Проект "Зимушка-зима"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Цуканова Ирина Владимировна

Проект

в подготовительной к школе

группе по теме:

« Зимушка-зима!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka-zima.docx685.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №26 «Реченька»

 Городского округа Ступино Московской области

Московская обл., г. Ступино, улица Андропова, вл. 95, тел. 64-2-30-60

Проект

в подготовительной к школе

группе по теме:

« Зимушка-зима!»

Подготовила: воспитатель

                                                         Цуканова И.В.                                                                                                                                 

Январь 2021г.

Проект в подготовительной к школе группе по теме:

« Зимушка-зима!»

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Продолжительность: долгосрочный (3.12.2020 г. по 15.01.2021г.)

Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Актуальность: научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические стороны изобразительной деятельности. Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.

Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Зимушка-зима!»

Задачи проекта:

  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательную деятельность.
  • Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
  • Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
  • Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
  • Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
  • Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
  • Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.

Задачи для детей:

  • Расширять представления детей о характерных особенностях зимней поры.
  • Развивать умение отражать в своих работах признаки зимы, используя разные материалы.
  • Способствовать развитию общих речевых навыков, интонационной выразительности, мелкой моторики пальцев, расширению словаря.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. 

 Задачи для родителей:

  • Создать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка.
  • Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задача для педагога:

  • Развивать профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Ожидаемые результаты по проекту:

  • приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом
  • повышение познавательной активности;
  • усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
  • формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Формы реализации проекта:

Беседы

Наблюдения

Досуговая деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность детей

Чтение художественной литературы

 Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный:

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка и накопление методических материалов.

Создание развивающей среды.

Подбор художественной литературы по теме.

Разработка мероприятий.

Второй этап – основной (практический):

  • Проведение бесед
  • Чтение художественной литературы
  • Словесные игры
  • Дидактические игры
  • Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой
  • Художественный труд
  • Подвижные игры, хороводные игры.

 Работа с родителями

Консультация для родителей «Как человек помогает птицам и животным зимой»

Изготовление кормушек для птиц своими руками

Помощь в оформлении группы к Новому году.

 Третий этап заключительный:

Обработка результатов по реализации проекта

Выставка детских работ «Зимушка-зима»

Новогодний утренник

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Зимушка-зима!»

 

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром:

Беседы:  «Зимние забавы»

 «Как человек помогает птицам зимой»

«Осторожно, зимние травмы»

Презентация для детей: «Как звери в лесу зимуют»

Цикл наблюдений:

— за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)

- за красотой и богатством зимних красок

— за птицами

— за деревьями, растущими на территории детского сада

Художественно – эстетическое развитие

Рисование на тему «Зима в лесу»

Нетрадиционная техника рисования «Снежинка»

Чтение художественной литературы:

М.Пришвин «Этажи леса»

В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью»

Г.Скребицкий «На лесной полянке»

В.Архангельский «Летят пушистые снежинки»

Э.Успенский «Проказы старухи зимы»

Н.Носов «На горке»

Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».

Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».

Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик».

Загадки  и стихи по теме «Зима»

Музыка

Слушание музыкальных произведений:

«Времена года» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Пение:

«Что нам нравится зимой»

«Метель» Г.Свиридова

Новогодние хороводы, пение новогодние песен

Праздник

Новогодний утренник «Новогодняя сказка»

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам:

• «Приметы зимы»,

• «Кому нужна зима»,

• «Если бы не было зимой снега…».

• Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов

Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Как сказать по- другому?», «Скажи наоборот».

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».

Настольно – печатные игры: «Времена года»

Трудовая деятельность:

Заготовка корма для птиц, изготовление кормушек, кормление птиц.

Изготовление и размещение кормушек совместно с родителями.

Постройки из снега.

Беседы по ОБЖ:

Беседа: «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся»,

«Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении», «Что делать, чтобы не замерзнуть»

Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Два мороза», «Мороз, красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки».

