Проект "Синичка-невеличка"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Седых Татьяна Павловна

Проект поможет детям расширить представления о зимующих птицах, познакомит со всероссийским праздником "Синичкин день"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономноеПтицы кормушка: стоковые векторные изображения, иллюстрации | Depositphotos

дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад

«СИНИЧКА НЕВЕЛИЧКА»

Методическая разработка проекта

для средней группы

Составила:  

Воспитатель

высшей категории

Седых Т.П.

г. Покачи

 2021 год

«Не велика птичка – синичка,

А праздник свой знает»

  1. Полное название проекта:  «Синичка - невеличка».

  1. Название организации:  МАДОУ Центр развития ребёнка, детский сад.

  1. Адрес, телефон организации:  ул. Молодёжная, д.15,  т. 7-14-21.

  1. Руководитель организации:  Руцкая Алла Леонидовна

  1. Авторы проекта:  Седых Татьяна Павловна

  1. Тип проекта:  познавательно - творческий, групповой.

  1. Продолжительность: кратковременный – 1 день

  1. Участники: дети среднего  дошкольного  возраста (4 - 5 лет) комбинированной группы «Незабудка», воспитатель, родители.

  1. Актуальность: Осень близиться к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц. И как только на улице похолодало, многие птички засуетились, как будто их кто-то напугал. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Но улетают от нас одни пернатые, остаются другие птицы.

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали. Если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

  1. Цель: расширение представления о зимующих птицах, .всероссийском празднике «Синичкин день».

  1. Задачи:

Образовательные:

  • Формировать  знания о роли  птиц в жизни человека
  • Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.
  • Учить распознавать птицу по характерным признакам.

Развивающие:

  • Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки.
  • Развивать творческие способности.
  • Расширять и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.
  • Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать вывод.

Воспитательные:

  • Воспитывать заботливое отношение к  природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
  • Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в группе.

  1.  Ожидаемые результаты:

 

  • Воспитанники узнают о всероссийском празднике «Синичкин день».
  • Расширятся  представления о жизни птиц в зимний период.
  • Узнают о помощи человека зимующим птицам.

13.   Этапы реализации:

1 этап. Подготовительный

  • Подбор методической литературы.
  • Составление плана.
  • Разработка перспективного плана проекта.
  • Подготовка атрибутов для проведения бесед, дидактических игр, мероприятий (выставка кормушек).

2 этап. Основной

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  • Социально-коммуникативное развитие.

  • Дидактическая игра «Собери картинку».
  • Дидактическая игра «Какой птицы не стало».
  • Настольная игра «Парные картинки».
  • Настольная игра «Мемо. Зимующие птицы».

  • Познавательное развитие.  

Беседы:

  • Русский народный праздник «Зиновий – синичник».
  • Презентация «Синичкин день».
  • Народные приметы про синиц.

  • Речевое развитие

  • Загадывание загадок о зимующих птицах.
  • Составление описательного рассказа о внешнем виде синицы.

Чтение художественной литературы:

  • Чтение стихотворения А.Бефорт «Стук в окно».
  • Чтение стихотворения «Мы кормушку смастерили».
  • Закличка «Синиченька – невеличенька»

  • Художественно-эстетическое развитие.

  • Рисование гуашью «Синичка»
  • Коллаж «Синички на кормушке».
  • Изготовление угощения для птиц из семян подсолнечника и пшена.

  • Физическое развитие.

Подвижные игры и упражнения:

  •  «Синицы в гнездышки».
  • хороводная игра «Летели две птички».
  • «Разноцветные синички».

Упражнение на дыхание:

  • «Погреем синичку»

Пальчиковые игры:

 

  • «Кормушка»

Физкультминутки:

  • Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

  • РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
  • Информация о празднике «Синичкин день».
  • Творческая мастерская. Изготовление кормушки для птиц.

3 этап. Заключительный

  • Выставка кормушек
  • Коллаж «Птицы на кормушке».
  • Размещение кормушек на участке.

Проектная карта

Дни недели

Содержание работы.

12.11.2021

I половина дня

  1. Русский народный праздник «Зиновий – синичник». (Народные приметы про синиц, хороводная игра «Летели две птички», закличка «Синиченька – невеличенька»
  2. Чтение стихотворения А.Бефорт «Стук в окно».
  3. Дидактическая игра «Какой птицы не стало».
  4. Упражнение на дыхание: «Погреем синичку»
  5. Изготовление угощения для птиц из семян подсолнечника и пшена.

