Картотека осенних игр для детей 4-5 лет
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Гончарова Любовь Михайловна

Подборка дидактических и подвижных игр для детей 4-5 лет на тему "Осени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_igry.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Осенние приметы»

    Задачи:   закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность,

                     внимание, память.

Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук), игровое

                    поле, разделённое на 8 клеток.

Ход игры:

Дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано, определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью».

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

   Задачи:   совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,

                    правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь.

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:  воспитатель показывает мешочек и говорит:

                                                 Я - чудесный мешочек,

                                                 Всем ребятам я — дружочек.

                                                 Очень хочется мне знать,

                                                 Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

                                                             

Дидактическая игра «Целое и часть»

   Задачи:   формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и

                    его части, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты:
картинки целых фруктов и их частей.

Ход игры:

Играют 2 ребёнка. У одного -  картинки с изображением целого фрукта, у другого  -  картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку и называет, что на ней изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Две корзинки»

   Задачи:   совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи

 обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры:

Дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к

какой группе относится  овощи или фрукты, потом кладут в соответствующую корзинку..

Примечание:  игра может быть индивидуальной.

 Дидактическая игра «Запасы зверей»

    Задачи:   совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду,

                     развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

 Ход игры:

Играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Подвижная  игра «Овощи — фрукты»

    Задачи:  учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание,

                    наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры:

 В центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

                   «Раз ,два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют

                   группы «Овощи», «Фрукты».

                 

Подвижная игра «Вершки и корешки»

  Задачи:     закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание,

                     зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
 
Ход игры:

 Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют

                    его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки

                    вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и

                    ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают

                    движениями, где он растёт.

                   

Дидактическая игра «Какой сок?» («Какое варенье?»)

   Задачи:   совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать

                    прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов

Ход игры:

 Дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт
 и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например:

                    «Это яблоко — яблочный сок».

Подвижная игра «Найди пару»

    Задачи:      учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,

                        закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное

                        восприятие.

 Атрибуты:   осенние листья разного размера, цвета и формы.

  Ход игры:   дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и

                       подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут

                       по кругу со словами: « Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.

                       Воспитатель говорит:  «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» (Другие

                       задания: составь пару - листья с одного дерева, или листья, отличающиеся

                       размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)

Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней

                       цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.

Дидактическая игра «С какого дерева лист? »

   Задачи:    совершенствовать умение дифференцировать,  деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья

                    этих деревьев.

Ход игры:  листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны

                    разложить листья на своё дерево

Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра «Какой лист?»

   Задачи:   совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать

                    прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзинка, осенние листья.

Ход игры:  дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,   говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.

Подвижная игра «Белкины запасы»

   Задачи:   совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать

                    внимание, память, устную речь.

Атрибуты: маска белки, муляжи грибов, орех, ягод, шишки.

Ход игры: выбирается ребёнок — белка, ему надевается маска белки. В центре круга лежат

                   предметы — муляжи орехов, ягод, грибов, шишки. Дети идут по кругу со словами:

                   «Раз, два, три — предмет скорей бери!» Берут разные предметы. Дети с

                   одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок - белка ходит и выбирает  ту группу, где больше всего детей, и говорит: « Сегодня я буду есть орехи

                  (грибы, ягоды, шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок — белка.

       

   

Дидактическая игра «Парные картинки»

Задачи:      учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать

                    логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную  речь.

Атрибуты: набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на

                   одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде

                   отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).

Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго-

                    картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку,

                    а другой должен подобрать ей парную, объясняя свой выбор. Потом второй

                    выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.
Примечание: игра может быть индивидуальной.

 Дидактическая игра «Хлопай в ладоши» 

    Задачи:   закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,

                   находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

Атрибуты: предметные картинки по теме

 Ход игры: 

читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или  фрукты,  или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают    в  ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягод и грибов).

В огороде

Вот вам  морковка
Красная  головка,

Хвостик  зелёный.

Вот вам репка     

    И   огурчик крепкий,

         Солнцем позлащённый.

На рядах  капусты
    Кочаны жмутся густо

     В  листьях лохматых,

        Вот  горошек сладкий,

       Зёрнышки  в  порядке

          Спят  в стручках усатых.

       Что  за вкусный народ

       Населил    наш огород!

По грибы

          Все  зверюшки на опушке

           Ищут грузди и волнушки.

           Белочки     скакали            

            Рыжики    срывали.            

          Лисичка    бежала             
         
Лисички собирала.            

          Скакали зайчатки              

          Искали опятки.                 

           Медведь проходил,            

          Мухомор раздавил..          

 

    ***
Осень добрая пришла,
 Нам подарки принесла.

 Яблоки       душистые,   
Персики   пушистые,   
 
Груши   золотистые,      
Осень     принесла.      
В. Волина

1.Чудо-огород

                                                             Удивляется народ:
                                                            Что за чудо-огород?
                                                             Здесь
 редис есть и салат,
                                                            
 Лук, петрушка и шпинат.
                                                            
 Помидоры, огурцы
                                                             Зреют дружно - молодцы!
                                                             И
 картофель, и капуста
                                                             Растут на грядках густо-густо.
                                                             И все дружно говорят:
                                                             "Мы растём здесь для ребят.
                                                             За усердие и труд
                                                             Урожай весь соберут".


Буду делать салат…

Буду    делать я салат,
         Накрошу в большую миску
    
Огурцы, порей, шпинат,
   Помидоры  и  редиску.

  Мелко порублю укроп,
      И заправлю все сметаной.
Витаминами   я  впрок
  Запасаться   не  устану.

 

Овощная считалка:

В огороде у Егора

Тыква, репа, помидоры.

В огороде у Ивана

Кабачки и баклажаны.

Ты посадишь патиссон,

Выходи из круга вон

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

   Задачи:   развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

 - Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).          

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

       - От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

  - Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).          

 - Просит дедушка Федюшку:  - собери ещё … (петрушку).

 - Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

 - Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).    

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).      

   - Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).  

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).      

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).                

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека осенних игр для детей

Картотека осенних игр для детей...

Картотека. Осенние прогулки для детей 5-6 лет

Заглянула осень в сад — птицы улетели. За окном с утра шуршат жёлтые метели. Под ногами первый лёд крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – стесняется....

Картотека Осенние игры для детей 2-3 лет в детском саду Игры осенью для детей группы раннего возраста

КартотекаОсенние игры для детей 2-3 лет в детском садуИгры осенью для детей группы раннего возраста...

Картотека "Осенние игры для детей 2-3 лет в детском саду"

Картотека "Осенние игры для детей 2-3 лет в детском  саду"...

Картотека осенних прогулок для детей 4-5 лет

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26422960","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left;"}}]]...

Картотека "Осенние игры для детей 2-3 лет в детском саду"

укрепление здоровья детей, повышать интерес к занятиям физической культурой и спортом....