Проект "Золотая осень".
проект по окружающему миру (младшая группа)
Создать необходимые условия для знакомства детей с характерными признаками осени, развивать познавательную активность детей через совместную игровую деятельность экологического содержания. Познакомить детей с красотой осенней природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
краткосрочный, познавательно – творческий, групповой проект. | 683.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Сокурский детский сад «Сказка»
Проект «Золотая осень»
II младшая группа
Выполнила:
Гусева О.В.
октябрь 2021
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: краткосрочный, познавательно – творческий, групповой.
Срок реализации: 01.10.2021 –15.10.2021.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность проекта:
часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.
У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д. Дети младшего Они только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать информацию о времени года, явлениях природы происходящих осенью.
Цель проекта:
Создание необходимых условий для знакомства детей с характерными признаками осени, развитие познавательной активности детей через совместную игровую деятельность экологического содержания. Познакомить детей с красотой осенней природы.
Задачи:
для детей:
- продолжать знакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
- обогатить словарь по теме «Осень»;
- воспитывать любовь к природе, учить бережному обращению с объектами природы;
- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе.
для воспитателей:
- поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
Для родителей:
1. Советы по формированию экологического воспитания у детей
2. Изготовление поделок из природного материала
3. Активно привлекать семью к педагогическому процессу, укреплять заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Ожидаемый результат проекта:
в результате реализации проекта у детей пополниться представление об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе; возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности; развитие творческих способностей.
Повышение интереса родителей к жизни детей в детском саду.
Этапы реализации проекта:
______________________________________________
1-й этап: подготовительный (1 октября)
- Определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта.
- Подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы на тему «Осень», физкультминуток, пальчиковой гимнастики, подвижных игр, различных материалов для продуктивной деятельности детей.
- Изготовление дидактических игр.
- Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
2-й этап: реализация проекта (04 -14 октября)
Проведение мероприятий с детьми и родителями по плану.
1-й день: 04.10.2021
1.Просмотр презентации «Осень» - познакомить детей с осенью, как временем года.
2.Беседа на тему: «Осень в гости к нам пришла!» - развивать умение замечать изменения в природе.
3. Дидактическая игра «Найди такой же листик» - развитие внимания, умения находить предметы по сходству.
4. Чтение сказки «Осенняя сказка» С.Г. Козлова - познакомить с новым произведением.
2-й день: 05.10.2021
1.Опытно-экспериментальная деятельность с листьями - показать, какой цвет будут иметь листья без хлорофилла.
2.Чтение стихотворения В. Берестова «Листопад» - познакомить с новым произведением.
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - учить правильно, узнавать и называть фрукты и овощи, формировать умение узнавать их по цвету, форме.
4. Рассматривание иллюстраций на тему «Осень» - продолжать учить детей понимать сюжет картинок, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного.
3-й день: 06.10.2021
1. Сюжетно-ролевая игра «Оденем Куклу на прогулку» - развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
2. Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко» - познакомить с новым произведением.
3. Рисование «Разноцветный ковер из листьев» - развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Учить детей правильно держать кисть, опускать ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге.
4.Дидактическая игра «Составь картинку» - учить детей составлять картинку целого предмета из шести - восьми частей.
4-й день: 07.10.2021
1. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим» - развитие мелкой моторики.
2. Беседа «Как изменилась одежда людей» - активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды люде от состояния погоды. Развивать эстетическое восприятие, вкус.
3. Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания» - познакомить с новым произведением.
4. Разучивание песен об осени.
5-й день: 08.10.2021
- Беседа «Подарки осени» - развивать умения замечать изменения в природе.
2. Чтение стихотворения З. Александрова «Дождик» - помочь запомнить стихотворение.
3. Подвижная игра «У медведя во бору» - развитие двигательной и речевой активности детей, умения соотносить свою деятельность со словами, быстро реагировать на словесный сигнал.
4. Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке» - учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы).
6-й день: 11.10.2021
1.Подвижная игра «Солнышко и дождик» - приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
2.Рассматривание картины «Уборка урожая» - продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного.
3. Чтение стихотворения Ю. Тувим «Овощи» - познакомить со стихотворением.
4.Лепка «Огурец» - учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.
7-й день: 12.10.2021
1. Чтение Р. н. с. «Вершки и корешки» - воспитывать желание слушать.