Прогулка:

  1. Наблюдение за птицами.
  2. Составление описательного рассказа о внешнем виде синицы.
  3. Чтение стихотворения «Мы кормушку смастерили».
  4. Размещение кормушек на участке, подкормка птиц.
  5. Подвижные игры: «Синицы в гнездышки», «Разноцветные синички».

II половина дня

  1. Презентация «Синичкин день». Загадывание загадок о зимующих птицах.
  2. Рисование гуашью «Синичка»
  3. Коллаж «Синички на кормушке».
  4. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
  5. Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Самостоятельная деятельность детей в течении дня:

  1. Дидактическая игра «Собери картинку».
  2. Настольная игра «Парные картинки».
  3. Настольная игра «Мемо. Зимующие птицы».

Приложение

I половина дня

Тема: «Зиновий-синичник» русский народный праздник.

Цель - дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник» через заклички, поговорки, приметы, игры.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о жизни и особенностях строения и поведения птички синички  (сильные лапки с острыми коготкам, крепкий клюв, густое и пушистое оперение и т.д.)
  • Закреплять знания детей зимующих птиц. Игра «четвёртый лишний».
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудные минуты.

Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

 (Дети сидят полукругом на стульчиках)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник одной очень маленькой, красивой птички, а какой угадайте из моей загадки.

Спинкою - зеленовата,

Животиком - желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Шустро зёрнышки клюёт

Спать с утра нам не даёт

Голосистая певичка –

Желтопузая … (синичка)

- Правильно ребята – это синичка. 12 ноября русский народ отмечает праздник «Зиновий-синичник». С это дня птички синички и все зимующие птицы начинают прилетать поближе к жилью человека.

Шустрые синички

Птички-невелички,

Прилетают в города

На зиму где есть еда.

- Синички очень храбрые птички, они залетают на балконы, заглядывают в форточки домов. Синицы самые полезные птицы, основная их польза – истребление вредных насекомых, только одна синичка за сутки съедает столько насекомых, сколь весит сама, особенно любит полакомиться вредными жуками и личинками.

- На зиновий-синичник детишки выбегали на улицу и зазывали синичек в гости. Давайте и мы с вами позовём их к нам, дети встают у стульчиков и рассказывают закличку.

Синиченька-невеличенька

Прилетай ты к нам

Из чужих краёв

Принеси ты нам.

Зиму снежную, зиму тёмную

Синиченька-сестриченька

Созывай снегирей

И лети к нам скорей!

- Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом?

- Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно.

Синичек вереница

Летит сюда кормиться!

Насыпим мы для птицы

Семян, зерна, крупицы!

- Русский народ с давних пор уважает и любит труженицу синичку – защитницу деревьев и сложил про неё поговорки:

  • Не велика синичка, да тоже птичка.
  • Мала синичка, да ноготок востёр.

- А ещё русский народ примечал: (знакомство с народными приметами).

  • Синица к избе – зима на двор.
  • Синичка в окно постучит – будет известие.
  • Когда синичка начинает с утра пищать – ожидай мороза ночью.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится.

Поёт не уставая

Синица расписная.

- Ребята, давайте заведём хороводную игру «Летели две птички».

Дети встают парами, идут по кругу и поют:

Летели две птички ростом невелички.

Как они летели, все люди глядели.

Как они садились, все люди дивились.

Как они вставали, крепко обнимались (целовались).

(В так пению играющие машут руками-крыльями.

На слова «садились» все приседают.

На слово «вставали» - поднимаются, машут крыльями.

Затем обнимают друг друга).

- Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.

(Составление описательного рассказа о внешнем  виде синицы)

- Синица, синица

Что тебе снится?

- Зёрнышки, мошки

Да хлебные крошки.

- За то, что синицы такие полезные, люди издавна заботятся о них, оберегают, делают им кормушки и специальные домики-синичники (показ иллюстрации).

 Чтение стихотворения Александр Бефорт «Стук в окно».

Ой, к нам в окно стучится птичка – 

Желтогрудая синичка.

На нас смотрит сквозь стекло,

Говорит: "У вас тепло…

А мне холодно. Обидно:

Зёрнышек нигде не видно.

Я прошу вас: вы немножко

Мне насыпьте хлебных крошек.

Упражнение на дыхание «Согреем синичку»

Предложить детям взять воображаемую синичку на ладошки и согреть ее своим теплым дыханием. (воздух набрать носом полную грудь и сделать выдох открытым ртом, направляя струю воздуха на воображаемую синичку). Дети должны почувствовать тёплый воздух на ладошках.

Игра «Какой птицы не стало?»

