конспект проекта "Книжки-малышки"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
ПРОЕКТ
«Дарим приятные сюрпризы»
(по созданию «Книжек – малышек» на тему «Новогодние чудеса»).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Огонек»»
ПРОЕКТ
«Дарим приятные сюрпризы»
(по созданию «Книжек – малышек» на тему «Новогодние чудеса»).
Выполнил
Воспитатель 1 кв. категории
МБДОУ ДС № 4»Огонек»
Ларионенкова Людмила Александровна
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Тип проекта по характеру контактов: социально-психологический.
Тип проекта по содержанию: фронтальный, краткосрочный, 2 недели
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
г. Сафоново 2018
«Чтение — это окошко,
через которое дети видят
и познают мир и самих себя.»
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка проекта.
Проект по теме: «Дарим приятные сюрпризы» (по созданию «Книжек – малышек» на тему «Новогодние чудеса»).
Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и является стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются личностные качества детей: ответственность; милосердие, самостоятельность и др. Общаясь и помогая младшим, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач, при этом ребята выступают инициаторами деятельности. Это дает возможность им раскрепоститься, пойти на активное разновозрастное общение в детской среде, получить эмоциональную радость и внутреннее удовлетворение от своей деятельности.
В современном мире ребенок все больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. К сожалению, родители из-за повальной компьютеризации, сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития своего ребенка пускают на самотек, а «Книжки-малышки», как один из методических приемов, являются эффективным средством развития дошкольников, в т.ч. младших, т.к. они способствуют развитию познавательного интереса, развитию художественного восприятия и развитию речевого творчества. Подспорьем родительского воспитания и влияния на малышей являются дети-волонтёры старших групп. Приближается самый любимый и волшебный праздник детворы – Новый год, и дети-волонтеры решили подарить малышам «Книжки-малышки» на тему «Новогодние чудеса».
Цель: создание «Книжек-малышек» - волонтерская помощь в формировании интереса к книге, познавательного и речевого развития младших дошкольников, получение эмоциональной радости и удовлетворение от своей деятельности.
Задачи:
Формировать коммуникативную компетентность, ощущение «взрослости» и милосердия.
Формировать познавательные, регулятивные навыки общения.
Развивать трудолюбие
Активизировать словарный запас.
Укреплять детско-родительские отношения в процессе творческой деятельности.
Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Тип проекта по характеру контактов: социально-психологический.
Тип проекта по содержанию: детско-взрослый, фронтальный, краткосрочный -2 недели.
Технологическая карта проекта
Разделы технологической карты | Краткая характеристика | |
Тема проекта | «Дарим приятные сюрпризы» (по созданию «Книжек – малышек» на тему «Новогодние чудеса»). | |
Значение проектной деятельности | волонтерская помощь в формировании интереса к книге, познавательного и речевого развития младших дошкольников, получение эмоциональной радости и удовлетворение от своей деятельности. | |
Цель проекта | создание «Книжек-малышек» - волонтерская помощь в формировании интереса к книге, познавательного и речевого развития младших дошкольников, получение эмоциональной радости и удовлетворение от своей деятельности | |
Кому адресован проект | Дети младших групп | |
Продукт проектной деятельности | «Книжки – малышки» на тему «Новогодние чудеса». | |
Необходимые средства | Источники информации | Литература по данной теме |
Приборы и материалы | ИКТ, ножницы, бумага, рисунки, фломастеры, клей, и т. д. | |
Необходимые умения и способы работы | Выбор темы , сюжетной линии, выразительных средств для книжек., рисование, наклеивание, вырезание, надпись печатными буквами(по желанию детей) | |
Время, необходимое для выполнения работы | 2 недели | |
План работы над проектом | Этап 1 (подготовительный) Цель – определение задач, определение содержания работы. | Деятельность педагога:
Деятельность детей:
Деятельность родителей:
|
Этап 2 (основной, практический ) Цель-умение детей свободно комбинировать элементы сюжета литературного произведения в непривычной и неожиданной ситуации. | Деятельность педагога:
Деятельность детей:
Деятельность родителей:
| |
Этап 3 (заключительный) Цель – подведение итогов. | Презентация (дарение) «Книжек-малышек» малышам. Пополнение литературного уголка группы. Разработаны консультации для педагогов и родителей Определение перспектив. |
Предполагаемые результаты:
Создание «Книжек-малышек» на тему «Новогодние чудеса», поможет малышам понять и полюбить книгу, будет способствовать развитию коммуникативных навыков, поможет привить ответственность, аккуратность в работе, направит на развитие познавательно-речевой и творческой активности.
Расширит представление о волонтерском движении у детей, воспитателей детского сада, родителей воспитанников посредством создания «Книжек-малышек».
Сформирует ощущение «взрослости», стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности у старших дошкольников..
Дети получат внутреннее удовлетворение от своей работы.
