Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Михайлина Любовь Валерьевна

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для и поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_okne.docx542.6 КБ

Предварительный просмотр:

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/a/ATLC540u8xcdZXSqpM2emfGrNPyKoB3HwVUJR9iDz7/slide-0.jpg

Огород на подоконнике детей старшей группы «Б»

В этом году мы посадили:

Чечевица

Чечевица

Чечевица– однолетнее травянистое растение. В отличие от других бобовых чечевица сравнительно нетребовательна к теплу. Семена прорастают при +3…+4 °С. Быстрые и дружные всходы появляются на 6-7 день при прогреве почвы в 10 см слое до +7…+10 °С. При более низких температурах всходы появляются на 8-12 день. Всходы чечевицы выдерживают заморозки до -3…-5 °С. Оптимальная температура в вегетационный период колеблется в пределах +12…+21 °С.
Чечевица обыкновенная или чечевица пищевая, чечевица культурная  - однолетнее травянистое растение семейства Бобовых. Используется в кулинарии для приготовления супов, пюре, каш и салатов.
Чечевицу  широко культивировали в Древней Индии и Древнем Китае, где он является символом плодородия и богатства.

https://kvetok.ru/wp-content/uploads/2018/02/2702a-75.jpg

ПОМИДОР

Сеньор Помидор из Латинской Америки нынче – одно из самых распространенных овощных растений на Земле. Хотя почему овощных, если ботаники именуют его плоды ягодами? Суть, в общем-то, не в этом, а в том, что без участия помидора не обходятся очень многие блюда и соусы, хоть овощем его назови, хоть ягодой.

помидор считали ядовитым, и пытались с его помощью (не все, конечно, а некоторые несознательные граждане) отравить кого-нибудь неугодного. Интересно даже, каким образом это заблуждение так долго держалось в умах, ведь довольно длительное время во многих европейских странах употребление помидоров было под запретом. А ядовитыми у помидора являются стебли, а не его плоды.

Для России помидор открыла Екатерина Вторая, правда Сенату, скорее всего, попался недоспелый овощ, и он не оценил его по достоинству, назвав невкусным.

Массовое распространение помидора в нашем сельском хозяйстве началось только в 19 веке. И сейчас найти огород, в котором не выращивается помидор, будет трудновато.

перец

ПЕРЕЦ

Перец - это растение, которое в дикой природе растёт в Мексике. Растение семейства паслёновые. В комнатных условиях выращивают мексиканский мелкоплодный перец.

Это очень декоративное растение, особенно осенью, когда невзрачные белые цветочки превращаются в маленькие восковидные ярко – красные плоды стручки - свечи, очень жгучие на вкус, несмотря на это красивые и привлекательные, которые хочется потрогать, понюхать и, конечно же, попробовать, что не допустимо, особенно детям. Лучшее его применение в кулинарии.

Перец любит яркое освещение и около 4 часов прямого солнца, умеренную 18 – 24С температуру и полив, не допускающий пересыхания почвы. Подкармливать перец ежемесячно, Размножать семенами, можно черенками.
Перец поставьте на солнечный подоконник, предварительно красиво сформировав крону.

лук

ЛУК

Каждый человек знает, что лук полезен и при лечении различных болезней, и просто в качестве укрепляющего организм средства. Лук — растение поистине удивительное. Без него не обходится практически ни одна хозяйка. Лук входит в рецептуру многих блюд: его добавляют и в салаты, и в первые блюда, и во вторые, употребляют в пищу как в сыром виде, так и в пареном, жареном и даже вареном (хотя последний вариант устраивает далеко не всех). В ход идут и зеленые «перышки», и сами луковицы. Мы настолько привыкли к луку, что порой забываем о том, что в любое время года у нас под руками находится дешевое, доступное абсолютно всем и каждому средство борьбы со многими болезнями. Кстати, биологи утверждают, что лук является творением человеческих рук, так как дикие его формы до сих пор не найдены в природе.

чеснок

ЧЕСНОК

Чеснок - многолетнее травянистое растение, принадлежащее к семейству луковых. Его сложная луковица состоит из 3-20 луковичек - зубков. Время цветения чеснока приходится на июль - август месяц. Высота растения от 30 до 60 сантиметров. Цветки - зеленовато-белые, собранные в простой шаровидный зонтик, вместе с маленькими луковичками. Чеснок бывает розовым или белым.

Популярная овощная культура у многих народов по всему миру, так как имеет острый вкус и характерный запах, связанный с группой органических соединений-сульфидов. Листья, стрелки и цветоносы также съедобны и употребляются в основном у молодых растений. Таким образом не употребляются в пищу только корни растения и тонкая защитная шелуха зубчиков. Все части растения имеют характерный чесночный запах.