Детям предлагаются карточки с изображением птиц. Дети закрывают глаза, воспитатель убирают одну карточку. Воспитанники должны угадать, какой птицы не стоало и назвать её.

 Мастер класс «Угощение для птиц»

Нам понадобится: желатин, крупа (пшено, овсяные хлопья, зерно пшеницы, семена подсолнечника, орехи, силиконовые формочки.

Крупу смешиваем, разводим желатин горячей водой. Желатин должен остыть до комнатной температуры.

Затем смешиваем зерно с желатином, выкладываем в силиконовые формочки и оставляем застывать в прохладном месте.

ПРОГУЛКА

Наблюдение за птицами.

ЗАГАДКА: «Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень – тень!

Как хорош осенний день

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.

«Мороз и солнце – день чудесный» — гласит известный стих. И синица об этом знает. Она любит петь зимой. Скорее и зимой и весной. Только песни её разнятся…

Репертуар у каждой птицы свой. Некоторые виды синиц знают по десять песен различных типов.

Составление описательного рассказа

 Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная.

Гнездо синица любит закрытое. Особенно ей нравится дом-дупло, выдолбленное дятлом.

В весенне-летний период они кормятся насекомыми заедая их небольшим количеством семян и зерен. С поздней осени и до начала весны их рацион состоит из растительных кормов. Они наведываются на поля, подбирая оставшиеся после сбора урожая зерна овса, ржи, пшеницы и кукурузы. Охотно поедают оставшиеся на ветках кустов и деревьев ягоды, семена сосны, ели, бука. кедра, лещины. Внимательно обследуют кору деревьев, отыскивая спящих насекомых и их личинок.

Вопросы к детям:

- Что это за птица?

- Как она выглядит?

- Какие изменения происходят в жизни синиц осенью, зимой?

-Чем питаются синицы?

- Какую пользу они приносят?

Чтение стихотворения Зинаида Александровна «Мы кормушки смастерили»

Мы кормушку смастерили. 

Мы столовую открыли 

Воробей, снегирь – сосед, 

Будет вам зимой обед! 

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник – снегири

Ярче утренней зари! 

Три вороны были в среду, 

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев. 

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

Развешивание кормушек на участке ДОУ

 Предложить ребятам выбрать деревья, на которые можно разместить кормушки. Насыпать корма.

Подвижные игры:

Игра «Синицы в гнездышках» 

Ребята сидят на стульях, – это их «гнезда» (
стульев на один меньше)
По сигналу синички «Птички, полетели!» все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» детки должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стульчик, садится на место, взяв с собой стул.

Игра «Разноцветные синички» 

Ход игры. Дети-«синички» сидят в углу комнаты, сложив «крылышки» и закрыв глаза. Взрослый говорит стишок, а дети выполняют действия, о которых рассказывается в стишке.

Вот в гнезде проснулись птички

Разноцветные синички.

Тянут крылышки, встают,

Громко песенку поют. «Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат «пи-пи-пи».

Птички, крылья расправляйте,

Поскорее вылетайте,

Корм ищите по полям,

По садам и по лесам. Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате.

Вот нашли в кормушке крошки,

 Поклевали их немножко.

Громко клювики стучат.

 -Вкусно!-птички говорят. Присели на корточки, стучат пальцами по полу-»клюют». 

Осторожнее, синички,

Повнимательнее, птички!

К вам крадется кот Матвей!

Улетайте поскорей! «Кот» (взрослый) крадется к детям. «Птички» летят в гнездо. Кот их ловит.

II половина дня

Презентация «Синичкин день».

Загадывание загадок о зимующих птицах.

  1.  Под карнизом слышен крик «Чик-чирик да чик-чирик!»
          Это песенкам детей Учит серый
    …(Воробей)

  1. Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать.
         С первым снегом на рябине   Он появится опять  
    (снегирь)

  1. Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник (Дятел)

  1. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)

  1. На окне дремала птица:  "Галка-галка, что вам снится?”

Отвечала птица сонно: "Я не галка, я ….(Ворона)

  1.  Кто летает темной ночью, и схватить мышонка хочет? (сова)

  1. Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. (голубь)

Раскрашивание синиц гуашью

C:\Users\User\Desktop\синица.png

Коллаж «Синички на кормушке» (наклеить синичек на кормушку.

C:\Users\User\Desktop\коллаж кормушка.jpg

Физкультурная минутка: 

Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Прилетело. Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибать по пальцу)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых пёрышках

Всем хватило зернышек (снова сжимать и разжимать кулачки).