"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Стоян  Елена  Анатольевна

Открытое  занятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy_-_kopiya.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

 «Зимующие  птицы»

                                                                                       (Подготовительная  группа)

                                                                                          Воспитатель: Стоян Е. А.

Цель: познакомить с новыми зимующими  птицами ( поползень); изучить их особенности и особенности  поведения в зимнее  время.

Программное  содержание: закрепить  знания  детей  об уже  известных им зимующих  птицах и перелетных; развивать у детей наблюдательность, воспитывать чувство любви ко всему живому, воспитывать чувство коллективизма, выдержки.

Предварительная работа: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок.

Обогащать словарь детей: (зимующие птицы, кормушка, нагуливают жирок, выстраиваются «клином», поползень, поползушка, голубоватый перелив, брюшко).

Материалы к занятию: фонограмма с голосами птиц, магнитофон, рисунок дерева, картинки птиц, следы сороки, письмо, картина жарких стран, поднос, конфеты, семечки: подсолнуха, тыквы; пшено, сало.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

НОД.

Организационный момент:

Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и встанем в круг.

Дружат в нашей группе            (шагают на месте)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим               (взялись за руки)

Маленькие пальчики.

Руки вверх подняли,                  (плавные движения руками)

Тихо опустили.

Глазки все закрыли,                   ( глазки закрыли, открыли)

А затем открыли.

Улыбнулись, потянулись,          ( руки вверх)

Все проснулись?                         ( воспитатель спрашивает)

Все проснулись!                          (дети отвечают)

Воспитатель. Ребята, смотрите, здесь чьи-то следы. Как вы думаете, чьи они? Куда же они ведут? ( Дети идут по следам и находят конверт).

« Дорогие ребята! Пишет вам сорока. Помогите мне понять, что происходит у нас в лесу, животных совсем не видно, нет знакомых птиц. Неужели пришла в лес беда? Помогите мне! До встречи на прогулке. Спасибо».

-Поможем сороке понять в чем же дело?

-Послушайте стихотворение.

Стихотворение.

Снежным белым одеялом,

Лес укутанный стоит.

А под зимним покрывалом,

Белоснежный снег блестит!

 

Ребята, какое время года описано в этом стихотворении? А белое зимнее одеяло, покрывало- это что?

Воспитатель.

А сейчас мы поиграем в игру « Зимние слова».

Я вам читаю слова. Если вы услышите слово, связанное с зимой, то хлопайте в ладоши.

( Снежинка, Новый год, машина, санки, лед, жара, рукавички, тюльпан, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, бабочка, лыжи, снег, лес, горка, холод, вьюга, ложка, сугроб, салазки, снегокат, дом,  сосулька, кошка, снежок).

Молодцы! Вы были очень внимательными и услышали все зимние слова.

Воспитатель. А теперь давайте вспомним зимние месяцы.

Д/ И: « Что сначала, что потом?».

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль) Назовите соседей месяца? Какой месяц идет после февраля?

Затем звучит фонограмма с голосами птиц.

   Воспитатель. Дети, чьи голоса вы слышите? ( Птичьи) Правильно, это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?                   ( Перелетные). А почему они улетают на зиму  от нас? Осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормится. Самое главное то, что нет корма для жизни.

    Первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми ( ласточка, кукушка). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Питаются плодами и семенами растений, червяками ( журавли, грачи). Они улетают тогда, когда собран урожай, ягоды и семена покрылись первым снегом, а на полях перепахана земля, Позже всех улетают утки, гуси и лебеди. Они собираются в путь, когда замерзают водоемы, потому что это водоплаваю- щие птицы.

  А как же они находят дорогу на юг и обратно? Перелетные птицы улетают  в основном ночью: так безопаснее, но некоторые улетают днем.  Перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок- в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируют- ся на магнитные колебания Земли.

   Вы обратили внимание, что некоторые птицы улетают « стайками», все вместе. Некоторые, например журавли, выстраиваются « клином» - в виде треугольника; другие – выстраиваются « цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Д/И: « Путаница».

На этом дереве поселилась целая стайка птиц, но произошла путаница и зимующие птицы перемешались с перелетными. Давайте с вами назовем зимующих птиц, а остальных  отправим в теплые края.

- Отмечаем птиц: клест, воробей, снегирь, сорока, ворона, синица, дятел.

Убираем ласточку, журавля…?

Как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? ( Зимующие.)

Д/И: « Угадай птицу».

  1. Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. ( Дятел.)

  1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. ( Снегирь.)

  1. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья- белобока, а зовут ее… ( Сорока.)

  1. Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. ( Воробей.)

  1. Две болтливые соседки

Разговор вели на ветке.

Очень важные персоны

Это черные… ( Вороны.) Т. Лаврова

 А вы хорошо запомнили зимующих птиц? Давайте проверим?

Игра « Кого не стало?» ( Какая птица улетела?)

Воспитатель. Посмотрите внимательно сколько птиц у нас на деревьях, а теперь раз, два, три- не смотри. (Дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку.)

Раз, два, три- смотри. ( Дети называют, какой птицы не стало. Игра повторяется 4-5 раз.)

А про какую птицу мы забыли? ( Синица.)

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится ( дети шагают на месте.)

Прыг- скок, прыг- скок (дети прыгают.)

Завертелась, как волчок ( повороты вправо-влево.)

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку ( дети показывают движения.)

И  с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень ( прыжки.)

Д/И: « Найди звук в слове».

Воспитатель. Ребята, в названии какой птицы слышится:

Звук « С»- сорока, клест, снегирь, сова, свиристель;

Звук « Р»- сорока, ворона, воробей;

Посмотрите, какие еще птицы сидят на дереве?

    Поползень- эта птица умеет ползать по стволам деревьев не только снизу вверх, но и сверху вниз. Ни одна другая так не умеет. Обыкновенный попол- зень в народе имеет несколько имен – ямщик, волчок, и самое ласковое – поползушка.

     Поползень- зимующая птица. По этой причине они отличаются особой чертой- запасливостью. Семейная пара поползней еще с осени начинают запасаться различными зернышками, орехами и ягодами, пряча их в расщелины и под кору деревьев в районе своего семейного гнездышка. Это небольших размеров милые создание имеет нежный оттенок  серого с голубоватым переливом, а брюшко покрыто белоснежным оперением, только по бокам можно наблюдать коричневатые полосы; хвостик маленький и прямой черного цвета, а клюв продолговатый и крепкий. Через глаза к ушам у птички проходит черная полоска. В основном поползушка обитает в лесах с высокими деревьями, можно встретить его и в садовых рощах, и в парках со старыми деревьями. Гнездо, как правило, вьет в смешанных и лиственных лесах, изредка в хвойных, в дупле старого дерева на высоте от  двух метров от земли. Поиск пары у этих птичек происходит уже в конце зимы, а в марте они уже ищут место для создания семейного гнездышка. До апреля молодая семья обустраивает свое гнездо, обмазывая вход глиной и выкладывая внутри кусочками коры и соломой подстилку для будущих птенцов. К концу апреля появляется первая кладка  ( до 8 яиц), а в мае – вторая. При этом мать не покидает гнезда за все время, только если ей грозит страшная опасность. После высиживания  и появления птенцов на свет родители заботятся  о них на протяжении еще около трех недель. Сам поползень долбить дупло не умеет, поэтому отдает предпочтение старым дуплам дятлов, либо естествен- но образовавшимся расщелинам в стволе дерева. Пение у поползушки очень приятное, хотя и громкое. Поют они в основном с началом весны, когда на- чинается поиск пары. Пение отличается мелодичностью и звонкостью, мно- гим оно очень нравится.

    Дети, как вы думаете, зимой птицам трудно? Почему? Зимой все под снегом, а когда после оттепели наступают морозы, ветки деревьев обледене- вают и птицам трудно добывать пищу и т. п.

А как мы можем им помочь в это нелегкое время?

Дыхательная гимнастика: « Согрей птичку».

Воспитатель. Представим себе, что мы нашли замершую птичку. ( Выраже- ние удивления, огорчения). Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на нее, чтобы согреть, прижимая к груди, гладят по головке, выпускают на волю. ( Выражение лица радостное).

Покажем, как радостно они кружатся в воздухе, когда чувствуют заботу людей.

Отгадайте загадку:

 

Что за стол среди берез под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. ( Кормушка.)

Для птиц надо мастерить кормушки. ( Показ кормушки.)

Пойдем на прогулку, возьмем с собой семена и кормушку.

А сейчас ……. нам прочитает стихотворение З. Александровой

« Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь- сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев-

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

                                                             

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Молодцы. Нужно птиц подкармливать.

Д/И: « Птичья столовая».

 

А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы. А теперь надо выбрать еду, в словах которых живет звук « С».

( На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало, семена: подсолнуха, тыквы, пшена и др.)

Кормушки должны быть удобными. Кормить птиц надо регулярно. Корма должно быть немного.

Давайте покормим наших птиц.

Покажем, как они будут клевать зерна.

    Пальчиковая гимнастика.

Птичка         (  Машем кистями рук.)

прилетела,  

Головкой     ( Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук.)    

повертела.    

Поклевала крошки     (На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой-

Из моей ладошки.      Ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюет зерна.

                                      Поочередно большой палец соединяется с остальными,

                                      начиная с указательного.)

Перышки встряхнула,  ( Машем кистями рук.)

Быстро упорхнула.

Воспитатель. Если мы позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках. Теперь мы все расскажем нашей сороке и она будет довольна.

В конце подводится итог занятия.

Ребята, что вам больше всего понравилось? Что вы запомнили на занятии?

Я надеюсь, что вы расскажите своим друзьям, о том как надо заботиться зимой о птицах. Вместе с родителями сделайте кормушку для птиц. Ее можно повесить рядом с домом, в парке. Молодцы!