земле?

Художественное слово

Дождь идет, а мы бежим.

Он догонит все равно.

В дом укрыться мы спешим,

Будет дождь стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим милый друг!                           Г. Лаптева.

Лето  № 9      

                                                                                           

Программное содержание: Создать условия для развития познавательной активности в процессе рассматривания лекарственных растений, их сбора, использования  человеком для лечения, питания и т.д. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

  Наблюдение за крапивой

  • Где вы встречаете крапиву?  
  • Где она  растет?
  • В чем ее польза?
  • На что похожа крапива?
  • Почему она жжется?

Художественное слово 

Злая как волчица,

Жжется как горчица

 (крапива)            

Крапиве зубастой

Никто не скажет ЗДРАВСТВУЙ.

Руки  не протянет

И даже рядом не встанет.

А только ругаются:

ЗЛОДЕЙКА! КУСАЕТСЯ!

А она не из вредности –

Просто зубы режутся.

Просто так получается.

И грустит, и отчаивается,

Что песен никто не поет про крапиву,

А только – про иву плакучую,

Про ниву волнистую,

Про деву глазастую...

Но песен никто не поет

про крапиву зубастую!

           Стамова Т.

Лето   № 10      

                                                                                           

Программное содержание: Продолжать знакомить  детей с лекарственным растением — подорожником; способствовать развитию познавательной активности в процессе усвоения правил сбора, хранения и применения; мотивировать детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища

Наблюдение за подорожником

Вопросы:

  • Где вы встречаете подорожник?  
  • Где он  растет?
  • Как выглядит?
  • В чем его польза?

Художественное слово 

      ПОДОРОЖНИК

Называют его ПОДОРОЖНИК,

Потому что растет у дороги.

Это он самый первый помощник,

Когда, например, вы порезали ногу.

     Применяют его и при кашле,

Боль в желудке он может унять.

(Хороши все же травушки наши),

Вот крупу можно в суп подсыпать.

А листочки в салатик порезать,

В них ведь тоже целительный сок.

В общем, наш подорожник полезный.

      Важно только собрать его в срок!

Лето № 11

                                                                                                    

Программное содержание: Уточнить представления детей о разнообразии окраски и формы листьев у деревьев, расположения веток, выделяя характерные признаки березы, изменения, связанные со временем года; пользе деревьев.  Способствовать развитию внимания, любознательности. Воспитывать бережное отношение к природе; к дереву, как живому объекту природы.

  Наблюдение за деревом - березой  

  • Как выглядит береза?
  • Из каких частей состоит?
  • Для чего нужны дереву ствол, ветки, листья, корень?
  • Как называется лес, если он  состоит из одних берез?
  •  Как называется сок, который мы пьем?

 Художественное слово 

     Береза

Всем береза нравится

Ведь она – красавица!

Белый ствол ,густая крона

Рассылает всем поклоны

Листья тихо шелестят

Меж собою говорят.

Н.Субботина

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

(Берёзка)

Лето  № 12                                                                                                  

Программное содержание: Способствовать расширению и уточнению знаний детей о деревьях, развитию любознательности, интереса к природе. Уточнить представления детей о разнообразии окраски и формы листьев у деревьев, у рябины, расположения веток, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года. Подводить к понятию «дерево - кислородная подушка», о пользе деревьев. Воспитывать умение видеть красоту природы, желание бережно относиться к ней.

Наблюдение за деревом - рябиной 

Увидал в лесу,

Ягоду-красу,

Тяжела корзина,

Хороша... (Рябина)

Как выглядит рябина?

По каким характерным признакам можно узнать рябину?

Для чего нужны дереву ствол, ветки, листья, корень?

В чем польза рябины?

 Художественное слово 

      Рябина

Грозди рябины ярко краснеют,

Летнего солнца жар излучая.

Стояла рябина почти неприметной,

Сегодня собою лес украшает.

Легкий морозец только на пользу,

Снежная пудра - как украшенье.

Рябиновых ягод не трогай, прохожий,

Оставим для птичек ее угощенье.

Коломбина

Лето № 13

                                                                                                   

Программное содержание: Способствовать расширению знаний о фруктовых деревьях и кустарниках, уходе за ними, их плодах, пользе. Подводить детей к понятию тесной взаимосвязи живой и неживой природы. Воспитывать бережное и внимательное отношение к деревьям, помочь почувствовать красоту и щедрость родной земли.

Наблюдение за  фруктовыми деревьями и кустарниками, их плодами

  • Как выглядит яблоня, груша, слива?
  • Из каких частей состоит?
  • Для чего нужны дереву ствол, ветки, листья, корень, плоды?
  • Что готовят из фруктов?
  • Как называется сок, который мы пьем?
  • Какая польза от деревьев?
  • Почему человек ухаживает за ними?

