Проект Синичкин календарь
проект по окружающему миру (младшая группа)
Ознакомление родителей и детей с всероссийским праздником «Синичкин календарь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sinichkin_den.docx | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Синичкин календарь».
Срок реализации: 3 дня.
Участники проекта: дети 2-й младшей группы, воспитатели, родители.
Ожидаемый результат: дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день». Имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания.
Расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Имеют представление о зимующих и перелетных птицах. Рассказывают о помощи человека зимующим птицам. Любят и бережно относятся к природе
Проблема: у воспитанников недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день»; путают зимующих и перелётных птиц.
Цель: ознакомление родителей и детей с всероссийским праздником «Синичкин день».
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.
3. Научить распознавать синиц по характерным признакам.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.
Развивающие:
1. Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
Этапы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид: информационно-творческий
Продолжительность: краткосрочный( первые 2 недели ноября )
Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.
Значимость заявленной проблемы:
Совершенно не так давно в Российской федерации возник природоохранный праздничный
день «Синичкин день». Отмечается он 12 ноября. Хроника данного торжества удаляется
собственными корнями в далекое прошлое. Согласно общенародным традициям и
исследованиям, именно к этому времени синицы, ощущая стужу, прилетают с лесов
поближе к зданиям и домам человека и ожидают поддержки с их стороны. Люди стали
замечать, в случае если пернатые возникают около жилища цельными косяками, это
означает, что скоро настанут морозы. А ещё наши предки определяли погоду по птицам,
в случае если птица свистит – будет ясный день, в случае если пищит – быть ночному
холоду, если большое количество синиц в кормушках – к вьюги и снегу. Наименование
«синица» происходит совсем никак не от цвета оперения данных птиц, как многие
полагают. Название данные пернатые приобрели из-за распевания звонких песен, которые
походят на трезвон колокольчика. Также установлено, что синицы приносят пользу
человеку, а для того чтобы они и далее имели возможность приносить пользу, следует о
них подумать в зимний период.
Проблема:
Зачастую в старшем дошкольном возрасте ребята не обладают достаточными понятиями о
зимующих птицах, кроме того они не знают как посодействовать птицам уцелеть в
зимний период.
Цель:
Воспитание у воспитанников и их родителей осознанной привычки подкармливать птиц в
зимний период, развитие познавательного интереса, ответственного отношения к птицам.
Задачи:
1. Познакомить детей с очередным народным праздником;
2. Формировать у них представления о синицах, особенностях их внешнего вида,
поведения, питания.
3. Формировать у них желание заботится о братьях наших меньших, быть
ответственными за них.
4. Содействовать формированию эмоциональной активности и отзывчивости.
Прогнозируемые итоги:
Дети приобретут понятия о природоохранном празднике;
Восполнят знания о зимующих птицах;
Будут знать как и зачем нужно заботится о птицах.
Продукт проекта:
Обобщение опыта детей по экологическому проекту.
Систематизация информации и оформление презентации.
Итоговое событие:
Выставка кормушек.
Подготовительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы,
репродукций картин;
–подборка видеоматериалов и музыкального сопровождения (звуки птиц);
– изготовление дидактических игр.
Основной этап
– проведение беседы с детьми;
– организация проведения подвижной игры, пальчиковой гимнастики, физминутки, дидактической игры;
– Нод «Покормите синичку» – рисование;
– Нод «Синички» – аппликация из ватных дисков;
– чтение рассказа «Весёлая синичка».
Заключительный этап
– выставка кормушек;
– подведение итогов;
План реализации проекта
1 день
1 Беседа "Синичкин день".
Πознакомить детей с синицей;
Формировать умение отличать синиц от других видов птиц;
Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам;
Вызвать желание помогать птицам в зимний период;
2 Просмотр слайдов с изображением синиц, кормушек
Закрепить в памяти у детей образ синицы;
Способствовать запоминанию её отличительные признаки;
Побуждать детей помогать птицам выжить зимой.
3 Прослушивание пения синиц.
Сформировать у детей понятия, что синички умеют красиво петь;
Побуждать относиться к пернатым с добротой;
Развивать чувство прекрасного и бережного отношения к природе.
2 день
1 Чтение рассказа «Весёлая синичка». Рассуждение по рассказу.
Познакомить детей с новым произведением;
В художественной форме рассказать детям о синице;
Развивать внимание, память, речь, любознательность.
2 Пальчиковая гимнастика «Синички».
Развитие мелкой моторики рук;
Развитие памяти, речи.
3 Рисование «Покормите синичку»
Формировать умение детей рисовать на листе бумаги, развивая чувство ритма;
Закреплять умение правильно держать кисть;
Развивать умение соединять горизонтальные и вертикальные линии;
Развивать мелкую моторику руки;
Закреплять знание цвета, формы, величины, количества;
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
3 день
1 Аппликация из ватных дисков «Яркие синички».
С помощью аппликации закрепить образ синицы в памяти детей;
Формировать умение наклеивания ватных дисков аккуратно;
Вызвать желание сделать работу аккуратно и красиво.
