Картотека опытов с детьми старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Природа- это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov.docx | 290.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Вода прозрачная» Перед детьми стоят 2 стаканчика: один с водой другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет. См. Т.М. Бондаренко стр.131. | «У воды нет вкуса» Предложите детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: есть ли у нее вкус? Цель: доказать детям, что у воды нет вкуса. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Её человек пить не может. См. Т.М. Бондаренко стр.131. |
«У воды нет запаха» Предложите детям понюхать воду и сказать чем пахнет (или совсем не пахнет). Из самых лучших побуждений они начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья. См. Т.М. Бондаренко стр.131. | «Лед – твердая вода» Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду. Дети должны следить за состоянием сосулек в теплом помещении. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по велечине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед, снег – это тоже вода. См. Т.М. Бондаренко стр.131. |
«Пар – это тоже вода» Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще что пар это вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. См. Т.М. Бондаренко стр.132. | «Вода – жидкая, может течь» Дайте детям 2 стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. См. Т.М. Бондаренко стр.132. |
«В воде одни вещества растворяются, другие нет» Возьмите 2 стаканчика с водой. В один из них полжат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка и размешаем. Что теперь произошло? Покажите что сахарный песок растворился в воде. См. Т.М. Бондаренко стр.132. | «Вода бывает теплой , холодной, горячей» Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть пальчиком попробуют и определят в каком самая холодная и в каком самая теплая. В водоемах вода разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные. См. Т.М. Бондаренко стр.132. |
«Вода не имеет формы» Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед – твердая вода). Какой формы этот кусоче льда? Изменит ли он свою форму если мы опустим его в миску? А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, миску тарелку… . Что происходит? Вода принимает того предмета, в котором находится. Значит жидкая вода не имеет формы. См. Т.М. Бондаренко стр.133. | «Вода нужна всем» Дайте каждому ребенку две горошинки или две фасолинки.одну они положат на блюдце в намоченную ватку и будут постоянно поддерживать ее ва влажном состоянии. Другую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет смачиват вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например на подоконнике. В какой из горошин появится росточек? Почему? См. Т.М. Бондаренко стр.134. |
«Растения пьют воду» Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду. См. Т.М. Бондаренко стр.134. | «У растения внутри есть вода» Для доказательства возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды. Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются? Вода ушла из засушенного цветка, испарилась. См. Т.М. Бондаренко стр.134. |
«Лед легче воды» Опусти кусочек льда в стакан до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не польется через край. Вывод: Вода в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее. См. Т.М. Бондаренко стр.134. | «Друзья - враги» Масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета. Мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой. См. Т.М. Бондаренко стр.134. |
«Спичка - пленница» Положи спичку на лед. Насыпь сверху немного соли, и ты увидишь как спичка вмерзнет в лед. Соль заставляет лед таять но образующаяся вода тут же замерзает. См. Т.М. Бондаренко стр.134. | «Двухцветный цветок» Расцепи стебель белого цветка на две части и каждую половинку погрузи в подкрашенную воду. Через несколько часов цветок станет двухцветным. Внутри стебля имеются маленькие каналы, по которым подкрашенная вода впитывается цветком. См. Т.М. Бондаренко стр.135. |
«Спичечные бега» Положи 4 спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхности воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка. Положи кусок сахара в середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички. Повтори опыт с мылом, спички разбегутся, мыло изменяет поверхность воды, и отталкивает спички. См. Т.М. Бондаренко стр.135. | «Как выйти сухим из воды» Сомни бумагу и положи ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду. А теперь вынь стакан, бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом. См. Т.М. Бондаренко стр.135. |
«Животворное свойство воды» Заранее срежьте веточки быстрораспускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут. См. Т.М. Бондаренко стр.135. | «Поверхностное натяжение воды» Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды. Вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность слегка изогнется. См. Т.М. Бондаренко стр.135. |
