Проект "Одежда "
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Сычева Ольга Васильевна
Этот материал для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_odezhda_v_sredney_gruppe.docx136.04 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36»

Артёмовского городского округа

Проект «Одежда»

                                                                                         Выполнила: Сычева О. В.

Артем 2021

Тип проекта: Познавательно- творческий

Вид проекта: Краткосрочный( 2 недели)

Участники: Дети (4-5 лет), дети младшей группы №3, родители, воспитатели.

Актуальность проекта: общаясь с детьми в рамках образовательной деятельности невозможно дать детям более полное, четкое представление о предметном мире, тем более он так разнообразен. В наше время ребенку приходится часто встречать в быту огромное разнообразие предметов. Для чего они нужны, как использовать их правильно, по назначению, как же трудно во всем разобраться.

Проблема: Несмотря на то, что по плану проводятся мероприятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в котором затронута тема «Одежда» отсутствует систематизированный материал и есть необходимость широко осветить данный вопрос с дошкольниками, используя деятельный подход опираясь на их познавательный процесс.

Задачи:

Воспитывать бережное отношение к одежде, научить правильно, использовать предметы по назначению. Дать представление о профессии людей, которые изготавливают одежду. Формировать представления детей об одежде, её видах, частях одежды. Развивать речь детей, расширять словарный запас. Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение, композиционные умения, восприятие цвета. Формировать умение детей ухаживать за своей одеждой.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный

- Подбор информации по теме, материала для выставок.

- Подбор художественной литературы для чтения с детьми, заучивания.

- Разработка конспектов занятий, бесед.

2.Основной

- познавательные занятия: «Как называется то, что мы одеваем?», «Сезонная одежда», «Профессии и одежда», «Форма и размер»

- занятие по изобразительной деятельности: раскрашивание шаблонов одежды, «Дорисуй»; лепка: «Пуговки к платью»

- беседа: «Кто изготавливает одежду?», «Одежда».

- чтение: «Одевальная песенка»  М.Гранович.; К. Чуковский «Мойдодыр»

- организация экскурсии в прачечную «Кто стирает, гладит, шьет?»

- сюжетно – ролевая игра «Показ мод»

- опытно-экспериментальная деятельность «Рассмотреть кусочки разных тканей, найти различия»

- хозяйственно – бытовой труд: «Мы стираем куклам одежду»

- настольно-печатная игра «Лото, профессии»

- Разучивание песни «Стал сапожником енот»
-  выставка детских работ:

3. Заключительный

- Выставка плоскостных кукол в бумажных нарядах, созданных родителями и детьми.

Ожидаемый  результат.

- дети стали лучше разбираться в предметах одежды, знают детали одежды, умеют правильно, последовательно одеваться;

- полученные знания о профессиях помогли детям понять смысл их деятельности;

-дети научились бережному отношению к одежде и труду, умеют аккуратно использовать ее в повседневной жизни.

Приложения

Занятие:

«Как называется то, что мы одеваем?»

Цель:

- формировать представление детей о том, как появилась одежда.

- воспитывать в детях любознательность.

- учить детей слушать внимательно педагога и точно по сигналу воспитателя выполнять действия.

Материал:

Наглядные иллюстрации с изображением первобытных людей, печатные картинки с изображением растений: лен, хлопок; изображения профессии ткача, изображение животных: кролик, овца, верблюд.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает детей:

- дети , как вы думаете, всегда ли люди одевались, так как они одеты сейчас?(ответы детей)

Воспитатель:

- нет, дети, когда – то давным – давно, люди не умели шить себе одежды, не умели строить себе дома. Люди жили в пещерах, охотились за животными. Прошло немного времени, люди научились делать одежду из шкур убитых животных или закрывали свое тело листьями растений. (Показ иллюстраций)

Время шло, изменилась погода, менялись люди на земле. Люди научились строить себе дома, выращивать растения, и из растений делать нити (из льна и хлопка), из нити на станке делать ткани, а из ткани шить одежду ( показ нити из тонкой ткани). А теплую одежду человек научился делать из шерсти животных (овца, верблюд, кролик – показ животных, показ шерсти, нити шерстяной) из такой нити вяжутся теплые одежды.

Вот так вот люди научились шить и вязать себе одежду – так появилась одежда. А теперь дети давайте поиграем в игру «Кто во что одет?».

Занятие

«СЕЗОННАЯ ОДЕЖДА»

Цель:

- формировать представление у детей о том, что одежда бывает соответствующей времени года.

- воспитывать эстетический вкус.

-обучать детей умению различать разные виды ткани.

-активизировать словарь детей ( пушистый, мягкая, водонепроницаемая, тонкая, дышащая).

Материал:

Картинки с временами года, карточки с одеждой, картинка с изображением льна, плащевая ткань кусочек, вода, кусок меха, хлопчатобумажная ткань, шерсть.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Брюки - мальчикам нужны,

С ними мальчики дружны,

И зимой и осенью

Ежедневно носят их.

