Консультация
консультация по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Анти-игрушки»
ИГРУШКА — ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ ВСЕГО БОГАТСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА, ОНА ЖЕ ПОКАЗАТЕЛЬ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ САМОЙ КУЛЬТУРЫ — ДЛЯ ВЗРОСЛОГО. ПОЭТОМУ ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ НАС, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ЛЮДЕЙ САМЫХ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ, ЗНАТЬ ЭТИ ТЕНДЕНЦИИ, ИХ ЦЕННОСТНЫЙ ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ НАШЕ ДВИЖЕНИЕ С ДЕТЬМИ В НАПРАВЛЕНИИ ДОБРА, КРАСОТЫ И ИСТИНЫ ИЛИ В ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ СТОРОНУ. ОТ НАС, ВЗРОСЛЫХ, ЗАВИСИТ, ЧТО ОКАЖЕТСЯ СЕГОДНЯ В РУКАХ НАШИХ ДЕТЕЙ — ИГРУШКИ ИЛИ АНТИИГРУШКИ.
Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка – это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Какая же она – современная игрушка? И какой она должна быть? Может эта статья поможет родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек, заставит задуматься перед покупкой очередной куклы или машинки: а нужна ли она моему ребенку? Какую психологическую и педагогическую информацию она несет в себе? Словом, поможет понять: игра – дело серьезное.
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Современные девочки и мальчики, те самые для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле «разучиваются» конструктивно играть. Изменились и само качество, сама суть детской игры. Оказалась прерванной многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому.
Серийная игрушка, с которой чаще всего, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Такая игрушка по духу своему противостоит креативной (развивающей) игрушке, той которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностному росту, которая не требует однозначного способа обращения с ней, а напротив, провоцирует многообразие стратегий поведения. Это игрушки – конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палка и пр.
Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.
Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учить добру, красоте, мудрости.
Сегодня на прилавках магазинов трудно найти игрушки, стимулирующие развитие военно-патриотического сознания.
Игрушка - это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка.
Настольные игры: добрые старые кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор – эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим поколениям детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки. Преимущество настольных игр в том, что они предусматривают совместную деятельность, а значит, дают ребенку возможность позитивного общения со сверстниками.
Что можно сказать про мягкую игрушку? Самое главное ее назначение – дарить малышу нежность. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страхов. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа.
Конструктор «Лего»: это яркие, красочные, экологически чистые игрушки, которые предполагают конструирование разнообразных сюжетов-картин. Конструктор развивает мышление, тренирует мелкую моторику руки.
Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходит как бы «на все готовое». Дети оказываются в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой – комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. В девочках дошкольного возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Кукла – это маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т. е. ощущать себя на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.
Игрушка | Антиигрушка |
Привлекательна, красочна, красива | Безобразна, отталкивающе выглядит |
Динамична (детали подвижны, настроение или действие не зафиксировано) | Статична (застывшая поза, неизменное состояние и настроение). Например, кукла, которая постоянно плачет, свинка с морковкой во рту, пупс с ручками и ножками, надежно припаянными к телу) |
Выдержан масштаб (например, не может быть громадного по размерам зайца – его будет практически невозможно использовать в игре с другими животными, он будет страшнее любого волка и лисы) | Масштаб не выдержан, игрушку сложно включить в игру с другими предметами. Знаете, продается такая «голова для экспериментов парикмахера» - голова и заколки к ней. Ее никак не включить в игру, с ней можно только упражняться в плетении косичек и создании начесов. А для ребенка тренировка – не главное. Девочка с большим удовольствием получит в подарок куклу с длинными волосами, а к ней набор настоящих резиночек и заколок. И это будет не просто «терпеливый клиент», это будет дочка, сестренка, подружка. У детей дошкольного возраста есть одна особенность, о которой важно знать: они одухотворяют игрушки, наделяют их настроением, судьбой. Какая судьба у «оторванной» головы, а? |
Соединение различных материалов в игрушке (это оживляет игрушку, делает интереснее, подсказывает возможные игровые действия: протереть стеклянные окошки, загнуть проволочный хвостик обезьянки и подвесить ее на дерево) | Один материал в игрушке (литая пластиковая машина не вызовет такого отклика у ребенка, как машина с прозрачными окошками, яркими фарами и открывающимися дверцами) |
Игрушка учитывает возрастные возможности ребенка и его интересы (например, в полтора года интересно самому возить грузовик за веревочку, а не следить за передвижениями заводной машины) | Игрушка не учитывает силы и возможности ребенка (слишком большая, тяжелая, громкая) |
Есть значительное сходство с реальным предметом или объектом (особенно важно для детей с 6 лет) | Искажает реальность (зеленая лошадь, фиолетовые волосы у куклы) |
Помогает проигрывать впечатления от реальной жизни | Заменяет, подменяет реальность (помните, были электронные питомцы «Тамагочи»?), заменяет или мешает общению |
Закладывает первоначальные понятия о красивом и добром | Символизирует смерть, разрушение, провоцирует агрессию (маски-монстры, скелеты, черепа) |
Игрушка серьезно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой. Опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Анти-игрушки»
ИГРУШКА — ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ ВСЕГО БОГАТСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА, ОНА ЖЕ ПОКАЗАТЕЛЬ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ САМОЙ КУЛЬТУРЫ — ДЛЯ ВЗРОСЛОГО. ПОЭТОМУ ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ НАС, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ЛЮДЕЙ САМЫХ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ, ЗНАТЬ ЭТИ ТЕНДЕНЦИИ, ИХ ЦЕННОСТНЫЙ ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ НАШЕ ДВИЖЕНИЕ С ДЕТЬМИ В НАПРАВЛЕНИИ ДОБРА, КРАСОТЫ И ИСТИНЫ ИЛИ В ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ СТОРОНУ. ОТ НАС, ВЗРОСЛЫХ, ЗАВИСИТ, ЧТО ОКАЖЕТСЯ СЕГОДНЯ В РУКАХ НАШИХ ДЕТЕЙ — ИГРУШКИ ИЛИ АНТИИГРУШКИ.
Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка – это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Какая же она – современная игрушка? И какой она должна быть? Может эта статья поможет родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек, заставит задуматься перед покупкой очередной куклы или машинки: а нужна ли она моему ребенку? Какую психологическую и педагогическую информацию она несет в себе? Словом, поможет понять: игра – дело серьезное.
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Современные девочки и мальчики, те самые для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле «разучиваются» конструктивно играть. Изменились и само качество, сама суть детской игры. Оказалась прерванной многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому.
Серийная игрушка, с которой чаще всего, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Такая игрушка по духу своему противостоит креативной (развивающей) игрушке, той которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностному росту, которая не требует однозначного способа обращения с ней, а напротив, провоцирует многообразие стратегий поведения. Это игрушки – конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палка и пр.
Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.
Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учить добру, красоте, мудрости.
Сегодня на прилавках магазинов трудно найти игрушки, стимулирующие развитие военно-патриотического сознания.
Игрушка - это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка.
Настольные игры: добрые старые кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор – эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим поколениям детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки. Преимущество настольных игр в том, что они предусматривают совместную деятельность, а значит, дают ребенку возможность позитивного общения со сверстниками.
Что можно сказать про мягкую игрушку? Самое главное ее назначение – дарить малышу нежность. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страхов. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа.
Конструктор «Лего»: это яркие, красочные, экологически чистые игрушки, которые предполагают конструирование разнообразных сюжетов-картин. Конструктор развивает мышление, тренирует мелкую моторику руки.
Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходит как бы «на все готовое». Дети оказываются в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой – комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. В девочках дошкольного возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Кукла – это маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т. е. ощущать себя на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.
Игрушка | Антиигрушка |
Привлекательна, красочна, красива | Безобразна, отталкивающе выглядит |
Динамична (детали подвижны, настроение или действие не зафиксировано) | Статична (застывшая поза, неизменное состояние и настроение). Например, кукла, которая постоянно плачет, свинка с морковкой во рту, пупс с ручками и ножками, надежно припаянными к телу) |
Выдержан масштаб (например, не может быть громадного по размерам зайца – его будет практически невозможно использовать в игре с другими животными, он будет страшнее любого волка и лисы) | Масштаб не выдержан, игрушку сложно включить в игру с другими предметами. Знаете, продается такая «голова для экспериментов парикмахера» - голова и заколки к ней. Ее никак не включить в игру, с ней можно только упражняться в плетении косичек и создании начесов. А для ребенка тренировка – не главное. Девочка с большим удовольствием получит в подарок куклу с длинными волосами, а к ней набор настоящих резиночек и заколок. И это будет не просто «терпеливый клиент», это будет дочка, сестренка, подружка. У детей дошкольного возраста есть одна особенность, о которой важно знать: они одухотворяют игрушки, наделяют их настроением, судьбой. Какая судьба у «оторванной» головы, а? |
Соединение различных материалов в игрушке (это оживляет игрушку, делает интереснее, подсказывает возможные игровые действия: протереть стеклянные окошки, загнуть проволочный хвостик обезьянки и подвесить ее на дерево) | Один материал в игрушке (литая пластиковая машина не вызовет такого отклика у ребенка, как машина с прозрачными окошками, яркими фарами и открывающимися дверцами) |
Игрушка учитывает возрастные возможности ребенка и его интересы (например, в полтора года интересно самому возить грузовик за веревочку, а не следить за передвижениями заводной машины) | Игрушка не учитывает силы и возможности ребенка (слишком большая, тяжелая, громкая) |
Есть значительное сходство с реальным предметом или объектом (особенно важно для детей с 6 лет) | Искажает реальность (зеленая лошадь, фиолетовые волосы у куклы) |
Помогает проигрывать впечатления от реальной жизни | Заменяет, подменяет реальность (помните, были электронные питомцы «Тамагочи»?), заменяет или мешает общению |
Закладывает первоначальные понятия о красивом и добром | Символизирует смерть, разрушение, провоцирует агрессию (маски-монстры, скелеты, черепа) |
Игрушка серьезно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой. Опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....