конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие на остров Сокровищ».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Саблина Елена Николаевна

Закрепить полученные ранее знания о некоторых свойствах воды, магнита, бумаги. Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность. Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 3

ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Алтайский край, г. Бийск, пер. Николая Липового, 76/1, телефон: 8 (3854) 34-45-35

Алтайский край, г. Бийск, пер. Николая Липового, 78, телефон: 8 (3854) 34-45-34

e-mail: bschool3@mail.ru

Конспект

опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе

                                                                                           

                                                                                 

                                                                                                      Воспитатель: Саблина Е.Н.

Тема: «Путешествие на остров Сокровищ».

Программное содержание: Закрепить полученные ранее знания о некоторых свойствах воды, магнита, бумаги. Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность. Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Ход опытно-экспериментальной деятельности:

Слышен шум моря.

- Ребята, вы любите путешествовать? (Да).

- Тогда сегодня, я предлагаю вам, отправится в путешествие. Наша группа превратилась в большой корабль, над нами летают чайки и волны бьются о наш корабль, а мы с вами стали морской командой. Я приготовила для вас воротники. (Дети надевают воротники). Ваня будет капитаном. Проходите, пожалуйста, на корабль присаживайтесь.

- Ребята, смотрите, к берегу прибило бутылку. Интересно, что в ней? (записка, карта). Читаю содержимое записки: «Тот, кто нашёл это послание, настоящий счастливчик. Карта указывает, где находится клад, но чтобы его найти, вам нужно отправиться в путешествие по островам, указанным на карте. На каждом из них, вас ждут задания - испытания, очень сложные и справиться с ними могут только очень внимательные, сообразительные, ловкие и добрые дети, которые могут слушать и думать. На каждом острове нужно выполнить задание - испытание и заполнить ключи помощники, только тогда вы сможете отыскать клад».

- Ну что, ребята, готовы к путешествию? (Да).

- Тогда отправляемся. Ой, а в каком направлении нам плыть. Да, у нас ведь есть карта.  Сейчас посмотрим.

- Что на ней нарисовано? (Острова).

- А мы где находимся? (На корабле). Значит, нам нужно плыть к ближайшему острову. Ну, что готовы? А чтобы мы поплыли, нам нужно надуть наши паруса, сильно-сильно подуйте. Поплыли, ребята.

(На экране проектора проплывает корабль, появляется остров весь в мусоре).

- А вот и наш первый остров.

Ребята, какой он грязный. Разве можно разбрасывать мусор? Что же делать нам друзья? (Нужно собирать мусор). Дети собирают мусор в мусорную корзину.

- Теперь стало чище на острове. Ребята, посмотрите на острове ещё и грязная вода. Нам нужно помочь острову очистить воду, проходите сюда.

- Посмотрите, ребята, какая у нас в стаканчике вода?  (Грязная).

- А как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы эту воду очистить и она стала  чистой? (выслушиваю ответы детей).

- Очистить воду можно с помощью фильтра. Как вы думаете, из чего мы сделаем фильтр? (ответы детей).

- Мы можем сделать фильтр из воронки и ваты. Попробуем очистить воду. Берем воронку, кладём её в баночку. Берем вату, кладем в воронку, хорошо её прижимаем.  А теперь берем стаканчик с грязной водой и тихонечко её переливаем.

- Посмотрите, ребята, какой стала вода? (чистой).

- А что стала грязной? (вата).

- Вата что делает? (задерживает грязь). Значит, фильтр из ваты что делает? (очищает  воду). Мы с вами молодцы, воду очистили. Вода на острове стала чистой. Ребята, но ведь вода снова может загрязниться. А чтобы жители острова знали, что нужно

делать, давайте нарисуем для них схему.

- Подвиньте к себе листочки. А у меня ключ - помощник. Сейчас мы здесь нарисуем, что мы с вами делали. Возьмите по фломастеру.

- Что у нас было вначале? (стакан с грязной водой).

-На какую фигуру похож  стакан (на прямоугольник).

- В первом квадратике мы рисуем прямоугольник, делим его пополам, внизу прямоугольник закрашиваем, рисуем грязную воду.

- Дальше мы что делали? (взяли воронку). На какую фигуру похожа воронка? (на перевернутый треугольник).

- Рисуем во втором квадрате треугольник.

- И что ещё мы взяли? (вату).

- На что похожа вата?  (на облачко).

- Рисуем над воронкой облачко во втором квадрате.

