Экологическое воспитание старших дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Елена Геннадьевна Румянцева

Опыт работы по формированию экологических представлений старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_starshih_doshkolnikov.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

        История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе развития общества, вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретённые именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.

         

       С одной стороны, ребята- дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени – это равнодушие проявляется особенно утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду своё, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых  не помогают. Связано это также незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. Важность экологического воспитания для детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Проблема охраны природы становится главной проблемой. Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает.

        Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и дошкольной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств. ( Н.А.Кнященко, Н.К.Лейзеров, Коган и др.)

Таким образом экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Дошкольники, получающие определённые экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки с втране,  и соответственно в нашем крае.

Взаимодействие человека с природой  - чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой к познанию ребёнком окружающего мира. Для нас жителей села – нет на сегодняшний день важнее и актуальней задачи, чем экологическое воспитание.

     Экологическое воспитание –сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно принципиально отличается от традиционного предмета, называвшегося «Ознакомление детей с природой». Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях.( И.А. Хайдурова,  П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондратьева).

Суть нового направления заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры- осознанно- правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.(С.Н.Николаева).

Экологическое образование и воспитание , которые формируют экологическое сознание человека – требуют разработки технологии экологического воспитания, прежде всего в детском саду.

      Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой? Прежде всего. детям нужно дать на всех возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает, «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать день ото дня, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного возраста у ребёнка должна сформироваться система этих знаний, отражающая взаимосвязи природных явлений. Ребёнок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Старшему дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут, как я ит.д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе и т.д.

     

        На примере конкретных растений и животных , опять же тех, которые ребёнок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования , зависимость строения организма от условий среды.

        Поэтому в последние годы проблемой экологического образования занимается большое количество дошкольных учреждений, создан ряд новых программ.(«Юный эколог» С.Н.Николаева, «Мы» Н.Н.Кондратьева; «Наш дом природа» Н.А.Рыжова).

Однако:

1.Ещё не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников, как первой ступени непрерывного экологического образования, отбору его содержания;

2. Недостаточно разработана система критериев и диагностика результатов, не определены пути и условия экологического образования ДОУ.

     Поэтому мы попытались разработать технологию непрерывного экологического образования, с учётом региональных условий и адаптированную к условиям работы в логопедической группе МК ДОУ ОРВ д/с №18 «Ёлочка» .Работа ведётся в тесном сотрудничестве узкими специалистами ДОУ: музыкальным руководителем, преподавателем изобразительной деятельности, логопедом и воспитателями.

Цель предполагаемой технологии – прививать основы экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

Задачи:

- Формирование у детей элементов экологического сознания (знания экологического содержания, отражающие ведущие региональные взаимосвязи природных явлений);

- Формирование у дтей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе (уход за растениями и животными  в уголке природы, участие в природоохранной работе).

- Воспитание гуманного отношения к природе ( поведение и деятельность детей в природе).

Воспитание осознанно- правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:

1.Систематизировать и определить содержание экологических знаний, научит детей любить жизнь, природу, людей, себя.

2.Создать развивающую среду для успешного изучения предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.

3.Подготовить педагогов: конкретизировать цели и задачи, определить методы и приёмы.

4.Создать условия для комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.

Принципы отбора экологических знаний для составления технологии:

  • Принцип научности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип системности;
  • Принцип воспитывающего и развивающего характера;
  • Принцип сезонности;
  • Принцип последовательности.

Основные идеи экологического воспитания:

  • Единство живого и неживого в природе;
  • Единство человека и природы.

Формы и методы используемые при составлении технологии:

  • Экологические занятия;
  • Экологические экскурсии;
  • Экологические праздники и викторины;
  • Экологические акции;
  • Обсуждение и проигрывание ситуации;
  • Трудовой десант;
  • Зелёный патруль;
  • Лаборатория юного эколога;
  • Ведение календаря природы;
  • Коллекционирование;
  • Выставки;
  • Экологические игры;
  • Экологические сказки;
  • Инсценировки;
  • Знакомство с художественной литературой;
  • Экологические проекты.

Для успешного выполнения поставленных целей и задач необходима полноценная развивающая среда. Предметная среда оказывает на ребёнка определённое воздействие уже с первы часов пребывания ребёнка в детском саду. Важно, чтобы она стала развевающей т.н. обеспечивала формирование активной самостоятельной деятельности.

