План работы по самообразованию Тема «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)

Мубаракшина Лиля Рафиковна

Задачи:

1.   Изучить литературу по данной теме, материалы интернет – ресурсов.

2.   Разработать перспективный план работы с детьми.

3.   Обогатить центр по опытно-экспериментальной деятельности.

4.   Пополнить картотеку опытно-экспериментальной деятельности.

5.   Развивать интерес детей к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

6.   Формировать представления детей о свойствах и качествах предметного мира; углублять представления о живой и неживой природе.

7.   Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов; формировать навыки самостоятельной деятельности.

8.   Познакомить родителей с возможностями проведения познавательно-исследовательской деятельности в раннем возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы по самообразованию

 

Тема «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Подготовила: воспитатель

                                                                     Мубаракшина Л Р

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Сатка

2021 год

План работы по самообразованию


Воспитатель: Мубаракшина Л Р

 

Стаж работы: 6 лет

Квалификационная категория: первая квалификационная категория


Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

 

Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2022 г.

Актуальность.

Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно–исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления об окружающем, с другой – начинает овладевать причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей -  вопрос актуальный на сегодняшний день. Необходимо включать малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые практические действия выполняют для детей познавательную исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания окружающего мира.

 

      Исходя из этого, я поставила перед собой цель: повышение профессиональной компетенции и профессионального мастерства по вопросу «детское экспериментирование».

 

Задачи:

1.   Изучить литературу по данной теме, материалы интернет – ресурсов.

2.   Разработать перспективный план работы с детьми.

3.   Обогатить центр по опытно-экспериментальной деятельности.

4.   Пополнить картотеку опытно-экспериментальной деятельности.

5.   Развивать интерес детей к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

6.   Формировать представления детей о свойствах и качествах предметного мира; углублять представления о живой и неживой природе.

7.   Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов; формировать навыки самостоятельной деятельности.

8.   Познакомить родителей с возможностями проведения познавательно-исследовательской деятельности в раннем возрасте.

 

Предполагаемый результат:

самообразование

1.     Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста.

Дети:

2.     Повышение заинтересованности воспитанников к опытно-экспериментальной деятельности.

3.     Умение детей использовать разные способы и приемы познания.

4.     Расширение кругозора детей.

      Родители:

5.      Заинтересованность родителей в проведении познавательной исследовательской деятельности в домашних условиях.

 

Изучаемая литература:

        Е. В. Баранова «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» (для детей 2-4 лет), Ярославль, «Академия развития», 2008г.

        О. А. Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», С-П, «Детство-ПРЕСС», 2005г.

        Н.В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» 2013г.

        Л.И. Одинцова «Экспериментальная деятельность в ДОУ» 2013г.

        Игорь Пелинский «Песочные игры»

        Н.В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах.

        Н.В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду».

        Мартынова Е.А., Сучкова И. М Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий

        М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории», издательство «Учитель»

        Н.В. Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной терапии» — развитие детей раннего возраста.

Перспективный план:

Раздел плана

       сроки

              Формы работы

Практические выходы

Работа с детьми

  2021- 2022г.

Разработать перспективное планирование по теме «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

  • Цикл игр занятий
  • Картотека игр
  • Развлечение

Работа с родителями

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Февраль

Март

  • Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования

  • «Горячая вода – это опасно»

  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях

  • «Игры с водой и песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей»

  • «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста»

  • «Опытно-экспериментальная деятельность»

  • «Нам интересно все, что неизвестно»

  • «В гостях у дедушки воздуха»

  • Привлечение родителей к подбору материалов для уголков экспериментирования и познавательной деятельности

  • Выставка литературы  на экологическую тему
  • Беседы с родителями

  • Беседа по безопасности

  • Консультация

  • Практикум

  • Родительское собрание

  • Анкетирование родителе

  • Фотовыставка

  • Развлечение

  • Индивидуальные беседы

Работа с педагогами

Ноябрь

Январь

Апрель

  • «Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников»

  • «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

  • «Экспериментирование в младшей группе»

Консультация

Семинар-практикум

Презентация

Изучение методической

литературы

  • «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. составитель Н.В.Нищева 2013г.
  • «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И.Одинцова 2013г, методическое пособие.

