Проект Синичкин календарь
проект по окружающему миру (младшая группа)

Майер Екатерина Александровна

Ознакомление родителей и детей с всероссийским праздником «Синичкин календарь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sinichkin_den.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Синичкин календарь».

Срок реализации: 3 дня.

Участники проекта: дети 2-й младшей группы, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат: дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день». Имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания.

Расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Имеют представление о зимующих и перелетных птицах. Рассказывают о помощи человека зимующим птицам. Любят и бережно относятся к природе

Проблема: у воспитанников недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день»; путают зимующих и перелётных птиц.

Цель:  ознакомление родителей и детей с всероссийским праздником «Синичкин день».

Задачи:

Образовательные:

1.  Расширить  знания  о роли птиц в природе и жизни человека.

2.  Сформировать  представления  о причинах гибели птиц в зимний период.

3.  Научить  распознавать  синиц по характерным признакам.

Воспитательные:

1. Воспитывать  у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.

2. Формировать  экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.

Развивающие:

1. Формировать  умения  сравнивать,  выявлять   отличительные  признаки.

2. Развивать творческие способности детей.

3. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.

Этапы

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид: информационно-творческий

Продолжительность: краткосрочный( первые 2 недели ноября )

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Значимость заявленной проблемы:

Совершенно не так давно в Российской федерации возник природоохранный праздничный

день  «Синичкин  день». Отмечается  он 12 ноября. Хроника  данного торжества  удаляется

собственными  корнями  в  далекое  прошлое.  Согласно  общенародным  традициям  и

исследованиям,  именно  к  этому  времени  синицы,  ощущая    стужу,  прилетают  с  лесов

поближе к зданиям  и домам человека и  ожидают поддержки  с их  стороны.  Люди стали

замечать,  в  случае  если  пернатые  возникают  около  жилища  цельными  косяками,    это

означает,  что скоро настанут морозы. А ещё наши предки определяли погоду  по птицам,

в  случае  если  птица  свистит  – будет  ясный    день,  в случае  если  пищит  – быть ночному

холоду, если  большое  количество синиц  в  кормушках  – к  вьюги  и  снегу.  Наименование

«синица»  происходит  совсем  никак  не  от  цвета  оперения  данных  птиц,  как  многие

полагают. Название данные пернатые приобрели из-за распевания звонких песен, которые

походят    на  трезвон  колокольчика.  Также  установлено,  что    синицы  приносят  пользу

человеку, а для того чтобы они и далее имели возможность  приносить пользу, следует о

них подумать в зимний период.

Проблема:

Зачастую в старшем дошкольном возрасте ребята не обладают достаточными понятиями о

зимующих  птицах,  кроме  того  они    не  знают  как  посодействовать  птицам  уцелеть  в

зимний период.

Цель:

Воспитание у воспитанников и их родителей осознанной привычки подкармливать  птиц в

зимний период, развитие познавательного интереса, ответственного отношения к птицам.

Задачи:

1. Познакомить детей с очередным народным праздником;

2.  Формировать  у  них  представления  о  синицах,  особенностях  их  внешнего  вида,

поведения, питания.

3.  Формировать    у  них  желание    заботится  о  братьях  наших  меньших,  быть

ответственными за них.

4. Содействовать формированию эмоциональной активности и отзывчивости.

Прогнозируемые итоги:

Дети приобретут понятия о природоохранном празднике;

Восполнят знания о зимующих птицах;

Будут знать как и зачем нужно заботится о птицах.

Продукт проекта:

Обобщение опыта детей по экологическому проекту.

Систематизация информации и оформление презентации.

Итоговое событие:

Выставка кормушек.

 

Подготовительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта;

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы,

репродукций картин;

–подборка видеоматериалов и музыкального сопровождения (звуки птиц);

– изготовление дидактических игр.

