Проект "Хлеб" для детей старшего возраста.
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кузьмина Татьяна Викторовна

         «Хлеб -  всему голова – это  истина неоспорима. На столе и в будни и в праздники хлебу отведено главное место. Хлеб – это источник жизни и символ труда.  Хлеб издревна считался символом благополучия и достатка. Дети не всегда осознают как трудно вырастить, изготовить и приготовить и доставить хлеб к нашему столу. Именно из-за «будничной» ежедневной встречи с ним у многих теряется ценностное отношение к этому продукту. Испокон веков хлеб был главным источником жизни, его сравнивали с солнцем, золотом; всегда относились по особенному; считали страшным грехом небрежное обращение с хлебом; и учили своих детей этим неписаным истинам. Мы продолжаем традиции своего народа и хотим этим проектом помочь понять, навсегда запомнить и передать в будущем другому поколению, что «Цена крошки хлеба – велика». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gotovyy.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Цена крошки хлеба - велика»

Вид проекта: информационно-практико-ориентиролванный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: август-октябрь.

Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители.

Актуальность: «Хлеб -  всему голова – это  истина неоспорима. На столе и в будни и в праздники хлебу отведено главное место. Хлеб – это источник жизни и символ труда.  Хлеб издревна считался символом благополучия и достатка. Дети не всегда осознают как трудно вырастить, изготовить и приготовить и доставить хлеб к нашему столу. Именно из-за «будничной» ежедневной встречи с ним у многих теряется ценностное отношение к этому продукту. Испокон веков хлеб был главным источником жизни, его сравнивали с солнцем, золотом; всегда относились по особенному; считали страшным грехом небрежное обращение с хлебом; и учили своих детей этим неписаным истинам. Мы продолжаем традиции своего народа и хотим этим проектом помочь понять, навсегда запомнить и передать в будущем другому поколению, что «Цена крошки хлеба – велика».

Цель: Сформировать у детей целостное представление о процессе выращивания, и изготовление хлеба. Воспитывать уважение и благодарность к людям труда, чьи профессии связаны с производством хлеба. Осознанно относиться и понимать ценность хлеба.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Изучить историю возникновения хлеба, с русскими традициями и обычаями связанные с ним;
  • Познакомить с процессом выращивания, изготовления хлеба. Профессиями людей причастных к его производству;
  • Расширить у детей знания о значении хлеба в жизни человека, моральных аспектах отношение к этому продукту.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Развивать умение делать элементарные умозаключения и выводы, логически мыслить, рассуждать.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитывать осознанное бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям изготовившим его.
  • Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ (выпечка хлеба, булочных изделий дома, передача традиций своей семьи имеющих отношение к хлебу своим детям).

Ресурсное обеспечение:

Мультимедиа оборудование, аудио и видеотекст, книги, дидактические игры, художественные  альбомы и иллюстрации по теме.

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб на современном этапе и  в старину; что это огромный труд людей – просто хлеб на нашем столе.

• воспитывать интерес и уважение к профессиям людей участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное  и осознанное отношения к хлебу.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• экскурсия;

• опытно-экспериментальная деятельность;

• анализ.

Интеграция образовательных  областей:

• познавательное развитие;

• социально-коммуникативное  развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие;

Реализация проекта.

Образовательная деятельность

Совместная

деятельность

Условия для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с семьей.

Познавательное

развитие

социально-коммуникативное  развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие

физическое развитие

Коммуникативная:

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Какой бывает хлеб»;

«Как испечь хлеб дома»;

«Берегите хлеб».

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. 
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):

1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

3. Составление узоров и рисунков из круп.

Познание

Наблюдения и рассматривание альбомов;

- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

- репродукций картин русских художников на заданную тему;

- просмотр диафильма «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

Социализация

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».

Дидактические игры:

«Что из какой муки испекли»;

«Что сначала, что потом»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Назови профессию».

Исследовательская деятельность

Посещение мини-музея, экскурсия на хлебозавод, в пекарню. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность:

- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

- Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

- Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

- Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».

3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).

5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Развлечение для детей старшего возраста "Зимние забавы". Развлечение для детей младшего возраста "Зимние забавы".

Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей активно участвовать в развлечении....

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Сценарий музыкально-спортивного праздника в рамках Всероссийского Дня Здоровья «Будь здоров без докторов» для детей старшего возраста и активистов пенсионного возраста

Сегодня, на нашем празднике всех ждут увлекательные события: в быстроте, силе, ловкости и сноровке будут состязаться и наши гости вместе с вами, ребята! Много лет они трудились, а теперь, несмотря на ...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...