План работы по самообразованию Тема «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме, материалы интернет – ресурсов.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Обогатить центр по опытно-экспериментальной деятельности.
4. Пополнить картотеку опытно-экспериментальной деятельности.
5. Развивать интерес детей к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
6. Формировать представления детей о свойствах и качествах предметного мира; углублять представления о живой и неживой природе.
7. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов; формировать навыки самостоятельной деятельности.
8. Познакомить родителей с возможностями проведения познавательно-исследовательской деятельности в раннем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26».
План работы по самообразованию
Тема «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Подготовила: воспитатель
Мубаракшина Л Р
г.Сатка
2021 год
План работы по самообразованию
Воспитатель: Мубаракшина Л Р
Стаж работы: 6 лет
Квалификационная категория: первая квалификационная категория
Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2022 г.
Актуальность.
Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно–исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления об окружающем, с другой – начинает овладевать причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей - вопрос актуальный на сегодняшний день. Необходимо включать малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые практические действия выполняют для детей познавательную исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания окружающего мира.
Исходя из этого, я поставила перед собой цель: повышение профессиональной компетенции и профессионального мастерства по вопросу «детское экспериментирование».
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме, материалы интернет – ресурсов.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Обогатить центр по опытно-экспериментальной деятельности.
4. Пополнить картотеку опытно-экспериментальной деятельности.
5. Развивать интерес детей к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
6. Формировать представления детей о свойствах и качествах предметного мира; углублять представления о живой и неживой природе.
7. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов; формировать навыки самостоятельной деятельности.
8. Познакомить родителей с возможностями проведения познавательно-исследовательской деятельности в раннем возрасте.
Предполагаемый результат:
самообразование
1. Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста.
Дети:
2. Повышение заинтересованности воспитанников к опытно-экспериментальной деятельности.
3. Умение детей использовать разные способы и приемы познания.
4. Расширение кругозора детей.
Родители:
5. Заинтересованность родителей в проведении познавательной исследовательской деятельности в домашних условиях.
Изучаемая литература:
∙ Е. В. Баранова «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» (для детей 2-4 лет), Ярославль, «Академия развития», 2008г.
∙ О. А. Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», С-П, «Детство-ПРЕСС», 2005г.
∙ Н.В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» 2013г.
∙ Л.И. Одинцова «Экспериментальная деятельность в ДОУ» 2013г.
∙ Игорь Пелинский «Песочные игры»
∙ Н.В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах.
∙ Н.В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду».
∙ Мартынова Е.А., Сучкова И. М Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий
∙ М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории», издательство «Учитель»
∙ Н.В. Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной терапии» — развитие детей раннего возраста.
Перспективный план:
Раздел плана | сроки | Формы работы | Практические выходы |
Работа с детьми | 2021- 2022г. | Разработать перспективное планирование по теме «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» |
|
Работа с родителями | Сентябрь Октябрь Декабрь Февраль Март |
|
|
Работа с педагогами | Ноябрь Январь Апрель |
| Консультация Семинар-практикум Презентация |
Изучение методической литературы |
|
Работа с детьми
Занятия | наблюдения | Игровая деятельность | Экспериментальная деятельность | Материал |
Сентябрь – адаптационный период На протяжении месяца Петрушка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Петрушкой , показать как он «оживает», когда его надевают на руку. На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет». | ||||
Октябрь Тема «Вода» | ||||
«Водичка-водичка» Цель. Закрепление первоначальных представлений о воде , вода может литься, а может брызгать | «Дождик» Цель. Формировать навык правильно замечать и называть явление в природе («идет дождь»), развивать внимание и наблюдательность | Подвижные игры «Птички и дождик», «Солнышко и дождик» Чтение стихотворения П.Синявского «Дождик» | «Вода прозрачная» Цель: закреплять знание свойств воды: прозрачная, в ней растворяются некоторые вещества | Лейка. пульверизатор |
«Напоим кукол» Цель. Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда | «Лужи» Цель. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь (после дождя на дорогах образуются лужи) | Дидактическая игра «Времена года» Игра «Побродим по лужам» | «Купание куклы Кати» Цель – продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной. | Кукла Катя, ванночка с водой. Мыльница с мылом, губка, полотенце |
Ноябрь Тема «Песок» | ||||
«Песочек» Цель. Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый | «Чудесные фигурки» Цель. Закреплять знание свойств мокрого песка; развивать игровые навыки | Дидактическая игра «Отпечатки», «Я пеку, пеку, пеку» | «Следы» Цель. Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. | Емкость с песком, кувшин с водой |
«Песчинки» Цель. Дать представление о том, что песок – это множество песчинок. | «Сыпучий песок» Цель. Закреплять знание свойств сухого песка; развивать игровые навыки с песком | Дидактическая игра «Фрукты из песка» | «Песочные часы» Показать детям, что сухой песок сыплется | Емкость с сухим песком, лист бумаги |
Декабрь Тема «Воздух» | ||||
«Поймаем воздух» Цель. Дать представление о том, что воздух не виден | «Ветер» Цель. Способствовать умению детей определять теплый и холодный воздух | Подвижные игры «Ветер дует нам в лицо…»; «Снежинки и ветер» Речевое упражнение «Ветерок» | «Утопим игрушки» Дать представление о том, что воздух легче воды. | Полиэтиленовый пакет, емкость с водой, резиновые игрушки |
«Мой веселый звонкий мяч? Цель. Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха | «Кораблик плывет по воде» Цель. Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. | Игры с вертушками, мячами, шарами; Подвижная игра «Красный и синий мячик» | «Сделаем ветерок» Цель. Дать представления о том. Что ветер – это движение воздуха | Два мяча: новый и старый, проткнутый, вырезанные из бумаги бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками, шары. вертушки |
«Буря в стакане» Цель. Дать представление о том, что воздух легче воды | «Наблюдение за ветками деревьев» Цель. Формировать умение определять скорость ветра | «Игры с соломинкой» Цель. Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом; Хоровод «Раздувайся пузырь» способствовать двигательной активности, содействовать развитию слаженных движений | «Выдувание мыльных пузырей» Цель. Доставить детям радость; формировать умение выдувать мыльные пузыри, | Стаканы с водой, трубочки для коктейля |
Январь Тема «Снег» | ||||
«Заморозим» Цель. Дать представление о том, что вода может превращаться в лед. | «Снег» Цель. Формировать умение определять и называть явление природы (снег), различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый) | Подвижные игры «Дед мороз», «Берегись, заморожу»
«Снежинки и ветер» | «Плавает-тонет» Цель. Показать. Что большинство легких предметов обладают плавучестью | Небольшие формочки с водой |
«Легкий-тяжелый» Цель. Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие | «Снегопад» Цель. Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок | Дидактические игры «Собери картинку», «Какой» (игра с предметами | «Твердый-мягкий» Цель. Дать представления о том, что камни твердые. | Три камня, резко контрастные по величине, кусочек поролона |
Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед. | ||||
Февраль | ||||
«Тайны снега и льда» Цель. Расширять представления детей о свойствах снега и льда | «Тает льдинка» Цель. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле | Подвижная игра «Снежинки» | «Лед-вода» Цель. Развивать наблюдательность | Емкости со льдом и снегом, пустые стаканы на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав |
«Цветные бусы» Цель познакомить детей со свойствами льда, учить правильно называть цвета, расширять словарь | «Лед» Цель. Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой температуре). | Подвижная игра «Снег кружится» | «Украшение елочки на участке»- создать радостное настроение | Формочки для замораживания воды |
Март Тема «Бумага» | ||||
«Бумажные листочки» Цель. Дать представления о том, что бумага легкая | Лото «Игрушки» Цель. Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина) | «Порвем бумагу» Цель. Дать представление о том, что бумага может рваться | Лист бумаги, емкость с водой | |
«Лодочка, плыви» Цель. Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха | Подвижные игры с бабочками, жучками с прикрепленными к ним нитками | «Сделаем ветерок» Цель. Дать представление о то, что ветер – это движение воздуха | Таз с водой, бумажные лодочки | |
Апрель Тема «Температура» | ||||
«Горячо-холодно» Цель. Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов. «Чудесный мешочек» Цель. Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее, дерево теплее) | «Снежная баба» Цель. Формировать умение определять на ощупь температуру снега. Устанавливать причинно-следственную связь из мокрого снега можно лепить. Из сухого – нет; в тепле снег тает. В холоде замерзает) «Наблюдение за состоянием погоды» Цель. Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года. | Подвижные игры :«Снег кружится», «Мишка, мишка, что ты долго спишь?» Дидактические игры «Части суток», «Времена года» | Вода бывает теплой, холодной, горячей» Цель. Определить температуру воды. «Опыт с металлами и деревом» Цель. Определить температуру воды. | 2 тазика с водой теплой и холодной. Мешочек с предметами из металла и дерева |
Май Тема: «Свет» | ||||
«Солнечные зайчики» Цель. Расширять представления о свете. «Что в коробке» Цель. .Формировать познавательную сферу ребенка | «Солнечные зайчики» Цель. Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте «Тень» Цель. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. | Подвижная игра«Солнышко-ведрышко», Упражнение «Где солнечный зайчик?» Чтение стихотворения А.Бродского «Солнечные зайчики» Дидактические игры «Волшебная коробочка», «Части суток» | «Солнечный зайчик» Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении «Гуляем в темноте» Цель. Развивать зрительные ощущения; формировать представления о темноте. | Зеркала, мольберт, кисти, бумага Волшебная коробочка |
Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе
1.Работа с детьми в центре экспериментирования требует определенных условий:
- центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку, и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон;
- оборудование и материал, находящиеся в центре, должны быть безопасными, доступными, соответствовать возрасту детей;
- центр наполняется материалом постепенно.
2.Оборудование и материалы:
- модуль «Вода- песок»;
- стеллаж и контейнеры для хранения материалов;
- непромокаемые фартуки, шапочки, нарукавники;
- материал для игр с водой: набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, лягушек, корабликов), шарики, мячики, мерные ложки, воронки, сито, лейки, ведерки, пластиковые стаканы, маленькие бутылочки разной формы, губки, водяные мельницы;
- материал для игр с песком: совки, грабли, формочки, мелкие игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца, зверюшки из киндер-сюрпризов, пластмассовые крышки и т. п.), палочки, сито, ведерки;
- материал для игр с воздухом: султанчики, флажки, ленточки, вертушки, воздушные шарики, трубочки для коктейля, перышки, бумага писчая;
- природный материал: шишки, желуди, небольшие камешки, ракушки, крупы (рис, пшено, гречка, манка); пищевые красители; соль, сахарный песок;
- материал для уборки в центре: салфетки, тряпочки, щетка и совок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алексеева Е.А. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Эксперименты с водой, песком, воздухом. Изучение их свойств....
Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение ...
ОПЫТ РАБОТЫ по теме: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.
Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей через включение в процессе экспериментирования. Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи: ·...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогический опыт "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
ьимоиы дыоирмыод ыопдыц жйуарцдип дйаруцд...