Повысится самооценка, уверенность в себе от проделанной волонтерской работы- создания «Книжек-малышек».
Актуальность проекта.
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
Д. Дидро.
Ни для кого не секрет то, что чтение книг расширяет кругозор, увеличивает сообразительность, пробуждает в человеке какие-либо чувства, эмоции, развивает его внутренний мир, помогает разобраться в самом себе. И это лишь малая часть того влияния, которое может оказать художественная литература. Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор, пока он сам не научится читать.
В современном мире у детей, практически, нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям литературных произведений.
А вот что говорят данные социологов: число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34. Читают книги от случая к случаю 40 %. За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 2004 году книги покупали 58%, то в 2014 году — только 20%. (Книжное обозрение, №39, 2015)
Данные о детском чтении. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся. Читают познавательную литературу 21%. Читают для самообразования 10% школьников
По мнению педагогов и психологов, ранний и младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через произведения.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы оказать волонтерскую помощь малышам полюбить: сначала слушать, а потом и самому читать книги.
Книжки-малышки являются эффективным средством развития младших дошкольников т.к. они способствуют развитию познавательного интереса развитию художественного восприятия и развитию речевого творчества. Подспорьем влияния на малышей являются дети- волонтёры старших групп.
Дети - волонтёры получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». При изготовлении книги ребенок берет на себя роль изготовителя книги, оформителя, писателя и сказочника, развивается его речь, ручная умелость. Кроме того, чтение книг и их изготовление благотворно воздействует на развитие ребенка и его здоровье. В настоящее время дети находятся в состоянии хронического стресса (неврастения, астения), много детей с гиперактивным и гипоактивным поведением. Чтение художественной литературы позволяет скорректировать нарушение эмоциональной сферы ребенка. А изготовление книги детям поднимет интерес к художественной литературе; понимание важности книги в жизни человека; получение положительного эмоционального отклика от общения с книгой; повышение самооценки детей, гордости за свой труд, развитие речи детей в процессе работы по изготовлению книги.
Накануне новогодних праздников, получив приятные сюрпризы- «Книжки-малышки», малыши еще раз ярко, эмоционально откликнутся на прочитанное ранее, увидят изображенные события (зима, снег, елка, Дед Мороз, белый ушастый заяц, снегири, вьюга и т.д.), начнут проговаривать стихи, петь знакомые песенки, рассказывать о зиме и зимних явлениях и, конечно же, подарках. Малыши рисуют в воображении любые сюжеты, плачут и смеются, представляют (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствуют себя участниками событий.
Цель: создание «Книжек-малышек» - волонтерская помощь в формировании интереса к книге, познавательного и речевого развития младших дошкольников, получение эмоциональной радости и удовлетворение от своей деятельности.
Задачи:
Формировать коммуникативную компетентность, ощущение «взрослости» и милосердия.
Формировать познавательные, регулятивные навыки общения.
Развивать трудолюбие
Активизировать словарный запас.
Укреплять детско-родительские отношения в процессе творческой деятельности.
Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Перспективное планирование совместной и самостоятельной деятельности с детьми и родителями в ходе проекта
Перспективы:
1. Продолжать работу по формированию нравственно-этических умений и навыков.
2. Найти единомышленников в волонтерском движении ДОУ и далее продолжать эту работу по другим направлениям волонтерского движения.
3.Побуждать детей к дальнейшему проявлению искренней и бескорыстной доброты, а также совершению добрых поступков.
Практическая значимость проекта: проект можно использовать в любой возрастной группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей.
В ходе работы над проектом, я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию ощущения «взрослости», стремлению к решению новых, более сложных задач познания. В ходе работы дети получили внутреннее удовлетворение от проделанного. Мы очень надеемся, что создание «Книжек-малышек» поможет малышам полюбить книгу, малыши эмоционально откликнутся на подаренные «Книжки-малышки». Надеемся, что волонтерская помощь проявит в детях и их родителях желание читать, а в дальнейшем и самим изготавливать книжки и сочинять истории.
Что же «хорошего» в самодельной книге?
1. Самодельная книга — это продукт творческих усилий ребенка, призванный воспитывать уважение к своему и чужому творчеству.
2. Самодельная книга- ощущение «взрослости», внутреннее удовлетворение от своей работы, осознание своей ответственности.
3.Самодельная книга — это прекрасный повод для общения детей и взрослых, создания вместе чего-то умного, красивого и полезного.
4. В процессе изготовления книги происходит познавательно-речевое развитие ребенка, творческое мышление и мелкая моторика рук.
Список литературы
- ООП ДОУ
- Вербенец А. М. Методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Художественное творчество». М. : Творческий центр СФЕРА, 2014.
- Дергунская В. А. Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2013.
- Комарова Т. С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая. Младшая группа. М.: Творческий центр СФЕРА, 2009.
- Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.Н. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Бардина, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 96с.
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 288с.