2. Физминутка «Ветер дует нам в лицо» - выполнение движений по тексту.
3. Рисование «Идет дождь» - учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать.
4. Подвижная игра «Листопад» - закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме.
8-й день: 13.10.2021
1. Лепка «Яблоко» - вызывать у детей желание лепить. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с глиной.
2.Чтение стихотворения А. Босев «Дождь» - познакомить с новым стихотворением.
3.Раскраски на тему «Овощи и фрукты» - учить держать правильно карандаш, не выходить за контур.
9-й день: 14.10.2021
1.Пальчиковая игра «Грибы» - развитие мелкой моторики.
2.Экскурсия по территории детского сада с целью выявления признаков осени.
3. Дыхательная гимнастика «Ветер» - развивать речевое дыхание, звуковую культуру речи.
4. Чтение сказки С. Козлов «Как поймать яблоко» - воспитывать желание слушать.
3-й этап: заключительный (15 октября)
- Проведение праздника «День урожая»;
- оформление выставки поделок «Все краски осени»;
– создание презентации проекта и фотоотчёта в родительский уголок.
Работа с родителями:
1 Папка-раскладушка «Встречаем осень с малышом».
2.Беседа - консультация с родителями на тему: «Игры для малышей осенью».
3.Оформление выставки поделок «Все краски осени».
4.Консультация «Золотая осень».
Приложение
№ 1 Дидактическая игра «Найди такой же листик» - развитие внимания, умения находить предметы по сходству.
Ход игры
Игра проводится во время листопада. Воспитатель показывает лист и предлагает найти такой же. Собранные листья сравниваются по форме. У всех детей по одному листу от разных деревьев (береза, липа, яблоня). Воспитатель поднимает один из листьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот эти листочки (листья березы)». После этих слов дети с листьями березы в руках убегают. В конце игры воспитатель произносит: «Подул сильный ветер. Все листочки полетели».
Правила игры. Бежать («лететь») можно только тем детям, у кого в руках такой листок, какой показал воспитатель.
№2 «Осенняя сказка» Козлов С.Г.
С каждым днем все позднее светало, и лес стал таким прозрачным, что казалось: обшарь его вдоль и поперек — не найдешь ни одного листика.
— Скоро и наша береза облетит, — сказал Медвежонок. И показал лапой на одинокую березу, стоящую посреди поляны.
— Облетит… — согласился Ёжик.
— Подуют ветры, — продолжал Медвежонок, — и она вся так и затрясется, а я буду во сне слышать, как падают с нее последние листья. А утром проснусь, выйду на крыльцо, а она — голая!
— Голая… — согласился Ёжик.
Они сидели на крылечке медвежачьего домика и смотрели на одинокую березу посреди поляны.
— Вот если бы на мне весной вырастали листья? — сказал Ёжик. — Я бы осенью сидел у печки, и они бы ни за что не облетели.
— А какие бы ты хотел листья? — спросил Медвежонок. — Березовые или ясеневые?
— Как у клена? Тогда бы я осенью был рыжий-рыжий, и ты бы меня принял за маленького Лисенка. Ты бы мне сказал: «Маленький Лисенок, как поживает твоя мама?» А я бы сказал: «Мою маму убили охотники, а я теперь живу у Ёжика. Приходи к нам в гости?» И ты бы пришел. «А где же Ёжик?» — спросил бы ты. А потом, наконец, догадался, и мы бы долго-долго смеялись, до самой весны…
— Нет, — сказал Медвежонок. — Лучше, если бы я не догадался, а спросил: «А что. Ёжик пошел за водой?» — «Нет?» — сказал бы ты. «За дровами?» — «Нет?» — сказал бы ты. «Может, он пошел к Медвежонку в гости?» И тут бы ты кивнул головой. А я бы пожелал тебе спокойной ночи и побежал к себе, потому что ты ведь не знаешь, где я теперь прячу ключ, и тебе пришлось бы сидеть на крыльце.
— Но я же ведь остался бы у себя дома! — сказал Ёжик.
— Ну, так что ж! — сказал Медвежонок. — Ты бы сидел у себя дома и думал: «Интересно, это Медвежонок притворяется или по-настоящему не узнал меня?» А я бы пока сбегал домой, взял маленькую баночку меда, вернулся к тебе и спросил: «А что. Ёжик еще не возвращался?» А ты бы сказал…
— А я бы сказал, что я и есть Ёжик! — сказал Ёжик.
