Конспект занятия « Путешествие в чудесный лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бурцева Оксана Анатольевна

Цель: создание условий для формирования у детей знаний о климатической зоне: зоне лесов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_les.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия « Путешествие в чудесный лес»

Цель: создание условий для формирования у детей знаний о климатической зоне: зоне лесов

Задачи: 

1)Расширять представления детей о растительном и животном мире данной зоны.

2)Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки объектов и явлений природы.

3) Воспитывать экологическую культуру

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением леса, деревьев, лесных грибов, ягод и цветов, животных, насекомых и птиц, сравнение и выделение их характерных признаков. Беседы о лесе. Отгадывание загадок, заучивание стихов о лесе. Наблюдение за деревьями и насекомыми во время прогулок. Рисование, аппликация на лесную тематику. Чтение рассказов: Верзилина «Деревья в лесу», «В лесу»; Дмитриева «Кто охраняет поляну».

Ход занятия:

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие и узнаем много нового и интересного.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение

Ребята, мы сегодня с вами поговорим о таинственном царстве – государстве, а что это за царство вам предстоит отгадать.

Весной и летом оно зелёное, осенью – золотое, зимой – белое. Там можно услышать пение птиц, туда с корзинками ходят люди за грибами, там свежий, прохладный воздух. Догадались, что это? Ответы детей

Правильно ребята, мы сегодня поговорим о лесе. А что же это такое, лес? Лес, это то место, где растёт много цветов, грибов, трав, ягод и, конечно же, деревьев.

Ребята, дедушка лесник нам прислал волшебную картину леса, чтобы вы по-любовались таинственной лесной красотой и всем богатством леса.( чистого экрана)

Вы что-нибудь видите на картине? (нет) А ведь я сказала, что это необычная картина, волшебная. Увидеть её можно только тогда, когда вы представите лес в своём воображении. От вашего воображения картина оживёт.Давайте попробуем, итак, что растёт в лесу? (ответы детей)(дети называют, что растёт в лесу и их ответы появляются на экране)

Давайте поздороваемся с лесом.

Здравствуй лес, зелёный лес, полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи: ты же видишь – мы свои.

Лес – это часть природы всей нашей земли, а деревья, трава, грибы, ягоды, насекомые, птицы и звери – это часть леса.

Лес это дом для дедушки лесника, он в нём живёт, ухаживает за ним и охраняет его. В лесу по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Дом начинается с коридора (прихожей), лес начинается с опушки. Опушка леса – это коридор. На опушке мало деревьев, зато много солнца. Входим в лес и идём по мягкому, пёстрому, разноцветному ковру. Что это за ковёр такой, кто догадался?

Правильно, это трава, цветы. У каждого обитателя леса есть свои отдельные комнаты, их жилища. Также для жителей леса, лес является столовой.

Лес кормит своих жителей. В лесу много животных, птиц и насекомых.

Они питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, кореньями, травой, ягодами и грибами. Леснику и лесным жителям в лесу совсем не скучно, потому что весь лес наполнен музыкой и пением. Как вы думаете, откуда в лесу музыка? Ответы детей.

Правильно, птичьи голоса и пение, жужжание, писк и стрекотание насекомых – всё это лесная музыка. Ну а если дедушка лесник устанет и захочет присесть, или грибник какой-нибудь захочет отдохнуть, на этот случай в лесу есть стульчики – пеньки, большие пни могут послужить столом, мягкий мох постелью. Вот и получается, что лес очень похож на наш с вами дом.

А ещё лесник свой лесной дом называет многоэтажным. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Самый верхний этаж – это самые высокие деревья, сосны и дубы, пониже этаж – это рябины и берёзы, ещё ниже этажом располагаются кусты, а самый нижний этаж – это травы, цветы, ягоды и грибы

Ребята, вот мы говорим, что в лесу много деревьев и располагаются они на разных этажах, а названия деревьев то вы знаете, как они называются?

Послушайте и отгадайте загадки о деревьях.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (ёлка)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту (сосна)

Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

Одежда зелена (берёза)

Весной зеленела,

Потом загорела,

Осень пришла,

Красный факел зажгла (рябина)

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

(на экране появляются отгадки)

Молодцы, ребята много деревьев вы знаете. Деревья – это часть леса, значит, их мы поместим вокруг картинки леса?

Есть такой лес, где растут только ёлки, сосны и ели. Что это за лес? (хвойный) А что за лес, где растут берёзы, рябины, клёны, осины? (лиственный)

А чем отличается хвойное дерево от лиственного? (ответы детей)

А что за лес, где растут и хвойные и лиственные деревья вперемешку? (смешанный)

Кусты и деревья, листочки на ветках.

Лиственный лес это, помните, детки.

Дуб в нём, берёзки, липы, рябинки,

лещина, шиповник, ясень, осинки.

Если иголочки вместо листвы,

Хвойным тогда этот лес назови.

Если же есть и листва, и хвоинки,

Рядом и ели растут, и осинки,

Смешанным лес тот зовётся, друзья –

Тут все деревья от «А» и до «Я».

Ребята, я вам открою приятный секрет, дедушка лесник прислал вам не только свою чудесную картину леса, а ещё он вам передаёт привет от своих лесных жителей и выслал от них разные занимательные игры-задания.