- Взяли воронку, взяли вату, сделали фильтр. Дальше мы на пустой стаканчик надели воронку. В воронку положили вату и лили в неё грязную воду. Значит, мы в третьем квадратике рисуем прямоугольник, треугольник, облачко и ещё один прямоугольник.

- В последнем квадратике рисуем стакан, прямоугольник разделим пополам и оставляем его не закрашенным, потому что вода в нём стала  чистой.

- Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. Эти карточки мы оставляем жителям острова, чтобы они знали,  что нужно делать, если вода снова загрязнится.

А ключ - помощник мы забираем с собой.

Проходим на корабль.

- Нам нужно отправляться дальше (рассматриваем карту).

- Куда мы дальше поплывём? (Показываю на карте следующий остров. На проекторе снова картинка, плывет корабль, появляется остров).

- Интересно, почему на этом острове никого нет? Ребята, посмотрите, на этом острове засохли все цветы.

- Что же с ними случилось? (Ответы детей).

- Видимо солнышко сильно светило.

- А чего им не хватило?  (Воды).

- А что же нужно сделать, чтобы цветы расцвели? (Нужно им налить воды).

- Положите цветы на руку. Какие они, тяжелые или легкие? (Лёгкие).

- Из чего они сделаны? (Из бумаги).

- А теперь, тихонечко, опустите их в воду.

- Ребята, смотрите, что с ними стало происходить? (Они распускаются).

- Ребята, а почему цветочки стали распускаться. Что происходит с бумагой в воде? (Она намокает, становится тяжёлой и поэтому лепестки распрямляются, распускаются).

- Посмотрите, как красиво стало на нашем острове, весь в цветах.

Картинка на проекторе - цветущий остров.

- Ребята, давайте оставим записку жителям острова, чтобы они знали, что делать, если цветы засохнут.

- Берём фломастер, пододвигаем к себе карточку. В первой клеточке рисуем  цветок засохший. (Рисуем кружок).

Во втором квадратике рисуем ёмкость с водой прямоугольник. Над ёмкостью рисуем кружок - положили цветок.

- И что потом случилось с нашими цветами? (Распустились).

- В третьем квадратике рисуем распустившийся цветочек.

- Мы с вами заполнили ещё один ключ - помощник.

- Оставляйте карточки жителям этого острова, а ключ -  помощник мы забираем с собой.

Проходим на корабль.

- Нам нужно отправляться дальше (рассматриваем карту).

- Куда мы дальше поплывём? (Показываю на карте следующий остров. На проекторе снова картинка, плывет корабль, появляется остров).

- Это танцующий остров. На этом острове жители всегда с музыкой, они очень любят танцевать. Пойдёмте и мы с вами немножко потанцуем. (Звучит музыка «Чунга-чанга»).

- Повеселились? Пора отправляемся дальше. Тихонечко проходите на корабль, чтобы он не перевернулся, а то не сможем вернуться назад в детский сад. (Смотрим карту.)

- Отправляемся на следующий остров.

На проекторе появляется остров с животными. Переходим к следующему острову, взяв с собой карту и ключи – помощники.

Дети проходят и становятся вокруг стола. В центре стола - обезьянка с магнитом и корзинкой).  

- Ребята, это остров зверей. На этом острове все звери дружно живут, но, наверное, увидев нас, испугались и разбежались, только одна обезьянка осталась. Смотрите у неё в руке какой-то интересный камень. Обезьянка говорит, что они с друзьями строили игровую площадку и случайно рассыпали болтики и гаечки. Тогда обезьянка пошла, взяла этот камешек и сказала друзьям, что с помощью этого камушка они смогут собрать все гаечки и болтики. Но звери не поверили ей и стали над ней смеяться. Она обиделась и теперь сидит тут.

- Ребята, а вы догадались, что это за волшебный камень. Правильно, это магнит.

- Ребята, а что может делать магнит? (Притягивать железные предметы).

-Давайте поможем обезьянке собрать болтики и гаечки. Возьмите магнитики в руку и водите над тарелкой.

- Что будет делать магнит? (Притягивать).

- Складывайте болтики и гаечки вот в эту корзинку. Помогайте рукой отсоединять болтики и гаечки, потому что магнит очень сильно притягивает.

- А почему остальные предметы не притягиваются к магниту? (Они не железные).

- А из чего они сделаны? (Из пластмассы, из бумаги, из ткани, из дерева).

- Значит, ребята, какие предметы притягиваются магнитом, а какие не притягиваются?

 (Ответы детей).