— Нет, — сказал Медвежонок. — Лучше бы ты ничего такого не говорил. А сказал так…
Тут Медвежонок запнулся, потому что с березы посреди поляны вдруг сорвалось сразу три листика. Они немного покружились в воздухе, а потом мягко опустились в порыжевшую траву.
— Нет, лучше бы ты ничего такого не говорил, — повторял Медвежонок. — А мы бы просто попили с тобой чай и легли спать. И тогда бы я во сне обо всем догадался.
— А почему во сне?
— Самые лучшие мысли ко мне приходят во сне, — сказал Медвежонок. — Вон видишь: на березе осталось двенадцать листиков. Они уже никогда не упадут. Потому что вчера ночью я во сне догадался, что сегодня утром их надо пришить к веточке.
И пришил? — спросил Ёжик.
— Конечно, — сказал Медвежонок. — Той самой иголкой, которую ты мне подарил в прошлом году.
№ 3 Опытно-экспериментальная деятельность с листьями - показать, какой цвет будут иметь листья без хлорофилла.
Материал: листья, банка, спирт медицинский, фильтр, полиэтиленовый пакет.
Ход опыта:
Порвать листья в банку. Залейте спиртом, хорошо перемешать листья, чтобы спирт стал зелёным. Накрыть пакетом, поставить всё в миску с горячей водой, подождать 1 час, можно в это время иногда вскрывать банку, мять листья, чтобы они больше отдавали цвет.
Вставить фильтр в банку, чтобы он впитывал в себя спирт. Далее, когда спирт впитается, оставляем фильтр сохнуть — около часа. И смотрим, какие цвета остаются.
№ 4 «Листопад» Берестов В.
Быть может, первый листопад
Встречает этот клён.
Впервые праздничный наряд
Подставил ветру он.
Надеты на его сучки
Шесть листьев вырезных.
Они красны и широки –
Совсем как у больших.
№ 5 Дидактическая игра «Чудесный мешочек» -
учить правильно, узнавать и называть фрукты и овощи, формировать умение узнавать их по цвету, форме.
Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры:
- Ребята, я хочу с вами поиграть. Будем играть? В мешочке спрятались овощи и фрукты. Сейчас я опущу руку в мешочек, возьму овощ или фрукт и расскажу вам про него, а вы должны догадаться, что у меня в руке. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, зеленое. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)
№6 Сюжетно-ролевая игра «Оденем Куклу на прогулку» -
развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: кукла, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры:
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
№7 «Яблоко» В. Сутеев
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.
В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.
Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
— Крра-крра!
Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеётся.
— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!
Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.
— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало.
Что такое?
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?
Остановился Ёжик и говорит:
— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к Ежу:
— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!
К ним Ворона подлетела.
— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:
— Моё яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:
— Что такое? Что за шум?
Все к нему:
— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали Медведю всё, как было.
Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
— Кто яблоко нашёл?
— Я! — сказал Заяц.
— А кто яблоко сорвал?
— Как р-раз я! — каркнула Ворона.
— Хорошо. А кто его поймал?
— Я поймал! — пискнул Ёж.
— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…
— Но тут только одно яблоко! — сказали Ёж, Заяц и Ворона.
— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.
И все хором воскликнули:
— Как же мы раньше не догадались!
Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.
Один кусочек дал Зайцу:
— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.
Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:
— Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвертый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:
— А это тебе, Михаил Иванович…
— Мне-то за что? — удивился Медведь.
— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!
И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
№ 8 «Четыре желания» К. Ушинский
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна.
Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос.
Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень.
В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
№ 9 З. Александрова «Дождик».
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! —
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В тёплом дождике кусты…
Дождь плясал по огороду,
Поливал на грядки воду,
Тучу — лейку перенёс,
Напоил в полях овёс.
Сохнут вымытые чисто
Лопухов большие листья.
Значит, очень хорошо,
Что сегодня дождик шёл!
№ 10 Ю. Тувим «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
№11 Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушел в дуброву.
Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.
Навстречу ему медведь:
— Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:
— А-а! — заревел.— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:
— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь положил на воз и увез домой.
Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.
Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
№12 Подвижная игра «Листопад»
Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад», развивать внимание, память, закреплять знания о приметах осени.
Материал: осенние листья.
Ход игры
Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).
Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)
Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»
По желания детей игра продолжается 2-3 раза.
№13 А. Босев «Дождь»
Тёплый дождик лил да лил,
Дело делал, не шалил:
Вымыл крышу у скворечни,
Вымыл ягоды-черешни...
Протянули мы ладошки,
Дождик их помыл немножко
№14 Пальчиковая игра «Грибы»
(ладонь сжата в кулак и поочереди отгибаем пальцы)
Раз, два, три,четыре, пять!
Мы идём грибы искать (хлопаем в ладоши)
Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и растолстел.
№16 Дыхательные упражнение «Ветер»:
развивать речевое дыхание, звуковую культуру речи.
Воспитатель произносит слова и дыхательные упражнения, дети повторяют.
Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряжённый
И качает так листок – ф-ф-ф…
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф… Активный выдох
И качает так листок – ф-ф-ф…
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…
Рябиновый – и-и-и…
Берёзовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»
№17 С. Козлов «Как поймать облако».
Когда пришла пора птицам улетать на юг и уже давно увяла трава и облетели деревья. Ёжик сказал Медвежонку:
— Скоро зима. Пойдем поудим напоследок для тебя рыбки. Ты ведь любишь рыбку!
И они взяли удочки и пошли к реке.
На реке было так тихо, так спокойно, что все деревья склонились к ней печальными головами, а посередине медленно плыли облака. Облака были серые, лохматые, и Медвежонку стало страшно.
«А что, если мы поймаем облако? — подумал он. — Что мы тогда с ним будем делать?»
— Ёжик! — сказал Медвежонок. — Что мы будем делать, если поймаем облако?
— Не поймаем,- сказал Ёжик. — Облака на сухой горох не ловятся! Вот если бы ловили на одуванчик…
— А на одуванчик можно поймать облако?
— Конечно! — сказал Ёжик. — На одуванчик облака только и ловятся!
Стало смеркаться.
Они сидели на узеньком березовом мостке и смотрели в воду. Медвежонок смотрел на поплавок Ёжика, а Ёжик — на поплавок Медвежонка. Было тихо-тихо, и поплавки неподвижно отражались в воде.
— Почему она не клюет? — спросил Медвежонок.
— Она слушает наши разговоры,- сказал Ёжик. — Рыбы к осени очень любопытны!
— Тогда давай молчать.
И они целый час сидели молча.
Вдруг поплавок Медвежонка заплясал и глубоко нырнул.
— Клюет! — крикнул Ёжик.
— Ой! — воскликнул Медвежонок. — Тянет!
— Держи, держи! — сказал Ёжик.
— Что-то очень тяжелое,- шепнул Медвежонок. — В прошлом году здесь утонуло старое облако. Может, это — оно?..
— Держи, держи! — повторил Ёжик.
Но тут удочка Медвежонка согнулась дугой, потом со свистом распрямилась — и высоко в небо взлетела огромная красная луна.
— Луна! — в один голос выдохнули Ёжик с Медвежонком.
А луна покачнулась и тихо поплыла над рекой.
И тут пропал поплавок Ёжика.
— Тяни! — шепнул Медвежонок.
Ёжик взмахнул удочкой — и высоко в небо, выше луны, взлетела маленькая звезда.
— Так…- прошептал Ёжик, доставая две новые горошины. — Теперь только бы хватило наживки!..
И они, забыв о рыбе, целую ночь ловили звезды и забрасывали ими все небо.
А перед рассветом, когда горох кончился. Медвежонок свесился с мостка и вытащил из воды два оранжевых кленовых листа.
— Лучше нет, чем ловить на кленовый листик! — сказал он.
И стал было уже задремывать, как вдруг кто-то крепко схватился за крючок.
— Помоги!..- шепнул Ёжику Медвежонок.
И они, усталые, сонные, вдвоем еле-еле вытащили из воды солнышко.
Оно отряхнулось, прошлось по узенькому мостку и покатилось в поле. Кругом было тихо, хорошо, и последние листья, как маленькие кораблики, медленно плыли по реке…
№ 18 Консультация для родителей
«Игры с малышом осенью».
Прогулки с ребенком на свежем воздухе хороши и полезны в любое время года. Просто прогуляться с ребенком – хорошо, а прогуляться и поиграть - еще лучше.
Игры для детей осенью позволяют сделать прогулку не только интересной, а и развивающей и познавательной.
