Проект "Экспериментирование"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 – центр развития ребенка»
Педагогический проект в 1 младшей группе
На тему « Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Воспитатель
Сур М.В.
2017- 2018
Актуальность проекта:
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность самим ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К.Е.Тимирязев
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, а особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, ощупывает, наблюдает, сравнивает, исследует, экспериментирует, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, повышается познавательная активность.
На сегодняшний период в дошкольном образовании стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка, также как игровая. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь, так как ребенку необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- формируется самостоятельность, способность ставить цель, преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Но проблема заключается в том, что очень часто в детских садах на занятиях преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, экспериментировать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден получать от педагогов готовые сведения о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое обучение можно назвать пассивным, у него нет шансов развить у детей высокую познавательную активность. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания, учиться.
Цель:
Целью данной работы было создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качество и назначение предметов, инициировать, постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения;
2. Поддерживать интерес к познанию действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдение и экспериментирование;
3. Направлять поисковую деятельность детей;
4. Помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания и умения;
5. Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
6. Учить анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
Направления: познавательное,
художественно-эстетическое,
социально-коммуникативное
Участники проекта: Педагоги, дети и их родители.
По продолжительности: долгосрочный
Заявитель: дети второй младшей группы
Этапы проекта
Этапы проекта | Деятельность с детьми. | Деятельность педагогов. |
Исследовательский | Подготовка материала, оборудования для экспериментов. Подбор загадок, стихотворений и игр для занятий. Наблюдение. | Беседы, консультации. |
Организационный | Вопросы для наблюдения за детьми, мониторинг на начало периода. | Раскрывает проблему, определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели, проведение мониторинга; Подбор и изучение литературы по данной теме. |
Планирование деятельности | Познавательно-исследовательское Проведение мониторинга НОД Наблюдения в природе Тематические беседы Самостоятельная деятельность детей. Художественно-эстетическое: Участие в экспериментальной и продуктивной деятельности; Социально-коммуникативное; разучивание стихов, дидактические и подвижные игры. | Подготовка материала и наглядных пособий для занятий; подбор дидактических, пальчиковых и подвижных игр, стихов, загадок по теме проекта «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»; проведение бесед по теме «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»; продумывание практической, экспериментальной деятельности; подбор художественной литературы; подготовка к презентации |
Заключительный | Проведение мониторинга на конец периода; | Проведение мониторинга; презентации. |
План осуществления проекта.
День | ||
1. | Вопросы для наблюдения за детьми обработка данных. | Организация развивающей среды в группе. |
2. | «Узнаем, какая вода» | «Тонет-не тонет, плавает» «Кораблики» |
3. | «Волшебница – вода» | Игры с песком.. |
4. | Легкий – тяжелый. | «Поиграем с ветерком». |
5. | «Волшебные дощечки» | «Чудесный мешочек» |
6. | «Посадка лука». | «Огород на окне ». |
7. | Игра-эксперимент «Как из снега получают воду» | «Изготовление цветных льдин» |
8. | Наблюдение за веточкой вербы. | Вопросы для наблюдения за детьми обработка данных и заключение. |
| Вопросы для наблюдения за детьми обработка данных и заключение. |
Ожидаемый результат по проекту:
1.Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
2.Развитие наблюдательности, любознательности.
3.Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.
Заключение
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Приложения:
«Рисуем крупой».
Ребенок обводит трафарет, намазывает внутреннюю часть полученной формы клеем и посыпает манкой. Затем прижимает
крупу тряпочкой, чтобы она хорошо приклеилась, и через некоторое время встряхивает работу, чтобы убрать
не приклеившуюся манку.
«Узнаем, какая вода?»
Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Игровой материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Ход игры: Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.
«ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ».
МАТЕРИАЛ: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Кукла Катя в гости к нам пришла. Давайте поздороваемся с Катей.
- Алина, скажи Кате «Здравствуй Катя», и ты Ваня скажи «Здравствуй Катя».
-Катя, а чего – то ты такая чумазая? Посмотрите ребята на Катю. Что нам надо сделать, что бы Катя стала чистенькой? (выслушиваю ответы детей).
- Правильно Саша, её надо умыть водой. Помоги мне Ксюша. (ребёнок берёт куклу, воспитатель льёт воду из кувшина в таз).
Водичка, водичка
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
-Ребята, посмотрите, какая Катя у нас стала чистая и красивая. Сейчас мы полотенец возьмём и вытрем твое личико.
-Катя, это ребята тебе помогли, скажи теперь ты им «Спасибо, ребята!».
(Беру куклу и кидаю мяч в таз с водой).
-Ой, Катя, что ты делаешь? Ребята, Катя развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.
- Не плач Катя, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.
- Ваня, что делает мяч? (плавает, не тонет).
-Марина, ты тоже посмотри, что с мячом? (плавает, не тонет). И т.д.
- Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.
- А вот Алина сейчас возьмёт камушек и тоже бросит его в воду (ребёнок выполняет действие).
- Что случилось с камнем? Ваня подойди и посмотри.
-Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул.
-Иди Ксюша, брось камушек. Что случилось с камушком? (утонул, лежит на дне таза). Вызываю по очереди всех детей.
- Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).
-Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.
-Поняла Катя? (кукла говорит спасибо).
-Пожалуйста, Катя. Ребята, Кате надо спешить к другим детям и рассказать обо всём, что с ней произошло сегодня. До свидания, Катя!
- И нам тоже надо идти и всё рассказать и показать ребятам.
«Волшебница – вода»
Цель. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц.
Материал. Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки (или кувшина), ёлки, гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.
Ход занятия:
-Ребята ,мы сегодня с вами немного попутешествуем и узнаем много интересного. Но сначала отгадайте загадку.
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без (воды).
- Ребята, сейчас к нам придёт гостья. Это – волшебница вода. (Предложить детям подумать и ответить, для чего нам нужна вода).
- Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т.д.
- Правильно ребята. Молодцы.
- Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря (воспитатель предлагает закрыть глаза, а потом открыть).
- Что в бутылке?
_ Вода.
- Какая вода?
- Белая.
- Сейчас волшебница вода поможет нам разобраться с цветом воды (воспитатель берёт сначала бутылку с прозрачной водой, другой с красной).
- В какой бутылке вода красная? Почему? Что мы в неё добавили?
- Краску.
- Молодцы. Волшебница-вода вам говорит спасибо. Она бы не догадалась. А в этой бутылке вода чистая, прозрачная, бесцветная. Какую воду можно пить, а какую нет?
- кипячёную, прозрачную.
- Молодцы.
(На столе стоят стаканчики с кипячёной водой. Дети пьют воду.)
Какая вода по вкусу?
- Вкусная.
- А по цвету?
- Прозрачная.
- А сейчас ещё раз закройте глаза ( берётся бутылка с зелёной водой).
- Какая сейчас по цвету вода? Почему?
- Зелёная, т.к. в неё добавили краску зелёного цвета.
- А кому нужна вода?
- Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.
- Ребята давайте прогуляемся по лесу и послушайте кто в лесу поёт.
- Птицы.
- Ой, а это что у нас растёт?
- Ёлочка.
- Как вы думаете, какая она?
- Зелёная, колючая, красивая.
- А это что под ёлочкой растёт?
- Мухомор.
- А как вы думаете ,его можно есть?
- Нет.
- Правильно ребята, её есть нельзя, потому что она ядовитая. Ребята – тихо, вы слышите, где-то журчит вода. Давайте мы с вами поиграем в игру «Посели животное». Водные обитатели заблудились и никак не найдут свою реку, а вы ребята можете помочь. Давайте выберем водных жильцов и поместим их в водоём. Давайте подумаем, кто живёт на водоёме?
- лягушки, рыбы, лебеди, утки, гуси (выбрать из набора карточек и приклеить на ватман, на котором изображён водоём).
- Молодцы ребята все справились. А сейчас мы с вами немного отдохнём поиграем в игру «Капелька и тучка».
Подвижная игра «Капелька и тучка». Дети надевают шапочки капелек. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками 9взявшись за руки образуют ручейки ). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла -текла речка и попала в большой пребольшой океан ( дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали- плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.
- Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду и фокусы покажу, поиграем. До свидания.
«Кораблики»
Необходимый инвентарь: тазик, бумага.
Наливаем в тазик немного воды. Показываю ребятам, как можно
бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуть на них. Ребята
повторяют мои действия.
Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата».
«Тонет - не тонет»
Цель: закрепление восприятия веса, логического мышления (развитие способности производить умозаключения на основе полученных знаний).
- А что произойдет, если нам опустить в воду перышко (спичку)? (будет плавать);
- Как вы думаете, почему оно плавает? (потому что легкое);
- А что произойдет, если нам опустить в воду камушек? (утонет);
- Почему он утонет? (потому что он тяжелый).
Воспитатель дает подержать на ладошках перышко и камушек, почувствовать что тяжелее, а что легче.
Солнечный зайчик
Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.
Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный свет. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать. … Ну-ка, заяц, спускайся к нам! » и т. д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.
Игра-эксперимент «Полянка красок».
Цель: сформировать зрительное восприятие желтого и красного цвета.
На столе по количеству детей стоят стаканы с чистой водой, кисточки и краски желтого и красного цвета.
Воспитатель: ребята, посмотрите, пожалуйста, в стаканчики. Что там?
Дети: водичка.
Воспитатель: конечно, мы же сегодня в чудесной стране волшебной водички. Какого она цвета?
Дети: бесцветная, не имеет цвета.
Воспитатель: молодцы, а мы сегодня с вами будем маленькими волшебниками.
Воспитатель с детьми отпускают кисточку в желтую краску, а затем в стакан с чистой водой, окрашивая воду в желтый цвет.
Воспитатель: смотрите, мы перекрасили воду, какого цвета она стала?
Дети: желтого.
Воспитатель: молодцы, а теперь перекрасим ее в красный цвет.
Воспитатель с детьми отпускают кисточку в красную краску, а затем в стакан с чистой водой, окрашивая воду в красный цвет.
Воспитатель: понравилось наше с вами путешествие? Кто живет в этой чудесной стране?
Дети: водичка.
Воспитатель: какой может быть она?
Дети: жидкой, парообразной, твердой; теплой и холодной.
Воспитатель: молодцы, а какого она цвета?
Дети: не имеет цвета.
Воспитатель: правильно, бесцветная. Ребята, а вы знаете какая водичка на вкус?
Дети: нет.
Воспитатель: чтобы это узнать, нам нужно отправиться на последнюю полянку чудесной страны.
Игра-эксперимент «Попробуй на вкус»
Цель: сформировать вкусовое восприятие воды.
По количеству детей ставятся стаканы с водой и столько же стаканов с соком. Одному из детей завязывают глаза шарфом и дают выпить сначала сок, а затем воду.
Воспитатель (после того, как ребенок выпьет сок): что ты выпил?
Ребенок: сок.
Воспитатель: какой он на вкус?
Ребенок: сладкий.
Воспитатель (после того, как выпьет воду): что это?
Ребенок: вода.
Воспитатель: какая она на вкус?
Ребенок: не имеет вкуса.
Игра заканчивается тогда, когда все попробуют воду на вкус.