Занятие по окружающему миру в подготовительной группе «Русь деревянная»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Асямолова Екатерина Андреевна

Развивать у детей устойчивый интерес к декоративно- прикладному искусству русского народа, к деревянному зодчеству. Развивать умение правильно использовать грамматические формы, умение точно и правильно подбирать слова при составлении описательных рассказов. Расширять словарный запас. Воспитывать уважение к мастерству русских народных умельцев, результатам их труда, гордость за созданные памятники искусства. Учить внимательно выслушивать ответы, рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_okruzhayushchemu_miru_rus_derevyannaya.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по окружающему миру

в подготовительной группе.

Тема «Русь деревянная»

Конспект составила: Асямолова Е.А.

Задачи. Развивать у детей устойчивый интерес к декоративно- прикладному искусству русского народа, к деревянному зодчеству. Развивать умение правильно использовать грамматические формы, умение точно и правильно подбирать слова при составлении описательных рассказов. Расширять словарный запас. Воспитывать уважение к мастерству русских народных умельцев, результатам их труда, гордость за созданные памятники искусства. Учить внимательно выслушивать ответы, рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений.

Предварительная работа. Чтение русской народной сказки «Летучий корабль» и беседа по ее содержанию. Организация выставок «Изделия из дерева», «Хохломские изделия», «Городецкие узоры», «Деревянное зодчество» (иллюстрации, фотографии, макеты). Загадывание загадок о деревьях, о деревянных предметах. Разучивание скороговорок. Рассматривание фотографий, иллюстраций, видеозаписей с изображениями деревянных изб, украшенных резьбой.

Материалы к занятию: сундук, ширма деревянная, макет деревянной избы, рушники, изображения избы, печи и т.д.; иллюстрации землянки, избы, терма, дворца, макеты избы, палочки для мороженного, фонограмма русских народных мелодий.

Русский народный костюм для воспитателя.

Ход занятия 

Воспитатель: здравствуйте ребята!

Дети: здравствуйте!

В: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Д: здравствуйте, гости дорогие!

В: Ребята, я сегодня пришла в группу и обнаружила деревянный сундук.

Не стала его открывать, решила вас дождаться. Давайте вместе посмотрим, что же там?

Д: да, давайте!

«Стоит за печкой секретный сундучок

Висят витые ручки, и петля под замок

Он ковкой обрамленный

Весь узорами блестит

Как же интересно, что он в себе хранит!»

«Угадай по запаху»

Воспитатель достает веточки сосны, ели и березы, растирает их;

дети с закрытыми глазами пытаются определить, чем же пахнет.

Воспитатель слушает ответы детей.

В: Ребята, скажите пожалуйста, какие деревья вы знаете?

(ответы детей)

***

А кто мне скажет, зачем нужны деревья?

(Деревья очищают воздух, это легкие земли. Дают прохладу и тень летом. Являются домом для птиц и животных, а также пищей. Корой питаются животные зимой)

В: Молодцы, отличные ответы!

В: А вы знаете, что из дерева раньше русские мастера творили?

Как вы думаете, какие? (ответы детей)

В: да, верно, строили дома, храмы, даже деревянные крепости!

***

«Русь деревянная, края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют». 

Слайды с деревянными постройками.

В: Ребята, у меня к вам вопрос, как вы думаете, почему Русь деревянная?

Д: потому что раньше строили и мастерили всё из дерева!

В: да, правильно!

На Руси издавна строили дома и мастерили домашнюю утварь из дерева, ведь его было много и стоило оно не очень дорого. Изба — это деревянный (бревенчатый, из бревен) жилой дом. (Дерево служило основным материалом.  Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Отсюда и слово «деревня».) Наши предки очень ответственно относились к строительству избы, потому что изба строилась надолго, на много лет. Прежде чем приступить к строительству, продумывали несколько вариантов и выбирали лучший. В народе говорили: «Семь раз отмерь, один отрежь». При возведении избы стремились сделать ее прочной, теплой: «Не для лета изба рубится, а для зимы».

 ***

«Ставеньки узорные,

Тонкая резьба

До чего ж красивая

Русская изба!»

Давайте вспомним русские народные пословицы про «Избу»

  • Не красна изба углами, красна пирогами.
  • Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Без хозяина дом сирота.
  • Доброму гостю хозяин рад.
  • У себя как хочешь, а в гостях- не велят.