Художественное слово

Что за яблочко! Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто,

Будто мёдом налилось,

Видны семечки насквозь.

Пушкин А

Груша ярко-желтая прячется в листве,

Хочется полакомиться нынче грушей мне,

К дереву грушевому тихо подойду,

Хоть она и прячется – я ее найду.

Метелёв М.

Лето № 14

                                                                                                   

Программное содержание: Побуждать детей радоваться цветам, познакомить с названием цветка - календула, с особенностями строения: стебель, листья, цветок; уточнить какие цветы называются лечебными, почему? (ромашка, календула, ноготки) учить различать цветущие растения от не цветущих. Побуждать детей к умозаключениям.

Наблюдение за цветами на клумбе

 

•        Что изменилось на клумбе?

  • Чем отличаются цветы от травы?
  • Как же мы можем узнать о внешнем виде цветов? (рассмотреть, потрогать)
  • Как мы чувствуем запах цветов? (нужно понюхать)
  • Для чего нужны цветы?
  • Назовите знакомые цветущие растения и покажите их.
  • Для чего нужны растениям листья, корень, цветы?

•        Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)

•        Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?

•        Какие растения называются однолетними?

•        Какие растения называются многолетними?

Сбор семян для будущего года. Сравнение семян (разных по строению, размерам и по цвету).

Художественное слово

Здравствуй, милый мой цветок,

Ты цветешь, как огонек,

Солнце целый день тебя

Весело ласкает, лучами согревает, дождик поливает,

Пролетает ветерок,

И с тобой играет.

 

Лето № 15

                                                                              

Программное содержание: обращать внимание детей на изменения в природе, наблюдать с детьми природное явление – радуга, помочь подмечать красоту родной природы.

Наблюдение за радугой:

  • На что похожа радуга? (На ворота, дугу, коромысло.) 
  • Какие цвета в радуге? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.) 
  • Как появляется радуга?
  • Что вам хочется делать, когда вы смотрите на радугу?

Художественное слово

Прояснилось небо, засинела даль!

Дождик словно не был,

Речка, как хрусталь!

Над рекою быстрой, озарив луга,

На небе появилась – радуга!            

  П.Образцов

   Лето № 16                                                                                        

Программное содержание: помочь детям подметить перемены, происходящие в неживой природе, определять ветреную погоду по разным признакам. Подвести к пониманию «ветер».

Наблюдение за ветром:

  • По каким признакам можно определить, что на улице дует ветер? (Качаются деревья, шелестят листочки, плывут по небу облака, шевелится одежда, волосы на голове.)
  • Каким бывает ветер? (Сильным, слабым, теплым, холодным.)
  •  Какой сегодня ветер?
  • Как можно определить, что сейчас дует ветер? 

Художественное слово    

 Ветерок к нам в окошко влетел,

 Пошуршал, позвенел, поскрипел.

 Лист бумаги смахнул,

 Рядом с кошкой уснул.

 За секунду все сразу успел.

( Е. Елова)

Лето № 17      

                                                                                     

Программное содержание: Познакомить с природным явлением, гроза. Помочь детям подмечать, определять приближение грозы. Создавать условия видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений; соблюдать правила безопасного поведения во время грозы.

Наблюдение за грозой

  • Как вести себя, если начинается гроза?
  • Опасна ли гроза?
  • Что делать, если начинается гроза?
  • Какое небо во время грозы?
  • Какой воздух после грозы?

Художественное слово  

 Начинается гроза,
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза,
В небе – вспышки молний.
Ветер треплет цветники
На зелёном сквере,
В дом ворвались сквозняки,
Распахнули двери.      А. Барто

Лето № 18               

                                                                                           

Программное содержание: 

Помочь детям подметить перемены  происходящие в неживой природе. Познакомить с природным явлением град.

Наблюдение за облаками:

- Что такое облака?

Какого они цвета?

- Из чего они состоят?

- Какие бывают облака?

- На что похожи перистые облака?

- Какие облака самые большие?

- Какие облака посылают нам дождь?

- Почему облака двигаются по небу?

Художественное слово

Бегут по небу разные зверюшки:

Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

А если вы фантазией богаты,

Там свой портрет отыщите, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа

картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...

картотека наблюдений на прогулке в старшем возрасте

данный материал поможет воспитателю проводить системно наблюдения на прогулке.используя художественное слово....

картотека наблюдений на прогулке

картотека проведения наблюдений на прогулке во всез возрастных группах...

Картотека наблюдений на прогулке

Картатека наблюдений на прогулке, старшая группа....

Картотека наблюдений на прогулке для старшей и подготовительной группы

Данный материал поможет воспитателям правильно спланировать наблюдения на прогулке...