Организация и оборудование природной зоны в нашем детском саду продуманы так, чтобы обеспечить непрерывный целенаправленный, практических подход к экологическому воспитанию, в том числе и к такой проблеме, как охрана природы. Вся территория детского сада утопает в зелени красивых деревьев и кустарников (рябин, берёз, черёмухи и сирени).

Очень много цветочных клумб разной формы с разными цветами. Так же мы создали детский огород, в котором дети по руководством воспитателей ухаживали за овощными и злаковыми культурами, наблюдали за ростом и развитием растений от всодов до созревания плодов. Здеь же располагается домик для хранения оборудования(лейки, грабли, лопатки). В укромном уголке располагается «Царство царя Берендея».Где оформлены биозоны озера с обитателями (лягушки, лебеди, стрекозы); лесная поляна с растениями (трава, ягодники) и насекомыми (Бабочки, гусеницы, жуки), а так же дом с домашними животными (кошки, собаки, коровы) – все они выполнены из камней. Рядом находятся лесопосадки, полянки с дикорастущими растениями, сосновый лес, кустарники.

При оснащении групповой комнаты были созданы се условия для развития любознательности детей. Для этого оформили уголок природы. Который, включает в себя:

- зелёную зону – комнатные растения: фикус, бальзамин, фиалки, сансевьера, бегония, папоротник (дети узнают условия роста и развития растений, учатся ухаживать за ними).

- живой уголок-аквариум (наблюдают рыбками, любуются ими);

- окно для сезонного пейзажа (красивый пейзаж учит ребёнка видеть прекрасное в окружающей природе);

Далее идёт диаграмма времён года (регулярные наблюдения детьми сезонных явлений несут огромную смысловую нагрузку: учат определять состояние погоды, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причину и взаимосвязь);

- следующее окно посвящено пернатым кочевникам ( дети учатся узнавать и называть осёдлых и перелётных птиц, условия их жизни);

- имеется у нас и место для детского творчества (рисунки, аппликации, поделки из природного материала);

- далее расположении экспериментальная лаборатории «Почемучки» (мы ставим опыты, учимся размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их). Задача воспитателей связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей уже имеющихся у них знаний и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного , безопасного поведения в окружающей среде.

В образовательной зоне есть всё необходимое для проведения занятий и работы с дидактическим материалом( Д/И: «сад и огород»; «Грибная поляна»; «Что за чем»; «Что на дереве растёт» ит. Д.; диаграммы «Возникновение мира»; «Природные зоны»; множество наборов различных картинок животных, птиц, насекомых, грибов, цветов, растений)

В библиотеке много книг о природе , энциклопедий, иллюстраций, художественных книг о птицах, зверях, насекомых и т. д.

Мастерская оборудована всем необходимым для конструирования из природного материала (шишки, жёлуди, засушенные листья и цветы, кора, веточки ит.д.)

Для определения первоначальных экологических знаний нами была проведена экспериментальная работа с детьми старшей логопедической группы (в-ль Румянцева Е.Г., логопед Зырянова О.Н.)Наш сад «Ёлочка» работает по программе «Истоки» ( Л. А. Парамонова), а так же парциальной программе  «Юный эколог» (С.Н.Николаева»Констатирующий эксперимент был проведён : 10-14 октября 2011г.

Разработали диагностику опираясь на программу «Юный эколог»С.Н. Николаевой.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи констатирующего эксперимента:

1 )Определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;

2) Подобрать диагностический материал и оборудование;

3) Провести диагностику уровня экологической воспитанности детей.

Критерии сформированности  экологических знаний:

- знания о мире животных;

- знания о растительном мире;

- знания о неживой природе;

- знания о временах года;

- отношение к миру природы.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических  знаний дошкольников.

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (

проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Задание 4. Знание времён года (проводится маленьким подгруппами)

Цель: определить уровень знания времён года.

Задание 5.Экологическоеотношение к миру природы (проводиться индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень экологически правильного отношения  миру природы.

Результаты констатирующего эксперимента.

