Картотека дидактических игр по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста к миру животных
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Родионова Ирина Вячеславовна

В картотеке представлены разнообразные игры по ознакомлению с животным миром в средней, старшей и подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_zhivotnye.docx129.57 КБ

Предварительный просмотр:

дидактических игр по

развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста к миру животных

38590_5270abd9175f8fb865948a70768701fd.jpg.jpg

  1. Средний возраст
  1. «Кто как кричит»

Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры:

Вспомните, как подает голос поросенок

Хрю – хрю

Что он делает?

Хрюкает

Как подает голос котенок?

Мяукает?

Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»

  1. «Какая бывает собака?»

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы:  "Какая бывает корова?" и т.п.

  1. «Курочка – рябушечка»

Цель игры. Учить детей соотносить глагол с обстоятельствами места, причины (куда? зачем?) и образовывать глагол звукоподражанием (пищать).

Ход: Дети выбирают Курочку-Рябушечку, остальные исполняют роль цыплят. Ку рочке  на голову надевают шапку. По сигналу водящего начинается диалог.  - Курочка-Рябушечка, Куда идешь?  - На речку.

- Курочка-Рябушечка, Зачем идешь?  - За водой.

- Курочка-Рябушечка, Зачем тебе вода?

- Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат - Пи-пи-пи!

На слова "На всю улицу пищат" дети- цыплята убегают от курочки и пищат: "Пи-пи-пи". Если курочка ловит кого-то, то она произносит: "Иди к колодцу пить водицу". Пойманные дети выходят из игры.

  1.  «Назови семью»

Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.

Он – кот, она – кошка, детеныш(и) – котенок (котята).

Он – конь, она – лошадь, детеныш(и) –жеребенок(жеребята).

  1. «Кто кем был»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имен существительных. Закреплять название детенышей животных.

Материал: предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их детенышей.

- Кем был бык? – Бык был теленком.

- Кем был пес? – Пес был щенком.

  1.  «Отгадай, кто это?»

Цель: учить подбирать предмет к действию.

(Взрослый загадывает загадку, а ребенок её отгадывает.)

Сторожит, грызет, лает? - … .

Хрюкает, роет? - … .

Ржет, бегает, скачет? - … .

Мяукает, лакает, царапается? - … .

Мычит, жуёт, ходит? - … .

(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

  1.  «Кто нас зовет»

Цели: Развитие слухового внимания.

Активизация словаря по теме.

Образование уменьшительной формы существительных в ед. ч.

В – 1. У воспитателя игрушки домашних животных и их детенышей, воспитатель закрывает игрушки ширмой, произносит звукоподражание за взрослого животного или за детеныша, дети угадывают, кто позвал.

В – 2. У детей изображения детенышей, а у воспитателя взрослые животные. Воспитатель показывает картинку, дети, у которых детеныши этого животного, «откликаются».

В – 3. Детям раздаются изображения животных и детенышей, воспитатель показывает большой или маленький круг, дети произносят соответствующее звукоподражание.

  1. «Какую пользу приношу»

Цель: закрепить знания о домашних животных, какую пользу они приносят человеку.

Ход игры:

Воспитатель называет домашнее животное, дети должны сказать, какую они приносят пользу. Правильно ответившему ребенку дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются, называется победитель.

  1. «Лесной многоэтажный дом»

Цель. Закрепление у детей представлений о лесе, как природном сообществе.

Материал. Модель с изображением 4-х ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных; фишки.

Ход игры

I. Вариант.

Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.

II. Вариант.

Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.

Победителем становится тот, у кого в конце игры больше фишек.

  1.  «Живые цепочки»

Цель. Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальность, о цепях питания.

Материал. Маски (шапочки) животных и растений.

Примечание.

Могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем); рожь, мышь, аист (поле).

Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес - это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.

Ход игры

Играют две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок - растения, второй - растительноядного животного, третий - хищника. Игра проводится в несколько этапов. По команде Воспитателя: «Цепочка стройся!» - вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или определенное место в цепочке. Команда, которая первой правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем.