Куртка – теплая одежда.

В куртках Таня и Олежек.

В октябре и ноябре.

Когда сыро на дворе.

Для Антошки и Аркашки

Сшили Новые рубашки.

Оба рады от души –

Так рубашки хороши.

- во всех этих стихах говорится об одежде. А вот мы сейчас с вами поиграем в игру.

Воспитатель выкладывает картинки по очереди со временами года. Сначала лето, раскладывает снизу карточки с разной одеждой.

- какую одежду вы выбрали бы, чтобы одеть летом (говорит о хлопке, и показывает хлопчатобумажную ткань). Эта ткань легкая, тонкая, дышащая.

- весна, осень. Что одевают весной? Куртки, резиновые сапоги. Т.к. часто бывают дождики, поэтому одежда шьется из специальной водонепроницаемой ткани. (проводится исследование совместно с детьми. Берут плащевую ткань, льют воду на нее и наблюдают).

- видите, ребята она не пропускает воду, поэтому ее используют при пошиве одежды для весны и осени.

Рассматриваем одежду, которую носят зимой. Воспитатель загадывает загадку про шубу:

Черна, а не земля

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка

- что это?

Дети отвечают – шуба.

- шубу ребята носят только зимой, в ней очень тепло (показывает кусочек меха, и дает потрогать).

Воспитатель говорит, что шуба мягкая, пушистая, теплая. А теперь дети давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек»

- вы должны угадать на ощупь ткань и в какое время ее носят, и что из нее шьют.

Подведение итога.

Занятие

«Профессия и одежда»

Цель:

- формировать представление детей о профессиях с одеждой.

- воспитывать уважение к этому виду труда.

Материал:

- одежда, сундучок, кукла, иллюстрации с профессиями ткач, обувной мастер, вяжущая бабушка, продавец, швея.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям игру «Чудесный мешочек».

- ребята я буду доставать из сундучка разные вещи, а вы будете говорить, что это и для чего они нужны.

- что это?

Дети: платье.

- а откуда мы берем платье вы знаете? Сначала ткачи из нитокткут ткани, затем его отвозят в ателье, где швеи кроят и шьют из них платья, а потом, их привозят в магазине и продавцы продают платья нам.

- сейчас я вам прочитаю стишок

Посмотрите на ботинки,

Настоящие картинки,

И шнурочки хоть куда,

И начищены всегда.

Ботиночки, сандалики, сапожки и вообще всю обувь для нас шьют обувные мастера. Выделывают кожу, подбивают каблучки и т.д. все делают сапожки, чтобы наши ножки не мерзли.

Шапочка с шарфиком сейчас.

Нам подходит в самый раз,

Чтоб случайно не простыть

И здоровенькими быть.

- для чего нам ребята нужны шапки и шарфы.

Дети отвечают.

- шапки нам тоже шьют мастера, сначала они обрабатывают мех, делают выкройки и шьют шапки. А еще шапки бывают вязанные, их вяжут из шерстяных ниток.

- а вот это варежки

Для тебя и Ванюшки

Носят варежки зимой,

когда ветер.

- Варежки, носочки вяжут в фабриках на специальных станках ткачихи, а еще их вяжут наши мамы и бабушки при помощи спиц и иголок и шерстяных ниток, (показ иллюстраций).

- для чего?

- чтоб было тепло.

- видите , ребята, сколько людей разных профессицй работают, чтобы мы одевали красивую одежду.

Дидактическая игра «Что лишнее?» (куртка, юбка, свитер и ножницы).

Занятие «Размер и форма»

Цель:

- формировать у детей представление, что одежда имеет разные размеры и формы.

- воспитывать в детях эстетический вкус в одежде.

- учить детей подбирать одежду по размеру.

Материал:

- три куклы разных размеров, к ним одежда разных размеров.

Ход занятия:

Размер.

В начале занятия воспитатель заносит две куклы одетых не по размеру. И говорит.

- кто –то поиграл и одел кукол, но что - то тут не так, а я не пойму. Давайте внимательно посмотрим, что тут не так.

Дети отвечают.

- а как правильно одеть.

Дети помогают.

- видите, ребята одежда шьется по размеру. Маленьким детям – маленькие одежды, взрослым – большие.

- а теперь я проверю, поняли ли вы меня или нет. А для этого мы с вами поиграем. Воспитатель выставляет три куклы разных размеров и к ним одежду разных размеров и предлагает детям помочь их одеть.

(Действия детей)

Форма.

Одежда у нас разнообразная, они бывают не только разных размеров, но и формы.

Воспитатель выставляет несколько детей и обсуждает, во что они одеты.

- чтобы мы были все красивые и разные, модельеры учитывают форму одежды и размеры.