Зимние забавы: «Снайперы», «Кто дальше», «Снежная карусель», «Кто быстрее»

Народные игры:

«Снежная баба», «Мороз»

Результаты проектной деятельности:

  • Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
  • Знакомы с произведениями поэтов, писателей и на тему зимы;
  • Владеют расширенным словарным запасом;
  • Имеют представление о природе родного края;
  • Знакомы с правилами безопасного поведения в природе;
  • Выставка творческих работ детей;
  • Разработаны рекомендации для родителей;
  • Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

Приложение 1

https://i.mycdn.me/image?id=838986120041&t=3&plc=WEB&tkn=*jKF_xFVlMD21MTE7Qc75-C_P3CE

Беседа с детьми: «Как человек помогает птицам зимой»

Воспитатель - «Как вы думаете, почему месяц февраль считается самым холодным месяцем зимы?

- «Правильно».

-«А, какая бывает зима?»

(Зима злится, что скоро ей придётся уступить свои права: то морозом ударит, то заметёт позёмкой, то льдом весь снег покроет, а как птицам достать под снегом и льдом пищу?)

-«Кто же нуждается в нашей помощи?» (Птицы).

–«Как вы думаете почему?» (Нет теплой одежды и пищи). Какой пищи нет зимой? (ответы)

- «Как называют этих птиц?» ( Зимующие птицы).).

- «Почему же их так называют?» (Ответы детей).

- «А каких зимующих птиц вы знаете или видели в нашем городе?»(Ответы детей).

- «Я знаю, что Вы знаете стихотворение Е.Благининой о зимующих птицах? Кто расскажет»

(Дети читают индивидуально):

«Морозы жестокие в этом году!

Тревожно за яблоньки в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозище как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц-

За наших воробышков, галок, синиц…

Но птицы! Как холодно в воздухе им!

 Поможем ли мы беззащитным таким?»

- «Да, действительно, птичья жизнь зимой нелегка! Кто же сможет помочь голодающим птицам зимой?» (Птицам на помощь должны прийти мы- люди. Ведь птицы нуждаются в нашей заботе и внимании. Поэтому каждый год люди всего мира проводят «Праздник зимующих птиц»)

- «Что делают люди на этом празднике?» (Изготавливают птичьи столовые, кормушки, заготавливают корм для птиц, идут в лес и парк угощать своих пернатых друзей).

  1. Сюрпризный момент.

«Дети, в наш детский сад принесли необычное письмо . Как вы думаете от кого оно? (от старичка- лесовичка и от зимующих птиц). Интересно, что в нем? Интересно, какую информацию она содержит?

Текст:

«Я – маленький воробей,

Я гибну, дети спасите…. Мне нечего кушать. Пожалуйста, помогите!» «Я – маленькая синичка, я гибну и погибаю.

Негде греться и кормиться , ни козявки ,ни зерна.

Замерзаю, голодаю, не дожить мне до тепла!»

Воспитатель -«Бедные птахи, как же им помочь?»

-(ответы)

« А чем птиц кормить?»

«Предлагаю составить меню для птичьей столовой».

4. Д/игра « Составить меню для птичьей столовой»

- « Теперь проверим , какие вы внимательные и ответственные. Что такое меню?» (листок с перечнем блюд в столовой)

Из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья.

  1. РЯБИНА.              4 БЕЛЫЙ ХЛЕБ     7 ЗЕРНО                     10 САЛО.

  2. КОНФЕТЫ            5 СЕМЕЧКИ           8 САЛО СОЛЁНОЕ    11 МЯСО

  3 РЖАНОЙ ХЛЕ       6 ПШЕНО               9 СЕМЕНА ШИШЕК

(Проверим их работу.)

- «Молодцы! Наши друзья птицы голодными не останутся. Кормление птиц не только важное, но и очень ответственное дело. Ведь некоторые продукты птицам могут навредить, потому что они очень калорийные для них или соленые. Какие же - нельзя ?