Соберём букет на славу,

Пышный и большой:

Листик жёлтый, листик алый, листик золотой!

Кругом дружным мы идём,

Листик нужный мы найдём.

Воспитатель: «Раз, два, три – посмотри и листочек отыщи!»

(показ картинки – дерева, листочек от которого нужно найти)

Ребята, как мы с вами теперь знаем, деревья – это верхние этажи леса. Давайте вспомним, что находится на нижнем этаже? (ответы детей) Правильно, на нижнем этаже растут цветы, ягоды, грибы. Вы можете мне назвать знакомые вам цветы, которые растут в лесу? А ягоды? (дети называют)

Звери, птицы и насекомые – это жители лесного царства, они все друг с другом соседствуют и живут на разных этажах. Кто живёт на нижнем этаже среди травы и цветов? Над цветами можно заметить порхающих бабочек и трудящихся пчёл. Каких ещё насекомых можно встре-тить в лесу?

Ребята, а для чего в лесу нужны насекомые? Ответы детей.

Насекомые – это тоже часть леса

Физкультминутка.

Мы присели под кусток,

Чтобы отыскать грибок.

Встали. Потянули спинку.

Вновь шагаем по тропинке.

А теперь вращаем ручки,

Словно разгоняем тучки.

Гоним их вперёд-назад,

По двенадцать раз подряд.

Приседаем ниже, глубже,

Как лягушка в тёплой луже.

Прыг – и нету комара!

Вот весёлая игра.

Отдохнули, порезвились

И на стулья опустились.

Ребята, какие опасные для насекомых соседи живут на верхних этажах леса? (птицы) Птиц, которые живут в лесу как называют? (лесные)

А вы знаете, какую пользу приносят птицы лесу? (защищают деревья от вредных насекомых)

Есть птицы, которых называют санитарами леса, они спасают деревья от вредных насекомых. Что это за птица? (дятел) (показ на экране)

А какая особенность у совы? (охотится ночью на мышей)

Ребята, какая птица в лесу самая болтливая? (сорока)

Каких ещё лесных птиц вы знаете?(ответы детей)

Как вы думаете лесные птицы – это часть леса? Молодцы!

Ребята, есть в лесу ещё жители, у них по четыре лапы, есть хвосты и зубы, их тело покрыто шерстью, они бывают хищники и травоядные. О ком это я говорю? (о диких животных) Давайте я вам буду называть какое-нибудь животное, а вы называть мне его признаки, т.е. то, что отличает его от других животных (Заяц – длинноухий, трусливый, белый или серый, прыгучий короткохвостый; лиса – рыжая, хитрая, остромордая, плутовка и т.д.)

У каждого зверя есть в большом лесном доме своя квартира.

У лисы – нора, у белки – дупло, у волка – логово, у медведя – берлога, у зайца – нора, у ёжика – нора. А как вы думаете, где живёт лось, ведь он такой огромный? (ответы детей)

Ребята, лось живёт в валежнике. Валежник – это место где лежит много сваленных деревьев, вот среди этих сваленных деревьев и живёт лось.

Живут звери в своих квартирах семьями и разводят потомство. Что такое потомство? (детёныши) Все звери заботятся о своих детёнышах: кормят, защищают, учат разным лесным наукам, где добыть пищу, как спастись от врага, где лучше устроить своё жильё, на кого и как охотиться. Без этих знаний и умений в лесу не прожить.

И так, ребята, лес – это большой многоэтажный дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. Хозяин всего этого огромного лесного царства – дедушка лесник. Он следит за порядком в лесу, за чистотой, охраняет лес от браконьеров и пожаров.

Ребята, кто такие браконьеры? (ответы детей)

Если вы знаете правила поведения в лесу, то дедушка лесник всегда вам будет рад.

Вы знаете как нужно себя вести в лесу, чего нельзя делать? (ответы детей)

А вот такие слова дедушка лесник всегда говорит всем людям.

Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережёт,

Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнёт,

Мухомор сшибать не станет и костёр не разведёт,

Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.

Лес дремучий, до свиданья!

Мы дружить с тобою рады,

Добрый лес,

Могучий лес,

Полный сказок и чудес! Вот какая чудесная картина у нас вами получилась. На этом наше с вами путешествие по лесу заканчивается. Что вам больше всего понравилось в лесу? Какое у вас сейчас настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в чудесную Осень"

Конспект открытого занятия в группе дошкольного возраста (4-7 лет) "Путешествие в чудесную Осень"...

Конспект занятия по математике "Чудесный мешочек"

Конспект занятия в младшей группе....

Конспект занятия по рисованию "Чудесный сад"

Конспект итогового занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с гармонией цвета. Тематический план занятий представлен в  проекте "Разноцветная страна"....

Конспект занятия на тему "Чудесная зима"

Конспект занятия на тему "Чудесная зима" для детей средней группы....

Конспект занятия "Путешествие капельки и её чудесные превращения" в подготовительной группе (экспериментирование)

    Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя...

Конспект НОД: «Путешествие в чудесный лес» квест-игра для детей средней группы

Конспект НОД: «Путешествие в чудесный лес»             квест-игра для детей средней группы...