Игры осенью, способствующие интеллектуальному развитию, развитию речи и воображения.
Развивающие игры для детей осенью
«Давай поговорим»
По дороге к месту прогулки с малышом обсуждается все то, что попадает в поле зрения. Поговорить можно о временах года, характерных для каждого из времен года отличительных признаках и явлениях. Необходимо акцентировать внимание малыша, что плохой погоды и плохого времени года в природе не бывает. Каждое из времен замечательно по-своему: зима - снежными забавами, весна – ручьями, корабликами, а лето – цветочками, фруктами и ягодами, осень же – опавшими, и такими красивыми, разноцветными листьями.
«Герой из сказки»
Возьмите на себя на период прогулки роль героя любимой сказки, инопланетянина или иностранца, приехавшего в нашу страну. Малышу отведите роль сопровождающего, экскурсовода или просто собеседника. Задавайте «сопровождающему» вопросы, касающиеся окружающих и встречающихся во время прогулки предметов. Пусть малыш отвечает на ваши всевозможные вопросы, рассказывает о каждом, попавшем в поле зрения на пути, предмете.
Такая игра будет способствовать формированию у него умения формулировки своих мыслей, описания предметов, ориентировки в пространстве.
«Играем в облака»
Осенью на небе много облаков. Можно поиграть с ребенком в форме беседы о том, что такое облака и как они появляются.
Далее можно вместе с малышом понаблюдать: как облака изменяют форму, скапливаются, двигаются. Можно пофантазировать: что напоминает скопление тучек, на что похожа отдельно взятая тучка. Подобрать героев из тучек и придумать сказочную историю с их участием.
Такая игра будет способствовать развитию воображения и фантазии ребенка.
Игры для детей осенью на улице
Лучшими местами для психологического и физического отдыха ребенка являются парк или лес, в которых дети очень любят гулять. Игры для детей осенью на улице должны быть подвижными и развивающими. В игре можно развивать не только творческое воображение, мышление, но и силу, выносливость, быстроту, характер. Подвижные игры развивают координацию движения, умение общаться со сверстниками и работать в
команде, способствуют улучшению кровообращения и просто несут ребенку массу положительных эмоций. Для того, чтобы развивать творческое воображение ребенка, можно играть с ним в игры наблюдения за окружающим его миром, обсудить время года, понаблюдать за облаками и предложить ребенку придумать различные истории, откуда берутся облака, как и почему меняют форму, куда плывут. Такая игра развивает фантазию и воображение ребенка, он учится формулировать свои мысли и правильно их выражать.
Но игры для детей осенью на улице это, конечно же, прежде всего превосходная возможность подвигаться вдоволь. Движение ребенка напрямую связано с развитием эмоциональной сферы, интеллекта, пространственных представлений, речи, навыка и взаимодействия с окружающими его детьми и взрослыми. Необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной естественной активности. Пусть он прыгает, бегает, ходит по бордюрам, забирается на лестницы, стволы деревьев, играет в подвижные игры с другими детьми. Придумайте для своего ребенка увлекательную игру, например можно задавать ему вопросы кто из животных как ходит, а ребенок будет демонстрировать, а затем поменяться ролями. Можно взять с собой на прогулку любимого игрушечного зайца и учить его прыгать.
Если рядом с Вами играют еще дети, устройте между ними веселые соревнования с помощью игры в мячик, например кто дальше мячик бросит, у кого он выше прыгнет, бросить мячик в высоту и поймать, покатить вперед и постараться догнать, положить на дорожке пару камушков и попробовать прокатить мячик между ними. Если Вы гуляете вдвоем с ребенком, посоревнуйтесь с ним, только не забывайте проигрывать, чтобы не лишать ребенка удовольствия от завоеванной в борьбе победы. Осенью погода нас радует дождями и лужами, сделайте дома с ребенком кораблик и пустите его вдвоем в дальнее плаванье по луже или канаве. Пусть ребенок нарисует якорь и иллюминаторы, придумает имя кораблю, спустите его торжественно на воду и понаблюдайте, куда он поплывет. Придумайте с ребенком увлекательную историю о путешествии Вашего кораблика. Существует масса увлекательных подвижных групповых игр для детей, это: квач, жмурки, съедобное-несъедобное, солнышко и дождик, волк и гуси, спящий пес, змейка и многие другие.
