Проект "Ложечка точеная – ручка золоченая" для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа)
Формирование у детейстаршего дошкольного возраста познаватетельной активности через ознакомление с рукотворным миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/node/add/book-ds | 38.96 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска "Детский сад №72 "Мир детства"
630027, область Новосибирская, город Новосибирск, Калининский район, улица
Макаренко,46 телефон: 8(383)272-64-10, e-mail:mdou72@yandex.ru
Проект
"Ложечка точеная – ручка золоченая"
для детей старшего дошкольного возраста
\
Авторы проекта:
Сашенко С.В. - воспитатель высшей квалификационной категории;
Паркина М.П.- воспитатель высшей квалификационной категории;
Новосибирск, 2019
Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности через ознакомление с рукотворным миром.
Эффективность работы будет реализовываться через разработку и реализацию системы мероприятий, направленных на повышение уровня знаний детей, заинтересованности родителей.
В проекте будут участвовать дети 5-6 лет, их родители, педагоги.
Данный проект необходим, так как, главные стратегии поведения человека-это активное познавательное отношение к действительности; стремление исследовать сложный окружающий мир доступными, безопасными способами. Мир рукотворных предметов, окружающих ребенка должен вызывать живой интерес, желание «разгадать загадки» предметного мира, понять его социальное значение. Способность преобразовывать впечатления, возникающие от многообразия созданных человеком предметов, возникает в старшем дошкольном возрасте, при условии достаточного запаса представлений и умений применить освоенные знания в самостоятельной продуктивной деятельности. Постепенно дети осознают, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными, благодаря чему открывается и модель, и перспектива возможностей личного вклада в непрерывный процесс преобразования предметов окружающей среды.
В проекте представлен поэтапный, целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности через участие в различных видах деятельности.
В ходе реализации проекта разработана система мероприятий с родителями и детьми, разработаны перспективные планы, создана информационно-методическая база, система мониторинга по выявлению уровня знаний, повысится заинтересованность родителей.
Проект рассчитан на три месяца. Общая стоимость проекта рублей.
Актуальность проекта.
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры. приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям. Исследования Б.Г. Ананьева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.
Рассказывая, детям о разнообразных предметах посуды встал вопрос об их назначении, отличительных признаках. Каждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «У богатого ложка ковшом, у убогого ложка веселком», «Был бы обед, а ложка сыщется». Но так ли проста функция и история ложки? Мы решили привлечь внимание детей к повседневному, знакомому им предмету обихода - ложке – и показать историю её появления во взаимосвязи с развитием быта, культуры, традиций русского народа. Проект “ Ложечка точеная – ручка золоченая ” был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.
Цель и задачи проекта
Цель: Развивать любознательность и познавательный интерес к истории и быту русского народа.
Задачи:
1. Обогатить представления детей об истории возникновения ложки, ее видах и функциях.
2. Познакомить с ложкой как музыкальным инструментом.
3. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности, творческие способности, эстетическое восприятие.
4. Содействовать сплочению всех участников проекта.
5. Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира, уважительное отношение к труду человека.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Формы и методы: совместная работа с родителями, совместные игры, беседы, экскурсии, презентации.
Основной метод: объяснительно-иллюстрационный, практический.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители, логопед, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Ожидаемые результаты:
Проявится познавательный интерес к истории, возникнет желание изучать её и отражать полученные знания в своей творческой деятельности; дети приобретут на практике элементарные компетенции исследовательской деятельности, которые смогут использовать самостоятельно; познакомятся с ложкой как музыкальным инструментом; сплотятся все участники проекта, сформуются нравственные аспекты.
Готовность к реализации проекта
Оценивая условия педагогической деятельности, можно сказать, что в нашем дошкольном учреждении создано ресурсное обеспечение для реализации проекта:
Кадровое обеспечение:
- Административно-управленческий персонал: заведующий, методист;
- Педагогический: воспитатели, помощники воспитателя, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед;
- Технический: заведующий по хозяйственной части, врач, медицинская сестра, повар, рабочие прачечной.