Имя

ребёнка

Уровень сформированности экологических

знаний

Отноше-

ние к

миру

природы

Общий уровень

Мир животных

Мир растений

Неживая

природа

Времена

года

Таня

С-(8)

Н-(7)

С-(9)

С-(11)

С-(9)

С-(8,8)

Вика

С-(10)

С-(8)

С-(11)

В-(13)

С-(9)

С-(10,6)

Никита

Н-(6)

Н-(5)

С-(8)

С-(10)

Н- (7)

Н-(7,2)

Саша

С-(12)

В-(13)

В-(13)

С-(12)

С-(12)

С-(12,4)

Лиана

С-(8)

Н-(7)

С-(10)

С-(11)

С-(8)

С-(8,8)

Максим

С-(10)

С-(8)

С-(11)

С-(12)

С-(8)

С-(9,8)

Рустам

С-(9)

С-(8)

В-(13)

В-(13)

С-(9)

С-(10,4)

Средний

бал

С-(9)

С-(8)

С-(10,7)

С-(11,7)

С-(8,8)

%

С-6(85%)

Н-(15%)

В-1(15%)

С-3

(42,5%)

Н-3

(42,5%)

В-2(29%)

С-5(71%)

В-2(29%)

С-5(71%)

С-6(85%)

Н-1(15%)

Результаты констатирующего эксперимента.

С-6(85%)   Н-1(15%)

Оценивая результаты диагностики констатируем: дошкольники показали в основном средний уровень сформированности экологических знаний:

1.Уровень знаний дошкольников о мире животных – 9  баллов; (С-6 85%;Н-1 15%)

2.Уровень знаний о растительном мире – 8 баллов;(В-1 15%;С-3 42%; Н-3 42%)

3. Уровень знаний о неживой природе – 10,7 балла;(В-2 29%; С-5 71%)

4. Уровень знаний о временах года – 11, 7 балла; (В-2 29%; С-5 71%)

5.Отношение к миру природы- 8,8 балла (С-: 85%; Н- 1 15%)

Учитывая результаты диагностики был составлен план экологического воспитания на 2011-2012 учебный  год.

Сентябрь.

Вид деятельности

Источник

Образовательная деятельность по теме: «Грибное царство»

Конспект

Цикл наблюдений за птицами, насекомыми (как готовятся к зиме)

С.Н.Николаева

Картотека

Экскурсии: «Первое путешествие», «Лесными тропами»

«Прогулки в природе» Дедулевич

Художественная литература

Труд в природе (сбор семян, сбор овощей, уборка сухой травы)

Картотека

Чтение «Мир растений и грибов»

В.Ашаховский «Осень в лесу»

Д/В №6 -2002 г.

Естесствознание

Заучивание наизусть А.К.Толстой «Осень»

Хрестоматия

Оформление уголка природы

Просмотр мультимедийных презентаций «кто в лесу живёт», «Золотая осень»

Диск №1

Игры «С чьей ветки детки»,

« Что на дереве растёт»

Д/В №6-2012г.

Данные игры.

Октябрь.

Экологический праздник «Золотая осень» (см. приложение№3).

Ноябрь.

Вид деятельности

Источник

Образовательная деятельность по теме: «Перелётные птицы»

Конспект см. приложение №2

Цикл наблюдений за аквариумными рыбками.

Картотека

Экскурсия «Поздняя осень в лесу»,

«В гости к берёзоньке»

Прогулки в природу М. Н. Дедулевич

Труд в природе (укрывание многолетних цветов мхом и листьями)

Картотека

Чтение «Засони» В Бианки

«Разграбленный склад»

«Рассказы» В Бианки

Естествознание

Заучивание наизусть (стих об осени)

Хрестоматия, сборник стихов

Коллективная работа «Осенний сад» (композиция из засушенных растений)

Мастерилка.

Рисование на осенние темы.

Изостудия

Просмотр мультимедийных презентаций : «Осень наступила», «Время суток», «Живая, неживая природа»

Диск №1.

Подвижные и дидактические игры осенней тематики

Д/В №6 2011 г .

Картотека игр.

Декабрь.

Вид деятельности

Источник

Образовательная деятельность по теме: «Воздух и вода»

Конспект см. приложение №2

Цикл наблюдений и опытов с водой и снегом

Картотека

Экскурсии «Пруд зимой», «Где снег чище?»