«Листочки»
Есть и простые, но очень полезные игры для детей осенью на улице. Особой популярностью пользуется игра «Листочки». Вместе с малышом собираются листья различных деревьев, при этом обязательно определяется и называется дерево, с которого листочек упал. Малышу можно предложить поднять листочек и поискать в парке дерево, на котором растут (или с которого опадают) точно такие листочки. Сравнить опавшие листья и те, которые еще остались на деревьях. Игру можно усложнить, добавив в нее в качестве поискового материала желуди, орехи, шишки и др. плоды деревьев.
«Съедобное – несъедобное»
Игры для детей осенью на улице можно организовывать и по принципу игры «Съедобное – несъедобное». В игру включается несколько детей. По очереди каждому водящим бросается мяч и называется какой-нибудь предмет. Если это названное слово пригодно к употреблению в пищу – мяч ловится, если нет – отбрасывается. В качестве слов для игры осенью лучше использовать название овощей, фруктов, различных растений, огородных культур и т.д.
«Кормушка для птиц»
Во время прогулки можно вспомнить с малышом о том, какие птицы живут в Вашей местности, чем они питаются. Рассказать ребенку о том, что осенью и зимой птицам очень сложно добывать себе корм. Предложить ребенку сделать кормушку (с этой целью можно использовать молочный пакет). Во время каждой последующей прогулки можно подкармливать птиц, принесенным кормом, наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.
Такое занятие с ребенком будет способствовать не только его развитию, а и воспитанию любви к живой природе.
«Лужи»
Лужи способны доставить радость любому малышу, но, к сожалению, отнюдь не огромную радость маме. Учитывая то, что запретный плод – сладок, не стоит лишать ребенка радости испачкаться в луже. Он это сделает все равно, если уж очень захочет. Наигравшись во время прогулки, может быть, не появится подобное желание во время похода на мероприятие, требующее безупречного внешнего вида. Игры в лужах - не самое страшное занятие, это своего рода познавательная активность ребенка и поэтому лишать его развития – не стоит. Главное все правильно организовать: позаботиться о соответствующей одежде и обуви, дополнительной паре перчаток. Лужи лучше выбирать различные по величине и глубине, но крайне желательно неподалеку от дома, так как продолжительная дорога в мокрой одежде – нежелательное явление.
Игры для детей осенью в лужах можно организовать по - разному: можно, обойдя лужи, посчитать количество шагов и сравнить лужи по величине, измерить глубину луж при помощи палки, покататься по лужам на велосипеде и т.д.
«Солнышко и дождик»
В игре принимает участие несколько детей. При команде «Солнышко» - все резвятся, бегают, прыгают. По команде «Дождик» - малыши должны подбежать ко взрослому, под раскрытый им зонтик. Взрослых и, соответственно зонтиков, может быть несколько.
Такая игра будет развивать реакцию и слуховое внимание.
Игры для детей осенью, организованные в помещении.
Игры, способствующие развитию координации движений в совокупности с речью и мелкой моторики.
Предложить детям выполнять упражнения при помощи пальчиков под определенные высказывания об осени.
1. «Подул прохладный осенний ветерок…» - ребенок дует на пальцы рук,
2. «Листья закружились и полетели на землю с деревьев…» - ребенок, шевеля пальчиками, опускает руки вниз,
3. «Дождик застучал по листочкам: кап-кап-кап…» - малыш должен постучать пальчиками по столу,
4. «Заколотил по ним град…» - ребенок стучит кулачками по столу,
5. «После снег припорошил…» - малыш делает руками плавные движения вперед-назад,
6. «Снежным одеялом их накрыл…» - руки ладонями вниз прижимаются к столу.
Игры, развивающие мимику и мышцы лица, способствующие развитию артикуляционного аппарата и, соответственно, звукопроизношению и речи.
1. Изобразить начало осени – раннюю осень. Она легкая, веселая, добрая, красивая, щедрая, радостная.
2. Изобразить окончание осени – позднюю осень. Она печальная, грустная, плачущая дождиком.
3. Изобразить настроение в солнечный день, в дождливый осенний день, осенний хмурый день.