Ячмень, Злаки, Овес, Halm

Овес

Сорт Гольд Доллар

Бархатцы

Бархатцы относятся к неприхотливым к условиям выращивания растениям, поэтому украсить ими свой участок способен любой желающий. Они легко переносят кратковременную засуху, не требовательны к почве, влажности и температуре, хотя для обильного цветения периодически их все-таки рекомендуется подкармливать удобрениями. 

Богатый состав биологически активных соединений у бархатцев делает приготовленные на их основе лечебные препараты эффективными при многих заболеваниях.

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Огород на подоконнике»

Составители проекта

Воспитатель высшей квалификационной категории Михайлина Любовь Валерьевна, МБДОУ «Детский сад № 86 «Былинушка»
Воспитатель  Мамаева Лидия Николаевна,  МБДОУ «Детский сад № 86 «Былинушка»

Задачи проекта

1. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Сформировать у детей понятие о тесной взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют человека своей красотой, кормят своими  плодами.
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей.
5. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослого.  
7. Привлечь родителей к активному сотворчеству во время проекта.

Срок и этапы реализации

15 февраля 2019 г. – 17 апреля 2019 г.

1 этап - вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний

На этом этапе создавались условия для вызова у детей интереса к теме проекта, формировалась проблема. Этот этап характерен использованием методики  «Три вопроса». 
Что мы знаем об овощах?  Что хотим узнать об овощах? Как необходимо ухаживать за овощами для получения хорошего урожая?

2 этап – разработка проекта, планирование деятельности
1. Ознакомительная консультация родителей относительно реализации проекта.
2. Выставка книг с русскими народными сказками, стихов, рассказов о растениях, овощах и фруктах, организованная с помощью родителей.
3. Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.
4. Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.
5. Раскрашивание картинок «Овощи».
6. Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В.Михалкова «Овощи» и т.д.), рассматривание иллюстраций в книге. 
7. Оформление дидактических игр и атрибутов для сюжетно-ролевых игр.  
8. Разработка тематического и перспективного плана мероприятий.

3 этап – выполнение проекта, формирование специфических знаний, умений и навыков у детей, направление и контроль осуществления проекта, практическая помощь педагогов

4 этап – презентация проекта
1. Фотовыставка «Чудо на окне»
2. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Воспитатель Михайлина Любовь Валерьевна, педагоги, воспитанники, родители МБДОУ «Детский сад № 86 «Былинушка».

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.                               

Целевые группы проекта

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.                

Предполагаемые источники финансирования

Спонсорская помощь.

Критерии оценки результативности проекта

Мониторинг составлялся автором Бабаевой Т.И.

  • Отвечают относятся ли растения к живым существам.
  • Знают какие витамины содержаться в луке.
  • Знают особенности ухода за комнатными растениями.
  • Знают классификацию по типу дикое, культурное растение.

Актуальность

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для и поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Цель: создание условий для познавательно-исследовательской деятельности с детьми по экологическому воспитанию.

Тип проекта:
- по методу – познавательно-исследовательский;
- по содержанию – ребенок и природа;
- по характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его приделами;
- по количеству участников – групповой, дети 5-6 лет, их родители;
- по продолжительности – среднесрочный

Продолжительность: 10 недель (с 15.02.2019г-15.04.2019 г)

Проектная идея - создать в группе детского сада огород на подоконнике.

Задачи проекта:

  • Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Сформировать у детей понятие о тесной взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют человека своей красотой, кормят своими  плодами.
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Развивать познавательные и творческие способности детей.
  • Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
  • Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослого. 
  • Привлечь родителей к активному сотворчеству во время проекта.

1 этап - вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний.

На этом этапе создавались условия для вызова у детей интереса к теме проекта, формировалась проблема. Этот этап характерен использованием методики  «Три вопроса».

Что мы знаем об овощах?  Что хотим узнать об овощах? Как необходимо ухаживать за овощами для получения хорошего урожая?

Методика «Три вопроса»

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где можем это узнать?

Овощи растут на огороде

Что нужно для роста и развития овощей?

Спросить у взрослых

Без воды растения не вырастут

Можно ли овощи выращивать на окне?

В энциклопедии

Солнце – источник тепла и света

Чем отличается посадочный материал?

В интернете

Овощи могут расти в земле

Какие овощи можно выращивать на окне

Прослушать по радио, посмотреть по телевизору

Овощи богаты витаминами

Что вырастет из семечка?

В художественной литературе

2 этап – разработка проекта, планирование деятельности.

На втором этапе педагоги подобрали иллюстративный материал, дидактические игры, разработали конспекты занятий, продумали тематику бесед с детьми и родителями.

1. Ознакомительная консультация родителей относительно реализации проекта.
2. Выставка книг с русскими народными сказками, стихов, рассказов о растениях, овощах и фруктах, организованная с помощью родителей.
3. Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.
4. Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.
5. Раскрашивание картинок «Овощи».
6. Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи» и т.д.), рассматривание иллюстраций в книге. 
7. Оформление дидактических игр и атрибутов для сюжетно - ролевых игр.            
8. Разработка тематического и перспективного плана мероприятий.