На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.

На заключительном этапе проведения игры из цепочки, убирается какой либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.

Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинять.

  1. «Путешествие в лес»

Цель. Способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи всех компонентов природы, закреплению навыков экологически грамотного поведения.

Материал. Старичок — лесовичок (кукла); 3 коробки с одинаковыми комплектами картинок с изображением растений и животных леса, луга, водоема (наклеенные на плотный картон и с подставками); эмблемы.

Ход игры

Игра может проводиться на свежем воздухе или в помещении. Воспитатель сообщает детям, что они отправляются в лес. При входе в лес их встречает старичок - лесовичок.

Старичок - лесовичок.

Здравствуйте, дети! Лес гостям рад. Но, прежде чем вас пропустить, я должен узнать, с добром ли вы пожаловали, помните ли правила поведения в лесу? Вы должны выбрать из пары фраз, которые я произнесу, правильную.

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

В лесу можно поиграть: ветки ломать, листьями бросаться, цветы рвать, венки плести — зелень не жалко, еще вырастит!

2. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их вообще не было.

Животные всякие нужны. Каждое из них необходимо природе.

Дети отвечают. Старичок - лесовичок благодарит их за правильные ответы и пропускает в лес. Воспитатель приглашает лесовичка пойти с ними. На привале он загадывает детям загадки. За каждый правильный ответ старичок - лесовичок награждает ребенка медалью «Знаток леса».

Старичок - лесовичок.

Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.

1. Первый волшебник решил, что в его лесу никаких животных, даже самых крошечных, не будет, только деревья, кустарники, трава и грибы. Скоро лес превратился в непроходимую чащу, а потом и вовсе погиб. Волшебник не мог понять, почему. Помогите ему разобраться.

2. Второго волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь. Как вы думаете, что случилось?

3. Третий волшебник был очень добрым, и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных - зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?

4. Четвертый волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло?

5. Пятый волшебник сотворил обычный лес, но никто этот лес не покинул. Почему?

Дети отвечают на вопросы.

  1.  «Кто, где живёт?»

Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.

Дидактический материал: Карточки с изображением животных 24 штуки (берём из лото) и два игровых поля с изображением леса и деревни.

Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.

  1.  «Собери картинку»

Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.

Дидактический материал: Карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.

Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какое животное он собрал.

Например: Собака – домашнее животное. Медведь – дикое животное.

  1.  «Чей хвост»

Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.

Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их хвостов.

Ход игры: Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т. д.).

  1. «Чей малыш»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.

Дидактический материал: Карточки с изображением детёнышей животных 12 штук и два игровых поля с изображением диких и домашних животных.

Ход игры: Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. Также при игре можно закрепить понятие у малышей большой и маленький, домашние и дикие животные. В игре могут участвовать от одного до четырех человек.

  1. «Чей след».

Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

Задания.

1. Внимательно рассмотреть картину зимнего леса.

2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами) .

Правила

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

17. "Лесные жители"

Цель: формирование познавательного интереса об окружающем мире, мире лесных животных, расширение словарного запаса.

В игру можно играть на магнитном планшете или на любой ровной поверхности.

Варианты игр:

"Птицы - звери" - дети рассматривают картинки, рассказывают, кто такие птицы, а кто такие звери, чем они отличаются друг от друга. Картинки можно разложить по классификации.

"Кто где живет" - дети собирают пазл из картины-фона леса. Ребенок берет картинку животного и рассказывает, где оно живет, ставит его на соответствующее место на картине-фоне.

"Веселый счет" - попросить посчитать ребенка всех зверей и птиц, сравнить, кого больше-меньше, установить соответствие. Можно животных выстроить в определенном порядке и посчитать.

"Герои сказок" - перечислить с ребенком все сказки, которые он знает, где героями были лесные животные. Можно устроить мини-спектакль по этим сказкам или придумать вместе свою историю.

