Картотека наблюдений на прогулке
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Картотека наблюдений на прогулке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 38.33 КБ |
zima.docx | 30.01 КБ |
vesna.docx | 56.74 КБ |
leto.docx | 41.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Осень №1 Программное содержание: подвести к пониманию многообразия растительного мира (деревьев); уточнить с детьми название дерева; способствовать умению сравнивать и делать выводы. Тема: Наблюдение за рябиной: Муравой-травой ты украшено. Да цветочками все душистыми В утро майское принаряжено. С. Дрожжин Как выглядит рябина? Чем оно отличается от других деревьев? Какой ствол у рябины? Какие листья у рябины? Что примечательного у этого дерева? Какие птицы клюют ягоды рябины? Потрогайте их. Ягоды не сладость, |
Осень №2 Наблюдение за почвой в начале осени (в сухую погоду) Программное содержание: Создавать условия: - для расширения и конкретизации представлений о состоянии почвы в определенный сезон в зависимости от погодных условий; - для совершенствования умения устанавливать структурно-функциональные и причинно-следственные связи зависимости; - для развития любознательности, познавательной активности детей. Ход наблюдения: Вопросы - Как выглядит сегодня почвенный покров (почва)? - Какой цвет преобладает? Какие оттенки? - Как определить: сухая почва или влажная? - Какие свойства имеет сухая земля? (Предложить развести пальцы руки - сыплется) - Какая почва на ощупь? Гладкая или шероховатая? Теплая или холодная? Почему? - Из чего состоит? (песчинки, мелкие камешки комочки) - Какие неживые объекты вы видите на земле? (камешки, мусор, опавшие листья, веточки, палочки) - Есть ли живые объекты на земле? Какие вы видите? - Как выглядят растения в начале осени на сухой земле? Художественное слово: Загадка Её все Матушкой зовут, по ней все ножками бегут. Кто четыре раза в год переодевается.
|
Осень № 3 Наблюдение за почвой в начале осени (в сырую погоду) Программное содержание: Содействовать: - расширению и конкретизации представлений о состоянии почвы в определенный сезон в зависимости от погодных условий; - установлению связей и зависимостей, развитию умения сравнивать объекты природы по признакам сходства и различия; - развитию различных форм активности ребенка. Ход наблюдения: Вопросы - Как выглядит почва после дождя? - Какой цвет сегодня преобладает? Отличается ли от цвета почвы в сухую погоду? - Отличается ли сырая почва от сухой на ощупь? Чем? - Какие у неё свойства сейчас? (Пачкает руки, не сыплется, прилипает…) - Какие объекты (живые и неживые) вы видите на поверхности почвы? - Больше или меньше живых объектов? Почему? - Как выглядят сейчас растения? Почему? Художественное слово: Загадка Не человек, а пьет, не повар, а всех кормит. |
Осень № 4 Наблюдение за почвой во время осенней перекопки Программное содержание: Способствовать: накоплению конкретных представлений о состоянии и обитателях почвы в осенний период, о сезоном труде человека на огороде; установлению детьми структурно-функциональных и причинно-следственных связей между состоянием объектов живой и неживой природы; возникновению у детей желания участвовать в совместном со взрослыми труде в природе. Ход наблюдения: Вопросы:
Художественное слово: Загадка Меня бьют, колотят, ворочают, режут – я все терплю и всем добром плачу. |
Осень № 5 Наблюдение за состоянием почвы в середине осени Программное содержание: Способствовать: - освоению представлений о состоянии почвенного покрова в середине осеннего периода; - установлению детьми причинно-следственных и временных связей и зависимостей; - воспитанию интереса к овладению способами познания. Ход наблюдения: Вопросы - Как выглядит почва сегодня: - Какие цвета и оттенки преобладают? - Какая по влажности сухая или мокрая? - Сыплется или прилипает? Почему? - Теплая или холодная? - Какая по твердости? Твердая или мягкая? (Предложить копнуть лопаткой) - Почему земля затвердела? - Есть ли растения на почве? Как они сейчас выглядят? Почему? - Видите ли вы ещё какие-то живые объекты? - Куда они делись? |
Осень №6 Наблюдение за состоянием почвы в конце осени Программное содержание: - способствовать освоению детьми представлений о состоянии почвы в конце осени (предзимье); - обеспечить возможности для развития умения устанавливать причинно-следственные связи: понижение температуры воздуха – замерзание почвы; - создать условия для приобретения познавательного опыта ребенка. Ход наблюдения: Вопросы - Как изменилась почва по сравнению с прошлым наблюдением? - Опишите её по цвету, температуре, твердости. - Можно ли её взять в руки и рассмотреть? (Предложить копнуть лопаткой). Почему не копается? (промерзла) - Чем покрыта земля на некоторых местах? (снегом) - Теплая или холодная? - Видны ли растения на почве? Куда они делись? Художественное слово: Загадка Не страдала, не болела, а белое платье надела. |
Осень Карточка №7 Тема: осеннее солнце Программное содержание: Познакомить с явлениями неживой природы, изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня, светило»; Подвести к пониманию влияние солнца на жизнь растений, животных, человека.
