Материалы участия в муниципальном этапе краевого конкурса "Детский сад года"
методическая разработка по окружающему миру

Рамазанова Эльмира Казимагомедовна

Для знакомства представлен материал по обобщению  опыта работы с воспитанниками дошкольной образовательной организации по экологическому образованию и воспитанию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Цикл экологических

бесед

        C:\Users\комп\Desktop\моя папка\img12.jpg

                                                                                               

                                                                                                         Составитель:

воспитатель МБДОУ №16

города Невинномысск

Рамазанова Эльмира Казимагомедовна

г. Невинномысск 2021год

                           

5.6 Цикл экологических бесед.

  • Экологическая беседа № 1 «Помогите природе».

Цель: формировать у дошкольников знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи: создать комфортную эмоциональную атмосферу, вызвать у детей желание принять участие в оказании посильной помощи природе.

Оборудование: демонстрационный материал «Береги природу», дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Ход беседы.

--- Многие из вас летом  ездили отдыхать на природу. Расскажите, что вам больше всего запомнилось на отдыхе? (Рассказы детей).

--- Всем нравится отдыхать на природе. Чистый воздух, теплая вода в реке, можно прилечь в тени деревьев. Вот и детям из стихотворения С. Михалкова «Прогулка» захотелось отдохнуть на природе. (Чтение стихотворения).

--- Вам понравилось,  как ребята поступили с природой? Почему? А что бы вы сделали?

К сожалению не все люди относятся к природе с добротой, уважением. Они загрязняют и губят природу. Поэтому растения и животные, леса, реки, луга, нуждаются в нашей помощи.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Береги природу».

--- Как взрослые и дети помогают зимующим птицам? Зачем они это делают?

--- Как лечат деревья?

--- Зачем вокруг посаженных деревьев ставят колышки?

--- Почему из крана течет тонкая струйка воды?

--- Зачем дети ремонтируют книги и игрушки?

--- Почему в нашей стране созданы заповедники?

В нашей стране есть Всероссийское общество охраны природы. В это общество могут принять любого жителя России, который желает защищать природу. Общество охраны природы помогает очищать воду в реках, подкармливает зимой диких зверей и лечит их, привлекает внимание людей  к фабрикам и заводам, которые загрязняют воздух и воду.

--- Дети, вы хотите помогать природе? Чем вы можете помочь?

Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

  • Экологическая беседа № 2 « Мусор – хорошо или плохо».

Цель:  дать детям представление о проблеме мусора в городах.                         Задачи:  вызвать у детей желание не сорить на улицах города,  познакомить с новыми словами  мусоропроводмусороприемник, пункт приема вторсырья.

Оборудование: презентация « Берегите наш город от мусора», иллюстрации на тему: « Вещи из бросовых материалов», сюжетные картинки.

Ход беседы.

В нашей стране много больших и малых городов. И в каждом городе живут люди. Чем больше город, тем больше людей его населяет. Ежедневно городские жители выносят из своих квартир пакеты с мусором.

--- Куда относят мусор горожане? ( В контейнеры на улице).

--- Правильно. Но в больших городах взрослые могут и не выходить на улицу, чтобы отнести мусор. В многоэтажных домах на каждом этаже есть мусоропровод. (Показ слайда). Человек подходит к мусоропроводу, открывает крышку и бросает мусор. А мусор падает по трубе вниз и попадает в мусороприемник (Показ слайда).

--- Зачем они это делают? (Ответы).

--- Куда и на чем увозят мусор? (Ответы).

--- Как вы думаете, все ли горожане относят мусор на улицу в контейнеры для мусора, если у них нет мусоропровода?

--- А если человек съел на улице мороженое или выпил воду из бутылки, куда ему отнести обвертку, пустую бутылку? (Ответы).

--- Все люди опускают мусор в урны? (Нет).

--- Это плохо? Почему?

Показ презентации «Берегите наш город от мусора».

--- Почему на улицах города лежит мусор?

---- Это хорошо или плохо? Почему?

Если каждый день отвозить на свалки мусор и ничего с ним не делать, то скоро мусор покроет всю нашу планету.

--Это хорошо или плохо? Почему?

Взрослые давно придумали, как использовать старую бумагу, металл, стекло. Существуют специальные места, которые называются пункты приема вторсырья. Туда можно принести бумагу, металл, стекло и получить за них немного денег.

Бумагу переработают и изготовят упаковочный материал или картон. Металл переплавят в специальной печи и изготовят новые предметы. Стеклянные бутылки хорошо помоют и опять ими можно пользоваться.

--- Это хорошо или плохо? Почему? Вы будете сорить на улице?

---Как вы думаете, можно ли из мусора что-нибудь изготовить? (Ответы).

Показ иллюстраций на  тему :  «Вещи из бросовых материалов». 

  • Экологическая беседа № 3 « Как люди избавляются от мусора ».

Цель:  рассказать о способах избавления от мусора.                                           Задачи: учить детей быть экономными и бережливыми, отзывчивыми;  вызвать у детей желание  не выбрасывать в мусор игрушки и книги, которые еще можно отремонтировать.                                                                                             Оборудование: демонстрационный материал « Переработка мусора».

Ход беседы.

--- Сегодня мы с вами поговорим о том, как взрослые избавляются от мусора. Вспомните, какой опыт с мусором мы проводили на прошлой неделе. (Ответы).

--- Как еще люди избавляются от мусора? (Ответы).

--- Можно ли весь мусор, который собирается в доме, сжечь? (Нет). Почему? (Ответы).

--- Можно ли из всего мусора изготовить полезные в быту вещи? (Нет). Почему?  

Вспомните, где можно сжечь предметы из железа, которые уже нельзя отремонтировать? (Ответы).

--- А где можно сжечь предметы из стекла? (Ответы).

Рассматривание иллюстраций по теме «Переработка».

--- Я знаю, что иногда взрослые выбрасывают в мусор одежду и обувь  в хорошем состоянии только потому, что они им малы или не нравятся. Как вы считаете – это правильно? (Ответы).

--- Куда же в нашем городе можно отнести такие вещи? (Ответы).

В нашем городе всегда есть нуждающиеся люди – люди, которым нужна помощь. Иногда про таких людей пишут в наших газетах: «Великокняжеский курьер», «Вестник Приманычья» и просят принести для них  старые вещи, продукты, деньги. И взрослые нашего города помогают нуждающимся людям, чем могут и это правильно.

---Почему воспитатели нашего детского сада не выбрасывают в мусор сломанные игрушки и растрепанные книги, а ремонтируют их? (Ответы).

--- А как вы дома поступаете со сломанными игрушками?  (Ответы).

Дидактическая игра «Найди в группе игрушку, книгу, нуждающуюся в ремонте».

  • Экологическая беседа № 4  « Стихийные свалки вредят нашему здоровью».

Цель:  рассказать о вреде свалок для природы и человека.                                 Задачи: приучать детей к ответственному отношению к природе, вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.

 Оборудование: демонстрационный материал « Городские свалки», магнитная доска, магниты, мнемосхемы, картонные стрелки.

Ход беседы.

--- Как называется место, куда отвозят мусор? (Ответы ).

Рассматривание иллюстраций по теме: «Городские свалки».

--- Вам бы хотелось жить рядом со свалкой? Почему?

Вы правы дети. Никому из людей не захочется жить рядом с таким местом.

Но иногда взрослые ленятся  отнести мусор в положенное место или не хотят платить за уборку мусора. Они оставляют мусор где захотят: около магазина, на остановке, в подъезде, у заброшенного дома, на обочине дороги и в других местах. Если этот мусор вовремя не убирают, то другие нерадивые люди тоже приносят мусор. Через неделю – другую появляется небольшая свалка. Такую свалку называют «стихийной».

На доску прикрепляется изображение свалки.

Стихийная свалка в неразрешенном месте может сильно навредить нашему с вами здоровью.

--- Подумайте и скажите, как стихийные свалки могут навредить здоровью людей? (Ответы). А природе такие свалки вредят? Как вредят? (Ответы).

Вы правы ребята. Свалки рядом с жильем человека не только загрязняют воздух и воду, губят растения, но и являются угрозой для нашего здоровья. В отходах размножаются опасные микробы , которых могут домой принести кошки и собаки и заразить различными болезнями.  Когда идет дождь, то микробы могут стечь  в реку, в которой купаются взрослые и дети. А еще на стихийной свалке могут оказаться опасные вещества—токсичные, горючие, взрывчатые. Токсичными веществами называют различные яды, тяжелые металлы, газы. Горючими веществами называют бензин, керосин, солярку, масла. Взрывчатыми веществами называют вещества, которые могут взорваться.