  1. «Построй по тени»

Цели: учить находить заданные силуэты. Закрепление знаний детей о животных. Развитие  внимания, усидчивости, наблюдательности, зрительной  памяти, мелкой моторики,  речи, логического мышления. Развитие приемов зрительного наложения.

Оборудование: 10 карточек с изображением животных. 8 карточек с изображением теневых силуэтов.

Ход игры: 1 вариант:

Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с изображением животного и называет его. Дети должны найти, среди имеющихся у них карточек, нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает цветное изображение на тень.

2 вариант:

На столе раскладываются все карточки изображениями вверх. Ребёнку предлагается построить цветные изображения как показано на силуэтах.

Задайте детям дополнительные вопросы: Как называется то или иное животное? Какого оно цвета? И т.д.

  1. Старший возраст
  1. «Кто что любит»

Всыпем зерен петушку, бросим косточку Дружку,

Кролику — листок капусты, а корове — травки

Мышке мы оставим корку, пойло вынесем теленку.

Сварим каши всем цыплятам, яблоко дадим ежатам,

Отнесем овса коню, нарвем овцам лебеду.

               Молока дадим мы кошке, купим шоколад Алешке.

  1. «Кто как голос подает?»

Лает громко пес лохматый, во дворе свистят ребята,

Жук над головой жужжит, телка рыжая мычит,

Прочирикал воробей песенку про сто червей.

Промурлыкал в кресле кот, а в лесу медведь ревет.

Квакает в лесу лягушка, на суку кричит кукушка,

В луже хрюкает свинья, собралась ее семья.

Кукарекает петух, в дудочку дудит пастух.

Конь неудержимо ржет, рыба голос бережет.

На лугу мычит корова, воет волк в овраге строго,

Белый гусь гогочет, Оленька хохочет.

  1. «У кого кто есть»

У верблюда есть горбатый верблюжонок.

У серой мышки — маленький мышонок.

У кошки — пушистые котята,

У белки — рыжие бельчата.

У крольчихи — пуховые крольчата,

У собаки — шаловливые щенята,

У коровы — ласковый теленок,

У свиньи — веселый поросенок,

У лошади есть жеребенок,

У козы — смешной козленок,

У овцы — кудрявые ягнята,

А у мамы — конопатые ребята.

  1.  «Назови семью».

Он — кот, она — кошка, детеныш(и) — котенок (котята).

Он — конь, она — лошадь, детеныш(и) — жеребенок, (жеребята).

  1.  «Кто, где живет»

Корова живет в коровнике, свинья — в свинарнике, лошадь —... , (собака).

  1.  «Отгадай, кто это?»

(Взрослый загадывает загадку, а ребенок ее отгадывает),

Сторожит, грызет, лает? — ....

Хрюкает, роет? — ....

Ржет, бегает, скачет? — ....

Мяукает, лакает, царапается? — ....

Мычит, жует, ходит? — ....

(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

  1. “Зоологическая столовая ”

Цель. Формировать представления дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.

Материал. На каждую команду - лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего, комплект картинок с изображением животных (15-20 штук).

Ход игры

Играют две команды по 3-5 человек.

Воспитатель.

Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные - за зеленым, всеядные - за синим.

Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.

  1. «Кто рядом живет»

Цель. Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

Материал. Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш) — по количеству детей; обручи красного, синего, зеленого цвета.

Перед игрой воспитатель напоминает, что растения  и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие - возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем — это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.

Ход игры

В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).

Воспитатель.

Определите, кто вы и где живете, растете. Вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга - в красном, обитатели водоема - в синем.

После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: “ животные” и “растения” называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяется несколько раз.

  1. Лото «Животные».

Цель: Закрепление знаний детей о животных, умение различать и находить нужного животного.

Дидактический материал: Игровое поле (4 шт., разделённое на 6 квадратов с изображениями различных животных, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).

Ход игры: Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет животного. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками все игровое поле.

  1.  «Собери картинку»

Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.

Дидактический материал: Карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.

Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какое животное он собрал.

Например: Собака – домашнее животное. Медведь – дикое животное.