Основной этап            

– проведение беседы с детьми;

– организация проведения подвижной игры, пальчиковой гимнастики, физминутки,                                         дидактической игры;

– Нод «Покормите синичку» – рисование;

– Нод «Синички» – аппликация из ватных дисков;

– чтение рассказа «Весёлая синичка».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Заключительный этап

– выставка кормушек;

– подведение итогов;

План реализации проекта

1 день

1 Беседа "Синичкин день".

Πознакомить детей с синицей;

Формировать умение отличать синиц от других видов птиц;

Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам;

Вызвать желание помогать птицам в зимний период;

2 Просмотр слайдов с изображением синиц, кормушек

Закрепить в памяти у детей образ синицы;

Способствовать запоминанию её отличительные признаки;

Побуждать детей помогать птицам выжить зимой.

3 Прослушивание пения синиц.

Сформировать у детей понятия, что синички умеют красиво петь;

Побуждать относиться к пернатым с добротой;

Развивать чувство прекрасного и бережного отношения к природе.

2 день

1 Чтение рассказа «Весёлая синичка». Рассуждение по рассказу.

Познакомить детей с новым произведением;

В художественной форме рассказать детям о синице;

Развивать внимание, память, речь, любознательность.

2 Пальчиковая гимнастика «Синички».

Развитие мелкой моторики рук;

Развитие памяти, речи.

3 Рисование «Покормите синичку»

Формировать умение детей рисовать на листе бумаги, развивая чувство ритма;

Закреплять умение правильно держать кисть;

 Развивать умение соединять горизонтальные и вертикальные линии;

 Развивать мелкую моторику руки;

 Закреплять знание цвета, формы, величины, количества;

 Воспитывать заботливое отношение к птицам.

3 день

1 Аппликация из ватных дисков «Яркие синички».

С помощью аппликации закрепить образ синицы в памяти детей;

Формировать умение наклеивания ватных дисков аккуратно;

Вызвать желание сделать работу аккуратно и красиво.

2 Подвижная игра «Птички и кошки».

Показать детям новую игру;

Развивать быстроту реакции и умение действовать по сигналу.

3 Д. игра «Прятки» по теме «зимующие птицы».

Закрепление у детей в памяти внешнего вида зимующих птиц;

Развивать внимание, память, речь.

Работа с родителями.

Выставка кормушек

Донести до родителей информацию о празднике;

Вызвать желание у родителей вместе с детьми изготовить кормушки и подкармливать птиц зимой.

Выводы:

В ходе реализации проекта дети наблюдали за синицами, изучали особенности внешнего вида и повадки птиц. Узнали, чем питаются птицы.

Беседа во второй младшей группе «Синичкин день».

Цель: сформировать у детей общее представление о синицах, об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения.

Задачи:

1) познакомить детей с синицей,

2) формировать умение отличать синиц от других видов птиц,

3) воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам,

4) вызвать желание помогать птицам в зимний период.

  Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с одной очень маленькой, красивой птичкой, а какой угадайте из моей загадки.

Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)

Правильно ребята – это синичка. (Показ иллюстрации). Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.

Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом? (Ответы детей). Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением  около жилья людей они дают сигнал людям, что скоро зима, не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно. Для этого люди делают кормушки и специальные домики-синичники. (Показ иллюстрации).

У нас такой обычай: как выпадет снежок,

Удобную кормушку повесить на сучок.

Кормушки можно сделать из: банки, бутылки, канистры, бумажного пакета и других простых приспособлений.

Но чем мы будем их кормить? (Ответы детей). Зимующие птицы в холодные и голодные времена не очень прихотливы и могут, есть еду с нашего стола остатки каши, творога, отварное яйцо, хлебные крошки, ягоды рябины, семечки тыквы и подсолнуха, орехи, кусочки фруктов и можно повесить кусочки несолёного сала и мяса.

Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила: Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени; Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить; Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших лесах, садах, парках.  Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай. Чтение стихотворения:

Отдохнут пускай игрушки

Мы сегодняшним деньком

С вами сделаем кормушки

И повесим за окном.

Нелегко зимою птицам,

Им в морозы много бед.