«Прогулки в природу» Дедулевич

Картотека

Труд в природе : Размещение кормушек для птиц.

С.Н.Николаева

Труд в уголке природы (уход за комнатными растениями: полив, рыхление чистка; уход за рыбками)

Картотека
схемы

Чтение и рассматривание иллюстраций о животных морских и речных глубин,

Энциклопедии : «Тайны живой природы», « Рыбы Российских рек»

Конструирование лодочек из бумаги и коры. Рисование рек и озёр.

Изостудия.

Просмотр мультимедийных презентаций : «Кто живёт на дне», «Зимняя сказка», «Явления неживой природы»

Диск №2

Игры: «Кто, где живёт», «Экологический куб» ит. Д.

Игры. Картотека

Январь.

Вид деятельности

Источник

Образовательная деятельность по теме: «Зимние встречи»

Конспект см приложение №2

Цикл наблюдений за птицами, за елью и сосной.

С.Н.Николаева

Картотека

Экскурсии: «в гости к берёзоньке», «В лесу родилась ёлочка»

«Прогулки в природе» Дедулевич

Художественная литература

Труд в природе (подкормка птиц, расчистка снега)

Картотека

Чтение «Где зимуют лягушки» В. Танасийчук

В.Ашаховский «Зима в лесу»

Естествознание

Заучивание наизусть стихов о зиме

Картотека

Коллективная работа «Зимний лес» (аппликация)

Изостудия

Просмотр мультимедийных презентаций «Как звери спят», «Хищники»

Диск № 3

Игры «С чьей ветки детки»,

« Чьи следы»

Д/В №6-2012г.

Данные игры.

Труд в уголке природы

Февраль.

Вид деятельности

Источник

Образовательная деятельность по теме: «Зимующие птицы»

Конспект см приложение №2

Цикл наблюдений за посадками ( лук

Изготовление травянчиков.

С.Н.Николаева

Картотека

Экскурсии: «Следопыты», «Птицы и животные в лесу»

«Прогулки в природе» Дедулевич

Художественная литература

Цикл опытов с воздухом

Картотека

Труд в природе (уход за растениями и животными)

Картотека

Чтение «Кто сыт тому холод не страшен»

А.Акимушкин

Д/В №6 -2002 г.

Естесствознание

Заучивание наизусть «Деревья зимою»

Хрестоматия

Просмотр мультимедийных презентаций «Зима», «Явлениф неживой природы»

Диск №5

Игры «Каждую птицу на своё место»

« Что за чем»

Д/В №6-2012г.

Данные игры.

Март.

Вид деятельности

Источник

Образовательная деятельность по теме: «Мы- друзья природы»

Конспект, презентация

См приложение №2

Цикл наблюдений за ветками в вазе

С.Н.Николаева

Картотека

Экскурсии: «Первые вестники весны», «Лесными тропами»

«Прогулки в природе» Дедулевич

Художественная литература

Труд в природе весенние посадки «Огород на окне»

Картотека

Чтение «Тёплая струйка»

Скребицкий. «Грачи» Л. Симаго

Д/В №6 -2002 г.

Естествознание

Заучивание наизусть А.К.Толстой «Осень»

Хрестоматия

Оформление уголка природы

Просмотр мультимедийных презентаций «Звуки природы», «Весна», «водоёмы»

Диск № 3

Экологический КВН (с родителями)

См. приложение №3

Апрель.

Вид деятельности

Источник

Образовательная деятельность по теме: «Весна идёт -весне дорогу»

Конспект см №2

Цикл наблюдений за насекомыми

С.Н.Николаева

Картотека

Экскурсии: «Мир похож на луг цветной», (совместно с родителями)

«Прогулки в природе» Дедулевич

Художественная литература

Труд в природе (Огород на окне)

Картотека

Чтение «Горячая пора»

Скребицкий

Д/В №6 -2002 г.

Естествознание

Заучивание наизусть Стихов о весне

Хрестоматия

Рисование весенних пейзажей

Изостудия

Просмотр мультимедийных презентаций «Кто солнышку рад», «Весна»

Диск № 3

Игры «С чьей ветки детки»,

« Что за чем»

Картотека.

Данные игры.

Май.

Экологический праздник «Земля – наш дом родной».