  1.  «Чья тень»

Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти.

Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их теней.

Ход игры: Предложить ребёнку найти, где чья тень и соединить нужные картинки линиями.

  1. «Речные рыбы».

Цель. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

Задания.

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в отдельное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.

Правила.

1. Количество играющих 3 – 4 человека.

2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.

13. «Кто такой цыпленок?»

Цель. Познакомить с этапами развития живого существа (цыпленка, с условиями. необходимыми для его благоприятного развития. Развивать умение детей соотносить живой объект со средой обитания, с его семьей (мама – курица, папа – петух, с хищниками, которые опасны для него самого и его семьи, с тем, как он приспосабливается к среде обитания, с его образом жизни. Выявлять взаимосвязь вида питания со строением живого существа и т. д.

Материал. Дидактическая игра представлена в виде пазлов, на каждом пазле картинка – фрагмент жизни живого существа в реальной или сказочной жизни.

Задание. Соединить отдельные пазлы в единую картину, рассказать об изображенном на пазлах живом существе.

Правила.

1. Количество играющих 3 – 6 человек.

2. Соблюдать очередность в игре

3. Играть дружно, совместно.

4. Выигрывает тот, кто лучше остальных справиться как с индивидуальным, так и с групповым заданием.

14. «Земля, вода, огонь». 

Цель. Закреплять знания детей об обитателях различных стихий.

Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч ребёнку, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий скажет, например, земля, тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать животное, которое обитает в этой среде; при слове «огонь» - отбросить мяч. Тот, кто ошибся – выходит из игры.

15. «Путешествие в Африку»

Цель. Выявлять знания детей о растительном и животном мире Африки. Закреплять умение играть вместе в одной команде, совместно выполнять задания.

 Материал. Имитационная физическая карта; корабль; стрелки для прокладывания маршрута по карте; старинная карта материка; детали пирамиды; карточки с изображением растений и животных Африки; температурные знаки (знаки состояний солнца, видов осадков и т. д.). Задания: 1. Совершить путешествие на корабле, рассказать об увиденном. 2. Найти части пирамиды и собрать ее. 3. Расположить животных и растения в местах, где для них есть подходящие климатические условия. Правила: 1. Количество играющих 5–6 человек. 2. Самым внимательным и активным выдаются изображения египетской пирамиды. 3. Участник, который наберет большее количество пирамид, считается победителем.

Алгоритм проведения 1. По имитационной физической карте продвигается корабль. В ходе данного вида деятельности дети знакомятся с частями света, с Африканским континентом. – Что мы можем там увидеть? Кто там может жить? 2. Прибыв по морям и океанам на определенный материк, дети ищут части пирамиды, чтобы собрать ее. Для этого они используют старинную карту. Карта показывает очертания материка, знакомит детей с различными климатическими условиями проживания растений и животных. 3. Педагог выставляет температурные знаки, знаки состояний солнца, видов осадков. По знакам подбираются животные и растения, которые приспособлены именно к этим климатическим условиям проживания. 4. В конце игры подводится итог. Примечание. Путешествие можно совершить и на любой другой материк.

  1.  Домино «Животные»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о животных, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.

Игровые правила. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: корова к корове, лошадь к лошади...

Игровые действия. Поиск нужных картинок, соблюдения их очерёдности.

Ход игры. Карточек 28 штук. Кто положит последнюю карточку, тот выигрывает. При повторении игры карточки перемешивают.

  1. Подготовительный к школе возраст
  1. «Волшебный поезд»

Цель. Закрепление и систематизация представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

Материал. Два поезда вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением животных.

Ход игры

Играют две команды (в каждой по 4 ребенка – «проводника», которые сидят за отдельными столами. На столе перед командой лежит макет поезда и карточки с изображением животных.

Воспитатель.

Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - зверей, во втором - птиц, в третьем - насекомых, в четвертом - земноводных) так, чтобы в одном окне был виден один пассажир.

Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

  1.  «Отгадайте, что за животное»

Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.