Ждём вас милые синицы

Прилетайте на обед.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте заведём хороводную игру «Летели две птички».

Дети встают парами идут по кругу и поют:

Летели две птички ростом невелички.

Как они летели, все люди глядели.

Как они садились, все люди дивились.

Как они вставали, крепко обнимались (целовались).

В такт пению играющие дети машут руками-крыльями. На слова «садились» все приседают. На слово «вставали» - поднимаются, машут крыльями. Затем обнимают друг друга.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какой славный хоровод у нас получился. А теперь мне скажите, как вы, вместе с родителями, можете помочь зимующим птицам в трудное для них время? (Ответы детей).

Правильно, надо обязательно повесить кормушки и подкармливать птиц. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки».

Конспект занятия по рисованию «Покормите синичку»

Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего края.

Задачи:

Формировать умение детей рисовать на листе бумаги, развивая чувство ритма;

Закреплять умение правильно держать кисть;

 Развивать умение соединять горизонтальные и вертикальные линии;

 Развивать мелкую моторику руки;

 Закреплять знание цвета, формы, величины, количества;

 Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций по теме, беседа о птицах.

Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение А. Яшина "Покормите птиц зимой"

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Беседа с детьми:

Педагог показывает детям кормушку. Что это? (кормушка). Для кого кормушка? (для птиц) Какой формы кормушка? (прямоугольная) Что у кормушки есть? (полка для корма-дно и крыша). Дети проводят пальцами по краям кормушки. Рисуют в воздухе кормушку.

Ребята, закройте пожалуйста глаза, я вам сейчас что-то покажу. А теперь открывайте!

Педагог показывает детям пшено. Дети, что это у меня (зернышки для птиц). Дети рассматривают зернышки, трогают на ощупь, определяют цвет, форму и величину зернышек.

Физкультминутку:

Маленькие птички (машем руками, как крылышками).

Птички-невелички,

По лесу летают, Песни распевают.

Буйный ветер налетел, Руки вверх (раскачиваемся из стороны в сторону).

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки).

Там уютно и тепло (закрываем голову руками).

Практическая часть:

Педагог предлагает детям нарисовать кормушку. Ребята, будьте внимательны и повторяйте все за мной. Я буду рисовать у себя на бумаге - вы рисуете также как я - у себя на бумаге. Возьмите правильно кисточку (обратить внимание на всех детей, поправить правильно положить кисть в руку ребенка). Обмакните кисть в воду, немного отожмите и обмакните кисть в гуашь черного цвета. Начинаем рисовать горизонтальные линии, вверху и внизу (обратить внимание на то как правильно держат кисть). Соединяем их вертикальными линиями, проводя их сверху вниз (педагог смотрит, чтоб все дети нарисовали вертикальные линии).  А теперь нарисуем крышу нашей кормушки, чтобы на корм не попадал снег. Поводим две линии, которые соединяем вверху. Помоем кисточку и поставим на подставку. Нам она сейчас больше не будет нужна. Педагог предлагает покормить наших птиц зернышками, а для этого нужно взять ватную палочку, обмакнуть её в гуашь желтого цвета. И наносим ватной палочкой зёрнышки в кормушку ритмично, тычками. Заметить, что зернышки нужно расположить на всей поверхности дна кормушки.

Ребята, какие вы молодцы! Очень хорошие у вас получились кормушки. Наши птички останутся сытыми и довольными!

Пальчиковая гимнастика «Синички».

Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие памяти, речи.

«Синичка»

Шустрая синичка

(Машем двумя ладонями, изображая синичку.)

Села на кормушку.

(Указательными пальцами обеих рук «рисуем» кормушку.)

Пропищала тоненько:

(Прижимаем указательный палец к большому, оставляя маленькое пространство.)

 «Жду я тут подружку».

(Выпрямляем ладошку.)

Конспект занятия аппликация из ватных дисков «Яркие синички».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, развивать воображение у детей, воспитывать аккуратность при выполнении работы, терпение и усидчивость.