( ржаной хлеб, соленое сало, жаренные семечки, конфеты )

Приложение 2

Презентация для детей: «Как звери в лесу зимуют»

1 слайдЗимой в лесу тихо, только деревья потрескивают от мороза. Они стоят голые, зе

Описание слайда:

Зимой в лесу тихо, только деревья потрескивают от мороза. Они стоят голые, земля покрыта снегом, пруды и озера скованы льдом – пусто в лесу, ни листочка, ни травинки. Мне то хорошо: полетала по лесу, да в город вернулась, где можно и поесть, и погреться. А лесным жителям холодно и голодно зимой в лесу.

2 слайдХотите узнать как проводят зиму лесные жители? Садитесь поудобней, слушайте и

Описание слайда:

Хотите узнать как проводят зиму лесные жители? Садитесь поудобней, слушайте и смотрите.

3 слайдВсе звери проводят зиму по-разному: одни устраивают себе теплые спаленки, дру

Описание слайда:

Все звери проводят зиму по-разному: одни устраивают себе теплые спаленки, другие лакомятся приготовленными и осени запасами, третьи меняют свои шубки на более теплые. А есть и такие, что страдают от голода и все свое время проводят в поисках пищи.

4 слайдВолку не страшны морозы — у него прекрасная шуба, которая к зиме становится е

Описание слайда:

Волку не страшны морозы — у него прекрасная шуба, которая к зиме становится ещё пушистее. Но в это время его часто мучает голод. Собираются волки стаю – вместе легче охотиться, легче поймать оленя, лося или кабана. В зимнюю пору волки чаще появляются, вблизи жилья человека, чтобы полакомиться домашним скотом. Бывает, даже собаку схватят.

5 слайдА лисы зимой живут поодиночке. Весь день, особенно в сумерки, рыщет лисица по

Описание слайда:

А лисы зимой живут поодиночке. Весь день, особенно в сумерки, рыщет лисица по лесу: гоняется за зайцами, подкарауливает мышей, чаще, чем летом, пробирается в деревни и разбойничает в курятниках. А когда устанет, ляжет поспать, но не в нору — зимой она там почти не бывает, — а устроит себе снежную постель, где и свернётся калачиком.

6 слайдЛаска — самый маленький на земле хищник. Но зато ловкий и проворный! Ласке зи

Описание слайда:

Ласка — самый маленький на земле хищник. Но зато ловкий и проворный! Ласке зима не страшна — без устали ныряет она на самое дно снежного моря, крошечное гибкое тельце позволяет ей свободно проходить там, где только что прошла мышь. С полёвками, норки которых находятся прямо под снегом, расправляется она беспощадно, загрызает их больше, чем может съесть. Под снегом невидимкой подбирается она их птицам.

7 слайдЭто соболь. Зимой он не спит, но далеко от гнезда не уходит. Мех у него тёплы

Описание слайда:

Это соболь. Зимой он не спит, но далеко от гнезда не уходит. Мех у него тёплый, однако в сильную стужу он предпочитает день за днем сидеть в своём гнезде. А если и выйдет, старается бегать не по снегу и промёрзшей земле, а по валежнику и бурелому – так ему теплее. Иногда ныряет в сугробы, ищет под снегом, чем бы поживиться. Найдёт мышку или землеройку — тут же её и съест.

8 слайдТак выглядит лось зимой. Свои роскошные рога он скинул в ноябре-декабре, а но

Описание слайда:

Так выглядит лось зимой. Свои роскошные рога он скинул в ноябре-декабре, а новые вырастут у него только к лету. Зимой лось питается корой деревьев, больше всего любит осину и молоденькую сосну. Вместо воды он ест снег. Длинные сильные ноги помогают ему быстро бегать по глубокому снегу и спасаться от волков.

9 слайдДля кабана зима — самое трудное время года. Особенно когда выпадет много снег

Описание слайда:

Для кабана зима — самое трудное время года. Особенно когда выпадет много снега. Трудно выкапывать из-под снега корешки и промёрзшие жёлуди, даже ходить и то трудно — уж очень коротки у кабана ноги. Да и холодно ему, поэтому зимой часто забираются кабаны в стога сена, оставленные на сенокосе.