Дидактический материал: Карточки с изображением животных.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.

  1. «Собери картинку»

Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.

Дидактический материал: Карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.

Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какое животное он собрал.

Например: Собака – домашнее животное. Медведь – дикое животное.

  1.  «Пятый лишний»

Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.

Дидактический материал: Карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе.

Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее животное по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

  1. "Отгадай, кто я?"

Цель: формирование системы экологических знаний о многообразии животных; выделение существенных признаков отдельных групп животных и на этой основе формирование понятий: насекомые, рыбы, птицы, звери; воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Правила игры:

-задание начинают выполнять по сигналу воспитателя;

- победителем станет тот, кто правильно и первым справится с заданием.

Игровые действия: ребёнок соотносит карточки с изображением животных с моделью, которая соответствует этой группе.

Варианты игры:

1.определить лишнее, назвать к какой группе относится данное животное;

2. придумать новые модели групп животных;

3. "Найди ошибку" - воспитатель намеренно делает ошибку, дети исправляют и доказывают свою правоту;

4. разложить карточки на группы по загадке или описательному рассказу;

5. "Чего не хватает?" - определить какой группы животных нет среди изображений на карточках, назвать, кто это может быть.

6. "Экологические круги".

Цель: закрепление умений классифицировать животных по разным основаниям, выделять существенные признаки отдельных групп животных.

Материал: игровое поле, разбитое на классификационные круги, конверт с набором фигурок животных разных групп.

Правила игры:

- задание начинают выполнять по сигналу воспитателя;

- победителем станет то звено, которое быстрее и правильнее справится с заданием.

Игровое действие : дети раскладывают фигурки животных по экологическим кругам в соответствии с заданием воспитателя.

Варианты игры:

1. разложить животных по средам обитания: наземной (почва, земля), воздушной (воздух), водной (вода);

2. разложить животных каждой группы по подгруппам:

- рыбы (морские, пресноводные);

-птицы (перелётные, зимующие, не летающие, дикие, домашние);

- звери (дикие, домашние, травоядные, хищники).

7. "Что опасно для природы".

Цель: уточнение экологических знаний детей, определяющих отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу, в др. природных сообществах); воспитание желания беречь и охранять природу.

Материал: перфокарты, рабочая полоска бумаги, простой карандаш.

Правила игры:

- задание выполняется индивидуально, самостоятельно;

- выигрывает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание;

- результат объявляется после проверки.

Игровое действие: в прорезь перфокарты вводится полоска бумаги, на которой ребёнок выполняет задание (отмечает точками положительное и отрицательное воздействие человека на природу).

Варианты игры:

1. отметить значками "+" и " - " действия человека;

2. найти ошибку у товарища;

3. поменяться с товарищами карточками;

4. нарисовать знак, запрещающее то или иное действие.

 8.  «Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

9. «Выложи животное» из геометрических фигур»

Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения животных, используя геометрические фигуры. Развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

10. «Освободите птичку из клетки».

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: нарисована клетка; картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «освободить птиц из клетки». Для этого необходимо найти птицу и правильно ее назвать. Ребенок называет птицу. Если ребенок неправильно назвал птичку, то она «остается в клетке».

11. «Какие животные спрятались на картинке?»
Цель: Развитие внимания, мышления, воображения.
Дидактический материал: Карточки с изображением контура различных животных.
Ход игры: Предложить ребёнку найти и назвать животных, нарисованных на картинке.

12. «Кругосветное путешествие»

Цель. Познакомить детей с животным миром морей и океанов. Закреплять знания о материках и странах. Активизировать развитие речевого словаря, умения строить логически законченные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Совершенствовать навыки общения, умение совместно решать экологические задачи, строить алгоритмы действий и сообща прокладывать маршруты путешествия.

Материал. Имитационная физическая карта; корабль; стрелки для прокладывания маршрута по карте; карточки с изображением кораллов, рыб, животных морей и океанов.

Задания: 1. Проложить маршрут кругосветного путешествия. 2. Совершить путешествие, выполняя задания и зарисовывая живые объекты, встретившиеся на пути.