К изображению свалки прикрепляются стрелки. Под стрелками прикрепляются изображения: домашних животных,  отравленного воздуха, увядших растений, грязной реки, опасных веществ. От изображения домашних животных прикрепляется стрелка, под стрелкой помещается изображение дома. От изображений «грязная река», «отравленный воздух», «опасные вещества», «дом»,  прикрепляются стрелки к изображению «скорая помощь».

--- Какие животные живут как на стихийных, так и на городских свалках?

---- Они являются разносчиками болезней? Что нужно делать, чтобы не было стихийных свалок? Как вы можете помочь?

  • Экологическая беседа № 5  « Каким бывает мусор: его разновидности ».

Цельпознакомить детей с разновидностями мусора.

Задачи: учить сортировать мусор, сформировать понятия:  «экологический знак», «маркировка», «утилизация».

Оборудование: резиновые перчатки, 6 промаркированных лотка для мусора, бытовой мусор, пищевые отходы, папка-передвижка «Экологические знаки».

Ход беседы.

--- В нашей корзине  лежат предметы: пластиковая бутылка, картонная упаковка из-под сока, целлофановый пакетик, железная крышка, стеклянная баночка, старая газета, крошки мела,  пряжка, лоскут, тюбик из-под крема, огрызки, рыбья голова, шкурка, бумажная салфетка, обычная лампочка, фотография, батарейка, чек, баллончик из-под аэрозоля.  Что это?  (Мусор).

--- Весь этот мусор лежит в одной        корзине, потому что мы с вами так привыкли его складывать, прежде чем отнести в мусорный контейнер.  Это потому, что у нас, в России, раньше не было заводов, которые перерабатывают мусор. Теперь и у нас строятся такие заводы, где перерабатывают или  утилизируют бумагу, картон, пластик, железо, стекло, алюминий, опасные отходы. Каждый завод утилизирует  только один вид мусора.  Поэтому нам нужно научиться раскладывать мусор по разным контейнерам.

У меня есть 6 лотков для мусора. Чтобы знать,  в какой лоток складывать определенный мусор или отходы, я прикреплю к лоткам рисунки-подсказки. Такие рисунки называются «маркировка».

Зеленый (изображение стеклянной бутылки) – стекло

Желтый (изображение пластиковой бутылки) – пластик

Красный (изображение огрызка) – пищевые отходы

Синий  (изображение батарейки) – опасные отходы

Фиолетовый (изображение алюминиевой банки) – алюминий, железо

Белый (изображение блокнота) – бумага, картон

        

(Воспитатель надевает перчатки.  Показывает дошкольникам  предмет, дети помогают педагогу «сортировать» мусор). В течение процесса ребята узнают правила сортировки.

Правила сортировки.

  • Упаковки из-под сока, молочных продуктов, пластиковые бутылки,  нужно полоскать в воде, чтобы не было неприятного запаха.
  • Опасные отходы: батарейки, аккумуляторы, ртутные и энергосберегающие лампы, электроприборы, нельзя отвозить на свалку—их принимают специальные заводы.
  • Алюминий можно утилизировать бесконечно
  • Бутылки из-под масла не утилизируются, трудно вымыть
  • Чеки, салфетки, туалетная бумага, одноразовая бумажная посуда, ячейки из-под яиц, обои, подгузники, пачки от сигарет, бумажные полотенца, носовые платки, баллончики из-под аэрозоля,  фотографии, упаковочная бумага, проездные, пенопласт, зубные щетки, целлофановые пакеты, трубочки для питья, упаковки из-под бритвенных станков не утилизируются! Они уже были изготовлены из вторсырья!

-- Что мы не будем отправлять на утилизацию? (целлофановый пакет, бумажную салфетку, фотографию, чек, баллончик из-под аэрозоля).

--- Что нам делать с пищевыми отходами? (Кормим домашних животных, закапываем в землю для компоста).

--- Вы обращали внимание,  что на упаковках часто нарисованы разноцветные значки? Хотите знать, как они называются, и что обозначают? Это экологические знаки. Такие рисунки указывают, что еда внутри упаковки изготовлена из чистых, натуральных продуктов, без добавок и красителей.

Рассматривание папки-передвижки «Экологические знаки».

(Во второй половине дня проводится дидактическая настольно-печатная игра « Сортировка мусора»).

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4c19dde4fc0646cf8e303538db2879b8&n=13

        



Предварительный просмотр:

Картотека по теме

«Экологические игры»

C:\Users\комп\Desktop\моя папка\_xqiA2kSCAc.jpg

                                                                                                        Составитель:

воспитатель МБДОУ №16

города Невинномысск

Рамазанова Эльмира Казимагомедовна

г. Невинномысск 2021год

5.5 Картотека по теме

«Экологические игры»

Назовите растение

Цель: уточнять знания о комнатных растениях.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

-  Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Две корзины.