«Кораблик плывет по воде» Сделайте из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместите его в ванночку и подуйте на парус, чтобы дети понаблюдали, как кораблик плывет по воде. Вы можете вместе с детьми моделировать разные ветры: нежный, мягкий, буйный. См. Т.М. Бондаренко стр.136. | «Капельки» Возьмите очень мелкий песок, пыль или муку и сбрызните водой: можно увидеть как образуются шарики – капельки, т.е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капельки воды и образуют одну большую каплю – шарик. См. Т.М. Бондаренко стр.136. | ||
«Радуга» Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово радуга? См. Т.М. Бондаренко стр.136. | «Вода защищает растения от низких температур» Сверните фольгу так, чтобы она смогла служить подобием пенальчика для термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец его оставался снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочите водой. Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в морозилку. Минуты через 2 сравните показания термометров. Термометр обернутый мокрой салфеткой показывает большую температуру. См. Т.М. Бондаренко стр.136. | ||
«Замерзшая вода двигает камни» В отличии от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода прежде всего разрушает наименее прочные камни. На дорогах из-за этого могут образоваться выбоины. См. Т.М. Бондаренко стр.137. | «Встреча с ручейком» Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложив нижний конец к блюду или мисочке. В результате у вас должна получится модель наклонного русла ручейка и пруда или озера. Возьмите емкость с водой и лейте воду небольшой струйкой. Положите немного мелких камней, создавая преграду для воды. Так вы сможите добиться эффекта журчащих струек. См. Т.М. Бондаренко стр.137. | ||
«Капельки» Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает. См. Т.М. Бондаренко стр.137. | «Вода способна смачивать и очищать предметы» Она без запаха, вкуса и цвета. Но всеми учеными признано это: С любого грязнули всю грязь без следа Смоет обычная наша вода. См. Т.М. Бондаренко стр.137. |
«Превращение в воду» Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некотрое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду. См. Т.М. Бондаренко стр.138. | «Иней» Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней. См. Т.М. Бондаренко стр.138. |
«Воздух» Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. См. Т.М. Бондаренко стр.138 | «Пузырьки воздуха» Опустить стакан в банку с водой, но держать его, немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. См. Т.М. Бондаренко стр.138 |
«Ветер – это движение воздуха» В холодную погоду приоткройте дверь на улицу. Зажгите 2 свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Определите куда наклоняется пламя свечей. Вверху теплый из комнаты, внизу холодный в комнату. Там где двигаются и встречаются теплый и холодный См. Т.М. Бондаренко стр.138 | «Ветер» Прикрепить над батареей тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Теплый и холодный ветра встретятся и образуют ветер, полоски бумаги задвигаются. См. Т.М. Бондаренко стр.139 |
«Волны» Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В лаждой мисочке – свое море. Красное, желтое, черное… подкрасте воду. Дети – это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны. См. Т.М. Бондаренко стр.139 | «Буря» Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики поплывут. Что происходит с корабликом если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть крушение. См. Т.М. Бондаренко стр.139 |
«Ветер – это движение воздуха» Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух, ветер начинает тоже двигаться. Ветер – это движение воздуха. См. Т.М. Бондаренко стр.139 | «Ветер» А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? См. Т.М. Бондаренко стр.140. |
«Песок путешествует по пустыне» Поставьте перед каждым ребенком стекляную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке – это личная пустыня каждого ребенка.Несильно, но довольно долго дуем на песок. Что происходит? Сначала появляются волны, Если дуть подольше, то песок из одного места перемистится в другое. Так же происходит в настоящих пустынях. См. Т.М. Бондаренко стр.140. | «Гром и молния» Опыт проводить в темной комнате. Понадобятся 2 надутых шарика. Шарики натрите чем набудь шерстяным. Постепенно приближайте их друг к другу. Между ними проскакивают искры – как и молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание, как гром. См. Т.М. Бондаренко стр.140. |
«Летающие семена» Покажите детям как падают 2 разных семечка. Например фасолинка и семечко клена. Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости падения. См. Т.М. Бондаренко стр.140 | «Пламя загрязняет воздух» Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над этим пламенем стекло. Через некоторое время вы увидите что оно снизу почернело – покрылось слоем копоти. См. Т.М. Бондаренко стр.141 |