Нормативно-правовое обеспечение:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
- Конвенция о правах ребенка, принятой резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.
- Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019г).
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Устав МАДОУ д/с № 72.
- Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с № 72.
Информационное обеспечение:
Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, поэтому представить себе работу современного детского сада без них невозможно. Имеется официальный сайт ДОУ в сети Интернет.
Материально-техническое обеспечение:
Детский сад оснащен техническими средствами: ноутбуком, музыкальным центром, мобильным мультимедийным проектором, фотоаппаратом, принтером, интерактивной доской.
Развивающая предметно - пространственная среда в группе безопасна, содержательно - насыщена, дети могут использовать различные составляющие предметной среды, в свободном доступе игры, игрушки, пособия, различные центры, в том числе «Центр науки и природы», в котором для расширения кругозора о мире предметов находятся энциклопедии познавательного содержания; иллюстрированный материал по обобщающим темам, для формирования представлений детей о предметах рукотворного мира, об истории вещей, о различных материалах. Так же имеются познавательные плакаты, есть алгоритмы описания свойств и качества материалов; дидактические игры на закрепление качественных характеристик предметов.
В методическом кабинете имеются журналы по дошкольному образованию, библиотека постоянно пополняется методической литературой. Имеется игровой материал, наглядные и учебные пособия в соответствии с возрастом и направления деятельности; технические средства обучения: СД и ДВД диски с мультфильмами, обучающими фильмами, презентации по темам, мини - музей «История вещей».
Кадровое обеспечение:
Административно-управленческий персонал (заведующая, старший воспитатель), педагогический (воспитатели, учитель-логопед, помощники воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, педагог-психолог), технический (заведующий по хозяйственной части, врач, медицинская сестра, повара, рабочие прачечной).
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап | ||
Разработка перспективного плана, анкетирование родителей. (Приложение №1) Организация и проведение консультации для родителей. (Приложение №2) Подготовка материалов для информирования родителей (стендовая информация, папки - передвижки, рекомендации) (Приложение №3). Подбор методической литературы и информации из разных источников, изготовление наглядно - дидактического материала. Сбор наглядных и аудиовизуальных средств (иллюстрации, художественная литература, электронные презентации).. Формирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом использования информационно-коммуникационных технологий 7. Разработка конспектов занятий (Приложение №4)
| Февраль Февраль-март. Февраль. Февраль-апрель Февраль - апрель Февраль - апрель Февраль-март. | Воспитатели, учитель-логопед, Воспитатели Воспитатели, учитель-логопед Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, логопед, музыкальный работник. |
Основной этап | ||
Цель: проведение совместной работы с детьми и родителями, специалистами Формы самостоятельной деятельности детей: игровая, художественно–творческая, драматизация, продуктивная. | ||
Использование дидактических игр: "Собери картинку", "Собери цепочку», "Разрезные картинки", "Найди отличия", "Соедини по цифрам", "На что похоже", “Ложки разные бывают” (по размеру), “Из чего ложечка?” (материал), «Разложи ложки по назначению». Музыкально-дидактические игры: «Сколько нас поет?», «Гусеница», Ножки и ладошки», «Ритмослов» и др. (Приложение № 5). Подбор и чтение художественной литературы: В.Федоров, Н.Мошков"Сказ о ложке и ложкарях», С.Афоньшин Сказ про Семена-ложкаря, А.