4. Представить путешествие по осеннему лесу. Подошли к медвежьей берлоге, мишка спит, он зевает…(ребенок закрывает и открывает ротик – несколько раз), осенью в лесу много брусники… (ребенок имитирует сбор брусники), она очень вкусная – попробуй (ребенок имитирует жевание брусники).В лесу всем нам радостно (имитируем улыбку). Мы встретили хомячка, у него большие щечки, он запасает корм на зиму…(надуваем щечки как у хомячка), еще встретили белочку, она грызет орешки (ребенок стучит зубками), мелькает беличий хвостик (малыш высовывает язык, делает им ряд движений), белочка угостила нас своими орешками, мы их скушали и теперь нужно почистить зубки (ребенок обводит языком верхние и нижние зубки, при этом челюсти и губы находятся в неподвижном состоянии).
Консультация для родителей на тему: «Золотая осень»
Осенняя природа дает богатый материал для совместных с детьми наблюдений. Во время прогулки по осенней улице, парку. Лесу обращайте внимание детей на осенние изменения в природе: вспомните вместе с детьми о смене времен года, повторите названия времен года и их очередность.
Вспомните и обобщите с детьми все сезонные изменения, которые происходят в природе осенью.
Листья на деревьях меняют свой цвет – летом они были зеленые, а теперь стали желтыми, красными, оранжевыми; скоро листья опадут – начнется листопад.
Можно рассмотреть с детьми место на ветке дерева, откуда только что сорвали листок: там мы увидим еле заметные почки. Деревья не погибли, они только отбросили отмершие, а потому не нужные листья. Но весной из почек вновь появятся новые листочки, дерево вновь оживет, зазеленеет.
Меньше становится насекомых – не слышно кузнечиков, не видно стрекоз, бабочек. Можно объяснить детям, что насекомые готовятся к зиме, к холодам: они прячутся в щели домов, под кору деревьев и засыпают на всю зиму до следующей весны.
Наблюдения за улетающими птицами. Можно теперь легко ответить на вопрос детей, почему от нас улетают птицы осенью. Летом дети имели возможность наблюдать, как птицы гонялись за насекомыми – комарами, мухами, бабочками. Но сейчас насекомых стало меньше – дети это видят сами. Поэтому птицы должны улетать, чтобы не погибнуть от голода. Они улетают в теплые края, где даже в зимнее время тепло и нет недостатка в пище. Но весною вернутся снова.
Осенняя погода очень переменчива, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский сад: продумывайте, как одеть ребенка и что взять с собой.
Ничто не помешает ребенку знакомиться с прелестями осенней погоды, если одежда будет правильной и комфортной. Правильная одежда легко и быстро снимается и одевается, что позволяет развивать самостоятельность и повышает самооценку ребенка, не содержит сложных застежек и шнурков, а также соответствует погодным условиям, росту и размеру.
Одежда не должна плотно облегать тело (за исключением майки, водолазки). Во-первых, небольшая воздушная прослойка между тканью и кожей хорошо сохраняет тепло. Во-вторых, слишком тесные вещи сковывают движения дошколёнка и ухудшают кровообращение. Поэтому следите, чтобы брюки не сидели слишком плотно на бедрах, а свитера не жали под мышками.
Отдавайте предпочтение натуральным тканям. Хлопчатобумажные и шерстяные вещи теряют вид намного быстрее, чем синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект, влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко подхватить насморк.
Одежда сверху должна быть трехслойной.
Первый слой – майка, футболка.
Второй слой - трикотажная кофточка (боди) и легкий свитер (для активного ребенка), шерстяной свитер (для малоподвижного). Отдавайте предпочтение трикотажным кофточкам, шерстяным свитерам, без пуговиц, кнопок и молний.
Брюки из непромокаемой ткани или плотные джинсы на подкладке защитят маленького путешественника от дождя и ветра. Лучше чтобы брюки были с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают или наклоняются в процессе игры и часть спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем. Легкие непромокаемые штаны, надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность свободно двигаться.
Третий слой – куртка на подкладке из мягкого флиса сделает прогулку очень комфортной. Хороша осеняя куртка из плотного и непромокаемого материала, что обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги.
Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши и затылок. В шапочке из плотной натуральной ткани дошколенку не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами.
Врачи часто повторяют родителям: кутать ребенка вредно, но руки и ноги постоянно должны быть в тепле. Дело в том, что в конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – каппиляров, которые легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем другие части тела.
