конспект по ФЦКМ Мой Тукай
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Продолжать знакомить с творчеством татарского поэта Г. Тукая.
Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок.
Посредством произведений Г. Тукая способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия попавшим в беду.
Воспитывать умение удивляться красоте родной природы, уважение к татарскому народу, к его быту и традициям, чувство патриотизма, понимание прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom_tukay.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №99 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе «Творчество Г. Тукая»
Выполнила воспитатель:
Хабибуллина
Валентина Николаевна
Задачи:
Продолжать знакомить с творчеством татарского поэта Г. Тукая.
Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок.
Посредством произведений Г. Тукая способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия попавшим в беду.
Воспитывать умение удивляться красоте родной природы, уважение к татарскому народу, к его быту и традициям, чувство патриотизма, понимание прекрасного.
Закрепить умение выразительно рассказывать стихотворения, чётко проговаривать звуки, правильно строить предложения.
Способствовать развитию внимания, памяти и мышления.
Оборудование:
Портрет Г. Тукая; иллюстрации к сказкам Г. Тукая «Водяная», «Шурале», «Сказка про Козу и Барана»; «Забавный ученик»; конверт с заданием. Показ слайдов. Выставка книг.
Предварительная работа:
Чтение сказок Г. Тукая «Шурале», «Водяная», «Сказка про Козу и Барана», «Забавный ученик».
Ход занятия
В.: Здравствуйте, ребята. Исәнмесез (на татарском языке).
Пусть для всех это занятие принесёт успех, радость, добрые и красивые чувства. Ребята, для начала мы с вами сядем в круг и по очереди соединяем свои ладошки с ладошками соседа и «передают» улыбки друг другу. А еще скажем «Я рад тебя видеть, Таня!» (дети называют имя своего соседа).
В: А сейчас садимся на стульчики.
Ребята, послушайте стихотворение:
Стоит деревня наша на горе крутой,
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все краю моем...
Мне памятны навеки события детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б ни был и что б ни делал я,
Ты в памяти и сердце, родная сторона!
Это стихотворение называется «Родная деревня». Каким трепетом и нежностью пишет поэт о своей родной стороне. Мы сегодня с вами будем говорить о жизни и творчестве Габдуллы Тукая. Дети, вы любите сказки Г. Тукая? Чем они вам нравятся?
Д: Ответы детей.
В: Как вы думаете, чему они учат?
Д: Учат быть сильными, смелыми, добрыми, любить свой народ и природу.
В: Великий татарский поэт Габдулла Тукай прожил всего 27 лет, но успел много сделать за это время, оставил нам много стихов, волшебных сказок. Он родился 26 апреля 1886 года в деревне Кырлай. Мы с вами должны гордиться им и помнить его. Ребята, давайте перечислим произведения, которые мы знаем?
Д: «Шурале», «Водяная», «Наша семья», «Забавный ученик».
В: А сейчас я вам загадаю загадки. Слушайте внимательно. Из сказки Г. Тукая найдите мне отгадку.
- Я маленькая, белая,
Пугливая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки. (баран «Сказка про козу и барана»)
- Бородатый и богатый
Заберётся в огород.
Съест капусту и томаты
И горошек, и укроп. (коза «Гали и коза»)
- Я хозяину служу –
Дом хозяйский сторожу
Я рычу и громко лаю
И чужих я прогоняю. (собака «Забавный ученик»)
- Есть у нас такой обычай
Ходим стаей за добычей
Прячемся у тёмной ёлки
Кто мы? Лисы или волки? (волк «Сказка про козу и барана»)
В: А сейчас мы поиграем в татарскую игру «Тюбетейка».
(Дети стоят в кругу, звучит музыка, они передают тюбетейку, если музыка остановилась, ребёнок, у кого тюбетейка должен сказать слово или фразу по-татарски).
В: Молодцы! Хорошо поиграли.
В: Ребята, я сейчас буду читать описание героя, а вы должны угадать кто это.
«Золотым, блестящем гребнем над зеркальною водой. Космы ведьма продирает, прядью тешится седой»
Д: Водяная.
В: Что украл деревенский мальчишка в сказке Габдуллы Тукая «Водяная»?
Д: Золотой гребень.
