Проект "Синичка-невеличка"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект поможет детям расширить представления о зимующих птицах, познакомит со всероссийским праздником "Синичкин день"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект средняя группа "Синичка-невеличка" | 170.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад
«СИНИЧКА НЕВЕЛИЧКА»
Методическая разработка проекта
для средней группы
Составила:
Воспитатель
высшей категории
Седых Т.П.
г. Покачи
2021 год
«Не велика птичка – синичка,
А праздник свой знает»
- Полное название проекта: «Синичка - невеличка».
- Название организации: МАДОУ Центр развития ребёнка, детский сад.
- Адрес, телефон организации: ул. Молодёжная, д.15, т. 7-14-21.
- Руководитель организации: Руцкая Алла Леонидовна
- Авторы проекта: Седых Татьяна Павловна
- Тип проекта: познавательно - творческий, групповой.
- Продолжительность: кратковременный – 1 день
- Участники: дети среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) комбинированной группы «Незабудка», воспитатель, родители.
- Актуальность: Осень близиться к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц. И как только на улице похолодало, многие птички засуетились, как будто их кто-то напугал. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Но улетают от нас одни пернатые, остаются другие птицы.
С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали. Если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
- Цель: расширение представления о зимующих птицах, .всероссийском празднике «Синичкин день».
- Задачи:
Образовательные:
- Формировать знания о роли птиц в жизни человека
- Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.
- Учить распознавать птицу по характерным признакам.
Развивающие:
- Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки.
- Развивать творческие способности.
- Расширять и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.
- Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать вывод.
Воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
- Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в группе.
- Ожидаемые результаты:
- Воспитанники узнают о всероссийском празднике «Синичкин день».
- Расширятся представления о жизни птиц в зимний период.
- Узнают о помощи человека зимующим птицам.
13. Этапы реализации:
1 этап. Подготовительный
- Подбор методической литературы.
- Составление плана.
- Разработка перспективного плана проекта.
- Подготовка атрибутов для проведения бесед, дидактических игр, мероприятий (выставка кормушек).
2 этап. Основной
РАБОТА С ДЕТЬМИ
- Социально-коммуникативное развитие.
- Дидактическая игра «Собери картинку».
- Дидактическая игра «Какой птицы не стало».
- Настольная игра «Парные картинки».
- Настольная игра «Мемо. Зимующие птицы».
- Познавательное развитие.
Беседы:
- Русский народный праздник «Зиновий – синичник».
- Презентация «Синичкин день».
- Народные приметы про синиц.
- Речевое развитие
- Загадывание загадок о зимующих птицах.
- Составление описательного рассказа о внешнем виде синицы.
Чтение художественной литературы:
- Чтение стихотворения А.Бефорт «Стук в окно».
- Чтение стихотворения «Мы кормушку смастерили».
- Закличка «Синиченька – невеличенька»
- Художественно-эстетическое развитие.
- Рисование гуашью «Синичка»
- Коллаж «Синички на кормушке».
- Изготовление угощения для птиц из семян подсолнечника и пшена.
- Физическое развитие.
Подвижные игры и упражнения:
- «Синицы в гнездышки».
- хороводная игра «Летели две птички».
- «Разноцветные синички».
Упражнение на дыхание:
- «Погреем синичку»
Пальчиковые игры:
- «Кормушка»
Физкультминутки:
- Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- Информация о празднике «Синичкин день».
- Творческая мастерская. Изготовление кормушки для птиц.
3 этап. Заключительный
- Выставка кормушек
- Коллаж «Птицы на кормушке».
- Размещение кормушек на участке.
Проектная карта
Дни недели | Содержание работы. |
12.11.2021 | I половина дня
Прогулка:
II половина дня
Самостоятельная деятельность детей в течении дня:
|
Приложение
I половина дня
Тема: «Зиновий-синичник» русский народный праздник.
Цель - дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник» через заклички, поговорки, приметы, игры.
Задачи:
- Формировать у детей представление о жизни и особенностях строения и поведения птички синички (сильные лапки с острыми коготкам, крепкий клюв, густое и пушистое оперение и т.д.)
- Закреплять знания детей зимующих птиц. Игра «четвёртый лишний».
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудные минуты.
Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник одной очень маленькой, красивой птички, а какой угадайте из моей загадки.
Спинкою - зеленовата,
Животиком - желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Шустро зёрнышки клюёт
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая … (синичка)
- Правильно ребята – это синичка. 12 ноября русский народ отмечает праздник «Зиновий-синичник». С это дня птички синички и все зимующие птицы начинают прилетать поближе к жилью человека.
Шустрые синички
Птички-невелички,
Прилетают в города
На зиму где есть еда.
- Синички очень храбрые птички, они залетают на балконы, заглядывают в форточки домов. Синицы самые полезные птицы, основная их польза – истребление вредных насекомых, только одна синичка за сутки съедает столько насекомых, сколь весит сама, особенно любит полакомиться вредными жуками и личинками.
- На зиновий-синичник детишки выбегали на улицу и зазывали синичек в гости. Давайте и мы с вами позовём их к нам, дети встают у стульчиков и рассказывают закличку.
Синиченька-невеличенька
Прилетай ты к нам
Из чужих краёв
Принеси ты нам.
Зиму снежную, зиму тёмную
Синиченька-сестриченька
Созывай снегирей
И лети к нам скорей!
- Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом?
- Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно.
Синичек вереница
Летит сюда кормиться!
Насыпим мы для птицы
Семян, зерна, крупицы!
- Русский народ с давних пор уважает и любит труженицу синичку – защитницу деревьев и сложил про неё поговорки:
- Не велика синичка, да тоже птичка.
- Мала синичка, да ноготок востёр.
- А ещё русский народ примечал: (знакомство с народными приметами).
- Синица к избе – зима на двор.
- Синичка в окно постучит – будет известие.
- Когда синичка начинает с утра пищать – ожидай мороза ночью.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится.
Поёт не уставая
Синица расписная.
- Ребята, давайте заведём хороводную игру «Летели две птички».
Дети встают парами, идут по кругу и поют:
Летели две птички ростом невелички.
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились.
Как они вставали, крепко обнимались (целовались).
(В так пению играющие машут руками-крыльями.
На слова «садились» все приседают.
На слово «вставали» - поднимаются, машут крыльями.
Затем обнимают друг друга).
- Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.
(Составление описательного рассказа о внешнем виде синицы)
- Синица, синица
Что тебе снится?
- Зёрнышки, мошки
Да хлебные крошки.
- За то, что синицы такие полезные, люди издавна заботятся о них, оберегают, делают им кормушки и специальные домики-синичники (показ иллюстрации).
Чтение стихотворения Александр Бефорт «Стук в окно».
Ой, к нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…
А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек.
Упражнение на дыхание «Согреем синичку»
Предложить детям взять воображаемую синичку на ладошки и согреть ее своим теплым дыханием. (воздух набрать носом полную грудь и сделать выдох открытым ртом, направляя струю воздуха на воображаемую синичку). Дети должны почувствовать тёплый воздух на ладошках.
Игра «Какой птицы не стало?»
Детям предлагаются карточки с изображением птиц. Дети закрывают глаза, воспитатель убирают одну карточку. Воспитанники должны угадать, какой птицы не стоало и назвать её.
Мастер класс «Угощение для птиц»
Нам понадобится: желатин, крупа (пшено, овсяные хлопья, зерно пшеницы, семена подсолнечника, орехи, силиконовые формочки.
Крупу смешиваем, разводим желатин горячей водой. Желатин должен остыть до комнатной температуры.
Затем смешиваем зерно с желатином, выкладываем в силиконовые формочки и оставляем застывать в прохладном месте.
ПРОГУЛКА
Наблюдение за птицами.
ЗАГАДКА: «Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень – тень!
Как хорош осенний день!»
Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.
«Мороз и солнце – день чудесный» — гласит известный стих. И синица об этом знает. Она любит петь зимой. Скорее и зимой и весной. Только песни её разнятся…
Репертуар у каждой птицы свой. Некоторые виды синиц знают по десять песен различных типов.
Составление описательного рассказа
Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная.
Гнездо синица любит закрытое. Особенно ей нравится дом-дупло, выдолбленное дятлом.
В весенне-летний период они кормятся насекомыми заедая их небольшим количеством семян и зерен. С поздней осени и до начала весны их рацион состоит из растительных кормов. Они наведываются на поля, подбирая оставшиеся после сбора урожая зерна овса, ржи, пшеницы и кукурузы. Охотно поедают оставшиеся на ветках кустов и деревьев ягоды, семена сосны, ели, бука. кедра, лещины. Внимательно обследуют кору деревьев, отыскивая спящих насекомых и их личинок.
Вопросы к детям:
- Что это за птица?
- Как она выглядит?
- Какие изменения происходят в жизни синиц осенью, зимой?
-Чем питаются синицы?
- Какую пользу они приносят?
Чтение стихотворения Зинаида Александровна «Мы кормушки смастерили»
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
Развешивание кормушек на участке ДОУ
Предложить ребятам выбрать деревья, на которые можно разместить кормушки. Насыпать корма.
Подвижные игры:
Игра «Синицы в гнездышках»
Ребята сидят на стульях, – это их «гнезда» (стульев на один меньше)
По сигналу синички «Птички, полетели!» все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» детки должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стульчик, садится на место, взяв с собой стул.
Игра «Разноцветные синички»
Ход игры. Дети-«синички» сидят в углу комнаты, сложив «крылышки» и закрыв глаза. Взрослый говорит стишок, а дети выполняют действия, о которых рассказывается в стишке.
Вот в гнезде проснулись птички
Разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают,
Громко песенку поют. «Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат «пи-пи-пи».
Птички, крылья расправляйте,
Поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям,
По садам и по лесам. Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате.
Вот нашли в кормушке крошки,
Поклевали их немножко.
Громко клювики стучат.
-Вкусно!-птички говорят. Присели на корточки, стучат пальцами по полу-»клюют».
Осторожнее, синички,
Повнимательнее, птички!
К вам крадется кот Матвей!
Улетайте поскорей! «Кот» (взрослый) крадется к детям. «Птички» летят в гнездо. Кот их ловит.
II половина дня
Презентация «Синичкин день».
Загадывание загадок о зимующих птицах.
- Под карнизом слышен крик «Чик-чирик да чик-чирик!»
Это песенкам детей Учит серый…(Воробей)
- Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине Он появится опять (снегирь)
- Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник (Дятел)
- Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
- На окне дремала птица: "Галка-галка, что вам снится?”
Отвечала птица сонно: "Я не галка, я ….(Ворона)
- Кто летает темной ночью, и схватить мышонка хочет? (сова)
- Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. (голубь)
Раскрашивание синиц гуашью
Коллаж «Синички на кормушке» (наклеить синичек на кормушку.
Физкультурная минутка:
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело. Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибать по пальцу)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых пёрышках
Всем хватило зернышек (снова сжимать и разжимать кулачки).