Проводится игра «Кто во что одет»

Материал: знакомство ребенка с различными тканями и материалами.

Игра «Из чего – какой?» (образование относительных прилагательных)

Взрослый говорит «Из ситца» - ребенок отвечает «Ситцевый»

Взрослый говорит «Из шелка» - ребенок отвечает «Шелковый»

Взрослый говорит «Из меха» - ребенок отвечает «...»

Взрослый говорит «Из пуха» - ребенок отвечает «...»

Взрослый говорит «Из резины» - ребенок отвечает «...»

Взрослый говорит «Из кожи» - ребенок отвечает «...»

Беседа с детьми «Одежда»

Цель:

- выявить знания детей об одежде;

- вызвать у детей желание узнать больше информации об одежде;

- воспитывать у детей бережное отношение к одежде.

Вопросы беседы:

(во время одевания на прогулку)

- ребята, что мы на себя одеваем?

- какая у нас с вами одежда? ( красивая, удобная, теплая и т.д.)

- почему вы одеваете одежду?

- одинаковую ли одежду одевают девочки и мальчики?

- как нужно укладывать свою одежду в шкафчик?

- с чего мы начинаем одеваться? (последовательность).

Экскурсия «Кто стирает , гладит, шьет»

Цель:

- познакомить детей с профессией кастелянша.

- учить носить одежду аккуратно, беречь труд взрослых.

Игры.

«Кто во что одет»

Для этой игры требуется несколько участников. Ведущий говорит: «Кто в красной майке, присядь», или «Кто в зеленых брюках, похлопай в ладоши». Игрок, чей цвет назвали, должен выполнить заданные действия.

«Хоровод»

Дети водят хоровод, взрослый говорит:

« по дорожке Маша шла,

Маша тапочек нашла.

Маша тапки примеряла,

Чуть надела, захромала.

Стала Маша выбирать,

Кому тапочки отдать.

Коле тапки хороши:

- на, надень и попляши»

Обувь передается тому, чье имя названо.

«Домашняя одежда»

Достаньте одежду из шкафа. Разложите ее перед ребенком. Познакомьте малыша с названиями деталей одежды: « воротник», «рукав», «рукава», «карман», «карманы», «пуговица», «пуговицы», «молния», «капюшон».

Расскажите , что бывает верхняя и нижняя одежда. Верхняя, так названа, потому , что мы носим ее сверху, а нижняя – внизу, по одеждой. Посмотрите рисунки на одежде, поговорите о том, из чего она сделана. Называйте одновременно цвет одежды, считайте рукава, карманы, пуговицы. Расскажите ребенку о том , что такое сезонная одежда. Пусть угадает, в какое время года носят данную одежду( шапку, куртку – зимой, кепку, майку – летом).

«Костюмы»

Нарисуйте отдельно детали костюма: кофточки и юбочки, майки и шорты, кофту и брюки. Главное, чтобы детали костюма были одного цвета, рисунка и т.д.(майка в красный горошек и шорты такие же). Перемешайте все детали. Попросите малыша подобрать правильно костюмы. правильно костюмы. Начинайте с 2-3 и постепенно усложняйте.

«Найди пару»

Достаньте разную обувь, которая есть. Разложите на полу, предложите ребенку отыскать пары. Если малыш легко справляется с заданием, рассортируйте обувь – с шнурками, с замочком, с застежкой и т.д.

Еще один вариант игры – разложите перед ребенком носочки, предложите ему отыскать пары. Чуть позже добавьте мамины носочки , пусть ребенок разберет не только по парам, но и отделит маленькие от больших.

Поговорите с ребенком о том, что еще бывает парным: руки, ноги, уши, очки и т.д

« Пальчиковая гимнастика»

Гномики – прачки

Жили – были в домике (дети сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.(Загибают пальчики с мизинца)

Раз, два, три , четыре, (разгибают пальчики с мизинца)

Стали гномики стирать (трут кулачки друг о друга)

Таки – рубашки, (загибают пальчики, начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки, микки умница был

Всем водочку носил.

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

в свой домишко не попал»

Маша варежку сняла:

«Посмотрите-ка , нашла!

Ищешь, ищешь, и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?»

«Пазлы»

Рисуем одежду, разрезаем на 3-4 части и готово.

Считаем количество вещей в мешочках (рисуем несколько мешочков, каждый «наполняем», предложить ребенку разложить цифры в мешочки).

«Единственное и множественное число»

Называйте ребенку предмет в единственном числе, а он во множественном.

Например: ботинок – ботинки.

«Что пропало?»

Одежду или обувь разложите перед ребенком. Уберите один – чего не хватает?

Еще один вариант – поменять обувь местами – что изменилось?

«Рисуем»

Нарисуйте одежду , но какую – либо деталь не дорисовывайте. Спросите ребенка «Чего не хватает?»