Художественное слово Глянь, погода хмурится, Отдохну немножко… |
Осень Карточка №8 Тема: Разноцветное солнце Программное содержание: расширить представление о свойствах солнечного света, стимулировать исследовательскую активность. Взять на прогулку в солнечную погоду мыльные пузыри. Пускать пузыри в тени и на солнышке. Чем отличаются пузыри в тени и на солнце? (они играют всеми цветами радуги) Как вы думаете, почему пузыри становятся разноцветными? Это происходит, когда солнце работает вместе с водой. Дело в том, что солнечные лучи вовсе не белые и одинаковые, как кажется нам. Все они имеют разную длину, а каждой длине соответствует своя «окраска». Отражаясь от воды белый цвет светового потока распадается на несколько разных цветов Художественное слово Если дунуть посильней, Л. Гуляева |
Осень Карточка №9 Тема: Лужа. Круговорот воды в природе Программное содержание: дать представление о роли солнца в круговороте воды в природе.
Солнце нагревает моря, реки, озера и даже лужи. Вода в виде крошечных капель испаряется и поднимается в воздух. На небе они собираются и образуют облака. Художественное слово Нивы сжаты, рощи голы, |
Осень Карточка №10 Тема: Листья желтые по воздуху кружатся Программное содержание: Акцентировать внимание детей о роли солнца в жизни растений. Обращать внимания детей на изменения в природе.
Солнце совсем не горячее, не так сильно греет как летом.
Прийти к выводу, что свет нужен для растений, так как под его влиянием происходит преобразование углекислого газа в воду и кислород, благодаря чему листья остаются зелеными. Осенью растения получают меньше света и тепла, поэтому меняют свою окраску и опадают. Художественное слово Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, А. Толстой |
Осень Карточка №11 Программное содержание: помочь детям подметить перемены, происходящие в неживой природе. Способствовать формированию представления об агрегатном состоянии воды в осенний период. Способствовать развитию речи, мышления, умения делать выводы самостоятельно. Наблюдение за лужами в осенний период: Художественное слово Осторожная лисица Подошла к ручью напиться, Наклонилась, а вода Неподвижна и тверда. За чем мы сегодня наблюдали? Г. Ладонщиков. Обратить внимание детей на лужи.
|
Осень Карточка №12 Программное содержание: расширить представления о многообразии живой и неживой природы. Познакомить с природным явлением туманом. Наблюдение за туманом:
Художественное слово Утром Осень несла молоко. С каким природным явлением мы сегодня познакомились? |
Осень Карточка №13 Программное содержание: продолжить формирование умения устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе, помочь детям делать самостоятельные выводы в
Художественное слово Народные приметы о дожде • В сентябре дождь, который начался с утра, долго идти не будет. • Ветер ночью - завтра жди дождя. • Гром в сентябре напоминает о долгой теплой осени, а в октябре - о малоснежной зиме. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит А. Плещеев ходе наблюдения за погодными явлениями. Наблюдение за осенним дождем. Какие признаки осеннего дождя вы запомнили? (осенью дожди бывают чаще, чем летом. Осенние дожди холодные, затяжные, моросящие). |
Осень Карточка №14 Программное содержание: способствовать формированию умения устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе, уточнить представления о последнем периоде осени. Наблюдение за первым снегом.
Художественное слово По утру вчера дождь В стекло окон стучал, Над землею туман Облаками вставал. … В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. И.Никитин. С каким природным явлением мы сегодня познакомились? |
Осень Карточка №_15 Программное содержание: помочь детям выявить основные признаки сезона. Наблюдение за сезонными изменениями:
Художественное слово: Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу, Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. А. Майков Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу, Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. А. Майков |
Осень Карточка №16 Программное содержание: упражнять в определении силы ветра; способствовать расширению знания детей о неживой природе. Наблюдение за ветром: В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит народная пословица. Воспитатель задает детям вопросы.
Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени.(Осина, береза.) Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист. Летит без крыльев и поет, Прохожих задевает, Одним проходу не дает, Других он подгоняет. (Ветер.)
Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.) Как определить силу ветра? (С помощью бумаги и секундомера.) Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.) |
Осень Карточка №17 Программное содержание: обследовать вместе с детьми первый снег. Наблюдение за первым снегом: Художественное слово: В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит народная пословица. Воспитатель задает детям вопросы.
Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени.(Осина, береза.) Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист. На деревья, на аллеи И.Мельничук
|
Предварительный просмотр:
Зима Карточка №1 Программное содержание: способствовать умению сравнивать и делать выводы. Тема: Наблюдение за рябиной: Муравой-травой ты украшено. Да цветочками все душистыми В утро майское принаряжено. С. Дрожжин Что произошло с рябиной? Почему на рябине нет листьев, но есть ягоды? Как мы с вами можем сохранить ее от сильных морозов? Кто питается ягодами рябины? Ягоды не сладость, |
Зима Карточка №2 Тема: солнце Программное содержание: Стимулировать у детей интерес к неживым объектам природы. Помочь детям подметить изменения, происходящие с солнцем, с понятием «продолжительность дня». Ребята, кто знает в какой стороне солнышко утром? Вечером? ♦ День солнечный, ясный, или пасмурный? Как вы узнали? ♦ На улице холодно или тепло, почему? ♦ Какие зимой дни (длинные или короткие)? Предлагает детям объяснить значение слов: ясно, пасмурно, солнечно Художественное слово Где ты, солнце, в самом деле? Мы совсем окоченели. Без тебя вода замерзла, без тебя земля промерзла. Выйди, солнышко, скорей! Приласкай и обогрей! А.Баженов В зимнем небе солнышко радостно гуляло. |
Зима Карточка №3 Тема: Наблюдение за долготой дня. Программное содержание: акцентировать внимание детей об изменениях положения Земли относительно солнца. Когда вы приходите в детский сад темно или светло? Когда уходите: темно или светло? Летом и осенью вы приходили было темно или светло? Обращает внимание на положение солнца на небосклоне: оно ниже, чем летом, поэтому солнце светит и греет меньше; приходят к выводу, что дни становятся короче, а ночь длиннее. Земля, продолжая свой путь по орбите в зимние месяцы меняет угол наклона (поднимается над горизонтом ниже), а значит и освещает оно гораздо меньше часов и световой день длится гораздо меньше. Обращаем внимание на приметы: кольцо вокруг солнца - к ненастью; заходящее солнце красное - будет солнечная, морозная погода.
Художественное слово Так недавно к нам в оконце Каждый день глядело солнце. А теперь пора настала - В поле вьюга загуляла. (Я. Купала) Зимой солнце сквозь слезы улыбается. Зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет. Как солнце зимнее прекрасно, |
Зима Карточка №4 Наблюдение за состоянием почвы в зимний период Программное содержание: Создать благоприятные условия для:
Ход наблюдения: Вопросы - Как изменилась почва по сравнению с прошлым наблюдением? - Опишите её по цвету, температуре, твердости. - Можно ли её взять в руки и рассмотреть? (Предложить копнуть лопаткой). Почему не копается? (промерзла) - Чем покрыта земля на некоторых местах? (снегом) - Теплая или холодная? - Видны ли растения на почве? Куда они делись? Художественное слово: Загадка Белое покрывало всю землю укрыло. |
Зима Карточка №5 Тема: Дни становятся длиннее Программное содержание: адаптировать информацию для детей об изменениях положения Земли относительно солнца, устанавливать связь между явлениями природы.
Художественное слово Под голубыми небесами |
Зима Карточка №6 Программное содержание: помочь детям подметить сезонные изменения, происходящие в неживой природе. Подвести детей к пониманию того, что в связи с понижением температуры вода превращается в лед. Способствовать развитию экологического мышления. Наблюдение за сосульками:
Художественное слово Шаловливые сосульки Сели на карниз. Шаловливые сосульки Посмотрели вниз. Надоело им свисать, Стали капельки бросать. Целый день идет трезвон — Кап-кап! Дон-дон! Ю. Клюшников За чем мы сегодня наблюдали? С каким природным явлением мы сегодня познакомились? |
Зима Карточка №7 Программное содержание: Способствовать формированию представления о свойствах снега. Помочь детям подметить сезонные изменения, происходящие в неживой природе. Уточнить знания детей о сезонном явлении – снегопаде. Способствовать развитию наблюдательности. Наблюдение за снегопадом:
Художественное слово: Снег из тучи прилетел, Лечь на землю захотел. Ищет места - не найдет, Задержался у ворот. С каким природным явлением мы сегодня познакомились? |
Зима Карточка №8 Программное содержание: способствовать формированию представления детей о сезонных изменениях в природе. Помочь детям понять, что в связи с понижением температуры вода превращается в лед. Способствовать развитию экологического мышления. Наблюдение за сосульками:
Художественное слово Вот и кончился мороз, |
Зима Карточка №9 Программное содержание: способствовать формированию реалистического понимания неживой природы; обследовать вместе с детьми снег, лед. Помочь детям формулировать самостоятельные выводы. Наблюдение за снегом и льдом:
Художественное слово Ой, ты зимушка-краса! Побелила все леса, Горы снега намела, Нас кататься позвала. |
Зима Карточка №10 Программное содержание: Помочь детям подметить перемены происходящие в неживой природе. Познакомить с природным явлением метель, вьюга. Наблюдение за метелью, вьюгой: Как поет ветер? Какой ветер? Метель и вьюга это хорошо или плохо? Почему во время вьюги не стоит гулять? Какие изменения могут нам подсказать о предстоящей метели и вьюге? Художественное слово В поле снежную постель Стелет зайчикам … (метель) Кто бросает снег в лицо? Наметает на крыльцо? Кто в трубе печной завыл? Кто ворота отворил? (вьюга) |
Зима Карточка №12 Программное содержание: уточнить представление о свойствах снега; обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; способствовать формированию познавательной активности. Наблюдение за снежинками:
Художественное слово: С неба звезды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется Черная земля. Много-много звездочек Тонких, как стекло; Звездочки холодные, а земле тепло! За чем мы сегодня наблюдали? |
Зима Карточка №13 Программное содержание: обследовать вместе с детьми снег в конце зимы. Наблюдение за снегом: Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает, Со звоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. С. Есенин
|
Зима Карточка №14 Программное содержание: уточнить представление о движении снега в ветреную погоду. Наблюдение за снегом: Кто это, воя, без крыльев летает И без метелки следы заметает? Лепит сугробы из снежного теста, - Передвигая их с места на место. (Метель.)
