Проект "Масленица"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Масленица-веселый праздник, традиции которого необходимо знать подрастающему поколению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 25 Кировского района города Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
для среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
«Широкая Масленица»
Составила: воспитатель Левартовская Алена Владимировна
г. Санкт-Петербург
2021 год
Введение
Масленица – веселый и жизнеутверждающий праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые. Но нужно помнить, что Масленица – это древний, еще языческий праздник, который сохранился после крещения Руси. Это праздник со своими особыми традициями, смысл которых детям может быть непонятен. Например, Вы знаете, почему масленица – такой громкий и шумный праздник? Потому что землю нужно разбудить, и тогда начнется весна, можно будет пахать землю и сеять хлеб. Нужно обязательно найти время и рассказать детям про масленицу: о том, почему праздник так называется; почему масленица отмечается всегда разного числа; про то, зачем сжигают чучело и, конечно, про знаменитые масленичные блины.
- Постановка проблемы
В ходе беседы о русских народных праздниках дети задали вопрос: «А почему у праздника такое „съедобное“ название — Масленица, как его празднуют?». При объяснении детям происхождение названия праздника появилось и много других вопросов, касающихся этой темы. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития детей было принято решение расширить представления детей об этом празднике как об одной из составляющих общей культуры русского народа. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.
Участники проекта – педагоги, дети, родители.
- Цель проекта
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности
Главной целью данного проекта является то, что нужно познакомить детей с традициями праздника Масленица и создать условия для совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
- Задачи
- Сформировать представление о традициях масленичной недели.
- Закрепить знания о русском народном костюме, предметах быта, ремеслах и видах прикладного искусства.
- Познакомить с русскими народными играми, и художественным литературным и музыкальным материалом по теме.
- Вовлечь родителей в реализацию проекта.
- Обогатить РППС группы по данной теме.
- Методы и формы работы
В ходе реализации проекта были использованы следующие формы работы с детьми:
- индивидуальная
- групповая
- фронтальная
Были использованы наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.
- Ожидаемый результат
Проект позволит расширить рамки традиционного праздника Масленица для детей, обогатить их познания по данной теме. У детей сформируется положительное отношение к русским народным праздникам, появится желание принимать в них личное участие. Данный проект поможет формированию чувства патриотизма и любви к своей Родине, к ее истории и традициям.
- Реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 1 неделю: с 09.03.21 по 12.03.21 г.г.
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьей | |
НОД | Совместная деятельность в ходе режимных моментов | ||
09.03.2021 г. Понедельник «Встреча», вторник «Заигрыши» | |||
Познакомить с традициями народного Праздника. Беседа о традициях и обрядах праздника. Просмотр электронной презентации «О праздниках, традициях русского народа». Рассматривание произведения Кустодиева «Масленица». Дать представление о русских народных играх. Аппликация "Ясно-солнышко» работа над заучиванием закличек, попевок к празднику, разучивание хороводных игр. | Утренняя гимнастика под русскую народную музыку. Беседа «Быт на Руси», «Русский костюм» «гуляем, запеваем, Масленицу зазываем». Просмотр презентации «Быт русского народа», «Элементы русского костюма». Альбо «Ткани» Д\и «Масленичный стол», «угадай для чего?». Разучивание п\и «Золотые ворота», «Ручеек», «Платочек». Разучивание песни «Ой, блины, блины…». Творческая мастерская: ярмарка посуды, выставка «Посуда на Руси». Выставка иллюстраций к народным сказкам, макет «Русская изба». Чтение потешек, закличек, пословиц, поговорок. С\р игра «Встреча гостей» чтение произведения К.Д. Ушинского «как рубашка в поле выросла». Посмтор м\ф из серии «Смешарики» - «Масленица» | Творческое оформление поделок «Посуда». Материалы для аппликации «Масленица». Рисование «Русская изба». Оформление мини0выставки собственных работ. Игра-хоровод «Веснянка» | Помощь в организации конкурса фотографии «Ой, блины, блины…» помощь в создании мини-выставки «кукла-Масленица». Помощь в создании альбома «ткани на Руси», «народная одежда. Он-лайн встреча с мамой воспитанника группы, которая расскажет о профессии швея. |
10.03.2021 г. Среда «Лакомка» | |||