Ни одну воспитательную или образовательную работу нельзя решить без взаимодействия с родителями. Эффективному сотрудничеству способствовали следующие формы общения с семьёй :

-Организация тематической выставки «Цветущий сад для наших ребят»; --Совместная экскурсия « Мир похож на луг цветной»;

- Анкетирование «Умеют ли ваши дети наблюдать»;

-Совместное коллекционирование «Уральские самоцветы», «Кто живёт на дне морском»;

Системная работа с детьми, сотрудничество с семьёй позволили добиться того, что все дети проявлять интерес к природе. Для того, чтобы определить на сколько повысился уровень знаний с детей мы провели контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента: проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни- по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.

Для определения эффективности проделанной работы был использован тот же диагностический материал . что и констатирующем эксперименте .

Контрольный эксперимент был проведён 14-18 мая 2012 г.

                                     Результаты контрольного эксперимента.

Имя

ребёнка

Уровень сформированности экологических

знаний

Отноше-

ние к

миру

природы

Общий уровень

Мир животных

Мир растений

Неживая

природа

Времена

года

Таня

В-(13)

С-(10)

С-(12)

В-(13)

С-(11)

С-(11,8)

Вика

В-(14)

В-(13)

В-(14)

В-(15)

В-(14)

В-(14,0)

Никита

С-(11)

С-(10)

С-(11)

С-(12)

С-(11)

С-(11,0)

Саша

В-(13)

В-(14)

В-(14)

В-(13)

В-(13)

В-(13,6)

Лиана

С-(11)

С-(9)

В-(13)

С-(11)

С-(12)

С-(11,2)

Максим

В-(15)

С-(12)

С-(12)

В-(14)

В-(14)

В-(13,4)

Рустам

В-(14)

В-(13)

В-(14)

В-(15)

В-(14)

В-(14,0)

Средний

бал

В-(13)

С-(11,5)

В-(12,8)

В-(13,2)

В-(13)

В-(12,7)

%

В-5(71%)

С-2(29%)

В-3(43%)

С-4(57%0

В-4(57%)

С-3(43%

В-5(71%)

С-2(29%)

В-4(57%)

С-3(43%)

Результаты контрольного эксперимента.

В-4 (58%)  С-3 (42%)

Анализ результата диагностики экологической воспитанности старших дошкольников в контрольном эксперименте показывает:

- Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился по всем пяти показателям – и в уровнях сформированности экологических знаний и в уровне экологического отношения к миру природы.

1.Уровень знаний дошкольников о мире животных – 13  баллов, больше на 4 балла  В-5 (71%) С-2 (29%)

2.Уровень знаний о растительном мире – 11,5 балла, больше на 4,8 балла; В-3 (43%)  С-4 (57%)

 

3. Уровень знаний о неживой природе – 12,8, больше на 2,1 балла .В-4 (57%) С-3(43%)

4. Уровень знаний о временах года – 13,2 балла, больше на 1.5 балла  В-5(71%)  С-2 (29%)

5.Отношение к миру природы- 13 баллов, больше на 4,2 балла В-4(57%) С-3(43%)

- Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильно отношения к миру у дошкольника показавшего в констатирующем эксперименте низкий результат В контрольном эксперименте он показал средний уровень сформированности экологических знаний и средний уровень экологически правильного отношения к миру природы. Низкого результата нет, а вот на высокий уровень показали знания четверо детей (58%), на средний- трое (42%).

Кроме того , заметно изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе всё взаимосвязано между собой , что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определённым законам, что человек как часть природы, наделён сознанием , своим трудом активно воздействует на природу.

Особую заботу дети стали проявлять за обитателями живого уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес , желание , стремление участвовать в работе , ухаживают за животными не только во время своего дежурства, но и помогают друг другу в свободные дни.

На занятиях по экологии дети стали внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Знания полученные на занятиях дети проверяют в самостоятельной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты  становятся  играми-опытами, в которых, как и в  дидактической игре есть два начала: учебное –познавательное , и игровое- занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость  для ребёнка данной деятельности. В результате закреплённые в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к птицам и насекомых. Стали бережнее относиться к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Вывод: разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников

Данный материал включает в себя опыт работы педагога  с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы  был подготовлен по модульной технологии....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....

Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...

Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....

Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"

О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....