2 Подвижная игра «Птички и кошки».
Показать детям новую игру;
Развивать быстроту реакции и умение действовать по сигналу.
3 Д. игра «Прятки» по теме «зимующие птицы».
Закрепление у детей в памяти внешнего вида зимующих птиц;
Развивать внимание, память, речь.
Работа с родителями.
Выставка кормушек
Донести до родителей информацию о празднике;
Вызвать желание у родителей вместе с детьми изготовить кормушки и подкармливать птиц зимой.
Выводы:
В ходе реализации проекта дети наблюдали за синицами, изучали особенности внешнего вида и повадки птиц. Узнали, чем питаются птицы.
Беседа во второй младшей группе «Синичкин день».
Цель: сформировать у детей общее представление о синицах, об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения.
Задачи:
1) познакомить детей с синицей,
2) формировать умение отличать синиц от других видов птиц,
3) воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам,
4) вызвать желание помогать птицам в зимний период.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с одной очень маленькой, красивой птичкой, а какой угадайте из моей загадки.
Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)
Правильно ребята – это синичка. (Показ иллюстрации). Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.
Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом? (Ответы детей). Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением около жилья людей они дают сигнал людям, что скоро зима, не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно. Для этого люди делают кормушки и специальные домики-синичники. (Показ иллюстрации).
У нас такой обычай: как выпадет снежок,
Удобную кормушку повесить на сучок.
Кормушки можно сделать из: банки, бутылки, канистры, бумажного пакета и других простых приспособлений.
Но чем мы будем их кормить? (Ответы детей). Зимующие птицы в холодные и голодные времена не очень прихотливы и могут, есть еду с нашего стола остатки каши, творога, отварное яйцо, хлебные крошки, ягоды рябины, семечки тыквы и подсолнуха, орехи, кусочки фруктов и можно повесить кусочки несолёного сала и мяса.
Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила: Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени; Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить; Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших лесах, садах, парках. Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай. Чтение стихотворения:
Отдохнут пускай игрушки
Мы сегодняшним деньком
С вами сделаем кормушки
И повесим за окном.
Нелегко зимою птицам,
Им в морозы много бед.
Ждём вас милые синицы
Прилетайте на обед.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте заведём хороводную игру «Летели две птички».
Дети встают парами идут по кругу и поют:
Летели две птички ростом невелички.
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились.
Как они вставали, крепко обнимались (целовались).
В такт пению играющие дети машут руками-крыльями. На слова «садились» все приседают. На слово «вставали» - поднимаются, машут крыльями. Затем обнимают друг друга.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какой славный хоровод у нас получился. А теперь мне скажите, как вы, вместе с родителями, можете помочь зимующим птицам в трудное для них время? (Ответы детей).
Правильно, надо обязательно повесить кормушки и подкармливать птиц. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки».
Конспект занятия по рисованию «Покормите синичку»
Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего края.
Задачи:
Формировать умение детей рисовать на листе бумаги, развивая чувство ритма;
Закреплять умение правильно держать кисть;
Развивать умение соединять горизонтальные и вертикальные линии;
Развивать мелкую моторику руки;
Закреплять знание цвета, формы, величины, количества;
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций по теме, беседа о птицах.
Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение А. Яшина "Покормите птиц зимой"
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Беседа с детьми:
Педагог показывает детям кормушку. Что это? (кормушка). Для кого кормушка? (для птиц) Какой формы кормушка? (прямоугольная) Что у кормушки есть? (полка для корма-дно и крыша). Дети проводят пальцами по краям кормушки. Рисуют в воздухе кормушку.
Ребята, закройте пожалуйста глаза, я вам сейчас что-то покажу. А теперь открывайте!
Педагог показывает детям пшено. Дети, что это у меня (зернышки для птиц). Дети рассматривают зернышки, трогают на ощупь, определяют цвет, форму и величину зернышек.
Физкультминутку:
Маленькие птички (машем руками, как крылышками).
Птички-невелички,
По лесу летают, Песни распевают.
Буйный ветер налетел, Руки вверх (раскачиваемся из стороны в сторону).
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки).
Там уютно и тепло (закрываем голову руками).
Практическая часть:
Педагог предлагает детям нарисовать кормушку. Ребята, будьте внимательны и повторяйте все за мной. Я буду рисовать у себя на бумаге - вы рисуете также как я - у себя на бумаге. Возьмите правильно кисточку (обратить внимание на всех детей, поправить правильно положить кисть в руку ребенка). Обмакните кисть в воду, немного отожмите и обмакните кисть в гуашь черного цвета. Начинаем рисовать горизонтальные линии, вверху и внизу (обратить внимание на то как правильно держат кисть). Соединяем их вертикальными линиями, проводя их сверху вниз (педагог смотрит, чтоб все дети нарисовали вертикальные линии). А теперь нарисуем крышу нашей кормушки, чтобы на корм не попадал снег. Поводим две линии, которые соединяем вверху. Помоем кисточку и поставим на подставку. Нам она сейчас больше не будет нужна. Педагог предлагает покормить наших птиц зернышками, а для этого нужно взять ватную палочку, обмакнуть её в гуашь желтого цвета. И наносим ватной палочкой зёрнышки в кормушку ритмично, тычками. Заметить, что зернышки нужно расположить на всей поверхности дна кормушки.