«Живая змея» Вырежте из тонкой бумаги змею. Подвесьте ее над кастрюлей с горячей водойю. Змея начнет подниматься вверх. Горячий воздух легче холодного: поднимаясь, он увлекает за собой бумагу. См. Т.М. Бондаренко стр.141. | «Стакан непроливайка» Положи карту на стакан с водой. Придерживая карту рукой, быстро переверни стакан и убери руку: карта будто приклеилась к стакану. См. Т.М. Бондаренко стр.141. |
«Прыгающая монетка» Положи на бутылку монету и поставь ее в очень горячую воду.Монета подпрыгнет. Объем нагретого воздуха резко увеличится. Не умещаясь в бутылке, он с силой давит на монету. См. Т.М. Бондаренко стр.141. | «Яйцеглотатель» Положи в графин бумажку и подожги ее. Сверху нв горлышко положи крутое, очищенное от скорлупы яйцо: его засосет внутрь. При горении воздух в бутылке разрежается, и под давлением наружного воздуха яйцо засасывается. См. Т.М. Бондаренко стр.141. |
«Капризы пламени» Дунь в бутылку и зажми горлышко большим пальцем. Поднеси бутылочку к пламени свечи и отпусти палец: свеча погаснет. Сжатый воздух вырвался наружу и погасил пламя. Дунь на свечу через воронку: свеча все равно горит. Воздух скользит вдоль стенок воронки, не задевая пламя. Поставь перед горящей свечой бутылку и дунь на нее: свеча погаснет. Разделившийся на 2 потока воздух затем соединился и погасил свечу. См. Т.М. Бондаренко стр.141. | «Движение воздуха» Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руку. Что чувствуете? Все эти ощущения вызваны движением воздуха. См. Т.М. Бондаренко стр.142. |
«В воде есть воздух» Возьмите стакан с водой. Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте. Что наблюдаете? Откуда пузырьки? Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков. См. Т.М. Бондаренко стр.142. | «В воде появляются пузырьки воздуха» Рассмотрите губку. Что видите? (Дырочки, отверстия.) Что в этих дырочках? (Воздух.) Что случится если губку погрузить в воду? В воде появятся пузырьки, воздух из дырочек будет выходить в воду. См. Т.М. Бондаренко стр.142. |
«Парашют» Сделайте маленький парашют. Покажите, что когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно. См. Т.М. Бондаренко стр.142. | «Воздух невидим» Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. См. Т.М. Бондаренко стр.142. |
«Воздух имеет вес» Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики. Чаша с надутым шариком перевесит. См. Т.М. Бондаренко стр.142. | «Воздух при нагревании расширяется» Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко ненадутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому что воздух при нагревании расширяется. При охлаждении же воздух сжимается. См. Т.М. Бондаренко стр.141.
|
«Воздух занимает место» Налейте полмиски воды. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом. Погрузите стакан в воду. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом. Воздух находящийся в стакане не дает воде заполнить его. См. Т.М. Бондаренко стр.143. | «Ветры» Моделируйте разные ветры с маленьким корабликом: Мягкий, свирепый ветер, нежный, буйный и т.д. См. Т.М. Бондаренко стр.143. |
«Посев семечка» Возьмите глубокий лоток любой формы. Приготовьте почву. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения. Полейте водой и поставьте в теплое место. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, а затем за появившимсыя ростком. См. Т.М. Бондаренко стр.143. | «Сыпучий песок» Возьмите чистый песок и насыпьте ег в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он сыпучий. См. Т.М. Бондаренко стр.143. |
«Песок может двигаться» Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом Возникают сплавы. Движение песка похоже на течение. См. Т.М. Бондаренко стр.144. | «Свойства рассеянного песка» Рассеянный песок заметно плотнее, чем набросанный. Это свойство хорошо известно строителям. См. Т.М. Бондаренко стр.144. |
«Своды и тоннели» Понадобится трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимаем трубочку и видим, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют дополнительные своды. См. Т.М. Бондаренко стр.144. | «Свойства мокрого песка» Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом. См. Т.М. Бондаренко стр.144. |
«Песочные часы» Проследить, как просыпается песок, ощутить длительность минуты. См. Т.М. Бондаренко стр.145. | «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропскает воду» Укрепите в штативах 2 одинаковые воронки и поставьте под них стаканы. В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолченную глину. Налейте в обе воронки доверху воды. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок – сыпучее вещество, глина состоит из мелких частичек сильно скрепленных между собой. См. Т.М. Бондаренко стр.145. |