|
Предварительный просмотр:
Весна №2 Наблюдение за состоянием почвы в начале весны Программное содержание: Способствовать
Ход наблюдения: Вопросы:
Предложить отгрести снег подальше от дерева и обследовать почву.
Сделайте вывод, почему появилась проталина. |
Весна № 2 Сравнительные наблюдения весной за просыханием почвы (глинистой, песчаной) и появлением на ней всходов Программное содержание: Создать условия:
Ход наблюдения: Вопросы: Предложить рассмотреть участки глинистой и песчаной почвы
|
Весна №3 Наблюдение за почвой во время весенней перекопки Программное содержание: Создать условия:
Ход наблюдения: Вопросы:
Перекапать часть грядки, предложить рассмотреть землю и её обитателей?
Художественное слово: Загадка Её все Матушкой зовут, по ней все ножками бегут. |
Весна № 4 Сравнительное наблюдение весной за песчаной и глинистой почвой до полива и после него Программное содержание: Способствовать:
Ход наблюдения: Вопросы: - Сравните и назовите свойства и качества глинистой и песчаной почвы:
- Определите вид и состояние растений, растущих на этих почвах: где лучше растут растения? Почему? Предложить полить оба участка земли и понаблюдать за изменениями, происходящими в почве сразу после полива и в конце прогулки.
|
Весна № 5 Сравнительное наблюдение за следами на почве после дождя (на глинистой и песчаной почве) Программное содержание: Способствовать:
Ход наблюдения: Детям предлагается рассмотреть следы на песчаной и глинистой почве поочередно. Вопросы:
|
Весна № 6 Сравнительные наблюдения весной за ростом всходов на глинистой и песчаной почве Программное содержание: Способствовать:
Ход наблюдения: Вопросы: Предложить ещё раз рассмотреть участки глинистой и песчаной почвы.
Чем отличаются эти условия на участках с глинистой и песчаной почвой? |
Весна № 7 Тема: весеннее солнце Программное содержание: Расширять знания детей о солнце весной, о роли солнечного света в жизни человека и его влиянии на здоровье. Способствовать формированию представления детей об объектах и явлениях неживой природы. Упражнять в умении выражать в речи свои впечатления, высказывания, суждения. Подвести детей к пониманию о разнообразии окружающей действительности ●Что такое солнце? ●Почему вы чувствуете, что весна уже наступила? ●Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит? ●Какие изменения связаны с тем, что солнце весной греет ярче, чем зимой? ●Как изменилась продолжительность дня весной? Художественное слово Солнышко красно, гори-гори ясно! В небо пташкой залети, нашу землю освети. Чтоб садам и огородам зеленеть, цвести, расти! Солнышко красно, гори-гори ясно! В небе рыбкой поплыви, нашу землю оживи, Всех на свете ребятишек обогрей, оздорови! |
Весна № 8
Тема: Свет и тень Программное содержание: расширить представления детей о понятиях света и тени. Загадка: ты упала мне на ноги, растянулась на дороге. И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать. На меня ты так похожа, будто я шагаю лежа.
Художественное слово Солнышко в окошко светит мне с утра, |
Весна № 9 Тема: Что важнее: свет или тень? Программное содержание: показать образование тени, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Художественное слово Солнце с тучкою опять |
Весна № 10 Тема: Солнечный зайчик Программное содержание: дать представления о свойствах солнечного света. Загадка Кто входит в окно и не ломает его? (солнечный зайчик) Вопросы:
Художественное слово Скачут побегайчики, Солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут. Были тут и нет их тут |
Весна № 11 Тема: Тает снег на солнце Программное содержание: расширить представление о свойствах солнечного света, стимулировать исследовательскую активность, учить устанавливать связь между явлениями природы.