Нарисуйте одежду без деталей, предложите ребенку их самому нарисовать.

Например: нарисовали куртку, а ребенок дорисовывает пуговицы, карманы, воротник.

Возьмите краски и ватную палочку. Макайте палочку в краску и рисуйте точечки, полоски на одежде.

«Развиваем моторику»

Игра «Бахрома для шарфиков».

Вырежьте полоски из бумаги, разрисуйте их. Предложите ребенку ножницами порезать бахрому (нарисуйте до какого предела) на концах шарфика.

Стихи и загадки про одежду.

Рукавички новые,

Теплые , пуховые!

Мне их бабушка связала,

Подарила и сказала:

«вот теперь у внучки

Не озябнут ручки».

Две сестрички, две плетенки.

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – их надевать.

Чтоб не мерзли пять да пять. (варежки)

Не ботинки, ни сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу, днем –домой(валенки)

Брюки- мальчикам нужны.

С ними мальчики дружны,

И зимой , и осенью

Ежедневно носят их.

Для Антошки и Аркашки

Сшили новые рубашки,

Оба рады от души –

Так рубашки хороши.

Мама, бабушка, смотрите:

Подарил мне папа свитер,

Чтоб носить его всегда

И не мерзнуть в холода.

Посмотрите на ботинки:

Настоящие картинки,

И шнурочки, хоть куда,

И начищены всегда.

Мамы, папы и ребятки

Носят осенью перчатки,

Чтобы пальчики не стыли,

Ручки тепленькими были.

Куртка – теплая одежда.

В куртках Таня и Олежек.

В октябре и ноябре

Когда сыро на дворе.

Шапка с шарфиком сейчас

Нам подходят в самый раз,

Чтоб случайно не простыть

И здоровенькими быть.

Шуба курточки теплей,

И зимой уютно в ней,

В воротник упрятать нос

Может даже дед Мороз.

Безрукавка – мой жилетик,

Безрукавки любят дети:

В них и вечером и утром

Всем приятно и уютно.

А вот это – варежки

Для тебя и Ванюшки.

Носят варежки зимой,

Когда ветер ледяной.

Одевальная песенка

Мы на пухлые ручонки,

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Ручка – раз и ручка – два!

Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка – два!

А теперь на ножки –

Носочки и сапожки!

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка – два!

Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось – голова?

Вот и шапочка – раз,два!

Надо маму одевать

И скорей идти гулять!

Автор : Марина Гранович.

План реализации проекта.

Понедельник

1.Беседа с детьми «Одежда» -выявить знания детей об одежде; воспитывать у детей бережное отношение к одежде.

2. Чтение книги К. Чуковского « Мойдодыр »- формировать культурно-гигиенические навыки и привычку следить за своим внешним видом.

3. Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки» - развивать мелкую моторику, четкое произношение слов.

Вторник

1. Разучивание песни «Стал сапожником енот» - приучать слушать музыкальное произведение, запоминая текст; сформировать представление о профессии сапожника;
2. Настольно-печатная игра «Лото, профессии» - формировать умение подбирать различать профессии по спецодежде;

3.Занятие «Как называется то, что мы одеваем?»

Цель: формировать представление детей о том , как появилась одежда.

Воспитывать в детях любознательность.

4. Раскрашивание шаблонов «Одежда» - развивать умение правильно держать карандаш в руке, раскрашивать, не выходя за контуры

Среда

1.Занятие: «Сезонная одежда»

Цель: формировать представление у детей о том, что одежда бывает соответствующей времени года. Воспитывать эстетический вкус.

2.Опытно-экспериментальная деятельность «Рассмотреть кусочки разных тканей, найти различия» - развивать мелкую моторику через тактильные ощущения; формировать умение различать материал.

3. Чтение детям художественной литературы стихотворение «Одевальная песенка» М.Гранович

4. Игра «Оденься по погоде» - развивать умение видеть взаимосвязь погоды и одежды людей.

Четверг

1. Беседа «Кто изготавливает одежду?» - дать представление о профессиях; активизировать в речи слова (швея, закройщик, портной)

2. Д/и"Одень куклу" .Цель Развивать общую и мелкую моторику. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений, умение правильно называть предметы одежды

3. Д/и «Украсим шапочку» Цель: формировать умение выкладывать на листе бумаги готовые детали разной формы.

Пятница

1.Беседа "Как мы одеваемся на прогулку"

Цель: уточнение названий назначения предметов одежды, обуви, головных уборов

2. Беседа «Что оденем в дождик», «Из чего шьют одежду ?»   Цель: освоение и запоминание правил здоровье сберегающего поведения на улице; формировать у детей представление о сезонной одежде.

3. Экскурсия по детскому саду «Кто стирает, гладит, шьет?» профессия кастелянша. Познакомить с профессией, воспитывать уважение к труду.