  • «Песочные игры», Игорь Пелинский

  • «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах,. Н.В. Нищева

  • Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В.Нищева

Работа с детьми

Занятия

наблюдения

Игровая деятельность

Экспериментальная деятельность

Материал

Сентябрь – адаптационный период

На протяжении месяца Петрушка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Петрушкой , показать как он  «оживает», когда его  надевают на руку.

   На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет».

Октябрь

Тема «Вода»

«Водичка-водичка»

Цель. Закрепление первоначальных представлений о воде , вода может литься, а может брызгать

«Дождик»

Цель. Формировать навык правильно замечать и называть явление в природе («идет дождь»), развивать внимание и наблюдательность

Подвижные игры

«Птички и дождик»,

«Солнышко и дождик»

Чтение стихотворения П.Синявского «Дождик»

«Вода прозрачная»

Цель: закреплять знание свойств воды: прозрачная, в ней растворяются некоторые вещества

Лейка. пульверизатор

«Напоим кукол»

Цель. Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда 

«Лужи»

Цель. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь (после дождя на дорогах образуются лужи)

Дидактическая игра

 «Времена года»

Игра  «Побродим по лужам»

«Купание куклы Кати»

Цель – продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной.

Кукла Катя, ванночка с водой. Мыльница с мылом, губка, полотенце

Ноябрь

Тема «Песок»

«Песочек»

Цель. Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый

«Чудесные фигурки»

Цель. Закреплять знание свойств мокрого песка; развивать игровые навыки

Дидактическая игра «Отпечатки»,

«Я пеку, пеку, пеку»

  «Следы»

Цель. Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Емкость с песком, кувшин с водой

«Песчинки»

Цель. Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

«Сыпучий песок»

Цель. Закреплять знание свойств сухого песка; развивать игровые навыки с песком

Дидактическая игра «Фрукты из песка»

«Песочные часы»

Показать детям, что сухой песок сыплется

Емкость с сухим песком, лист бумаги

Декабрь

Тема «Воздух»

«Поймаем воздух»

Цель. Дать представление о том, что воздух не виден

«Ветер»

Цель. Способствовать умению детей определять теплый и холодный воздух

Подвижные игры

 «Ветер дует нам в лицо…»;

«Снежинки и ветер»

Речевое упражнение «Ветерок»

«Утопим игрушки»

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Полиэтиленовый пакет, емкость с водой, резиновые игрушки

«Мой веселый звонкий мяч?

Цель. Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха

«Кораблик плывет по воде»

Цель. Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Игры с вертушками,  мячами, шарами;

Подвижная игра «Красный и синий мячик»

«Сделаем ветерок»

Цель. Дать представления о том. Что ветер – это движение воздуха

Два мяча: новый и старый, проткнутый, вырезанные из бумаги бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками, шары. вертушки

«Буря в стакане»

Цель. Дать представление о том, что воздух легче воды

«Наблюдение за ветками деревьев»

Цель. Формировать умение определять скорость ветра

«Игры с соломинкой»

Цель. Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом;

Хоровод «Раздувайся пузырь» способствовать двигательной активности, содействовать развитию слаженных движений

«Выдувание мыльных пузырей»

Цель. Доставить детям радость; формировать умение выдувать мыльные пузыри,

Стаканы с водой, трубочки для коктейля

Январь

Тема «Снег»

«Заморозим»

Цель. Дать представление о том, что вода может превращаться в лед.

«Снег»

Цель. Формировать умение определять и называть явление природы (снег), различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый)

Подвижные игры

«Дед мороз»,

 «Берегись, заморожу»

 

«Снежинки и ветер»

«Плавает-тонет»

Цель. Показать. Что большинство легких предметов обладают плавучестью

Небольшие формочки с водой

«Легкий-тяжелый»

Цель. Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие

«Снегопад»

Цель. Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок

Дидактические игры

«Собери картинку»,

«Какой» (игра с предметами

«Твердый-мягкий»

Цель. Дать представления о том, что камни твердые.

Три камня, резко контрастные по величине, кусочек поролона

Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед.

Февраль

«Тайны снега и льда»

Цель. Расширять представления детей о свойствах снега и льда

«Тает льдинка»

Цель. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле

Подвижная игра

«Снежинки»

«Лед-вода»

Цель. Развивать наблюдательность

Емкости со льдом и снегом, пустые стаканы на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав

«Цветные бусы»

Цель познакомить детей со свойствами льда, учить правильно называть цвета, расширять словарь

           «Лед»

Цель. Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой температуре).

Подвижная игра

 «Снег кружится»

«Украшение елочки на участке»- создать радостное настроение

Формочки для замораживания воды

Март

Тема «Бумага»

«Бумажные листочки»

Цель. Дать представления о том, что бумага легкая

Лото «Игрушки»

Цель. Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина)

«Порвем бумагу»

Цель. Дать представление о том, что бумага может рваться

Лист бумаги, емкость с водой

«Лодочка, плыви»

Цель. Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха 

Подвижные игры с бабочками, жучками с прикрепленными к ним нитками

«Сделаем ветерок»

Цель. Дать представление о то, что ветер – это движение воздуха

Таз с водой, бумажные лодочки

Апрель

Тема «Температура»

«Горячо-холодно»

Цель. Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов.

«Чудесный мешочек»

Цель. Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее, дерево теплее)

«Снежная баба»

Цель. Формировать умение определять на ощупь температуру снега. Устанавливать причинно-следственную связь из мокрого снега можно лепить. Из сухого – нет; в тепле снег тает. В холоде замерзает)

«Наблюдение за состоянием погоды»

Цель. Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года.

Подвижные игры :«Снег кружится», «Мишка, мишка, что ты долго спишь?»

Дидактические игры

«Части суток», «Времена года»

Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Цель. Определить температуру воды.

«Опыт с металлами и деревом»

Цель. Определить температуру воды.

2 тазика с водой теплой и холодной.

Мешочек с предметами из металла и дерева

Май

Тема: «Свет»

«Солнечные зайчики»

Цель. Расширять представления о свете.

«Что в коробке»

Цель. .Формировать познавательную сферу ребенка

«Солнечные зайчики»

Цель. Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте

«Тень»

Цель. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Подвижная игра«Солнышко-ведрышко»,

Упражнение

«Где солнечный зайчик?»

Чтение стихотворения А.Бродского

«Солнечные зайчики»

Дидактические игры «Волшебная коробочка», «Части суток»

«Солнечный зайчик»

Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении

«Гуляем в темноте»

Цель. Развивать зрительные ощущения; формировать представления о темноте.

Зеркала, мольберт, кисти, бумага

Волшебная  коробочка

     

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе

1.Работа с детьми в центре экспериментирования требует определенных условий:

- центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку, и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон;

 

- оборудование и материал, находящиеся в центре, должны быть безопасными, доступными, соответствовать возрасту детей;

- центр наполняется материалом постепенно.

2.Оборудование и материалы:

- модуль «Вода- песок»;

- стеллаж и контейнеры для хранения материалов;

- непромокаемые фартуки, шапочки, нарукавники;

материал для игр с водой: набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, лягушек, корабликов), шарики, мячики, мерные ложки, воронки, сито, лейки, ведерки, пластиковые стаканы, маленькие бутылочки разной формы, губки, водяные мельницы;

- материал для игр с песком: совки, грабли, формочки, мелкие игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца, зверюшки из киндер-сюрпризов, пластмассовые крышки и т. п.), палочки, сито, ведерки;

- материал для игр с воздухом: султанчики, флажки, ленточки, вертушки, воздушные шарики, трубочки для коктейля, перышки, бумага писчая;

- природный материал: шишки, желуди, небольшие камешки, ракушки, крупы (рис, пшено, гречка, манка); пищевые красители; соль, сахарный песок;

- материал для уборки в центре: салфетки, тряпочки, щетка и совок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение ...

ОПЫТ РАБОТЫ по теме: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.

Цель моей работы -  развитие познавательной сферы детей через включение в процессе экспериментирования. Для достижения цели мною были  поставлены следующие задачи:  ·...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогический опыт "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...