Конспект ООД в средней группе "У Хозяюшки в гостях"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
В конспекте отражена работа по приобщению детей к истории и культуре русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_hozyayushki_v_gostyah.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
в средней группе
Тема: «У Хозяюшки в гостях»
Цель: вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с бытом, традициями и обычаями русского народа;
-знакомить с деревянными изделиями и их украшениями;
- познакомить детей с русской печкой, ее значением в жизни русского народа;
- обогащать словарь детей названиями предметов быта.
Развивающие:
- развивать умение трудиться сообща;
Закреплять приемы лепки (раскатывание, сплющивание, соединение);
- упражнять в подборе слов (названий предметов).
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к быту русского народа, любовь к русским играм;
- воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира прошлого.
Оборудование: русский народный костюм для Хозяюшки, оформление группы в виде избы, деревянная посуда, деревянные ложки по 2 на ребенка и для воспитателя, шкатулка с платком, соленое тесто для лепки, доски для лепки, поднос 2 шт., бублики настоящие, салфетки.
Ход занятия
Детей встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм, в роли Хозяюшки. Группа украшена под русскую избу. В углу стоит печь, перед печью стол, накрытый клеенкой, поодаль еще стол. На нем стоит в центре самовар, вокруг шкатулка, сундучок, различная расписная деревянная посуда, корзиночка с деревянными ложками по 2 на ребенка и для воспитателя.
Дети входят в группу, их встречает Хозяюшка.
Хозяюшка:
Здравствуйте, гости званные, желанные!
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Я Хозяюшка этого дома.
Гости на пороге – хозяйке радость!
Для вас у меня место готово,
Красному гостю – красное место.
Дети усаживаются на скамеечки, покрытые льняным расшитым покрывалом.
Хозяюшка: В старину, темными осенними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками. Посмотрите вокруг, найдите предметы, которые могли бы быть сделаны на таких посиделках.
(Ответы детей)
Хозяюшка берет в руки корзиночку.
Хозяюшка: Чтобы узнать, что в моей корзиночке, вам нужно отгадать загадку:
Деревянные подружки,
И без них мы, как без рук.
На досуге веселушки,
И накормят всех вокруг.
Кашу носят прямо в рот
И обжечься не дает. (Деревянная ложка)
Хозяюшка: Вот она ложка. Из чего она сделана? (Ответы детей) А знаете ли вы, что раньше не только ложки делали из дерева, но и другую посуду. (Показывает еще несколько образцов деревянной посуды). Ребята, а для чего нужны были ложки? (Ответы детей). А вот в загадке говорится о ложках-веселушках. Как вы думаете, что это? (Ответы детей). Я вам предлагаю повеселиться.
(Детям раздаются деревянные ложки, под музыку они играют на них. Музыка на выбор воспитателя.)
Ложки наши ложки,
Превратитесь в рожки.
Ложки наши ложки,
Превратитесь в ножки.
Ложки наши ложки,
Превратитесь в ушки.
Ложки наши ложки
Постучат немножко.
После игры дети кладут ложки в корзинку. Хозяюшка берет в руки шкатулку.
Хозяюшка: На посиделках из дерева вырезали не только посуду, но и вот такие красивые деревянные шкатулки. В них хранили различные мелкие предметы, украшения. А что же в нашей шкатулке?
Достает красивый платок.
Хозяюшка: Такой платок – украшение для любой хозяйки. Их надевали по праздникам, а мы с вами с платком поиграем. Становитесь в круг.
Игра «Волшебный платок»
Звучит веселая подвижная народная музыка. Дети свободно двигаются по залу, выполняют плясовые движения. Музыка меняется на тихую, спокойную. Дети приседают и закрывают глаза ладошками. Хозяюшка обходит ребят и кого-нибудь накрывает платком.
Хозяюшка:
Раз! Два! Три!
Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте,
Поскорее отвечайте!
Дети называют имя спрятанного под платком ребенка. Если угадали, то платок поднимают, а ребенок встает.
Хозяюшка: Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что самое главное в деревенской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. «Дом без печки – нежилой дом», говорили в народе. «Кормилицей, матушкой» ласково называли печь. Ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи да картошку.
Я в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь не успела. Я хотела попросить вас помочь мне испечь бублики к чаю.
Дети встают вокруг стола. На столе большая тарелка с крышкой. В ней кусочки соленого теста. Хозяюшка раскладывает по кусочку теста детям и напоминает, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и слепляют края. Готовые бублики дети укладывают на противень, и Хозяюшка их ставит в печь. Пока дети лепят бублики, играет спокойная музыка).
Хозяюшка: Пока наши бублики пекутся, мы с вами поиграем. (Дети садятся на лавочку).
Русская народная игра «Лавочка»
Дети садятся на скамеечку и держат руки перед собой ладонями вверх. Ведущий проходит вдоль скамеечки, выбирает любого ребенка и хлопает его по протянутым ладошкам, после чего водящий и ребенок бегут в разные стороны вокруг скамейки и стараются занять свободное место. Тот, кто не успел сесть, становится водящим.
Хозяюшка:
Ну-ка к лавочке беги,
Место ты себе займи.
Хотим с нею поиграть,
Кто ловчее всех узнать.
Хозяюшка: Хорошо мы поиграли, а теперь отгадайте загадку.
Кто такой стоит пузатый
И блестящие бока,
Торчит носик крючковатый,
В нем вода из родника.
Окружили его чашки,
Сахар, пирожки и мед,
Он как командир в фуражке
Чаю всем гостям нальет. (Самовар)
Дети рассматривают самовар.
Хозяюшка: Вечером в избе собиралась вся семья за столом вокруг самовара, чтобы попить чаю. Хозяева старались начистить свой самовар до блеска, чтобы в него можно было смотреться, как в зеркало.
Хозяюшка: Ой, ребята, а про угощение мы с вами забыли, наши бублики уже готовы (достает из печи уже настоящие бублики и угощает ребят).
Хозяюшка: Вы давно бубликов не ели?
Вы бубликов захотели?
Напекли мы их поесть
Сотен пять, а может шесть.
Угощение на славу,
А ребятам на забаву.
Итог занятия:
Хозяюшка: Ребята, расскажите мне, что мы с вами испекли? А из чего мы их пекли? Про какие предметы мы отгадывали загадки? С какими предметами мы играли? В какие русские народные игры мы поиграли? Понравилось вам у меня в гостях?
Молодцы ребята, спасибо вам за ваши умения и старания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе Приглашение в гости
Закреплять знания цифр до 5. Упражнять в "закрытом" счете до 4. Учить различать геометричесике фигуры....
Конспект занятия в средней группе. Тема "В гостях у сказки"
Конспект занятия в средней группе на тему "В гостях у сказки"....
КОНСПЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Тема: В гостях у сказки «Теремок»(по лексической теме «Дикие животные»)
Драматизация сказки "Теремок""...
Конспект занятия для средней группы. Лепка "В гостях у ёжика"
Конспект занятия для средней группы детского сада. Лепка из пластилина на "тему грибы", занятие называется "В гостях у ёжика"....
Конспект занятия в средней группе "Бурёнка в гостях у ребят"
Цель: расширять представления детей об осенних изменениях в природе; об образе жизни домашних животных осенью (поведение, движение, питание); дать элементарные представления о взаимосвязи человек...
Конспект занятия в средней группе "Петрушка в гостях у детей".
Коммуникация и лепка с элементами социо-игровой технологии....
План-конспект НОД в средней группе "Осень в гости просим"
План-конспект НОД в средней группе "Осень в гости просим"...