Слайд «Изба»

В: Деревья для построек рубили, а не пилили: считалось, что так дерево лучше сохранится. Отсюда и названия: «сруб», «рубленая изба». На крыше устанавливали «конек» (показ иллюстрации) - оберег дома от злых духов. Считалось, что изба — это колесница, запряженная лошадьми или птицами, несущаяся навстречу солнцу. Резьбой украшали стены изб, двери, окна, мебель, предметы обихода: ведра, коромысла, чашки, ложки, плошки, ковши, дуги, лохани.

В: что бывает деревянным?

(ответы детей)

Слайд с предметами быта

Деревянный -- стол, стул, табурет, пол, потолок, комод, шкаф,

сундук, забор, дом, терем, корабль, бочонок.

Деревянная - изба, кровать, полка, лавка, скамейка, люлька, матрешка, игрушка, доска, посуда, миска, ложка, мебель, ступа, дверь, крыша, шкатулка, бочка, прялка, ступенька.

Деревянное - коромысло, ведро, окно, корыто, блюдо, крыльцо,

яйцо, судно, веретено.

Деревянные - предметы, окна, двери, грабли, дома, избы, шкафы, полки, скамейки, лавки, столы, стулья, ложки, дрова, ставни, наличники.

Хороводная игра «Бабушка Маланья».

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

Игра «Отгадайте, что за ширмой»

В: Ребята, теперь давайте поиграем в интересную игру, которая называется «Что за ширмой?»

Нужно отгадать, что же за ширмой, что за предмет. (составление загадок о деревянных предметах).

За ширмой на стол выставлены деревянные игрушки и сувениры

(матрешки, машинки, грибочки, расписные яйца, шкатулки, расписные доски и т. п.).

Ребенок заходит за ширму, выбирает предмет и не показывая его детям, должен составить по нему описание. Дети отгадывают. При правильном ответе ребенок показывает предмет-отгадку. А за ширму идет другой ребенок, первым отгадавший загадку. Игра повторяется.

Игра «Молчанка»

Воспитатель считалкой выбирает водящего:

У хозяюшки в амбаре

Мышь играла на гитаре,

Песни пела и плясала,

Кота Ваську увидала.

Ты, подружка, не шали,

Спрячь гитару и молчи!

Затем все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить детей

движениями, словами, прибаутками.

Если кто-то засмеется или скажет слово, отдает фант.

Фанты в конце игры разыгрываются (задание придумывает ведущий).

Конструирование

Колодец из палочек для мороженого

Колодец является источником воды, а следовательно жизни.

Деревянный сруб для колодцев старались сделать из дуба, который долго лежит в воде и становится только крепче. На ступеньку ниже древесина вяза и ольхи. В отсутствии твердых пород, срубы рубили из ели, сосны, ивы или осины. Если дуба или аналога было немного, из этого дерева делали только нижние венцы. 

Игра «Молчанка»

Воспитатель считалкой выбирает водящего:

У хозяюшки в амбаре

Мышь играла на гитаре,

Песни пела и плясала,

Кота Ваську увидала.

Ты, подружка, не шали,

Спрячь гитару и молчи!

Затем все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить детей

движениями, словами, прибаутками.

Если кто-то засмеется или скажет слово, отдает фант.

Фанты в конце игры разыгрываются (задание придумывает ведущий).

Заключение

В: Ребята, вы сегодня молодцы!

Что вы сегодня интересного узнали, что понравилось больше всего, что запомнили?

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по окружающему миру старшая-подготовительная группа"23 февраля"

Программное содержание: уточнять и обобщать знания детей о Российской армии, воспитывать патриотические чувства, уважение к солдатам и офицерам; приучать чтить память павших бойцов.  Матер...

Занятие по окружающему миру в подготовительной группе: "Этот загадочный Космос".

Занятие с использованием мультимедийного оборудования....

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Грибы»

Конспект занятия по окружающему миру в      подготовительной группе по теме «Грибы»...

Занятие по окружающему миру в подготовительной группе на тему: «Путешествие по реке Кубань»

Дети уточняют  представления о родном крае, реке Кубань, знакомятся  с растениями, животными, птицами нашего края....

конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».Цель:1. Познакомить детей с животным миром родного края.2. Развивать ...

Конпект занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Путешествие по карте мира».

Цель: формировать целостное представление об окружающем мире, природных зонах посредством ознакомления детей с физической картой, картой мира.Задачи:1) Образовательная: формировать представления о гра...