Воспитание познавательных интересов и любознательности.
статья по окружающему миру
Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребёнка представлениями. Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребёнка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются нравственные и эстетические чувства ребёнка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремлённость, настойчивость, стремление к завершению деятельности. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретёнными знаниями, нахождением в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений. Устойчивый познавательный интерес – признак готовности ребёнка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_poznavatelnyh_interesov_i_lyuboznatelnosti.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Касимова Гузель Курбановна,
воспитатель
МБДОУ № 40 «Красная Шапочка»
Г.Нижнекамск, республика Татарстан
Воспитание познавательных интересов и любознательности.
Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребёнка представлениями. Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребёнка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются нравственные и эстетические чувства ребёнка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремлённость, настойчивость, стремление к завершению деятельности. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретёнными знаниями, нахождением в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений. Устойчивый познавательный интерес – признак готовности ребёнка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.
Существуют методы, повышающие познавательные интересы дошкольников.
1.Дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить соответствующий метод обучения.
Например, рассматривая картину «Строительство дома», педагог предлагает назвать признаки, по которым дети определили профессию человека. Элементарный анализ необходим для сложного причинного анализа, который позволяет рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребёнку понять существенные, значимые связи и отношения.
Продолжая рассматривать картину, воспитатель предлагает детям подумать:
.какие машины и механизмы облегчают труд строителя;
.из чего строят дома;
.что строят строители, кроме жилых домов;
.почему так важен труд строителя и т. д.
Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено на картине, учатся делать самостоятельные выводы.
2.Задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Ребята могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, игры и т. п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений. При использовании этого методического приёма педагог должен решить, с какого сравнения начинать – со сравнения по сходству или по контрасту. Сравнения по контрасту даётся детям легче, чем сравнение по подобию. Ребёнок быстро находит ответ на вопрос: « Чем отличается белый медведь от песца?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство.
3. Освоенный детьми приём сравнения помогает им выполнить задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки – всё это способствует осознанному усвоению материала и интереса к нему. Например, дошкольникам предлагаются разные предметы: зимняя шапка, панама, зубная щётка, мяч, лыжи, карандаши. Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке зимой, мальчику - летом. Объясни решение. А теперь из этих предметов выбери те, которые нужны для игры, для того чтобы быть здоровым; чтобы рассказать о себе.
4. Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки, способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование. Этот метод развивает мышление, воображение и готовит ребёнка к восприятию карты мира. Использовать этот метод необходимо совместно с игровым и словесным объяснением. Например, дети вместе с родителями заняты устройством детской комнаты: нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных. Можно предложить ребёнку сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения.
5.Умение задавать вопросы необходимо и детям, и взрослому. Чаще всего в беседах преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера. Например, рассматривая картину «Кошка с котятами», традиционный вопрос «Кто изображён на картине?» уместен для малышей. Но совершенно бесполезен для старших, которым интересны проблемные, причинные вопросы, как «Почему котята резвятся, а взрослая кошка – нет?» Если взрослый научится правильно формулировать вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому.
6.Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Ты хочешь ещё что - нибудь узнать об Антарктиде? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить».
7.Хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих приёмов заключается в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Список литературы.
1.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Педагогика, 2001.
2.Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьёй. М.: Просвещение, 1989.
3.Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. М.: ВАКО, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание познавательных интересов и любознательности у дошкольников
В статье можно узнать как развить познавательные интерес у детей...
Консультация для родителей на тему: «Воспитание познавательных интересов и любознательности у дошкольников»
Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и с...
Консультация для родителей "Воспитание познавательных интересов и любознательности"
Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызыва...
Консультация для родителей «Воспитание познавательных интересов и любознательности»
Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необы...
Консультация для родителей "Воспитание познавательных интересов и любознательности"
Консультация для родителей из опыта работы педагога...
Воспитание познавательных интересов и любознательности у дошкольников
Воспитание познавательных интересов и любознательности у дошкольников...
Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка.
Источником воспитания ребёнка является семья. Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Любознательность и познавательные ...