Занятие по окружающему миру в подготовительной группе «Русь деревянная»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Развивать у детей устойчивый интерес к декоративно- прикладному искусству русского народа, к деревянному зодчеству. Развивать умение правильно использовать грамматические формы, умение точно и правильно подбирать слова при составлении описательных рассказов. Расширять словарный запас. Воспитывать уважение к мастерству русских народных умельцев, результатам их труда, гордость за созданные памятники искусства. Учить внимательно выслушивать ответы, рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_okruzhayushchemu_miru_rus_derevyannaya.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по окружающему миру
в подготовительной группе.
Тема «Русь деревянная»
Конспект составила: Асямолова Е.А.
Задачи. Развивать у детей устойчивый интерес к декоративно- прикладному искусству русского народа, к деревянному зодчеству. Развивать умение правильно использовать грамматические формы, умение точно и правильно подбирать слова при составлении описательных рассказов. Расширять словарный запас. Воспитывать уважение к мастерству русских народных умельцев, результатам их труда, гордость за созданные памятники искусства. Учить внимательно выслушивать ответы, рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений.
Предварительная работа. Чтение русской народной сказки «Летучий корабль» и беседа по ее содержанию. Организация выставок «Изделия из дерева», «Хохломские изделия», «Городецкие узоры», «Деревянное зодчество» (иллюстрации, фотографии, макеты). Загадывание загадок о деревьях, о деревянных предметах. Разучивание скороговорок. Рассматривание фотографий, иллюстраций, видеозаписей с изображениями деревянных изб, украшенных резьбой.
Материалы к занятию: сундук, ширма деревянная, макет деревянной избы, рушники, изображения избы, печи и т.д.; иллюстрации землянки, избы, терма, дворца, макеты избы, палочки для мороженного, фонограмма русских народных мелодий.
Русский народный костюм для воспитателя.
Ход занятия
Воспитатель: здравствуйте ребята!
Дети: здравствуйте!
В: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Д: здравствуйте, гости дорогие!
В: Ребята, я сегодня пришла в группу и обнаружила деревянный сундук.
Не стала его открывать, решила вас дождаться. Давайте вместе посмотрим, что же там?
Д: да, давайте!
«Стоит за печкой секретный сундучок
Висят витые ручки, и петля под замок
Он ковкой обрамленный
Весь узорами блестит
Как же интересно, что он в себе хранит!»
«Угадай по запаху»
Воспитатель достает веточки сосны, ели и березы, растирает их;
дети с закрытыми глазами пытаются определить, чем же пахнет.
Воспитатель слушает ответы детей.
В: Ребята, скажите пожалуйста, какие деревья вы знаете?
(ответы детей)
***
А кто мне скажет, зачем нужны деревья?
(Деревья очищают воздух, это легкие земли. Дают прохладу и тень летом. Являются домом для птиц и животных, а также пищей. Корой питаются животные зимой)
В: Молодцы, отличные ответы!
В: А вы знаете, что из дерева раньше русские мастера творили?
Как вы думаете, какие? (ответы детей)
В: да, верно, строили дома, храмы, даже деревянные крепости!
***
«Русь деревянная, края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют».
Слайды с деревянными постройками.
В: Ребята, у меня к вам вопрос, как вы думаете, почему Русь деревянная?
Д: потому что раньше строили и мастерили всё из дерева!
В: да, правильно!
На Руси издавна строили дома и мастерили домашнюю утварь из дерева, ведь его было много и стоило оно не очень дорого. Изба — это деревянный (бревенчатый, из бревен) жилой дом. (Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Отсюда и слово «деревня».) Наши предки очень ответственно относились к строительству избы, потому что изба строилась надолго, на много лет. Прежде чем приступить к строительству, продумывали несколько вариантов и выбирали лучший. В народе говорили: «Семь раз отмерь, один отрежь». При возведении избы стремились сделать ее прочной, теплой: «Не для лета изба рубится, а для зимы».
***
«Ставеньки узорные,
Тонкая резьба
До чего ж красивая
Русская изба!»
Давайте вспомним русские народные пословицы про «Избу»
- Не красна изба углами, красна пирогами.
- Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Без хозяина дом сирота.
- Доброму гостю хозяин рад.
- У себя как хочешь, а в гостях- не велят.