«Как разрушаются горы» Накалите кусочек гранита в пламени спиртовки и бросьте в стакан с холодной водой. Через 1 – 2 минуты выньте кусочек из воды, снова нагрейте его и опять опустите в холоднуюводу. Проведите еще раз нагревание и охлаждение гранита. Теперь попробуйте разломить кусочек гранита. Он будет крошиться на мелкие части. Это происходит потому что при нагревании частички гранита расширяются, а при охлаждении сжимаются. В результате гранит становится непрочным. См. Т.М. Бондаренко стр.145. | «Как передвигается вода в почве» Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или жестяную банку от консервов с отверстием на дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднмается из более глубоких слоев почвы. См. Т.М. Бондаренко стр.145. |
«Влияние состава почвы на рост растений» Набрали для опыта в ведерки: песок, глину, почву. Рассмотрели семена фасоли. Затем посадили фасоль в три горшка с соответствующим содержанием. Сравнили прохождение воды через песок, глину и чернозем. Песок сразу весь намок, глина почти не пропустила воду, а чернозем пропускал воду хуже чем песок, но в итоге тоже намок. Заботливо ухаживаем за растениями во всех 3 горшках, но результат будет разный. См. Т.М. Бондаренко стр.146. | «Песок – рыхлый» Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги.Песок сыплется легко. Попробуем то же самое с глиной. Песок сыплется гораздо легче. Вывод: песок – рыхлый, в отличие от глины. См. Т.М. Бондаренко стр.146. |
«Частички песка и глины» Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу. См. Т.М. Бондаренко стр.146. | «Песок и глина под действием ветра» Создайте в банке сильный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем так же на комочки глины. Они сдуваются труднее или совсем не двигаются. См. Т.М. Бондаренко стр.146. |
«Сажаем палочку » Возьмем палочку и попробуем посадить ее по очереди в песок и глину. Сухая глина твердая, палочку в нее поместить сложно, а вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче. См. Т.М. Бондаренко стр.147. | «Мокрые песок и глина» Нальем воду в 2 стаканчика: с песком и глиной. Попробуем «посадить» палочки в стаканчики. Легче воткнуть палочки во влажные песок и глину чем в сухие. См. Т.М. Бондаренко стр.147. |
«Вязкость глины» Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Затем попробуем это же с влажным песком. С глиной работать легче. Дадим шарикам высохнуть. Глиняные шарики стали крепкими, а песчаные развалились. См. Т.М. Бондаренко стр.147. | «Определение возможности проживания в пустыне верблюдов, неделями обходящихся без воды» Подышите на зеркало, зеркало затуманивается, так как на нем оседают мельчайшие капельки влаги. Воздух, выдыхаемый человеком содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а частьзадерживается. Но носовой канал у человка относительно прямой и короткий. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря чему значительная часть водяных паров задерживается в носу верблюда. См. Т.М. Бондаренко стр.148. |
«Как кошка языком чистит себе шерстку» Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нем расположены жесткие бугорки, особенно заметные посередине. Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с нее пыль, грязь и выпавшие волоски. См. Т.М. Бондаренко стр.148. | «Как маскируются животные» Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от ццвета листвы или травы. См. Т.М. Бондаренко стр.149. |
«Определение возраста рыбы» Материал: Рыбья чешуя, бумага темного цвета, увеличительное стекло. Положить чешую на бумагу. Через увеличительное стекло рассмотреть колечки на чешуйках. Сосчитать светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца на стволе дерева, кольца на чешйках рыб образуются по одному в год. См. Т.М. Бондаренко стр.149. | «Жизненный цикл мушек» Очистите банан и положите его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на 3 дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение 2 недель наблюдайте за банкой. Через несколько дней вы увидите ползающих личинок. Позже личинки превратятся в куколки, из которых появятся мушки См. Т.М. Бондаренко стр.149. |
«Как змея меняет кожу» Змее приходится сначала прорвать кожу на голове возле пасти. Для этого она трется головой обо что нибудь твердое. Прорвав кожу, змея находит камень или палку, цепляет за них край старой кожи и выползает из нее, оставив за собой вывернутую наизнанку старую кожу. Змея меняет кожу, так как старая становится тесной и притирается. Молодые змеи чаще меняют кожу. См. Т.М. Бондаренко стр.150. | «Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров» Возьмите 2 маленьких одинаковых зеленых растения в горшочках. Поместите одно растение на солнце, а другое – в темный шкаф. Оставьте растения на неделю. Сравните их цвет. Растение, находившееся в шкфу, стало бледнее по цвету и увяло. См. Т.М. Бондаренко стр.150. |