В: Кто скажет, в чём смысл этой сказки?
Д: Чужое брать нельзя.
В: Давайте вспомним, какими словами поэт преподносит урок:
«Есть хозяин или нет ввек чужого не бери». Запомните это, ребята, хорошенько: чужое брать нельзя, даже если вам очень хочется.
В: Мальчик из сказки какой? Опишите его.
Д: Маленький, смелый, красивый, непослушный, лживый, трусливый, вороватый, любимый и т. д.
В: Су анасы какая?
Д: Страшная, большая, честная, длинноволосая, зеленая, косматая, необычная, таинственная, волшебная, водоплавающая и т. д.
В: Ребята, вы отлично справились с этим заданием. И вот вам ещё задание: надо угадать сказку, строки из которой я сейчас вам прочитаю.
Он похож на человека,
очень тонкий и нагой.
Узкий лоб украшен рогом
в палец наш величиной.
У него же в пол аршина
пальцы на руках кривых,
десять пальцев безобразных,
острых, длинных и прямых. Кто это?
Д: Шурале
В: Кто обманул Шурале?
Д: Джигит Былтыр.
В: А как он обманул Шурале?
Д: Джигит попросил Шурале помочь перенести бревно на телегу и защемил ему пальцы в щели.
В: Парень из сказки какой? Опишите его.
Д: Высокий, красивый, смелый, находчивый, веселый, умный, трудолюбивый, приветливый, общительный, разумный, сильный, сообразительный, решительный, хозяйственный, молодой и т. д.
В: Шурале какой?
Д: Страшный, волосатый, большой, высокий, рогатый, злой, земной, косматый, необычный, таинственный, гибкий, тонкий, длиннорукий, худой, смешной, доверчивый, наивный и т. д.
В: Молодцы, вы назвали очень много слов. А какой из героев, вам нравится и почему?
Д: ответы детей.
В: А кого вам жалко?
Д: Ответы детей.
В: Какие вы молодцы! Мы немного устали, и я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физ минутка:
Звери упражняются (сгибают, разгибают руки),
Спортом занимаются:
Ежик – бегом (бег на месте),
Зайка – кувырком (вращают руками, согнутыми в локтях).
Лисичка хочет похудеть:
Вправо-влево, вправо-влево
Стала хвостиком вертеть (руки на поясе, вращение туловищем вправо-влево).
В: Г. Тукай любил свою Родину, хотел, чтобы Земля наша процветала, дети росли здоровыми, трудились для блага своего народа. Родины. В его стихах мудрость, справедливость, правда. То же, что сохранилось в народных пословицах. Сейчас мы посмотрим, как вы знаете пословицы. Я говорю пословицу, а вы её заканчиваете.
1) Кончил дело – гуляй … (смело)
2) Что посеешь, то и … (пожнёшь)
3) Свет не без добрых … (людей)
4) Любишь кататься – люби и саночки … (возить)
5) Поспешишь – людей … (насмешишь)
6) Яблоко от яблони недалеко … (падает)
7) Без труда не вытащить рыбку из … (пруда)
8) В гостях хорошо, а дома … (лучше)
9) Глаза бояться, а руки … (делают)
В: Молодцы!
Ребята о каком поэте мы сегодня говорили? Какие его произведения мы вспомнили? Вам понравилось сегодняшнее занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ФЦКМ на тему: "Путешествие в страну женских профессий"
Конспект по окружающему миру для подготовительной группы...
Конспект по ФЦКМ
Конспект по ФЦКМ для старшей группы...
Конспект по ФЦКМ
Конспект по ФЦКМ для старшей группы...
Конспект НОД ФЦКМ "Безопасность в нашей группе" (вторая младшая группа)
Безопасное поведение в группе...
Конспект НОД - ФЦКМ "Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме" (НОД с использованием ИКТ в старшей группе)
Конспект НОД – ФЦКМ «Как звери – медведь и белка готовятся к зиме». Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.Задачи:1....
Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»
Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»....
Конспект по ФЦКМ для детей средней группы на тему «Электроприборы и безопасность»
Конспект по ФЦКМ для детей средней группы на тему «Электроприборы и безопасность» Цель: создание условий для формирования у детей среднего возраста знаний о правилах безопасного поведения с бытов...