Путешествие по карте.
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Применение технологии "Путешествие по карте", предложенный Н.А.Коротковой в ее монографии "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_karte._ryaskina_o.i._powerpoint.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность педагогической технологии «Путешествие по карте» Особое внимание ФГОС ДО к познавательному развитию ребёнка; Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка происходит в различных видах деятельности; Ребёнок – активный участник образовательного процесса.
Форма работы ( минипедтехнология ), направленная на освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае). Путешествие по карте не преследует цели снабжения детей детальными географическими сведениями . Главное – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия).
Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествий по карте»: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.
Задачи: Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.) т.е. развивать познавательную активность.
Задачи: Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности . Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.) т.е. развивать познавательную активность.
Алгоритм структуры занятия «Путешествия по карте» / Н.А.Короткова / Этапы Последовательность деятельности 1 актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы: 2 обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем 3 предметно-символическая фиксация или опытная проверка связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями 4 подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями
1 этап: актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы: Для путешествий по карте отправным моментом могут стать воображаемые события (из художественных текстов), хотя в полной мере следует использовать и события, происходящие в реальной жизни (например, Олимпийские игры, путешествия с родителями в летний период и др.).
2 этап : обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем: Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопросы для исследования: Как добраться до того или иного места ? Как путешествовать в океане, если нет дорог и указателей? Воспитатель вместе с детьми обсуждает идеи, гипотезы детей, предлагает свою версию ответа. Обсуждение проходит за «круглым столом» (за реальным круглым столом или на ковре, вокруг предлагаемого предметного материала, карты). На этом этапе исследования педагог использует реальный предметный и иллюстративный материал. Иллюстративный материал, как и в технологии «путешествие « по реке времени» представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми детьми, передаются из рук в руки. Дети обсуждают представленный материал, педагог поощряет к детальному анализу, возникают активные обсуждения относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями.
3 этап: предметно-символическая фиксация или опытная проверка связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями: На следующем этапе – уровне практического действия – дети фиксируют «метки» пространства на карте. Опытную проверку идей, фиксацию «меток» дети осуществляют индивидуально, парами или небольшими подгруппами в зависимости от имеющегося материала для исследования. Воспитатель сначала сам может провести демонстрационный маршрут по карте, а затем подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой. На этом этапе каждый ребенок выбирает удобное для себя место работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться по группе, а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки общей карты, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования .
4 этап: подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями: Предлагаемое содержание усвоено ребенком тогда, когда оно используется в самостоятельной деятельности, поэтому исследовательская деятельность со взрослым должна придать импульс самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» в детском саду и дома. Этот исследовательский импульс обеспечивается посредством предметного материала, используемого на занятиях и остающегося в группе. Карта полушарий, глобус с отмечаемыми маршрутами и «метками» частей света имеет свое постоянное место в группе так, чтобы к ним был свободный доступ, рядом – маркеры. Дети могут легко подойти, рассмотреть, «поработать». Исследование по карте может стать продолжением сюжетной игры в путешествие.
Алгоритм деятельности взрослого и детей «Путешествия по карте» Этапы Последовательность деятельности 1 этап Выбор пункта назначения . 2 этап Выбор транспортного средства передвижения . 3 этап Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте. 4 этап Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения. 5 этап Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей, занятых типичным трудом) 6 этап Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
Демонстрация продуктов совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте»: 1. Дети рассматривают карту, компас, глобус. 2. Дети отмечают маршрут путешествия по карте. 3. Рассматривание энциклопедий. 4. Опыты. 6. Вырезание карточек-меток и наклеивание их на карту. 7. Вырезание картинок и создание панно, макета. 8. Рассматривание панно, макета. 9. Чтение художественной литературы с детьми. 10. Дидактические игры. 11. Рефлексия (самоанализ) 12. Составление синквейнов .
Необходимые материалы Различные виды карт; Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света, конкретных объектов; Необходимый демонстрационный и раздаточный материал (зависит от цели и задач деятельности). Волшебный рюкзачок; Художественная литература; Материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).
Алгоритм «Путешествия по карте» 1. Выбор пункта назначения. 2.Определение маршрута по карте. 3.Высказывание предположений о том, кто и что нам может встретиться, что необходимо взять с собой в путешествие. 4.Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность. 5.Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
Возможные пункты
Знакомство с объектом «болото», о безопасном передвижении по болоту; Знакомство с представителями флоры и фауны болота с использованием художественного слова; ФЭМП (счёт, величина); Индивидуальная, групповая или коллективная продуктивная деятельность; Болото
Остров Населить необитаемый остров животными (использование геометрических плоскостных фигур); Знакомство с животными юга; Опытно-экспериментальная деятельность – свойства песка, почему попугая не видно в зарослях джунглей;
Помочь больным животным (выбор предметов из волшебного рюкзачка) Классификация животных; Придумывание загадок про животных; Покормить животных (логическое мышление, ФЭМП ); Зоопарк
Подведение итогов Вопросы к детям: Что больше всего запомнилось (понравилось) во время путешествия? О чём новом узнали во время путешествия? Воспитатель говорит о том, что ему больше всего запомнилось во время путешествия, что он узнал нового. Проверка предположений детей.
Достоинства метода «Путешествия по карте» Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Стимулирует развитие речи. Формирование познавательной активности в процессе различных видов деятельности. Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по карте РТ
Конспект по ознакомлению детей с крупными городами татарстана, их промышленностью, достопримечательностями....
"Путешествие по карте сокровищ"
Учить детей составлять изображение из частей по схеме, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Закреплять умение детей обозначать положение того или иного чело...
Конспект занятия "Путешествие по карте Тамбовского края""
Предлагаю конспект непосредственно- образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе....
Конспект квест- путешествия по карте по теме «Путешествие по Самарской области» (для детей 6-7 лет)
Вид путешествия: путешествие по карте.Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):· познавательно–исследовательская деятельность, изобразительная деятельность....
Конспект путешествия по карте по теме «Путешествие по городу Тольятти» (для детей 6-7 лет)
Вид путешествия: путешествие по карте.Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):· познавательно–исследовательская деятельность, изобразительная деятельность....
Познавательное занятие в форме " Путешествие по карте" для подготовительной к школе группы " Путешествие на остров".
Цель данного занятия развитие у детей естественнонаучных представлений об окружающем мире....
Конструкт интегрированной непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии «Путешествие по карте» Тема: Путешествие по городу Архангельску.
Турусинова Марина АндреевнаМБДОУ №186 «Веснушка»Конструкт интегрированной непосредственно образовательнойдеятельности с использованием технологии «Путешествие по карте»Тема: Пу...