ПРОЕКТ "КОСМОС"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
проект "Космос"-для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmos.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный проект "Тайны космоса",
посвященный 60-летию первого полета человека в космос
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:Воспитатель Королева Валентина Владимировна
2021 г.
Тип проекта: игровой, познавательный
Сроки реализации: краткосрочный, 1 неделя
Участники: дети, воспитатели, родители.
Цель проекта: познакомить детей с юбилейной датой , 60-летием первого полета человека в космос, который совершил Юрий Алексеевич Гагарин, с историей начала покорения космоса в нашей стране. Формирование целостного представления детей о космосе через совместную проектную деятельность детей, педагогов и родителей.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса, дать представления о роли человека и животных в изучении космического пространства;
- создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей;
Развивающие:
- обогатить и активизировать словарный запас по теме «Космос»;
- развивать связную речь;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, познавательно – творческие способности детей, внимание, память, мышление.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны в области освоении космоса, чувство патриотизма.
- совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.
Актуальность.
Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.
Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему.
Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи. Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность.
Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
Проблема.
2021 год – юбилейный год для Российской космонавтики, отмечается 60-летие первого полета человека в космос.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Гипотеза.
Знания детей о космосе, творческие работы на эту тему будут способствовать лучшему усвоению знаний.
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволит:
- сформировать у детей первичные представления о космическом пространстве, о роли человека в изучении космоса, о первом полете космонавта, о животных, которые летали до него в космос, о человеке, который вышел первым в открытый космос Леонов А.А; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
- Обогатить активный предметный словарь, словарь прилагательных, глаголов по теме проекта.
- развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства, желание быть смелым, сильным и выносливым.
- повысить уровень педагогической культуры родителей.
Дети
- Сформированность у детей запланированных знаний по теме «Космос», нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта;
- Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду;
- Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
- Участие в организации выставки творческих работ : "Этот загадочный космос"
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательных способностей через различные виды продуктивной деятельности
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
- Распространение педагогического опыта.
Предполагаемый продукт деятельности:
- выставка творческих работ: "Этот загадочный космос"
- конкурс чтецов
- презентация лэпбука "Космос"
- обогащение РППС группы
Формы реализации проекта:
- совместная и индивидуальная деятельность с детьми;
- Игры;
- Беседы.
- практические упражнения
- творческая мастерская
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный.
- Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
- Информация родителей о предстоящей деятельности.
- Подбор методического материала для реализации проекта
2 этап: Основной.
Проведение всех запланированных мероприятий.
3 этап: Заключительный.
- Организация выставки творческих работ "Этот загадочный космос"
- Конкурс чтецов «Стихи о космосе»
Предварительная работа:
- Составление рекомендаций для родителей
- Чтение с детьми Е.П.Левитан "Твоя Вселенная" , "Звёздные сказки" , К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
- Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”
- Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее. Чтобы потом рассказать и показать другим. Нарисовать картины по теме космос.
Деятельность с детьми.
Этапы проекта I этап (подготовительный) |
1. Выявление уровня подготовленности детей о первоначальных знаниях о космосе. 2. Информированность родителей о предстоящей деятельности. 3.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах. 7. Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности. |
II этап (основной) |
Беседы с использованием презентаций. 1. «Что такое космос. 8 планет и звезды». Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу. Закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях. Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса 2.Беседа «Первые попытки покорения космоса. Животные, Юрий Гагарин, Алексей Леонов, В . Терешкова и др» Цель: в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса. Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, познакомить с конструктором С.П. Королевым – стоявшим у истоков развития русской космонавтики, закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну. 3.Беседа «Из истории возникновения ракеты» Цель: познакомить детей с историей развития авиации и космической ракеты. 4. Беседа «Голубая планета - Земля». 5. Беседа «Луна - спутник Земли». Творческая мастерская: «Загадочный мир космоса» Рисование . Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию, рисовать сначала простым карандашом с последующим раскрашиванием красками, выделять главное размером и цветом. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику. Лепка: "Космонавт" Цель: совершенствовать умение лепить фигуру человека; предложить варианты лепки конструктивным и комбинированным способами; показать рациональный прием лепки; нацелить на изображение характерной экипировки, передавать движение космонавта, чтобы стало понятно, что он делает - парит в невесомости, ремонтирует корабль, идет по Луне или приветствует инопланетян. Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Космическая эстафета» «Ракетодром» «Солнце – чемпион». Сюжетно-ролевые игры: " Космонавты" «Полёт в космос» Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы. «Больница для космонавтов» «Космическое путешествие». Дидактические игры: - «Восстанови порядок в солнечной системе» Чтение художественной литературы: Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. Индивидуальная и групповая работа: - развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе). Работа с родителями Консультация для родителей «Роль семьи в познавательном развитии ребёнка» Рубрика для родителей: «12 апреля 2021 г . 60-летие первого полета космонавта» |
III этап (заключительный) |
1. Презентация проекта 2.Оформление выставки творческих работ 3. Презентация лэпбука "Космос" 4. Конкурс чтецов среди детей «Стихи о космосе» 5. Презентация проекта на педсовете ДОУ |
Вывод:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Заключение
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны, мира, вселенной. Ребенок открывает для себя окружающий мир. Он очень хочет самостоятельно его познать не только целиком, но и частично. Узнать интересное о Планетах, Солнечной системе, хочет почувствовать себя частичкой этого прекрасного мира. Нам, взрослым, необходимо, как можно больше уделять внимание детям, помогать получить знания, развивать творческие способности и воображение.
Используемая литература:
- Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств.
- Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
- Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя)
- (3). Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г. Бондаренко Т.М.
- Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г.
- Серия «Грамматика в играх и картинках»Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
- Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г
- .Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
- Малышам о звездах. - М.,1986г.Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г. Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г