Поэтому важная часть осенней экипировки – обувь и варежки. Малыш никогда не промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой погоды. Не забудьте спросить у продавца, если ли у ботинок дополнительный защитный слой. Обратите внимание на верхнее покрытие. Нубук не подойдет. Натурная кожа с пропиткой – то, что нужно. Подошва должна быть утолщенный, но гибкой. Проверьте ее при покупке – согните руками. Тогда она не потрескается и обеспечит стопе физиологическое
положение. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки - сложны и трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и ломаются.
Резиновые сапоги в дождливую погоду незаменимы, однако, у них есть один значительный минус. Хотя по лужам в таких сапожках можно топать, сколько душе угодно, нога в резине не дышит и сильно потеет, особенно, когда тепло. Поэтому, под резиновые сапоги нужно надевать носки с хорошей впитываемостью, например, плотные носки из хлопка плюс шерстяные – в лужах вода далеко не теплая. А также они не фиксируют ногу, что очень опасно.
Купите также однослойные варежки – перчатки сложны в одевании. И не забудьте прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не потерялись, но так чтобы их легко можно вытащить и посушить (например, на липучке).
Если ребенок склонен к частым простудам подумайте о легком шарфике, который пригодиться в ветреную погоду.
Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним из лучших решений в осенний морозец – многослойная одежда. Например, водолазка, свитерок крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое касается и ног: колготки, рейтузы и брюки греют лучше и мешают меньше, чем толстые ватные штаны или зимний комбинезон с утеплителем.
У осени для нас припасено три характерные погоды: тепло и дождливо, холодно и дождливо и просто холодно. Одеть ребенка слишком тепло − не выход. Это ничуть не менее опасно, чем одеть недостаточно: дети бегают, прыгают, потеют, а потом моментально замерзают на холоде. Чтобы не дать сырости проморозить дитя, нужно надеть под обычную одежду, плотно прилегающую футболку с длинным рукавом и колготы. Верхняя одежда по-прежнему должна быть непромокаемой и непродуваемой.
Ребенку все равно, когда радоваться жизни: и летом, и зимой, и осенью малыши носятся и резвятся. Главное – обеспечить им комфорт для таких игр, не дав ни замерзнуть, ни промокнуть.
И самое главное помните, ежедневные прогулки очень важны для малыша, они укрепляют ребенка и способствуют хорошему развитию. А от того как вы одели своего ребенка зависит его настроение и самочувствие в течении дня. Сложная одежда забирает время от прогулки – умножьте 26 детей на минимум – 1 минута и получите в прогулке минус полчаса, а если два предмета одежды сложны в одевании, то это минус час свежего воздуха и игр. Также развивайте самостоятельность своих детей – никогда не делайте за них то, что они могут сделать сами.
Одежда осенью
• Родителям рекомендуется:
- рассказать ребёнку об осени, о том, какие изменения происходят в природе;
- рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые;
- вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней осенью;
- обратить его внимание на то, как изменилась погода: дни стали длиннее или короче, стало теплее или холоднее на улице? Рассказать, куда и почему улетели птицы
• Выучить с ребёнком стихотворение:
Подарки осени.
Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине, фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям, фрукты осень дарит нам.
Вопрос: Кому что дарит осень?
• Дидактическая игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их? ».
Должны знать и называть части деревьев (ствол, корни, ветки, листья) .
Учиться образовывать прилагательные: лист березы - березовый, лист дуба - дубовый, лист клена - кленовый, лист осины - осиновый.
Учиться правильно образовывать множественное число от слов: дерево, ствол, береза, дуб, рябина, тополь, осина, клен.
• Нарисовать дерево ранней осенью и поздней осенью. (Чем они отличаются)
• «Расскажи, что ты наденешь осенью на прогулку, что возьмешь с собой для того, чтобы не промокнуть».
Попробуйте разучить с детьми стихотворение.
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца…
Читаем детям
*Н. Абрамова «Осенняя сказка» *А. Лукьянова «Сказка про начало зимы» *Л Соколова «Сказка про то, как лисичка про осень узнала» *И. Соколов– Микитов «Рассказы о животных» *А. Плещеев «Осенняя песенка» *В. Берестов «Уроки листопада» *А. Пушкин «Осень» *И. Бунин “Листопад»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."
Праздник для детей среднего возраста....
«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».
Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....
Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"
«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...
Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)
Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками, и конечно же встреча со сказочными героями......
логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование ...
Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенност...
«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»
Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...
- Мне нравится (1)