Конспект занятия " Путешествие в мир птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Притворова Елена Викторовна

Формировать у детей обобщенное понятие о птицах как живых существах, воспитывать интнрнс и бережное отношение к природе. Активизировать словарь. Развивать память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_ptits.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 Задачи:

  • Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
  • Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;
  • Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.

Раздаточный материал:

Листы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1. Вступительная часть

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).

 Правильно, мы отправимся в мир птиц!

2. Закрепление знаний о видах птиц

Воспитатель:

Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?

Дети: Перелётные и зимующие.

Воспитатель: Почему птицы улетают на юг?

Дети: Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.

Воспитатель: Каких представителей перелётных птиц вы знаете?

Дети: Перелётные – утки, журавли, ласточки.

Воспитатель: Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Дети: Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

Воспитатель: Вот послушайте стихотворение на эту тему:

Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой.

 Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

 Горсть зерна нужна,

 Горсть одна —

 И не страшна

 Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

 Видеть тяжело.

 А ведь в нашем сердце есть

 И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

 Улететь могли,

 А остались зимовать

 Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

 К своему окну,

 Чтоб без песен не пришлось

 Нам встречать весну.        

                                                        (А. Яшин)

Воспитатель: Каких представителей зимующих птиц вы знаете?

Дети: Зимующие – дятел, синица, воробей.

Воспитатель: Как человек заботится о птицах с приходом весны?

Дети: Строит и развешивает скворечники.

Воспитатель: Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.

Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?

Дети: Морские – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин;

 Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;

 Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;

 Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;

 Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;

 Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;

 Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.

Воспитатель: Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! У меня  есть для вас интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.

3. Игра «Четвёртый лишний»

Ласточка, павлин, воробей, журавль.

 (Павлин – обитатель жарких стран).

Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.

 (Трясогузка не певчая птица).

Аист, фламинго, страус, альбатрос.

 (Альбатрос – птица с короткими ногами).

Грач скворец, ласточка, индюк.

 (Индюк – домашняя птица).

Сойка, фазан, гусь, сова.

 (Гусь - водоплавающая птица).

Сова, утка, голубь, сойка.

 (Сова – ночная птица).

4. Сравнение птиц по разным признакам

Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?

Дети: У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.

Воспитатель: Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах).

Воспитатель: Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»

Дети У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.

Воспитатель: Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что ещё у птиц разного? Посмотрите на замечательную коллекцию.

Дети: У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.

Воспитатель: А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).

Опыт: жир отталкивает воду

Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

Дети: Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

Воспитатель: Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода».

Как называются дети птиц? (Птенцы)

5. Игра «У кого кто?»

А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?»

Грач-грачата,

 Дрозд – дроздята,

 Стриж-стрижата,

 Журавль-журавлята,

 Кукушка-кукушата,

Ласточка-ласточата.

6. Игра-перевоплащение

Воспитатель: Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Весна.) Птицы строят свои дома. Как называется домик птицы? (гнездо) А все ли гнёзда одинаковы? Давайте посмотрим. Чьи гнёзда вы там видите?

Дети:Утки, ласточки, чайки, клеста.

8. Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?

Дети: (Опираясь на модель). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.

10. Рассматривание видов перьев

Воспитатель: Верно. Для чего нужны перья птице? Чем пёрышки отличаются друг от друга?

Дети: Есть перья маховые, помогают птице лететь, расположены на крыльях и хвосте. Есть перья пуховые, служат для сохранения температуры тела.

Воспитатель: Как человек использует птиц в своей жизни?

Дети: Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.

Воспитатель: Какую пользу приносят птицы в природе?

Дети: Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.

Воспитатель: А какой вред?

Дети: Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.

Воспитатель: Кого можно назвать врагами птиц?

Дети: Диких животных, хищных птиц.

Викторина

Воспитатель: Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).

 Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).

 Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).

 Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).

 Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).

 У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).

 Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

Воспитатель: Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, собирая музей птиц?    

Дети: Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.

Воспитатель:

Вы очень много узнали нового о мире птиц. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза для детей 5- 6 лет. "Путешествие в страну птиц"

Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза....

«Путешествие в страну птиц"

Дидактическая игра на закрепление умения детей различать птиц   на приспособление   к экосистеме. Данная игра многофункциональна, ее также можно проводить при ознакомлени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста « Путешествие в страну птиц»

Знакомство детей с птицами ( городскими и перелётными), их отличительными признаками, питании и передвижении. С использованием презентации и художественного слова....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста « Путешествие в страну птиц»

Знакомство детей с птицами ( городскими и перелётными), их отличительными признаками, питании и передвижении. С использованием презентации и художественного слова....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в мир птиц Орловского полесья"

Данная презентация знакомит детей с птицами, обитающими в национальном парке Орловское полесье. Каждый слайд содержит познавательную информацию, вопросы для детей, загадки и стихотворения....

"Волшебное путешествие с Жар-птицей по русским народным сказкам"

Конспект совместной деятельности детей подготовительного возраста по ознакомлению детей с традиционным русским бытом, через русские на родные сказки.           ...