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Огород на подоконнике».

Мероприятия

Цели

Ответственные

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту

Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике».

воспитатель

2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт

Расширять кругозор детей

воспитатель

3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей

воспитатель

4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян петрушки, укропа, луковиц

Воспитывать желание помогать взрослым

воспитатель

5. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

Привлечь к совместному труду всех детей в группе

воспитатель

6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, связанных с огородом, овощами

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами

воспитатель,

7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно

воспитатель

8. Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В.Михалкова «Овощи»

Познакомить детей с творчеством С.В.Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка»

воспитатель

9. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание

Учить ухаживать за растениями

воспитатель

10. Отгадывание загадок про  овощи и фрукты

Развивать смекалку, память, внимание

воспитатель

11. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета

Формировать представление детей об овощах и фруктах

воспитатель

12. Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини-выставки «Наш урожай»

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки

воспитатель

13. Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка»

Развивать у детей актёрские способности

воспитатель

14.Создание фотоальбома «Огород на подоконнике»

Подвести итог проделанной работы

воспитатель

3 этап – выполнение проекта, формирование специфических знаний, умений и навыков у детей, направление и контроль осуществления проекта, практическая помощь педагогов

Образовательные области

Совместная деятельность с детьми

Познание

1. Дидактические игры: «Огород», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин», «Заготовки на зиму», «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Что лишнее».
2. Просмотр мультфильмов об овощах.
3. Рассматривание альбомов об овощах, об огороде.                                                     
4. Рассказывание экологических сказок.
5. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».
6. Просмотр слайдов по теме. 
7. Загадывание загадок об овощах. 
8. Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о росте растений.
9. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
10. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.

Коммуникация

1. Беседы о разнообразии растительного мира.
2. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях
3. Составление описательных рассказов об овощах.
4. Беседа с использованием мультимедиапрезентации .
5. Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме;

Социализация

1. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Кафе «Витаминка».
2. Дидактические игры: «Орудия труда», «Что растет на огороде».
3. Игра – драматизация по стихотворению Ю.Тувима.

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы: В.Коркин «Что растет на нашей грядке», Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка», 
В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша», Лина Орлова  «Три картофельки».

Физическая культура
Здоровье
Безопасность

1. Физкультминутка «Росточки», Мы капусту солим»  
2. Театр пальчиков и языка, Пальчиковые игры,
3. Игра малой подвижности « огород у нас в порядке».
4. Игра-хоровод «Кабачок». П/И «Овощи в корзину»,
«Догони».            

Художественное творчество

1. Продуктивная деятельность дошкольников (рисование по замыслу) «Мой огород на окне, каким он будет» 
2. Работа детей с книжками-раскрасками
3. Рисование «Овощи»
4.  Изготовление и украшение  тары для посадки»
5. Лепка «Овощи»
6. Рисование в нетрадиционной форме: «Овощные фантазии».

Труд

Изготовление изгороди.
Посадка семян овощей.
Уход за растениями: полив, рыхление.

4 этап – презентация проекта

1. Фотовыставка «Чудо на окне».

2. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Ожидаемые результаты.

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала. 

Мониторинг проектной деятельности.

Задания:

  1. Относятся ли растения к живым существам?       
  2. Какие витамины содержаться в луке?
  3. Знают ли особенности ухода за комнатными растениями?    
  4. Знают ли классификацию по типу дикое, культурное растение?

Критерии:

  1. Отвечают относятся ли растения к живым существам.
  2. Знают какие витамины содержаться в луке.
  3. Знают особенности ухода за комнатными растениями.         
  4. Знают классификацию по типу дикое, культурное растение.

Уровни освоения:

  1. Ребенок в полном объёме отвечает на предложенные ему вопросы, без помощи взрослого, полным ответом. (Высокий уровень).
  2. Ребенок пытается объяснить, но ответы однозначные, неразвернутые. Отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого. (Средний уровень).
  3. У ребенка общее недеференцируемое представление о растениях. Затрудняется ответить на поставленные вопросы. (Низкий уровень).

По  реализации проекта  были получены следующие результаты:

  1. Дети познакомились с культурными растениями.
  2. У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  4. Дети увидели многообразие посевного материала.
  5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  6. В группе был создан огород на подоконнике.
  7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
  8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».

Литература:

  1. Русские народные сказки.
  2. "Добро пожаловать в экологию". Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста О.А. Воронкевич. Гончаровой Е.В.
  3. Методическое пособие для педагогов ДОУ Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001.
  4. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова и др. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010.
  5. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  6. Дошкольник и рукотворный мир. Пед.технология. / М.В.Крулехт. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  7. Комплексные занятия в старшей группе. Т.М. Бондаренко. Практическое пособие для воспитателей Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....

Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....