10 слайдОндатра — это водяная крыса, которая ведёт полуводный образ жизни и кормится

Описание слайда:

Ондатра — это водяная крыса, которая ведёт полуводный образ жизни и кормится обитателями водоёмов. Зимой лёд, сковавший озера, где живут ондатры, напоминает решето: всюду торчат ондатровые домики-хатки, а из них — отдушина в воду. Ведь за кормом ондатрам надо под лёд нырять! А в водоёмах, где поселяются ондатры, рыба зимой не задыхается под толстым слоем льда.

11 слайдХорошо зимой тому, у кого кладовая полна запасов! Белка загодя готовится к го

Описание слайда:

Хорошо зимой тому, у кого кладовая полна запасов! Белка загодя готовится к голодной поре — запасает грибы, сушит их, нанизывая на сучки. У белки острый нюх — она может учуять шишку, спрятанную под огромным сугробом! К зиме белка меняет свой рыженький наряд на тёплую серую шубку. Белки не впадают в зимнюю спячку, но в сильные морозы прячутся в гнезде, которое заранее сплетают из прутьев и выстилают мхом и травой. Иногда в одном гнезде спит несколько белок.

12 слайдКак здорово спрятаться от стужи и вьюги в тёплой норке и проспать до весны! Н

Описание слайда:

Как здорово спрятаться от стужи и вьюги в тёплой норке и проспать до весны! Некоторые звери так и проводят зиму. Это бурундук, красивый рыжеватый зверёк с пятью чёрными полосками на спине, житель сибирских лесов. На зиму он запасает кедровые орешки. Натаскает их в свою кладовую в защёчных мешках, а потом устраивается на долгий ночлег. Бурундук не спит беспробудно: иногда проснётся, съест орешек и снова засыпает.

13 слайдА вот суслик и сурок — настоящие чемпионы по спячке! Недаром говорят: «Спит,

Описание слайда:

А вот суслик и сурок — настоящие чемпионы по спячке! Недаром говорят: «Спит, как сурок»! Надёжная защита от холода — жирок под кожей, греет лучше всякой шубы, никакой мороз его не проймёт. Поэтому к осени сурки обычно накапливают около одного килограмма жира, а затем впадают в полугодовую спячку. Перед тем, как улечься спать, сурок забивает вход в свою норку землёй, чтобы было теплее.

14 слайдИ ёжик спит зимой. Ещё осенью, в октябре-ноябре, натаскает он под куст всякой

Описание слайда:

И ёжик спит зимой. Ещё осенью, в октябре-ноябре, натаскает он под куст всякой листвы, мха и травы, уложит всё рыхлым комом, заберётся внутрь и, свернувшись, спит до весны. А когда проснётся, первым делом хочет есть!

15 слайдС наступлением холодов медведь начинает готовить себе берлогу. Обычно он устр

Описание слайда:

С наступлением холодов медведь начинает готовить себе берлогу. Обычно он устраивает её под корнем упавшего дерева. Выроет яму, прикроет её хворостом, ветками и мхом — вот и готова спальня. Но прежде чем залечь на зиму, медведь запутывает свои следы, петляет, как заяц. Если лето было голодным и медведь досыта не наелся, он не засыпает в берлоге, а всю зиму бродит по лесу. Такой медведь называется шатун, голод делает его злым и очень опасным.

А теперь, ребята, давайте отдохнем. Я приготовила для вас новую разминку.

Приложение 3  

 Наблюдение № 1 Наблюдение за снегопадом. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».

Стихотворение И.Сурикова:

 Белый снег пушистый

 В воздухе кружится

И на землю тихо

 Падает, ложится,

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

 Стали дни коротки,

 Солнце светит мало.

 Вот пришли морозы,

 И зима настала.

 Наблюдение № 2 Наблюдение за снегом. Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу.

Дидактическая игра «Кто больше?»:

Какие снежинки?  (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые…)

Стихотворение С.Баруздина «Снежинки»:

Зима снегами вьюжится

С утра и дотемна.