Поискать на территории детского сада места, где снег уже растаял, где еще тает, а где лежит нетронутым.
Эксперимент: Чистый снег тает медленнее, чем грязный. Возьмите на прогулку несколько цветных листов бумаги, в том числе белый и черный. Разложите их на освещенном солнцем месте, чтобы они погрелись. Теперь потрогайте листы:
. Художественное слово Этот месяц – утро года, |
Весна №12 Программное содержание: Помочь детям подметить сезонные изменения, происходящие в неживой природе. Способствовать развитию мышления, внимания, памяти. Наблюдение за лужами весной.
Художественное слово Снова нет ручьям покоя — День и ночь журчат в кустах. Ходит солнце золотое В чистых-чистых небесах. Какие приметы весны вы запомнили? За чем мы сегодня наблюдали? Снег от тепла растаял и превратился в воду: чем теплее, тем быстрее тает снег и больше образуется луж. |
Весна № 13
Программное содержание: уточнить представление о неживой природе, способствовать формированию исследовательских действий. Подвести детей к пониманию того, что в зависимости от температуры вода может изменять свое состояние. Наблюдение за капелью.
Художественное слово На солнышке согрелась ель, Подтаяла сосна. В лесу апрель, звенит капель. В лесу у нас весна, По снегу капельки стучат: «Подснежник хватит спать!» З. Александрова. |
Весна №14
Программное содержание: уточнить представление о неживой природе, помочь детям найти взаимосвязи в природе, способствовать формированию умения определять первые признаки весны Наблюдение за таянием снега.
Художественное слово Он черной тучей был сначала, Он белым пухом лег на лес, Покрыл всю землю одеялом, А по весне совсем исчез. За чем мы сегодня наблюдали? |
Весна № 15 Программное содержание: уточнить представление о неживой природе, помочь детям подметить сезонные изменения, происходящие в неживой природе. Способствовать развитию речи, мышления. Наблюдение за весенними ручьями.
Художественное слово Снова нет ручьям покоя — День и ночь журчат в кустах. Ходит солнце золотое В чистых-чистых небесах. Какие приметы весны вы запомнили? За чем мы сегодня наблюдали? Снег от тепла растаял и превратился в воду: чем теплее, тем быстрее тает снег и больше образуется ручейков. |
Весна № 16
Программное содержание: Помочь детям подметить перемены, происходящие в живой природе; подвести к пониманию многообразия растительного мира (деревьев); уточнить с детьми названия деревьев; способствовать умению сравнивать и делать выводы. Наблюдение за деревьями.
Художественное слово Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (дерево) Белоснежна и красива. Зелень нежная на диво. Сок её весенний — слёзы. Это дерево - берёза. Завари цветков от гриппа, их тебе подарит липа. Шубу летом нам даря пухом сыплют тополя В самого себя влюблён раскрасавец яркий клён. |
Весна № 17 Программное содержание: Помочь детям подметить перемены, происходящие в живой природе; подвести к пониманию многообразия растительного мира (деревьев); уточнить с детьми название дерева - осина; обратить внимание на то, что почки осины покрыты пухом (защита от холода). Наблюдение за деревьями (осина).
Художественное слово Стихи про осину И.Токмакова Никто не пугает, А вся дрожит. (Осина) |
Весна № 18 Программное содержание: Способствовать развитию наблюдательности у детей подмечать перемены, происходящие в живой природе; подвести к пониманию многообразия растительного мира (трава); к желанию любоваться появившейся зеленой травой; закрепить знания об условиях необходимых для роста растений (с приходом весны, стало тепло, часто светит солнце, оно пригревает землю). Наблюдение за первой травой
Художественное слово Она под осень умирает И вновь весною оживает. Иглой зелёной выйдет к свету, Растёт, цветёт всё лето. Коровам без неё — беда: Она их главная еда. (трава) Травка - муравка со сна поднялась Птица – синица за зерно взялась, Зайки - за капусту, Мышки – за корочку, Детки - за молочко. Всё зазеленело Солнышко блестит Жаворонка песня Льётся и звенит. |
Весна № 19 Программное содержание: Акцентировать внимание детей о первоцветах, подвести к понятию того, что рост растений зависит от света, тепла, влаги; обратить внимание на особенности строения корневища, стеблей, цветов, листьев; подвести к понятию того, почему они так названы; воспитывать желание активно беречь и защищать природу. Наблюдение за мать-и-мачехой.
Художественное слово Жёлтый глаз из-под земли У апреля первенцы-цветы Всюду на лужайках расцвели. К солнцу поднимают стебельки Желтые цветочки от земли. Лепестки похожи на лучи, К вечеру сожмутся в кулачки. Утром в небе солнышко взойдет, Цветик кулачок свой разожмёт. Лишь головку к солнцу приподнял – Сам похож на солнышко он стал. Маленькие солнышки Земли Мать-и-мачехой в народе нарекли. |
Весна № 20 Программное содержание: Расширить кругозор детей, обследуя кустарники шиповника и калины; способствовать развитию умения различать растения по характерным признакам, подвести к понятию стадии развития, жизнедеятельности растения; познакомить с широким использованием шиповника и калины; познакомить детей с загадками, сказками, легендами о шиповнике и калине; мотивировать на бережное отношение к растениям. Наблюдение за кустарником (шиповник и калина).
Художественное слово Куст с шипами, куст колючий, Кто те ягоды не знает, Но совсем, совсем не злючий! От простуды помогают. Розой он цветет прелестной, На кустах они висят, Ягод нет его полезней! (шиповник) И, как маков цвет, горят. В. Сибирцева. Только это не малина. Что за ягода? - …(калина) Шиповник Калина Шиповник — для здоровья клад, Ах, ягода-кудесница! Так в народе говорят. Невестой в мае месяце Из шиповника отвар — Вся белым занавесится, Ценный от природы дар. Цветы, как кружева. И осенью прекрасная Н. Меркушова Калина рдест красная. Ведь вот какая разная В ней красота жива. Серова Е. |
Весна № 21 Программное содержание: Обследовать, сравнить мать-и-мачеху с появляющимися цветами одуванчика, выявить различие и сходство растений; сравнить листья по форме, окраске, характеру поверхности; обнаружить изменения в состоянии мать – и – мачехи (появление пушков-семян, начало отрастания листьев); подвести к понятию о стадиях развития растений; рассмотреть пушистые семена мать – и – мачехи; Наблюдение за мать-и-мачехой и одуванчиком.
Художественное слово Отцвел желтенький цветок, Остался беленький пушок. (Одуванчик) Этот цветок одной стороной листа погладит, как мать, а другой стороной пожурит, словно мачеха. (Мать-и-мачеха) Одуванчики Одуванчики везде По весенней травке: Замелькали во дворе, Разбежались по горе, Спрятались в канавке. М. Полянская Мать-и-мачеха Солнышко весеннее греет всё сильней И уже проталинки шире и черней. А на тех проталинках, будто кулачок Появился кучкою жёлтенький цветок. Раскрывает медленно астрочки - цветки, Золотом окрашены пальцев ноготки. Так и распускаются кучкой-кулачком. Звонко «Мать-и-мачеха» мы его зовём. Листья же появятся летнею порой, С холодною, как мачеха, верхней стороной. Снизу очень тёплой, нежной словно мать. Так вот и решили цветики назвать. Регина Новикова |
Весна №22 Программное содержание: Способствовать закреплению знаний у детей о знакомых цветах на нашем участке (тюльпан, нарцисс); развивать умение правильно описывать растение, используя новые слова (резной, бутон, луковица); подвести к понятию о необходимости ухода за цветами; воспитывать любовь к природе, всему живому. Наблюдение за цветами (тюльпаны и нарциссы).
Художественное слово Из луковки вырос, Но в пищу негож. На яркий стаканчик Цветок тот похож. (тюльпан) Мой цветок – как блюдце, В середине – чашечка, Чтобы пить могла росу Каждая букашечка. (нарцисс) Тюльпан Лишь рассеялся туман, Приоткрыл глаза тюльпан, Солнцу мило улыбнулся И сказал: «А я проснулся! До чего же здесь красиво! Просто чудо! Просто диво! И какой красивый я, Словно алая заря!» Нарцисс Шесть лепестков, |
Весна № 23
Программное содержание: Познакомить с природным явлением, гроза. Помочь детям подмечать, определять приближение грозы. Создавать условия видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений; соблюдать правила безопасного поведения во время грозы. Наблюдение за грозой
Художественное слово Начинается гроза, |
Весна № 24 Программное содержание: поддерживать познавательный интерес детей при закреплении знания об изменениях воды в зависимости от температуры воздуха. Наблюдение за капелью:
Художественное слово: На солнышках согрелась ель, Подтаяла сосна. В лесу апрель, звенит капель. В лесу у нас весна, По снегу капельки стучат: «Подснежник, хватит спать!» А шубки белок и зайчат С утра мокры опять. И замедляя хитрый бег, Идя по снегу в бор, Проваливаясь в талый снег, Лиса у лунки пьет. Жемчужинки слетают вниз: «А ну, ловите нас!» Весь в дырочках от светлых брызг Под елкой хрупкий наст. Но все же март, а не апрель... Чуть солнышко зайдет, Смолкает звонкая капель И вновь на ветках лед. З. Александрова |
Весна № 25 Программное содержание: уточнять знания о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны. Наблюдение за погодой: Хорошо весной, поле чистое, Муравой-травой ты украшено. Да цветочками все душистыми В утро майское принаряжено. С. Дрожжин
|
Весна № 26 Программное содержание: конкретизировать представление о радуге как части неживой природы. Наблюдение за радугой:
Что за чудо — красота! Расписные ворота Показались на пути, В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)
Дождь гулял по переулку, |
Предварительный просмотр:
Лето № 1 Программное содержание: отметить какие изменения произошли с деревом, способствовать умению сравнивать и делать выводы. Тема: Наблюдение за рябиной: Муравой-травой ты украшено. Да цветочками все душистыми В утро майское принаряжено. С. Дрожжин Какие изменения с рябиной вы заметили? По каким характерным признакам можно узнать рябину летом? Имеются ли ягоды на рябине? Когда появляются ягоды на рябине? Изменился ли цвет ствола у рябины летом? Кто проведывает из птиц, рябину летом? | ||||
Лето № 2 Тема: солнце Программное содержание: Уточнить представления о том, что Солнце является источником света и тепла; способствовать развитию умения мыслить, рассуждать, доказывать; подводить к бережному отношению к природе. ♦ Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу? ♦ Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам? Художественное слово Очень ярко светит солнце, Греет ласково и нежно. Рано утром мне в оконце Заглянуло важно. Прикоснулося лучом К розовой щеке. Осветило все кругом. Луч — сожму в руке. Я его не отпущу, Пусть ладонь мне греет. В нем я лето отыщу, Не всякий так сумеет. А.Баженов | ||||
Лето № 3
Тема: Солнечный свет Программное содержание подвести к пониманию зависимости растений и животных и людей от солнечного света. ♦ Какое у вас настроение когда светит солнце? Закройте глаза и подставьте лицо солнцу. Чувствуете его свет и тепло?
Художественное слово Красное солнышко на белом свете черную землю греет. Загадка Один костер весь свет согревает | ||||
Лето № 4 Тема: Звезда по имени Солнце Программное содержание: подвести к пониманию, что Солнце, обеспечивает и поддерживает жизнь на планете Земля. Направлять детей к умению рассуждать. Вопросы: Кто знает, что представляет собой солнце? Как вы думаете, какой формы эта звезда? Кто знает, как называется комплекс небесных тел, вращающихся вокруг солнца? Что дает солнце нашей планете? Представьте, что было бы, если бы солнце потухло?
Словарная работа: небесное тело, Солнечная система. Художественное слово Загадка Что выше леса, краше света, без огня горит? Солнышко ласково нас обнимает, | ||||
Лето № 5
Тема: Солнечные тайны Программное содержание: Уточнить представление о Солнце как небесном теле и его месте во Вселенной. Направлять детей к умению рассуждать. Вопросы: Кто знает свой космический адрес? Чтобы его узнать нам нужно раскрыть солнечные тайны. Готовы?
Солнце это планета или звезда? (Это самая большая звезда в Солнечной системе вместе с которой вращаются планеты)
| ||||
Лето № 6
Программное содержание: Помочь детям делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями. Наблюдение за лужами: Это наблюдение проводится после недавно прошедшего дождя.
Художественное слово Солнце в небе светит ярко, Грязным лужам стало жарко. -Ой,- вздыхают дамы-лужи,- Дождик нам скорее нужен: Сильный, радостный, звенящий, Ливень нужен настоящий! Солнце хитро улыбнулось. Их ладошками коснулось. Поиграть решило в прятки, Глядь, от луж лишь отпечатки. Т. Лаврова За чем мы сегодня наблюдали, что интересного вы запомнили? | ||||
Лето № 7
Программное содержание: помочь детям подметить перемены происходящие в неживой природе. Познакомить с природным явлением росой. Наблюдение за росой: Наблюдение проводится утором.
Наблюдение за каплями росы.
Художественное слово Хорошо в лесу Утром пить росу, Наклонить цветок И отпить глоток. Колокольчик-чашка, Блюдечко-ромашка. Л. Николенко | ||||
Лето № 8
Программное содержание: помочь детям подметить перемены, происходящие в неживой природе. Познакомить с природным явлением дождем. Подвести к пониманию о влиянии дождя на рост растений. Наблюдение за летним дождем:
Художественное слово Дождь идет, а мы бежим. Он догонит все равно. В дом укрыться мы спешим, Будет дождь стучать в окно, И по крыше тук да тук! Нет, не впустим милый друг! Г. Лаптева. | ||||
Лето № 9
Программное содержание: Создать условия для развития познавательной активности в процессе рассматривания лекарственных растений, их сбора, использования человеком для лечения, питания и т.д. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
| ||||
Лето № 10
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с лекарственным растением — подорожником; способствовать развитию познавательной активности в процессе усвоения правил сбора, хранения и применения; мотивировать детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища Наблюдение за подорожником Вопросы:
Художественное слово ПОДОРОЖНИК Называют его ПОДОРОЖНИК, Потому что растет у дороги. Это он самый первый помощник, Когда, например, вы порезали ногу. Применяют его и при кашле, Боль в желудке он может унять. (Хороши все же травушки наши), Вот крупу можно в суп подсыпать. А листочки в салатик порезать, В них ведь тоже целительный сок. В общем, наш подорожник полезный. Важно только собрать его в срок! | ||||
Лето № 11
Программное содержание: Уточнить представления детей о разнообразии окраски и формы листьев у деревьев, расположения веток, выделяя характерные признаки березы, изменения, связанные со временем года; пользе деревьев. Способствовать развитию внимания, любознательности. Воспитывать бережное отношение к природе; к дереву, как живому объекту природы.
| ||||
Лето № 12 Программное содержание: Способствовать расширению и уточнению знаний детей о деревьях, развитию любознательности, интереса к природе. Уточнить представления детей о разнообразии окраски и формы листьев у деревьев, у рябины, расположения веток, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года. Подводить к понятию «дерево - кислородная подушка», о пользе деревьев. Воспитывать умение видеть красоту природы, желание бережно относиться к ней.
| ||||
Лето № 13
Программное содержание: Способствовать расширению знаний о фруктовых деревьях и кустарниках, уходе за ними, их плодах, пользе. Подводить детей к понятию тесной взаимосвязи живой и неживой природы. Воспитывать бережное и внимательное отношение к деревьям, помочь почувствовать красоту и щедрость родной земли. Наблюдение за фруктовыми деревьями и кустарниками, их плодами
Художественное слово Что за яблочко! Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно, золотисто, Будто мёдом налилось, Видны семечки насквозь. Пушкин А Груша ярко-желтая прячется в листве, Хочется полакомиться нынче грушей мне, К дереву грушевому тихо подойду, Хоть она и прячется – я ее найду. Метелёв М. | ||||
Лето № 14
Программное содержание: Побуждать детей радоваться цветам, познакомить с названием цветка - календула, с особенностями строения: стебель, листья, цветок; уточнить какие цветы называются лечебными, почему? (ромашка, календула, ноготки) учить различать цветущие растения от не цветущих. Побуждать детей к умозаключениям.
| ||||
Лето № 15
Программное содержание: обращать внимание детей на изменения в природе, наблюдать с детьми природное явление – радуга, помочь подмечать красоту родной природы. Наблюдение за радугой:
Художественное слово Прояснилось небо, засинела даль! Дождик словно не был, Речка, как хрусталь! Над рекою быстрой, озарив луга, На небе появилась – радуга! П.Образцов | ||||
Лето № 16 Программное содержание: помочь детям подметить перемены, происходящие в неживой природе, определять ветреную погоду по разным признакам. Подвести к пониманию «ветер». Наблюдение за ветром:
Художественное слово Ветерок к нам в окошко влетел, Пошуршал, позвенел, поскрипел. Лист бумаги смахнул, Рядом с кошкой уснул. За секунду все сразу успел. ( Е. Елова) | ||||
Лето № 17
Программное содержание: Познакомить с природным явлением, гроза. Помочь детям подмечать, определять приближение грозы. Создавать условия видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений; соблюдать правила безопасного поведения во время грозы. Наблюдение за грозой
Художественное слово Начинается гроза, | ||||
Лето № 18
Программное содержание: Помочь детям подметить перемены происходящие в неживой природе. Познакомить с природным явлением град. Наблюдение за облаками: - Что такое облака? Какого они цвета? - Из чего они состоят? - Какие бывают облака? - На что похожи перистые облака? - Какие облака самые большие? - Какие облака посылают нам дождь? - Почему облака двигаются по небу? Художественное слово Бегут по небу разные зверюшки: Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки. А если вы фантазией богаты, Там свой портрет отыщите, ребята. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе
Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...
картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа
картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...
картотека наблюдений на прогулке в старшем возрасте
данный материал поможет воспитателю проводить системно наблюдения на прогулке.используя художественное слово....
Картотека наблюдений на прогулке (учебный год) старшая группа
картотека наблюдений на год...
картотека наблюдений на прогулке
картотека проведения наблюдений на прогулке во всез возрастных группах...
Картотека наблюдений на прогулке
Картатека наблюдений на прогулке, старшая группа....
Картотека наблюдений на прогулке для старшей и подготовительной группы
Данный материал поможет воспитателям правильно спланировать наблюдения на прогулке...