Ребята, какие вы молодцы! Очень хорошие у вас получились кормушки. Наши птички останутся сытыми и довольными!
Пальчиковая гимнастика «Синички».
Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие памяти, речи.
«Синичка»
Шустрая синичка
(Машем двумя ладонями, изображая синичку.)
Села на кормушку.
(Указательными пальцами обеих рук «рисуем» кормушку.)
Пропищала тоненько:
(Прижимаем указательный палец к большому, оставляя маленькое пространство.)
«Жду я тут подружку».
(Выпрямляем ладошку.)
Конспект занятия аппликация из ватных дисков «Яркие синички».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, развивать воображение у детей, воспитывать аккуратность при выполнении работы, терпение и усидчивость.
Задачи:
1. с помощью аппликации закрепить образ синицы в памяти детей;
2. формировать умение наклеивания ватных дисков аккуратно;
3. вызвать желание сделать работу аккуратно и красиво.
Ход занятия
Вводная часть
В. Ребята, а вы знаете, я сегодня пришла в детский сад, а у нас в группе гость.
Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку.
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется (Синица).
В. Правильно. Это синичка. Вот она. ( Выставить на мольберт синицу).
А сейчас я прочитаю стихотворение про синицу.
Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей.
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней!
Хоть грозит он нам ненастьем,
Хоть зимы он нам пророк
Дышит благодатным счастьем
Твой веселый голосок!
В: Как вы думаете, чем полезны синицы? Ответы детей
Я расскажу вам немного о жизни этих птиц: в саду с ветки на ветку перелетает небольшая, шустрая птичка, ростом поменьше воробья: спинка синяя, грудка желтая, на голове черная бархатная шапочка. Это птица - синица. Почему она поедает насекомых? Ответы детей
Недаром в народе синицу называют сторожем и санитаром наших садов. Сад без синицы кажется мертвым. Но как налетит стайка синиц, сад оживает. Синицы с писком перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево, осматривают каждую трещинку на коре: нет ли древесного семечка или жучка.
Физминутка .
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
(Дети садятся).
В. Нашей гостье очень одиноко. Давайте поможем ей. Сделаем ей подружек-синичек из ватных дисков.
Практическая часть.
Рассмотрим из каких частей состоит наша птица. (Голова, туловище, крылья и хвост). Один ватный диск это туловище, второй разрезанный пополам - это крылья, голова маленький круга. Хвост треугольный. Наклеиваем наши детали на лист. Теперь берем краски и раскрашиваем нашу птичку. Туловище желтое, голова, крылья, хвост синие. Рисуем глаза и клюв. Наши синицы готовы.
Теперь у нашей гостьи есть много подружек.
Подвижная игра «ПТИЧКИ И КОШКА»
Цель: Показать детям новую игру; развивать быстроту реакции и умение действовать по сигналу.
Ход: 3-4 ребенка изображают птичек, остальные птенчики, один ребенок - кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях - скамейках, пеньках, бревнах. Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в круге, нарисованном на полу.
Птицы слетают с деревьев (спрыгивают), летят на площадку и спустя некоторое время зовут птенцов. Они также спрыгивают, присаживаются на корточки (клюют корм), летают. По сигналу «кошка» птицы улетают на деревья - залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц. Пойманный становится кошкой.
Правила: птенцы вылетают только по зову птиц; дети бегают только в пределах площадки; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Синичкин" Календарь природы
Календарь природы (перекидной) для средней группы на 12 + 1 листах А4, формат jpeg. Рекомендации: распечатать, заламинировать и брошюровать по верхнему краю. по желанию можно сделать кармашки для обоз...
Синичкин календарь
Мы кармушку смастерилиМы столовую открылиВоробей, снегирь- соседБудет вам зимой обед....
Интерактивная дидактическая игра «Синичкин календарь» для детей старшего дошкольного возраста.
Расширять знания детей о зимующих птицах....
ОТЧЕТ ПО ФОТОГРАФИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА: «Народный календарь в образовательной деятельности детского сада: «Синичкин день» 12 ноября»
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...
ТЕМА: «СИНИЧКИН КАЛЕНДАРЬ» Экологический проект
Зачастую в старшем дошкольном возрасте ребята не обладают достаточными понятиями о зимующих птицах, кроме того они не знают как посодействовать птицам уцелеть в зимний период....
Краткосрочный проект«Синичкин календарь»
Краткосрочный проект«Синичкин календарь»Гребенщикова Наталья ВладимировнаКраткосрочный проект «Синичкин календарь»Актуальность темы.Экологический праздник 12 ноября &ndash...
Проект "Синичкин календарь"
Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима ...