НОД "Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района
Саратовской области»
Методическая разработка НОД на тему:
«Осень»
в средней группе (от 4 до 5лет)
Подготовила: Горбунова Юлия Алексеевна
воспитатель
-2021-
Возрастная группа: средняя группа (от 4 до 5лет)
Тема : «Осень»
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие , художественно-эстетическое развитие
Цель: Создать условия для формирования представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
Образовательные:
- формировать представление детей об осени; умение четко отвечать на вопросы, описывать сюжетные картины.
Развивающие:
- развивать связную речь детей, логическое мышление, память; развивать творческое воображение при изготовлении коллективной поделки
Воспитательная:
- содействовать воспитанию наблюдательности, аккуратности, любови к природе родного края.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, двигательная, музыкальная.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, художественное слово, подвижная и дидактическая игра.
Формы организации: фронтальная.
Оборудование и материалы: ветка дерева; репродукции картин; картонные листья клена с загадками; большой конверт с письмом; муляжи овощей и фруктов; две корзинки; «банка» из картона; гуашь (красная, желтая, черная); кисти; тряпочки; баночка с водой; кусочек ткани; ленточка; музыкальное сопровождение; костюм зайчика; яблоки.
Предварительная работа:
изучение темы «Осенние явления в природе» по познавательному развитию; наблюдения за изменениями в природе на прогулках ; наблюдения за деятельностью человека осенью; рассматривание и обсуждение иллюстраций и репродукций картин художников; словарная работа с определением «золотая осень»; разучивание стихотворений и игры «Зайка».
Ход НОД
I. Вводная часть.
Дети сидят на стульях полукругом. Рядом стоит ветка дерева. Неожиданно открывается дверь, воспитатель, исполняющий роль почтальона, приносит большой конверт, в котором лежит письмо и картонные листья клена с загадками.
- Ребята, интересно, от кого этот конверт. Посмотрим (вскрывает конверт). Тут написано: «От зайцев из леса детям средней группы». В конверте письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята. У нас в лесу время золотой осени. Как красиво кругом! Но у нас в лесу возник спор. Подскажите нам, пожалуйста, какое время года придет на смену осени: лето или зима. Заранее спасибо. Зайцы».
- Что же нам ответить зайчикам? Какое время года придёт на смену осени? (Скоро наступит зима, на улице станет очень холодно и голодно, ударят морозы, землю укроет снег). Правильно, так мы и напишем
II. Основная часть.
(Берет конверт, из него выпадают листья из картона с загадками). Ой, что это? Да это же кленовые листочки с загадками. Это, наверно, зайцы напоминают нам об уходящей осени. Давайте отгадаем эти загадки.
1. Листья желтые кругом.
Все промокло под дождем.
Заскучала детвора,
Что за скучная пора? (Осень)
2. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
3. Белка я, живу в лесу.
У меня пушистый мех.
Я грибок в дупло несу,
Шишку и лесной … (Орех)
4. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гриб)
5. Серый зайчик ликовал,
Сам себя нахваливал:
Вот какой я ловкий,
Раздобыл … (Морковку)
- Молодцы, умеете разгадывать загадки. Давайте украсим это деревце яркими листочками (5 детей выходят и вешают листочки).
- Посмотрите, как красиво получилось. Настоящая золотая осень! Интересно, почему раннюю осень так называют? (листья красные, желтые, оранжевые, коричневые – похоже на золото).
- Да, верно. Посмотрите на осенние картины (показ иллюстраций об осени).
- О золотой осени написано много стихотворений. Кто из вас может рассказать стихотворение? (Ребенок рассказывает стихотворение.)
Осень
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены.
В пурпуре осеннем даже дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лето,
Посмотрите, роща золотом одета!
- Молодец!
- Ребята, а хорошо ли вы знаете приметы осени? Чтобы это узнать, мы поиграем в игру «Да или нет». На мои вопросы вам надо отвечать «да» или «нет».
Игра «Да или Нет»
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Холодный ветер задувает?
А листочки опадают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А насекомые летают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки доставать!
- Верно, значит, деревья к зиме подготовились: листву сбросили и заснули до весны. А вот есть деревья, которые и зимой стоят зеленые. Какие это деревья? (Это елка и сосна). Птицы улетели на юг. А все ли из них улетели? (Только перелетные: ласточки, стрижи, гуси, лебеди, журавли). А какие птицы остались? (Зимующие: вороны, галки, сороки, воробьи. Они прилетели поближе к человеческому жилью).
- А что же осенью делают звери в лесу? (Готовятся к зиме) Как к зиме готовится белочка? (Подготовила теплое дупло, запасла орехи, шишки, грибы. Поменяла рыжую шубку на более густую серую).
- Кто из вас помнит стишок про белочку? (Ребенок рассказывает стихотворение).
Белочка
Рыжая белочка с рыжим хвостом
Маленький рыжик нашла под кустом.
Маленький рыжик она засолила:
В банку большую его положила.
Белке теперь не страшны холода:
Есть у нее на всю зиму еда.
-Умница! А что осенью делают ежик и медведь? (Ложатся спать до весны).
- Правильно. А волк и лиса тоже спят? (Нет, они ходят по лесу и ищут еду).
- Верно. А зайцы как-нибудь готовятся к зиме? (Они меняют серую шубку на белую, чтобы их не было видно на снегу.)
Динамическая пауза.
- Молодцы. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зайка»
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так (сидят в круге, шевелят пальцами).
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот так, вот так (хлопают в ладоши).
Зайке холодно стоять, зайке надо поскакать.
Вот так, вот так (скачут на месте).
Зайку волк напугал, зайка тут же убежал. (Побежали на места).
- Итак, природа подготовилась к долгой зиме. А что же осенью делали люди? (Собирали урожай хлеба, овощей и фруктов. Собирали грибы, орехи. Делали заготовки: варенья, компоты, соленья и т. п.)
- А умеете ли вы различать овощи и фрукты? А может, кто-то будет варить щи из яблок, а варенье из капусты?
- Нет? Вот мы сейчас это и проверим с помощью игры!
Игра «Две корзины»
- Вам нужно быстро и правильно разложить овощи и фрукты в две корзины. Один из вас собирает овощи, а другой фрукты. Начали.
- Молодцы, справились с заданием. Я предлагаю вам самим сделать заготовку на зиму - приготовить «яблочный компот».
«Яблочный компот»
- Нам понадобится «банка» из картона; красная, желтая, черная гуашь; кисточка; половина яблока; кусочек ткани и ленточка. Намазываем половинку яблока красной и желтой красками и делаем на «банке» отпечатки. Затем подрисуем зернышки. Горлышко нашей банки обмотаем тканью и завяжем ленточкой. «Яблочный компот» готов! Красота!
Ш. Заключительная часть.
В группу вбегает мальчик в костюме зайца и раздает детям яблоки – лесное угощение.
Зайка: «Это вам от нас, зайцев, в благодарность за ответ на наше письмо».
- Спасибо, зайчик. Кто мне назовет, по каким признакам мы определяем осень. А что вам больше всего нравится осенью? Какое время года придет на смену осени.