«Влияние силы тяжести на рост растений» Возьмите домашнее растение, несколько книг. Положите горшок с цветком набок на книги. В течение недели наблюдайте за положением листов и стеблей. Стебли и листья поварачиваются кверху. В растении содержится ростовое вещество ауксин, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Часть, где накопился ауксин, растет энергичнее, и стебель тянется вверх. См. Т.М. Бондаренко стр.150. | «Выращивание растений из морковных верхушек» Наполните емкость песком. Обильно полейте водой. Посадите верхушки моркови в песок срезами вниз. Поставьте на свет. Поливайте в течение недели. На верхушках вырастут зеленые стебли, листья. См. Т.М. Бондаренко стр.150. |
«Растение может обеспечивать себя питанием» Полейте растение. Поставьте горшочек с растением целиком в банку. Плотно закройте банку крышкой. Поставьте банку в светлое место, где бывает солнце. Не открывайте банку в течение месяца. На внутренней поверхности банки регулярно появляются капельки. Цветок продолжает расти. Капельки воы – это испарившаяся из почвы и самого растения влага. См. Т.М. Бондаренко стр.151. | «В розовом ростке спрятан целый дуб» Принести в группу желуди. Оставить в тепле. Через некоторое время разломить желудь. Что видите? (Желудь пророс.) В розовом ростке спрятан целый дуб. См. Т.М. Бондаренко стр.150. |
«Желуди – семена дуба» Желудь с трещинкой сажаем в ящик. Поливаем. Ставим в теплое место, к свету. Наблюдаем, когда появится росток с резаными листьями. А из чего вырастет новое растение? Из семечка. Значит, желуди – семена дуба. См. Т.М. Бондаренко стр.151. | «Корень – устойчивость дерева» Возьмите коробочку с песком, поставьте в нее модель ствола дерева, без разветвленных корней, подуйте так, чтобы палочка упала. После этого возьмите другую модель дерева, с корневой системой, укрепите в песке. Подуйте. Обратите внимание, что во втором случае палочка более устойчива. См. Т.М. Бондаренко стр.151. |
«Корень имеет тонкие волоски, по которым впитывается вода в основной корень» Возьмите тарелочку с подкрашенной водой, опустите туда марлю. Понаблюдайте как постепенно вода поднимается вверх, окрашивая все выше и выше материал. Подскажите детям, что корни имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода. См. Т.М. Бондаренко стр.151. | «Ветер расселяет деревья по новым местам» Возьмите семена клена, ясеня и сосны и отпустите их. Наблюдайте за полетом семян, чтобы легче было представить, как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам. См. Т.М. Бондаренко стр.152. |
«Дыхание листа» Возьмите цветок в горшке и намажьте толстый слой вазелина на верхнюю поверхность четырех листочков. Намажьте толстый слой вазелина на нижнюю поверхность других четырех листочков. Наблюдайте. Листья на которых вазелин был снизу, завяли, тогда как другие не пострадали. Отверстия на нижней поверхности листьев служат для движения газов внутрь листа и наружу. Вазелин перекрыл доступ воздуха в лист. См. Т.М. Бондаренко стр.152. | «Влияние солнечного света на жизнь на Земле» Кладут 2 камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее. См. Т.М. Бондаренко стр.152. |
«На солнце вода испаряется быстрее чем в тени» Наливают в 2 блюдца воду – одно блюдце ставят на солнце, другое - в тень. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода. На солнце вода испаряется бысрее, чем в тени. См. Т.М. Бондаренко стр.152. | «Почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом» Материал: чистая литровая стекляная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин. Путем проведения опыта описанного в книге показать детям, что свет исходящий от небесных тел, проходит черех земную атмосферу, прежде чем дойти до нас. См. Т.М. Бондаренко стр.153. |
«Из каких лучей в действительности состоит солнечный луч» Материал: противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги. Проведите опыт описанный в книге. См. Т.М. Бондаренко стр.153. | «Установить как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха» Материал: 2 термометра, настольная лампа, длинная линейка. Проведите опыт описанный в книге. См. Т.М. Бондаренко стр.153. |
«Чем ближе, тем быстрее» Материал: пластилин, линейка, рейка метровой длины. Скатайте из пластилина 2 шарика размером с грецкий орех, поместите один на конец линейки, а другой на конец рейки. Поставьте линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Одновременно отпустите линейку и рейку. Линейка падает первой. Пластилиновому шарику, прилепленному к рейке, падать дальше, чем шарику на линейке. См. Т.М. Бондаренко стр.154. | «На ярком фоне» Поверните настольную лампу лампочкой к себе и включите. Держите карандаш на расстоянии вытянутой руки от себя и в 15 см от вклченой лампочки. На карандаше нельзя прочитать надпись и трудно различить его цвет. Свет от лампы такой яркий, что очень трудно рассмотреть поверхность карандаша. Точно так же из-за ослепительного света Солнца трудно изучить планету Меркурий. См. Т.М. Бондаренко стр.154. |