Познакомить детей с обрядовой кухней. Беседа «О праздновании дня Лакомка!. Познакомить детей с рецептом и этапами выпекания блинов. Рассматривание картины Сурикова «Взятие снежного городка». Разучивание и проведение хороводной игры «Галя по садочку ходила!, «Петушиный бой». Знакомство с рисование в технике Гжель | Утренняя гимнастика под народную музыку. Рассматривание альбомов с росписью, выставка предметов декоративно-прикладного искусства. Составление описательного рассказа «предметы из бабушкиного сундучка». С\р игра «Магазин» сюжет «лавка с игрушками». д\и «Узнай по описанию», «обведи элемент», «Русский сувенир», «Найди такую же», «Продолжи пару». Чтение «Госпожа метелица», «Крошечка-Ховрошечка». П\и «Ручеек». Оформление выставки «Кукла –Масленица». | Д\и «Составь узор». Самостоятельная творческая деятельность в изо-уголке. | Создание книги «Мамины рецепты блинов» |
11.03.2021 г. Четверг « Широкий круг. Разгул» | |||
Дать представление о русской тройке. Познакомить с изготовлением чучела Масленицы. Беседа «Традиции на Руси». Изготовление куклы-пеленашки | Утренняя гимнастика под народную музыку. Беседа «Вот мчится тройка удалая». П\и «Гори-гори ясно». Чтение сказки Афанасьева «Василиса прекрасная», «Три орешка для Золушки», «Царевна-лягушка».с\р игра «Магазин украшений». Командная игра «Покажи – мы угадаем» | Д\и «Сложи по образцу», «Найди такой же». Рассматривание предметов на полочке красоты. Самостоятельная деятельность в ИЗО уголке по образцам в технике гжель и хохлома. | Консультация для родителей о том, где провести выходные с детьми. |
12.03.2021 г. Пятница «Тещины посиделки» | |||
Привлечь детей к истокам народных традиций. Вовлечь детей принять участие в празднике на улице «Проводы Масленицы» | Утренняя гимнастика под народную музыку. Беседа и повторение потешек и поговорок о празднике.. прохождение через «Ворота счастья». П\и «Гори, гори ясно!». Наблюдения за весенними изменениями в природе, с повтором запевок. Праздник «широкая масленица». Беседа «Что мы узнали о масленице». Чаепитие с блинами. | Творческая мастерская по желанию детей. Танцевальные импровизации под народную музыку в группе. | Награждение победителей и участников фотоконкурса «Ой, блины, блины…» |
Приложение
1. Игры.
2. Конкурс «Семейный рецепт блинов» (для создания книги рецептов)
3. Масленичные зазывалки.
4. Фотографии для конкурса «Ой блины, блины, блины…»
Игра «Заря-заряница»
Заря — зарница, Красная девица,
По полю ходила, Ключи обронила,
Ключи золотые, Ленты голубые,
Кольца обвитые - За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.
Игра «Платочек»
(Дети идут по кругу, Масленица движется в противоположную сторону.
Все напевают.)
А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
(Масленица останавливается между двумя детьми.)
На плече платок лежит,
Кто быстрее добежит?
Раз, два, три – беги!
(Дети бегут, Масленица держит платок. Кто быстрее пробежит круг, схватит платок – тот победил.)
Игра малой подвижности «Ручеек».
Ход игры: Все играющие встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара.
Правила: пройти нужно так чтобы не задеть ворота, дети держат друг друга за руки.
Игра «Узелок»
Цель: развивать быстроту и реакцию, воспитывать смелость.
Жила-была лисичка, которая хотела научиться шить, но иголка с ниткой и узелок никак не давались ей.
Итак, кто будет лисичка, кто иголка, кто нитка, а кто узелок? Выбрали?
Остальные участники встают в круг и берут друг друга за руки. Иголка, нитка и узелок образуют цепочку и бегают от лисы. Они то забегают в круг, то выбегают из него. а лиса за ними. Если ей удается кого-нибудь из них поймать или кто-то расцепит руки, лиса тут же занимает его место. Игрок возвращается в круг, а остальные участники выбирают новую лисичку.
Конкурс «Продолжи пословицу»
Один пирог два раза не… (съешь)
Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)
Сам заварил кашу, сам ее и … (расхлебывай)
Кашу маслом не … (испортишь)
Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)
Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)
Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)
Остатки … (сладки)
От черной курочки да белое … (яичко)
От черной коровы да белое … (молочко)
Масленичные зазывалки
1. Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!
2. А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!
3. Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!
4. Широкая Масленица
Мы тобою хвалимся
На горах катаемся
Блинками наедаемся
Как на масленой неделе
Из печи блины летели
Масленица, угощай
Всем блиночков подавай
5. Будем Масленицу величать
Да блинами угощать!
Будем Масленицу хвалить
Да на саночках возить!
6. Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!
6.Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
7. Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.