Снежинки вьются, кружатся

У нашего окна.

Как будто звезды искрами

Рассыпались кругом.

Несутся, серебристые,

Заглядывают в дом.

То в комнату попросятся,

 То снова убегут,

За стеклами проносятся,

 На улицу зовут.

  Наблюдение № 3 Наблюдение за снегом. Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра (липкий, рассыпчатый, сухой).

Загадка: Он пушистый, серебристый,

                Но рукой его не тронь:

                Станет капелькою чистой,

                 Как поймаешь на ладонь.      (снег)

Дидактическая игра «Кто больше?»

Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).  

 Наблюдение № 4 Продолжать наблюдение за снегом при постройке снежных фигур. Показать, что пластичность, вязкость снега зависят от его влажности (полить снег водой и слепить фигурку). Подчеркнуть, что снег стал влажный и липкий.

Дидактическая игра «Слова-родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов (к слову «снег»).

    Как называется комок из снега, который бросают, играя?  (Снежок)

   А звездочка из снега?   (Снежинка)

  Кого лепят дети зимой из снега?   (Снеговика)

  Как называют внучку Деда Мороза, снежную девочку?    (Снегурочка)

 А цветы, которые первыми вырастают из-под снега?     (Подснежники)

 

Наблюдение № 5 Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.

Стихотворение Н.Голиновской «Письмо на снегу»:

  Вышит снег красивой строчкой,

  Словно белая сорочка.

 Папу я зову во двор:

 - Погляди, какой узор!

 Смотрит папа сверху вниз:

 - Тут письмо тебе, Денис!

  Пишут птицы и зверюшки:

  «Сделай нам, Денис, кормушки!»

Упражнение «Назови правильно» - развивать грамматический строй речи :

 След зайца – заячий.

 След лисы – лисий.

След птицы – птичий.

 След от лыж – лыжный.

  След от санок – санный.

 Наблюдение № 6 Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

Стихотворение А.Каминчук «Зима»:

Стоят деревья в инее –

То белые, то синие.

 Столбами синеватыми

 Стоят дымки над хатами.

 И все на свете в инее –

То белое, то синее.

    Наблюдение № 7    Наблюдение за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.

Загадка: Щиплет уши, щиплет нос,

               Лезет в валенки мороз.

               Брызнешь воду – упадет

                Не вода уже, а лед.

      Даже птице не летится,

     От мороза стынет птица.

      Повернуло солнце к лету.

     Что, скажи, за месяц это?      

   

Наблюдение № 8 Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.    

Наблюдение № 9  Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.

Наблюдение № 10 Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

Наблюдение № 11 Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

Наблюдение № 12 Наблюдение за сугробом. Обычно снег на землю ложится слоями. Предложить лопатой разрезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега.

Наблюдение № 13 Наблюдение за состоянием погоды. Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия.

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным и глаголов, соответствующих зимним явлениям.

Какой зимний день? (морозный, холодный, ясный, снежный, короткий, ветреный, сказочный).

Мороз (что делает?) морозит, трещит, крепчает, вымораживает, стоит, ударяет, слабеет, сковывает, стоять не велит.

Ветер (что делает?) дует, метет, несет(снег), завывает, воет, кружит.

Наблюдение № 14Наблюдение за солнцем. Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день).

Наблюдение № 15 Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у березы. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему.

Приложение 4

Пословицы и поговорки о зиме.

 Как зима не злится, а весне покорится.

 Зима без снега — лето без хлеба.

 Год кончается, а зима начинается.

 Снегирь прилетит — о зиме известит.

 Зимой морозы, а летом грозы.

 Зима — не лето, в шубу одета.

 Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.

 Два друга — мороз да вьюга.

 Зима лето пугает, да все равно тает.

 Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.

 Чем крепче зима, тем скорее весна.

 Снег глубок — год хорош.

 Живет и такой год, что на день семь погод.

 Зима спросит, что твое лето приносит.

 Осень богата хлебом, а зима снегом.

 Зимний денек — воробьиный скок.

 На Новый год день прибавился на заячий скок.

 Готовь зимой телегу, а летом сани.

 Береги нос в большой мороз.

 Мороз невелик, да стоять не велит.

Приложение 5

Детские загадки о зиме.

Опять метели, непогода,

И снова снега кутерьма.

Но по душе нам время года

С морозным именем: (зима).

Падают снежинки,

Зазвенели льдинки.

И невидимый мороз

Щиплет уши, щѐки, нос!

- Знаю, знаю я сама! -

Это к нам пришла ...  (Зима)

Время года, время года!

Когда спит кругом

природа.

С золотыми берегами

Под пушистыми

снегами. (Зима.)

Хлопнула в ладоши -

Все поля в пороше.

Молвила словечко -

Зазвенела речка.

На дома надела шапки

Птицам зябко, греют

лапки. (Зима.)

На дворе трещит мороз,

Он кусает больно нос,

Снег на улице лежит,

По нему лыжня бежит.

Праздник Новый Год

идѐт,

Детям радости несѐт,

Угадайте время года,

Что с холодною

погодой,

День короткий,ночью

тьма,

На дворе стоит ...(Зима.)

Твѐрдый снег и держит

нас,

Можно бегать…

Крепок (наст).

Закрутил буран снега –

Начинается (пурга).

Пурга... и днѐм

От тучи тѐмка,

И змейкой стелется (поземка).

Белая волчица

по дороге мчится,

Воет, копошится…

Спать в сугроб

ложится. (Вьюга)

В холодильнике живѐт.

Превращает воду в лѐд.

Щиплет пальчики и нос

Это дедушка…(мороз)

Рисовать на окнах - мастер,

Но не требует фломастер...

Щиплет нам зимою нос

Бодрый утренний ... (Мороз)

Кто все лужи застеклил,

Озеро стеклом накрыл,

Разрешает на катках

Покататься на коньках? (Мороз.)

Белое покрывало,

С неба упало,

Всю зиму лежало,

Землю укрывало,

Весной солнце

припекло,

В реку ручейком стекло. (Снег)

Из дырявого Мешка

Наземь падает Мука.

Ладошкой сжал мучицу

Получил - водицу. (Снег)

Белое Одеяло

На город упало.

Стоят дома и замки

Полные гордой осанки

В белых шапках.

Цветочные клумбы -

В белых охапках! (Снег)

Каменна страница.

Всяк на ней резвится.

Коньками делает следы,

А страница из воды. (Лед)

На реке зимой Паркет

Прочный, скользкий,

гладкий.

Хоть пляши на нѐм сто

лет!

Вальсы и вприсядку.

Миновали холода-

Подевался он куда? (Лед)

Он прозрачный и холодный,

Он загадочный и плотный,

А в тепле вдруг оживает,

Слёзы льёт и быстро тает,

Что водою слёзы льёт?

Ну, конечно, это-... (Лёд.)

                               Стихи о зиме.                                 Приложение 6

 «Живой снежок» (Е. Тараховская)

Кто-то стукнул к нам в окно

Тихо еле, еле…

За окном темно-темно

От пурги метели.

«Кто там? - я спросить хотел

И кого вам надо?»

Вдруг снежок к нам залетел

В форточку из сада.

Оказалось, он живой,

С крыльями и головой!

Сел он к маме на плечо -

Запушѐнный, белый.

Догадались мы, о чѐм

Песенку запел он:

«Я влетел сюда не зря!

Приютите снегиря!»

*** Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идѐт - по деревьям шагает,

Трещит по замѐрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

*** (С. Есенин)

Поѐт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далѐкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рѐвом бешеным

Стучит по ставням

свешенным

И злится всѐ сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мѐрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

«Чудо из чудес» (В. Шипунова)

За окошком тѐмным

Чудо из чудес -

Белые снежинки

Падают с небес!

Под луною полной

Зимний тихий лес

Запорошен снегом -

Весь под ним исчез.

Лучики и звѐзды

В тонких паутинках - ночью

новогодней

Падают снежинки.