«Солнце на экране» Материал: большая коробка, ножницы, бинокль, картонка размером с открытку, клейкая лента, фольга, лист белой бумаги. Проведите опыт описанный в книге. См. Т.М. Бондаренко стр.154. | «Мяч светит отраженным светом» Зажжем в темной комнате электрический фонарь и его свет направим на белый мяч. Если смотреть нв мяч из темноты, то он кажется ярким. Свет фонаря освещает мяч и отражается от него. Такой свет называется отраженным. Если фонарь погастиь, то мяч в темноте становится невидимым, потому что он не излучает собственного света. См. Т.М. Бондаренко стр.155. |
«Тень» Встаньте между зажженной лампой и стеной на довольно большом расстоянии от лампы. Свет от лампы не может пройти через ваше тело. На стене образуется тень. Если бы лучи света не были прямолинейны, то они могли бы обогнуть тело, и никакой тени не было бы. См. Т.М. Бондаренко стр.155. | «Зефир и солнце» Кладите зефир в стакан пока он не наполнится до краев. Взвесте стакан. Пальцами сомните зефиринки и придавите их ко дну стакана. Кладите на освободившееся место новые зефиринки, спрессовывая их и тем самым освобождая место для новых. Продолжайте пока стакан не наполнится. Снова взвесьте стакан. Стакан со спрессованным зефиром весит больше. Этот опыт показывает, почему вещество в ядре Солнца имеет более высокую плотность, чем на его поверхности. См. Т.М. Бондаренко стр.155. |
«Твердые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении» В гладкую деревянную дощечку вбейте две булавки так, чтобы между ними едва проходила монета. Возьмите монету и нагрейте ее на огне. Теперь монета между булавками не проходит. От нагревания она расширяется. Через несколько минут она остынет, сожмется и снова будет легко проходить между булавками. Не только монета, но и другие твердые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении. См. Т.М. Бондаренко стр.155. | «Волшебная монета» Попроси своего друга взять одну из монет, сжать ее в руке и, немного подержав, положить на стол. А теперь попробуй отличить ее от других. Потрогай все монеты: та, которую держал твой друг, будет самой теплой, металл быстро нагревается и сохраняет тепло. См. Т.М. Бондаренко стр.156. |
«Монета в стакане» Поместите картонку на стакан. Положите монету на картонку по центру. Щелкните по картонке ральцем. Картонка быстро движется вперед, а монета падает в стакан. Когда мы щелкнули пальцем по картонке, она соскользнула под неподвтжно лежащей монетой, и монета упала под влиянием силы тяжести. См. Т.М. Бондаренко стр.156. | «Зеленые монетки» Сложите салфетку пополам, а потом еще раз, чтобы получился квадрат. Положите салфетку на блюдце. Налейте в блюдце столько уксуса, чтобы салфетка намокла. Положите на мокрую салфетку монетки. Подождите сутки. Монетки позеленели. Уксусная кислота вступает в реакцию с медью, из которой сделаны монеты. Образуется уксуснокислая медь – тот самый зеленый налет. См. Т.М. Бондаренко стр.156. |
«Звучащая монета» Материал: 2 – литровая бутылка из – под газировки, монета размером с диаметр горлышка, стакан воды. Проведите опыт описанный в книге. См. Т.М. Бондаренко стр.156. | «Стальной барьер» Положите скрепки на стол и накройте их листом фольги, а сверху пололжите магнит. Приподнимите шпатель с магнитом и посмотрите, сдвинулись ли скрепки. Положите скрепки под шпатель. Поместите на шпатель магнит. Поднимите шпатель с магнитом и посмотрите, сдвинулись ли скрепки. Магнит притягивает скрепки через фольгу, а через шпатель нет. См. Т.М. Бондаренко стр.157 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов с детьми среднего дошкольного возраста
В данной работе полно расписаны конспекты по ознакомлению детей со свойствами воды, песка, воздуха, света и природных материалов....
Картотека опытов с детьми старшего дошкольного возраста
Дети очень любят учиться чему-то новому, экспериментировать и проводить опыты с новыми вещами. Несомненно, такие занятия очень полезны для детского развития в любом возрасте!...
Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста
Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Опыты с водой Опыт №1 Тема. «Как вода отражает предметы?» Цель. Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Разви...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Опытно-экспериментальная деятельность является одной из главных в процессе всестороннего развития личности ребенка. В ходе экспериментирования развивается наблюдательность, аккуратность, усидчивость, ...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной работе подборка игр экспериментов с водой , песком, глиной и землёй для детей среднего дошкольного возраста...
Картотека опытов с детьми среднего дошкольного возраста
Картотека опытов с детьми среднего дошкольного возраста...