Правила: 1. Количество играющих 5–6 человек. 2. Обсуждать и прокладывать маршрут по карте совместно. 3. За правильно выполненное задание или красивую зарисовку ребенок получает «коралловую ветвь». 4. Побеждает тот, кто наберет больше всего наград.

Алгоритм проведения 1. Наиболее сложным и познавательным является кругосветное путешествие. Оно охватывает несколько занятий, в ходе которых дети «путешествуют» вокруг всего земного шара. «На борт корабля» можно взять и более слабых детей – для приобщения их к новым знаниям. 2. Педагог говорит: – Мы отправляемся в научное кругосветное путешествие. Наша команда должна быть дружной, умной, смелой, активной. Только такие качества помогут нам преодолеть все трудности. В ходе путешествия мы с вами встретимся, познакомимся с удивительными животными и растениями морей и океанов. 3. Педагог совместно с детьми определяет маршрут кругосветного путешествия. На имитационной физической карте при помощи стрелок прокладывает маршрут будущего путешествия таким образом, чтобы он проходил по морям и океанам. Примерный маршрут: Санкт-Петербург – Балтийское море – Северное море – пролив Ла-Манш – Атлантический океан – восточное побережье Южной Америки – пролив Дрейка – Тихий океан – Тасманово море – южное побережье Австралии – Индийский океан – южное побережье Африки – западное побережье Африки – Канарские, Азорские острова – Исландия – Норвежское море – Баренцево море – Мурманск. 4. Педагог говорит: – На корабле мы отправляемся в путь. Там нам встретятся препятствия, преодолеть которые мы сможем выполняя определенные задания. Примерные задания: а) Определите, о ком идет речь: – Эти умные и сообразительные животные легко поддаются дрессировке: играют в баскетбол, прыгают сквозь обручи, спасают людей во время кораблекрушения. (Дельфины.) – Самый крупный из зубастых китов. (Кашалот.) Л. Ю. Павлова. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет» 64 – Любит ворчать, обожает тишину и низкие температуры. (Тюлень.) – Самый большой северный тюлень, любит жить в больших стадах. (Сивуч.) – В песчаных ямках они откладывают яйца, а потом убегают в море. (Морские черепахи.) – Самый умный и теплолюбивый тюлень, он любит жаркую погоду американских берегов Калифорнии, обожает выступать в цирке. (Морской лев.) б) Узнайте по описанию: – Родственник садовой улитки, только без раковины, много ног, ходит на них как на ходулях. Умеет выстреливать «дымовую завесу». (Осьминог.) – «Цветы» подводного царства, яркие обитатели глубин, создают гигантские морские королевства. (Кораллы.) – Самые большие рыбы. Они бывают усатые и зубастые. Детенышей выкармливают молоком. Могут прожить до ста лет. (Кит.) – Ее боятся моряки. С ней лучше не связываться. Стоит судну потерпеть аварию, в воде немедленно показываются ее зловещий, косой, похожий на нож плавник. (Акула.) – С неба звездочка упала, поползла и убежала. (Морская звезда.) 5. По пути следования детям встречаются следующие живые объекты (для обсуждения и зарисовки): – крачки, шилоклювка, сельдь, камбала (Северное море, побережье Европы); – скумбрия, устрицы, минтай, краб (пролив Ла-Манш); – коралловые рифы, омары, суповая черепаха, акулы, птица фрегат, фламинго, креветки, темные дельфины, морской лев, южный кит (Атлантический океан); – магеллановы пингвины, морские котики (восточное побережье Южной Америки); – дельфины, кашалоты, акулы (Тихий океан); – морские звезды, тюлень, сивуч, морская черепаха, осьминог (Тасманово море); – морской слон, летающие рыбы, акула-молот, морские звезды, белая акула, сейвал (кит), кашалот, дельфин (Индийский океан); – лангуст, золотоволосый пингвин, манта, ламинария – морская капуста (южное побережье Африки); – анчоусы, хек, сардины и т. д. (Атлантический океан, западное побережье Африки); – лосось, тупики (птица), треска, гренландский кит (Норвежское море); – белый медведь, тюлени, белощекая казарка (Баренцево море). 6. В конце игры подводится итог.