Слайд «Изба»
В: Деревья для построек рубили, а не пилили: считалось, что так дерево лучше сохранится. Отсюда и названия: «сруб», «рубленая изба». На крыше устанавливали «конек» (показ иллюстрации) - оберег дома от злых духов. Считалось, что изба — это колесница, запряженная лошадьми или птицами, несущаяся навстречу солнцу. Резьбой украшали стены изб, двери, окна, мебель, предметы обихода: ведра, коромысла, чашки, ложки, плошки, ковши, дуги, лохани.
В: что бывает деревянным?
(ответы детей)
Слайд с предметами быта
Деревянный -- стол, стул, табурет, пол, потолок, комод, шкаф,
сундук, забор, дом, терем, корабль, бочонок.
Деревянная - изба, кровать, полка, лавка, скамейка, люлька, матрешка, игрушка, доска, посуда, миска, ложка, мебель, ступа, дверь, крыша, шкатулка, бочка, прялка, ступенька.
Деревянное - коромысло, ведро, окно, корыто, блюдо, крыльцо,
яйцо, судно, веретено.
Деревянные - предметы, окна, двери, грабли, дома, избы, шкафы, полки, скамейки, лавки, столы, стулья, ложки, дрова, ставни, наличники.
Хороводная игра «Бабушка Маланья».
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
Игра «Отгадайте, что за ширмой»
В: Ребята, теперь давайте поиграем в интересную игру, которая называется «Что за ширмой?»
Нужно отгадать, что же за ширмой, что за предмет. (составление загадок о деревянных предметах).
За ширмой на стол выставлены деревянные игрушки и сувениры
(матрешки, машинки, грибочки, расписные яйца, шкатулки, расписные доски и т. п.).
Ребенок заходит за ширму, выбирает предмет и не показывая его детям, должен составить по нему описание. Дети отгадывают. При правильном ответе ребенок показывает предмет-отгадку. А за ширму идет другой ребенок, первым отгадавший загадку. Игра повторяется.
Игра «Молчанка»
Воспитатель считалкой выбирает водящего:
У хозяюшки в амбаре
Мышь играла на гитаре,
Песни пела и плясала,
Кота Ваську увидала.
Ты, подружка, не шали,
Спрячь гитару и молчи!
Затем все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить детей
движениями, словами, прибаутками.
Если кто-то засмеется или скажет слово, отдает фант.
Фанты в конце игры разыгрываются (задание придумывает ведущий).
Конструирование
Колодец из палочек для мороженого
Колодец является источником воды, а следовательно жизни.
Деревянный сруб для колодцев старались сделать из дуба, который долго лежит в воде и становится только крепче. На ступеньку ниже древесина вяза и ольхи. В отсутствии твердых пород, срубы рубили из ели, сосны, ивы или осины. Если дуба или аналога было немного, из этого дерева делали только нижние венцы.
Игра «Молчанка»
Воспитатель считалкой выбирает водящего:
У хозяюшки в амбаре
Мышь играла на гитаре,
Песни пела и плясала,
Кота Ваську увидала.
Ты, подружка, не шали,
Спрячь гитару и молчи!
Затем все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить детей
движениями, словами, прибаутками.
Если кто-то засмеется или скажет слово, отдает фант.
Фанты в конце игры разыгрываются (задание придумывает ведущий).
Заключение
В: Ребята, вы сегодня молодцы!
Что вы сегодня интересного узнали, что понравилось больше всего, что запомнили?
(ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по окружающему миру старшая-подготовительная группа"23 февраля"
Программное содержание: уточнять и обобщать знания детей о Российской армии, воспитывать патриотические чувства, уважение к солдатам и офицерам; приучать чтить память павших бойцов. Матер...
Занятие по окружающему миру в подготовительной группе: "Этот загадочный Космос".
Занятие с использованием мультимедийного оборудования....
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Грибы»
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Грибы»...
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Луговые цветы"
закрепление знаний о луговых цветах...
Занятие по окружающему миру в подготовительной группе на тему: «Путешествие по реке Кубань»
Дети уточняют представления о родном крае, реке Кубань, знакомятся с растениями, животными, птицами нашего края....
конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».Цель:1. Познакомить детей с животным миром родного края.2. Развивать ...
Конпект занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Путешествие по карте мира».
Цель: формировать целостное представление об окружающем мире, природных зонах посредством ознакомления детей с физической картой, картой мира.Задачи:1) Образовательная: формировать представления о гра...