На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

Летает, плавает, бегает.

Цель: закреплять знания об объектах живой природы.

Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Вершки – корешки.

Цель: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры:  Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ  именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Угадай, что в мешочке?

Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

Природа и человек.

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Что в корзинку мы берем.

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры: У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Воздух, земля, вода.

Цель:  закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Выбери нужное.

Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

С какой ветки детки?

Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их  по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Живое – неживое.

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

Что это такое?

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

Когда это бывает?

Цель: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы:  на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится  в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Звери, птицы, рыбы.

Цель: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает вещь другому ребенку,  с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Угадай, что где растет.

Цель: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Съедобное – несъедобное.

Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.

Весной, летом, осенью.

Цель:  уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

Что из чего сделано?

Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Угадай - ка.

Цель: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

Чудесный мешочек.

Цель: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Материалы: мешочек.

Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

Что было бы, если из леса исчезли…

Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход  игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Я знаю.

Цель: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Полезные – неполезные.

Цель: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Четвертый лишний.

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;
 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Узнай птицу по силуэту.

Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Кто где живёт?

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Что я за зверь?

Цель: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается. Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д. Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

Экологи.

Цель: закреплять знания детей о природе.
Ход игры: Воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов. Остальные дети будут задавать им вопросы:
1.Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?
2.Для чего природе нужны хищники?
3.Что такое красная книга и для чего она нужна?
4.Для чего люди создают заповедники?
5.Расскажите, как связаны между собой елка, белка,рысь?
6.Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?
и так далее.

В гости к Винни-Пуху.

Цель: освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро  - пользуясь цветными моделями.
Материал: модели частей суток, игрушка Винни-Пух, загадки о частях суток, картинки с изображением частей суток.

Ход игры: Винни-Пух приносит цветную модель частей суток, шепчет: стрелка, стрелка, покрутись! Время суток, покажись! Это утро, это вечер, это день…" Воспитатель спрашивает, что за разноцветный круг у него  и как с ним играть. Винни-Пух раскладывает картинки изображения частей суток и стрелкой указывает на цветные обозначения. Затем загадывает загадки о частях суток.

Путаница.

Цель: формировать у детей понятие о закономерностях в природе, о том, что разрушение этих законов ведет к путанице в природе.
Ход игры:
1 вариант - наглядный: воспитатель раздает детям картины, на которых в изображение вкрались ошибки, предлагает детям рассмотреть их, заметить неточности, исправить их и объяснить, почему они так считают.
2 вариант - словесный - Игра может проводиться на основе литературных текстов - путаниц ли же в форме беседы по вопросам типа: что же будет, если звери поменяются едой, местом жительства, хвостами и т.д.? может ли заяц съесть волка, почему? может ли у зайца быть лисий хвост? Почему? И так далее.

Овощи – худышки и овощи – толстячки.

(игра импровизация)

Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснить и отстоять свою точку зрения.
Ход игры: Воспитатель дает детям задание вспомнить, какие овощи
они знают и разделиться по желанию на овощи - "худышки" и "толстячки", а затем изобразить эти овощи так, чтобы всем сразу стало понятно, что этот овощ - тоненький, а этот - толстенький.
Воспитатель задает детям вопросы:
1.Какой овощ ты изображаешь?
2.Почему ты выбрал именно этот овощ?
3.Почему ты считаешь этот овощ "худышкой" или "толстячком"?

Сам себе огородник.

Цель: развивать у детей схематическое воображение и умение разбираться в планах и схемах.
Ход игры: Воспитатель раздает детям листы бумаги и дает задание: "Представьте, что вам дали дачу (участок под огород). Что бы вы посадили? Почему? Где? Обоснуйте. Сажать можно карточки с изображением овощей, фруктов, ягод и прочие или просто (для более старших детей)составить план - схему дачи, нарисовав ее на бумаге.

Где что зреет?

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

Какие мы все разные.

Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.
Ход игры: Воспитатель дает задание: "Встаньте налево те, кто больше любит море, направо - те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кто любит и море и речку.
Воспитатель задает вопросы:
почему тебе море нравится больше?
почему ты любишь речку?
почему ты остался посередине?
Варианты заданий:
лето-зима;
ромашка-колокольчик;
дождь-снег.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то, и другое - хорошо, надо лишь уметь замечать это хорошее в природе.

        

https://image.freepik.com/free-vector/mixed-forest-with-trees-cartoon-illustration_11460-11378.jpg



Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательский

экологический проект для детей

старшей группы


«Покормите птиц зимой»

                


C:\Users\комп\Desktop\фотки работа\!hello_html_med4e8b1.jpg

                                     

Составитель:

Воспитатель МБДОУ №16

города Невинномысск

Рамазанова Эльмира Казимагомедовна

г. Невинномысск 2021год

5.1 Познавательно – исследовательский экологический проект для детей старшей группы

«Покормите птиц зимой».

Актуальность проекта.

  Птицы приносят людям огромную пользу и радость весь год. В холодное время года  зимующим птицам  очень трудно найти пищу для пропитания, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают.

Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы.

Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь и заботиться об  окружающем  мире.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Участники проекта: воспитанники группы, их родители, воспитатели группы, специалисты.

Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи: 1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимний период. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

4. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.


Основные методы реализации проекта:

– определение темы, постановка цели и задачи;

– определение методов и приёмов работы;

– диагностирование экологического воспитания;

– подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;

– подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

– подбор материала для творческого труда;

– составление перспективного плана.

Основные формы реализации проекта:

– игровая;

– познавательная;

– продуктивная;

– работа с родителями.

Продукт проектной деятельности:

Буклеты; рисунки и поделки детей; фотовыставки; кормушки; картотека стихов, загадок и пальчиковых игр; спортивное развлечение.

Обеспечение:

Методическое:

– «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;

– Программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

Материально-техническое:

– альбом, презентация и слайд-шоу «Зимующие птицы»;

– картинки, иллюстрации с изображением птиц;

– художественные произведения – рассказы, сказки, стихи и загадки о птицах;

- аудиозапись с голосами птиц.

Перспективное планирование проекта «Зимующие птицы»

Неделя 

Прогулка по территории детского сада.

Научить различать и называть зимующих птиц.

Беседа: «Птицы».

 Цели: выяснить причину отлёта птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому птицы улетают туда, где её много.

    Познавательное занятие «Птицы зимой».

 Цели: формировать представление о зимующих и перелетных птицах; учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пище. Углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли и т.д.), классифицировать птиц на зимующих (ворона, сорока и т.д.) и перелетных (ласточка, грач и т.д.) на установление связи между характером корма и возможность его добывания.

   Рисование «Птицы зимой».

Цели: развивать у детей воображение, творчество; учить их рисовать фигурки птиц, используя геометрические формы.

   Художественное слово: В. Берестов «О чём поют воробушки».

Цели: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах.

   Лепка «Снегири на ветке»

 Цели: обогащать знания детей о птицах, лепить птиц, используя различные приемы: скатывание, сплющивание; учить передавать движение.

   Дидактические игры:

 «Птичья столовая».

Цели: учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

«Домашние и дикие».

Цель: учить детей классифицировать птиц на домашних и диких.

Игровое действие: Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой - лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-либо домашнюю птицу, если на лес - дикую

 Игра «Чем питаются птицы».

Цель: учить детей называть, чем питаются птицы.

Игровое действие: Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие кар тинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу. Образец речи детей: «Я сова, я ем мышей. Я курица, я клюю зёрна». И т.д.

      Рассматривание птичьих следов.

Цель: научить различать птичьи следы (в сопоставлении с рисунками птичьих следов).

     Экспериментирование «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы».

Цель: расширить знания детей о птицах, о том, зачем им нужны перья, на что они похожи, какую роль играет перо в жизни птиц.

 

     Просмотр картины «Птичья столовая», иллюстраций зимующих птиц, рассказ воспитателя о зимовании птиц.

Цели: воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

    Изготовление кормушек для птиц совместно с родителями.

Цель: учить детей изготавливать кормушки, прививать любовь к птицам.

Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц: «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели».

Цель: учить составлять рассказ о зимующих птицах, использовать слова: зимующие, корм, кормушки.

    Чтение рассказа

Е. Чарушина «Воробей».

Цель: воспитание любви к природе через художественное слово.

    Экскурсия по «экологической тропе».

Цели: закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц, учить видеть особенности их поведения зимой; воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

 Подвижные игры: «Кто что делает?»

Цели: Расширение глагольного словаря (сидит, летит, ходит, клюет). Закрепление умения ловить и бросать мяч.

Оборудование. Мяч среднего размера.

Описание. Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и предлагает им встать в круг.

Воспитатель. Сейчас я буду называть птицу и бросать мяч. Тот, кто поймает мяч, должен придумать и сказать, что делает эта птица.

Ворона. (Бросает мяч ребенку)

Ребенок. Сидит. (Бросает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Воробей. (Бросает мяч ребенку.) 2-й ребенок. Летит. (Бросает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Грач. (Бросает мяч ребенку.) 3-й ребенок. Ходит. (Бросает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Голубь. (Бросает мяч ребенку) 4-й ребенок. Клюёт. (Бросает мяч воспитателю.)

  «Голубь».

Цель: упражнять в произношении звуков «Л» и «Р».

Ход игры. Дети  выбирают «ястреба» и «хозяйку». Остальные дети – «голуби». «Ястреб» становится в стороне, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш!» Они разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули-гули-гули», и «голуби» слетаются к ней. Тот, кого «ястреб» поймал, выполняет его роль, а прежний «ястреб» становится «хозяйкой».

«Лягушки и цапля».

Цели: упражнять в быстром беге и прыжках в длину; развивать физические качества – ловкость, быстроту.

Ход игры.В середине площадки рисуется болото, в котором живут лягушки. По сторонам площадки нарисован ручей, в стороне – гнездо цапли. По сигналу ведущего «Лягушки прыгают в болоте!» играющие бегают и прыгают по площадке, изображая лягушек. По сигналу «Цапля идет!» «цапля», перешагнув ручей, прыгает и ищет «лягушек». «Лягушки», спасаясь от «цапли», перепрыгивают «ручеек», стараясь спрятаться. «Цапля» пытается поймать «лягушек».

«Воробьи и вороны»

Цель: Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

     Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П.И. Чайковского «Времена года».

Цель: научить детей различать голоса птиц через музыкальное произведение.

    Загадки по теме «Зимующие птицы»

Цели: развивать способность наблюдать поведение птиц в природе, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет, повадки и т.д.), и уметь отгадывать их по их описанию.

Физкультурное развлечение «Птицы — наши друзья»

Цель:
Совершенствовать физические качества детей.

Задачи:
1. Воспитывать у детей потребность в движении.

2. Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции.
3. Воспитывать доброту, отзывчивость, желание помогать другим в играх.

Результаты реализации проекта


В ходе реализации данного проекта у детей:

– обогатилась предметно-развивающая среда в группе: была собрана картотека с иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками, презентациями о зимующих птицах;

– сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;

– дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных  ситуациях;

– родители вместе со своими детьми приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях и стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

5.2 Фотоматериалы проектной

деятельности

        «Покормите птиц зимой»


C:\Users\комп\Desktop\фотки работа\IMG_0557.JPG

                

C:\Users\комп\Desktop\фотки работа\IMG_0572.JPGC:\Users\комп\Desktop\фотки работа\IMG_0562.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои впечатления об участии в муниципальном этапе Всероссийского конкурса "Воспитатель года России - 2016"

В статье автор делится своими впечатлениями и мыслями об участии в конкурсе профессионального мастерства....

Фотоотчёт участия в Муниципальном этапе краевой акции "Столовая для пернатых".

Фотоотчёт в формате презентации "Столовая для пернатых"....

Конкурсные материалы участников муниципального этапа краевого Конкурса «Читающая мама – читающая страна».

Номинация :«Читающая мама – Читающая страна»Тема : «Творчество К. И. Чуковского» в рамках проекта «Читаем вместе с мамой». автор: Надденная Олеся Николаевна...

Благодарность за активное участие в муниципальном этапе краевого детско-юношеского тематического конкурса "Пожарная ярмарка".

Благодарность за активное участие в муниципальном этапе краевого детско-юношеского тематического конкурса "Пожарная ярмарка"....

Участие в муниципальном этапе конкурса «Детский сад года – 2022» Номинация: «Молодые профессионалы»

Заявка воспитателя Медведевой Оксаны Игоревны номинация «Молодые профессионалы»1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯУчастник конкурсаФамилия, имя, отчество: Медведева Оксана ИгоревнаДолжность: воспитательДа...

РМО. 16 декабря 2023г. Тема: Участие учителей-логопедов ДОУ в муниципальном этапе краевого конкурса «Учитель-дефектолог-2023» в номинации «Логопед года»

Обсуждение положения конкурса «Учитель-дефектолог-2023». Выдвижение кандидатур для участия в муниципальном этапе конкурса. Создание инициативной творческой группы для оказания помощи и сод...