- А вот, смотрите ребята, и наш третий ключ - помощник. Давайте поможем обезьянке и отметим, какие предметы притягиваются магнитом, а какие нет, Она покажет своим друзьям, что была права.

- Смотрите, что у нас здесь нарисовано? (Разные предметы).

- А вверху магниты. Этот магнит притягивает предметы. А здесь магнит не притягивает предметы.  Берём фломастеры. Первая картинка болтики.

- Болтики какие? (Железные).

- Притягиваются магнитами? (Да).

- Значит, в первом столбике мы ставим плюс.  

- Пуговицы какие? (Пластмассовые).

- Притягиваются магнитами? (нет).

- Значит, ставим плюсик во второй столбик.

Тоже проделываем с бумагой, деревом и тканью.

- Ну вот, ребята, мы с вами закончили третий ключ - помощник. Эти карточки мы оставим для обезьянки, чтобы она показала зверям, чтобы они больше не смеялись над ней, а сами подойдите  ко мне.

- Ребята, наша карта говорит о том, что нам нужно снова вернуться в детский сад, потому что чудо-остров с кладом находится там. Берём с собой все ключи - подсказки, они нам пригодятся.

- А теперь закрываем глаза и говорим: « 1, 2, 3, 4, 5 будем в садике опять».

На проекторе детский сад.

- Ну вот, ребята, мы опять с вами вернулись в детский сад.

- Чтобы пройти к «Чудо–острову» нужно сделать 4 шага вперёд, два шага направо, 2 шага налево.

- Ребята, что у нас здесь? (Сундук).

- Но он закрыт. Чтобы нам его открыть, нужно правильно разложить все ключи - помощники. Когда мы их разложим, мы сможем открыть и сундук.

- Посмотрите внимательно, что у нас тут на столах? (Все наши бывшие задания).

- Где наш первый ключ - помощник? Что мы делали на этом острове?  (Очищали воду).

- А что нам для этого было нужно?  (Фильтр из ваты).

- А что делает вата? (Не пропускает грязь и воду делает чистой).

- А что мы делали на втором острове? (Изучали свойства бумаги. Сначала бумага была лёгкая, мы её опустили в воду, она намокла и стала тяжелой. От этого она распустилась).

- И  что мы делали на последнем острове. (Мы магнитом притягивали болтики и гаечки, изучали свойства магнита).

- Что притягивает магнит? (Железо).

- А что не притягивает магнит? (Ткань, дерево, бумагу, пластмассу).

Открываю  сундук, достаю записку.

Читаю: «Ребята, вы нашли самый драгоценный клад - это ваши знания. Всё, что вы сегодня выполнили в путешествии, это и есть клад. Ну, а это, ребята, наши угощения за ваш труд и вашу работу».

- Ребята, вам понравилось со мной путешествовать?

- И мне тоже понравилось с вами путешествовать.

        

«Тот, кто нашёл это послание, настоящий счастливчик. Карта указывает, где находится клад, но чтобы его найти, вам нужно отправиться в путешествие по островам, указанным на карте. На каждом из них, вас ждут задания - испытания, очень сложные и справиться с ними могут только очень внимательные, сообразительные, ловкие и добрые дети, которые могут слушать и думать. На каждом острове нужно выполнить задание - испытание и заполнить ключи помощники, только тогда вы сможете отыскать клад».

 «Ребята, вы нашли самый драгоценный клад - это ваши знания. Всё, что вы сегодня выполнили в путешествии, это и есть клад.

Ну, а это, ребята, ваше угощение за ваш труд и вашу работу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для старшей группы «Путешествие на остров сокровищ»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, коммуникация, познавательное развитие, физическое развитие. Цель: раз...

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие на остров сокровищ»

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста пространственно-временные представления через игровые задания....

Конспект открытого НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на остров сокровищ»

Цель: Закреплять знания числового ряда, умение считать в пределах 10 и обратно. Задачи: • Закреплять знание геометрических фигур.•Знакомить с циферблатом.• Воспитывать умение ...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на остров сокровищ»

Цель: Закреплять знания числового ряда, умение считать в пределах 10 и обратно. Задачи: • Закреплять знание геометрических фигур.•Знакомить с циферблатом.• Воспитывать у...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Путешествие на остров сокровищ»

Доставить детям радость от игр развивающей направленности. Поддерживать желание познавать новое, используя коммуникативные качества....

Конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие на остров здоровья»

Цель:Формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни.Задачи:Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления о с...