Задачи: 

1. с помощью аппликации закрепить образ синицы в памяти детей;

2. формировать умение наклеивания ватных дисков аккуратно;

3. вызвать желание сделать работу аккуратно и красиво.

Ход занятия

Вводная часть

В. Ребята, а вы знаете, я сегодня пришла в детский сад, а у нас в группе гость.

Хотите узнать кто это? Тогда  отгадайте загадку.

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется (Синица).

В. Правильно. Это синичка. Вот она. ( Выставить на мольберт синицу).

А сейчас я прочитаю стихотворение про синицу.

Слышу я: звенит синица

Средь желтеющих ветвей.

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем,

Хоть зимы он нам пророк

Дышит благодатным счастьем

Твой веселый голосок!

В: Как вы думаете, чем полезны синицы? Ответы детей

Я расскажу вам немного о жизни этих птиц: в саду с ветки на ветку перелетает небольшая, шустрая птичка, ростом поменьше воробья: спинка синяя, грудка желтая, на голове черная бархатная шапочка. Это птица - синица. Почему она поедает насекомых? Ответы детей

Недаром в народе синицу называют сторожем и санитаром наших садов. Сад без синицы кажется мертвым. Но как налетит стайка синиц, сад оживает. Синицы с писком перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево, осматривают каждую трещинку на коре: нет ли древесного семечка или жучка.

Физминутка .

Скачет шустрая синица,   (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,    (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок,      (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок.   (кружимся на месте)
Вот присела на минутку,   (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, Тень-тень-тень!   (прыжки на месте на двух ногах)

(Дети садятся).

В. Нашей гостье очень одиноко. Давайте поможем ей. Сделаем ей подружек-синичек из ватных дисков.

Практическая часть. 

Рассмотрим из каких частей состоит наша птица. (Голова, туловище, крылья и хвост). Один ватный диск это туловище, второй разрезанный пополам - это крылья, голова  маленький круга. Хвост треугольный. Наклеиваем наши детали на лист. Теперь берем краски и раскрашиваем нашу птичку. Туловище желтое, голова, крылья, хвост синие. Рисуем глаза и клюв. Наши синицы готовы.

Теперь у нашей гостьи есть много подружек.

Подвижная игра «ПТИЧКИ И КОШКА»

Цель:  Показать детям новую игру; развивать быстроту реакции и умение действовать по сигналу.

Ход: 3-4 ребенка изображают птичек, остальные птенчики, один ребенок - кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях - скамейках, пеньках, бревнах. Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в круге, нарисованном на полу.

Птицы слетают с деревьев (спрыгивают), летят на площадку и спустя некоторое время зовут птенцов. Они также спрыгивают, присаживаются на корточки (клюют корм), летают. По сигналу «кошка» птицы улетают на деревья - залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц. Пойманный становится кошкой.

Правила: птенцы вылетают только по зову птиц; дети бегают только в пределах площадки; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Синичкин" Календарь природы

Календарь природы (перекидной) для средней группы на 12 + 1 листах А4, формат jpeg. Рекомендации: распечатать, заламинировать и брошюровать по верхнему краю. по желанию можно сделать кармашки для обоз...

Синичкин календарь

Мы кармушку смастерилиМы столовую открылиВоробей, снегирь- соседБудет вам зимой обед....

ОТЧЕТ ПО ФОТОГРАФИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА: «Народный календарь в образовательной деятельности детского сада: «Синичкин день» 12 ноября»

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...

ТЕМА: «СИНИЧКИН КАЛЕНДАРЬ» Экологический проект

Зачастую в старшем дошкольном возрасте ребята не обладают достаточными понятиями о зимующих птицах, кроме того они  не знают как посодействовать птицам уцелеть в зимний период....

Краткосрочный проект«Синичкин календарь»

Краткосрочный проект«Синичкин календарь»Гребенщикова Наталья ВладимировнаКраткосрочный проект «Синичкин календарь»Актуальность темы.Экологический праздник 12 ноября &ndash...

Проект "Синичкин календарь"

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима ...