Краткосрочный проект "Осень"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Краткосрочный педагогический проект
«Осень» в средней группе
. МДОУ « Детский сад комбинированного вида № 218»
Подготовили воспитатели: Санникова Н.Н.,Астафьева И.Н.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: (3 осенних месяца).
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
- в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ укрепляем и расширяем знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы и животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты, осенние праздники);
- воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, учим правильному поведению в природной среде;
- применяем приобретённые знания с творческим подходом в практической изобразительной деятельности;
- приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, что способствует созданию благоприятного климата в детском коллективе, расширяет кругозор детей и взрослых, наполняет их творческой энергией.
Цель: расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть красоту осенней природы и богатство осенних даров; создавать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень».
Задачи:
- формировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
- расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
- познакомить детей с произведениями художественной литературы об осени, вызвать интерес к иллюстрациям в книгах.
- закреплять знания детей о подготовке животных и птиц к зиме;
- расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
- способствовать развитию памяти, восприятия, эстетических чувств к прекрасному.
- воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателями и родителями;
- Расширение кругозора детей, закрепление их знаний и представлений об осени, её сезонных изменениях, признаках и дарах;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- работа по звуковой культуре речи;
- развитие продуктивной деятельности;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
- вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Взаимодействие с семьёй:
- совместная деятельность родителей и детей «Осенние фантазии» (поделки из природного материала);
- рекомендации на совместные прогулки: наблюдение за деревьями, погодой и погодными явлениями; наблюдение за птицами: внешний вид, окраска, образ жизни;
- совместно с ребёнком разучивание стихотворений и пословиц об осени;
- сбор осенних листьев для гербария;
- создание альбома загадок «Мой любимый фрукт и овощ»;
- консультации и беседы для родителей по темам проекта: «Как сделать осеннюю прогулку интересной», «Полезные продукты и их значение для здоровья», «Одежда для прогулок»;
- сбор материала для изготовления стенгазеты «Красавица осень».
Подготовительный этап:
- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий;
- подбор материала и оборудования для бесед, художественного творчества и игр с детьми;
- подбор художественной литературы (рассказы, стихи об осенней природе, животных и птицах; загадки и пословицы на осеннюю тему и т.д.)
- подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему;
- подбор аудио записей по данной теме;
- сбор осенних листьев и природного материала для изготовления поделок;
- рассматривание репродукций картин художников по теме «Осень»;
- оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
- беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Реализация проекта:
Образовательная область: «Социализация».
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Компот из фруктов», «Путешествие в лесу», «Как животные готовятся к зиме», «Семейный праздник».
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что было бы, если из леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Созрело- не созрело», «Что сначала, что потом», «Четвёртый лишний»-(ягоды, овощи, фрукты), «Что растёт на огороде».
Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева).
Подвижные игры: «Листопад», «Пугало», «Репка», «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Перелёт птиц», «Гуси- лебеди».
Настольно – печатные игры: «Времена года».
Образовательная область: «Познание».
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
ФЭМП: большой - маленький (капуста-помидор, яблоко-слива), много- мало; форма (круг), цвета.
Ознакомление с окружающим: «Осенний лес. Дары леса», «Приметы осени».
Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень. Что ты о ней знаешь?», «Как животные и птицы готовятся к зиме».
Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
- за красотой и богатством осенних красок
- за цветником и огородом
- за насекомыми и перелетными птицами
- за деревьями и кустарниками растущими на территории детского сада.
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сад», «Ищем приметы осени».
-Загадывание загадок об осенних явлениях природы.
-Сравнение природы ранней и поздней осенью.
-Знакомство с народным календарём, обсуждение народных примет.
Образовательная область: «Коммуникация».
Беседы по теме: «Осень наступила» ( приметы и явления осени, осенние месяца), «Золотая осень», «Дары осени», «Перелётные птицы», «Как звери и птицы готовятся к зиме».
Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах.
Ситуативные беседы: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?», «Съедобный или не съедобный»,«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»,«Почему я люблю (не люблю) осень?».
Рассматривание сюжетных рисунков: «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы».
- оставление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью», «Осенний лес», «Листопад».
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов, заучивание стихов и загадок.
Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».
Образовательная область: «Чтение художественной литературы».
Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы.
Чтение и заучивание стихотворений:
И. Бунин «Листопад», А.Кольцов«Дуют ветры », И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», М. Ходякова «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», М. Ивенсон «Падают листья», В. Митрович «Листопад, листопад», С. Маршак «Овощной базар», И. Черницкая « Сарафан одела осень», В. Степанов «Следом за летом осень идёт», А. Авдеенко «Ходит осень по дорожкам», Н. Найдёнова «Листья падают, летят…», А. Барто «Морковный сок» и.др.
Пословицы и поговорки:
-Весною дождь парит, а осенью мочит
-От осени к лету поворота нет.
-Затянули дожди – груздей не жди.
-Поздний отлёт птиц предвещает тёплую зиму.
-Осенью паутина летает – к теплу.
Чтение русских народных сказок «Репка», «Колосок», «Вершки и корешки».
Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Чтение книг о природе (В. Бианки, М. Пришвин, К. Ушинский).
Чтение энциклопедий про насекомых, животных, птиц, ягоды, грибы.
Образовательная область: «Художественное творчество».
Рисование: « «Компот из яблок», «Репка», «Нарядные мухоморы», «Осенний лес», «Украсим свитер», «Осеннее дерево» (коллективная работа).
Лепка: «Овощи на тарелке», «Корзина фруктами и ягодами»;
«Ветка рябины» (коллективная работа).
Лепка из глины: «Испечём хлеб», «Птички на кормушке».
Аппликация: «Вкусный борщ», «Разноцветный зонтик»;
«Корзина грибника» (коллективная работа).
Коллективные работы из природного материала:
«Русская берёзка» из осенних листьев,
«Рыбки в пруду» из осенних листьев,
«Гусеница в осеннем лесу» из каштанов.
Конструирование и ручной труд из природного материала:
«Бабочка» из осенних листьев,
«Улитка» и «Грибочки» из каштанов.
Раскрашивание: «Осенние листочки» (красками), «Ягоды и фрукты», «Белкины запасы».
Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Чем нам осень нравится», «Овощи на грядке».
Экспериментирование: опыты с глиной и песком.
Образовательная область: «Безопасность».
Беседы: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?», «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?».
Образовательная область: «Труд».
Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария);
уборка опавшей листвы и веточек на участке;
подготовка клумбы группового участка к зиме;
Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью».
Образовательная область: «Музыка».
Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь», «Времена года», «Октябрь», Т. Волгина «Осень», «Дождик», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат», Д. Васильева «Осенняя песенка».
Пение:«Осень» музыка И. Кишко, «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой, «Дождик», «Скворушка прощается» музыка Т. Попатенко.
Разучивание песен:«Приходи красавица» слова Т. Гомоновой, «Вот какие кочаны» слова И. Мазнина, «Осень наступила» слова С. Насауленко.
Инсценировка песенки «Урожайная» слова Е. Иванова.
Музыкальные игры: «Узнай песенку», «Догонялки с дождиком».
Самостоятельная музыкальная деятельность: «Сочини песенку дождя».
Слушание аудиозаписей: «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».
Хоровод под музыку: музыка Б. Можжевелова «Огородная-хороводная».
Разучивание танцев: «Листики-кораблики», «Осенняя полечка», «Хоровод грибов».
Музыкальный праздник: «Приключение Мухомора».
Образовательная область: «Здоровье».
Беседы с детьми: «Как одеваться осенью?», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»,
«Если хочешь быть здоров -закаляйся».
Консультации родителям: «Осень», «Одежда для прогулок».
Досуги, развлечения:
- «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки)
- «Заглянула Осень в сад» (вечер пословиц и стихов об осени).
- Праздник осени «Приключение Мухомора»
- Досуг по ЗОЖ «Витаминный калейдоскоп»
Презентация проекта:
- Музыкальный праздник «Приключение Мухомора».
- Организация выставки семейных поделок из природного материала «Осенние фантазии».
- Вечер загадок, пословиц и стихов об осени.
- Итоговое занятие по развитию речи «Прощание с осенью».
- Фото-отчёт для родителей.
Результаты проектной деятельности:
- в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
- на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, сказками, стихами, пословицами, загадками осенней тематики у детей расширился и активизировался речевой запас; они стали с большим удовольствием принимать участие в коллективном разговоре;
- появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом; у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Литература:
- Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. Москва,1998.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Москва,1998.
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Москва,2000.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Москва,1990.
- Дошкольная педагогика №6(101)/август/2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект к неделе игры и игрушки.
В проекте представлено планирование разных видов совместной деятельности с детьми по теме "Есть игрушки у меня..."....
Распространение опыта работы по реализации краткосрочного педагогического проекта "Мамина неделя", посвящённого Дню Матери в России. Автор: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю.
Данный материал - это распространение опыта работы старшего воспитателя детского сада по организации проекта, участниками которого являются воспитанники и их родители. Реализаторами становится весь пе...
. Краткосрочный проект “ Я расту ”
краткосрочный проект по здоровосбережению "Я расту "...
. Краткосрочный проект “Путешествие с Гномом - Астрономом”
краткосрочный проект "Путешествие с гномом Астрономом"...
Краткосрочный творческий проект "Здравствуй сказка"
Проект " Здравствуй сказка"- развивает устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства; - воспитывает интеллектуально развитую личность, владеющей нормами культуры речевого общения. -...
Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Мы любим театр!»
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства, заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми....
Краткосрочный проект «Транспорт»
Проект показывает как в игровой форме раскрыть детям с ОНР раскрыть тему "Транспорт"...