13.«В небе, на суше, в воде»

Цели и задачи:

- Закрепить знание детей кто живет в воздухе (небо), на земле, в воде.

- Развивать мышление, внимание, речь, а также мелкую моторику рук.

- Воспитывать бережное отношение к животным, птицам, насекомым.

Ход игры:

На столе лежат карточки: небо, земля, вода и карточки с изображением птиц, насекомых, животных. Дети подбирают картинку с животным к своей карточке. (кто где должен жить).

14. "Обитатели морей, рек и аквариумов"

Цель:   Уточнить и закрепить знания об обитателях морей, рек и аквариумов.

Задачи:

  1. Закреплять умение классифицировать рыб по месту обитания: аквариумные, речные (пресноводные) и морские рыбы.
  2. Закреплять умение классифицировать рыб по типу питания.
  3. Практиковать разные грамматические категории (уменьшительно-ласкательные суффиксы, падежные конструкции, согласование частей речи, построение простых и сложных предложений).
  4. Продолжать развивать связную речь.
  5. Продолжать развивать логическое мышление.
  6. Развивать сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

Описание игры :

Дидактическая игра состоит из набора карточек с изображением разных рыб и картин, обозначающих места её обитания: «река», «море», «аквариум». Карточки можно использовать как в работе за столом, так и на магнитной доске.

ВАРИАНТЫ игры

«Найди рыбке дом»

Цель: развивать навыки классификации рыб по месту обитания, закрепить обобщающие слова в классификации рыб.

Ход игры: дети распределяют картинки рыб в соответствии с местом их обитания и обозначают словами классификацию рыб: «Пресноводные» («речные»), «морские», «аквариумные».

«Четвертый лишний»

Цель: закрепить названия рыб, место их обитания, способ питания, развивать навыки классификации и объединения по одному признаку различных рыб.

Ход игры: детям предлагаются ряд рыб из 4 картинок, и дети определяют лишнюю рыбу, обосновывают ответ предложением с союзом «потому что». Объединяются рыбы по месту обитания (морские, речные и аквариумные), способу питания (хищники, растительноядные), размеру рыбы (крупные, мелкие), глубине обитания (живущие у дна – сом, щука, обитающие по всей глубине водоема) и т.д.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательным суффиксом.

Ход игры: детям предлагается выбрать картинку и найти возможные варианты ласкового названия попавшийся им рыбы. Например, «сом» - сомик, «карась» - карасик и т.п.

«Мой, моя»

Цель: учить детей согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.

Ход игры:

  • детям предлагается прибавить к названию рыбы местоимение «мой» или «моя». Например, «моя акула», «мой сом».
  • детям предлагается поднять карточки, с названием рыбы, к которой говорят «моя», а затем, к которой можно сказать «мой».

«Угадай по описанию»

Цель: закреплять внешний вид различных рыб, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры:

  • детям называется признак и предлагается поднять карточки тем, у кого рыба соответствует этому признаку. Например, «тело без чешуи – сом, акула», «острый плавник на спине – окунь ,ёрш» и т.д. А также детям предлагается послушать описание рыбы и угудать о какой именно идет речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

""Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...

Логические блоки Дьенеша, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Опыт работы по использованию логических блоков Дьенеша в развитии познавтельного интереса у детей дошкольного возраста...

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» Саляевой Татьяны Николаевны на 2019 – 2024 уч.г.

Индивидуальный план профессионального развития«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»воспитателя Саляевой Татьяны Николаевнына 2019 &nda...

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» воспитателя Саляевой Татьяны Николаевны на 2024 – 2029 уч.г.

Цель профессионального развития - Повышение профессиональной  компетентности и совершенствование педагогического мастерства.Задачи профессионального развития:  1) совершенствование теор...