Олейников «Ложкари» Беседы с детьми: "Что такое рукотворный мир?" Подборка хороводных игр: Игры-забавы: «Пронеси – не урони!», «Ловкие повара», «Ложки по кругу» Презентации: «История ложечки» Составление и отгадывание загадок про ложки (Приложение № 6) Заучивание стихов, потешек, пословиц про ложку (Приложение №7). Совместная деятельность родителей, и детей (поделки из ложек) "Ложковая фантазия " (Приложение №8), Театрализованная деятельность: (Приложение №9). Логоритмика «Как у наших у ребят» (Приложение №10) Тематические занятия (Приложение №11) Творческая работа «Хохлома. Расписываем ложку» Родительское собрание «Знакомство дошкольников с бытом русского народа посредством игр-путешествий в прошлое предметов» (Приложение №12). Папка - передвижка для родителей «Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей» (Приложение №3) Выставка детских творческих работ «Ложечка точеная, ручка золоченая» (Приложение №13) | В течение года | Воспитатели, учитель-логопед Воспитатели, музыкальный руководитель. Воспитатели Воспитатели, учитель-логопед Воспитатели, музыкальный руководитель Воспитатели Воспитатели Воспитатели, Родители, учитель-логопед. Родители Воспитатели Учитель-логопед, музыкальный руководитель Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель Воспитатели Родители, воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Заключительный этап | ||
Обобщение опыта работы над проектом и выявление наиболее эффективных методов и приемов. Проведение анкетирования и интервьюирования родителей. | Май | Ст. воспитатель, учитель-логопед, воспитатели. |
Прогнозируемые конечные результаты деятельности
В результате реализации проекта, получили следующие результаты:
1. Обогатились представления детей об истории возникновения ложки, ее видах и функциях.
2. Познакомились с ложкой как музыкальным инструментом.
3. У детей развились навыки исследовательской деятельности, творческие способности, эстетическое восприятие.
4. Сплотились все участники проекта.
5. Дети научились бережному отношению к предметам рукотворного мира, уважительному отношение к труду человека.
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции
№ | Риски | Преодоление |
1. 2. 3. 4. | Вероятность недостаточной подготовки ресурсной базы для реализации отдельных направлений и мероприятий. Отсутствие профессиональной инициативы педагогов ДОУ. Отсутствие у родителей желания сотрудничать в рамках проекта, не видят перспективы. Недостаточный уровень знаний у детей. | Своевременный анализ достаточности ресурсной базы для реализации мероприятий проекта и определение комплекса мер по преодолению недостатков. Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в деятельность. Провести мастер - классы, конкурсы, круглые столы в группе, освещать этапы работы по проекту. Использовать инновационные технологии. |
Практическая значимость результатов
Данный проект необходим педагогам, учителю-логопеду, музыкальному руководителю, детям и родителям, так как позволил решить определённый круг вопросов, связанных с организацией сотрудничества ДОУ и семьи.
Реализация проекта и прогнозируемые результаты помогли выстроить партнёрские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольное учреждение создано в помощь им. Повысился уровень компетенции родителей о значимости знакомства детей с прошлым предмета для формирования у детей познавательной активности.
Раскрывая перед детьми мир продуктов творческой деятельности человека, вызывая восхищение людьми труда, мы открываем перед детьми перспективу: как еще можно изменить предмет, т.е. включиться в творческую преобразующую деятельность. Данный проект позволил сформировать у детей познавательную активность через ознакомление с историей ложки. Повысился контроль за собственной речью.
Педагоги смогли повысить свой уровень профессиональной компетентности, разработали дидактические игры и пособия. По итогам реализации проекта прошло обобщение материалов в виде фото, видеоматериалов, выстовки, анализа анкет и отзывов.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Оценка эффективности проекта будет проводиться по трем направлениям: дети, родители и педагоги.
Оценка качества овладения метода проектирования педагогов будет оцениваться старшим воспитателем, заведующим детским садом.
Эффективность мероприятий, проводимых с детьми будет оцениваться по их активности, внутренней мотивации к познавательной деятельности, удовлетворенности от участия в проектной деятельности через беседы, мониторинг, по анализу продуктов творчества.
Уровень заинтересованности родителей будет оцениваться по их стремлению активно участвовать в мероприятиях, по анкетированию, интервьюированию.
Бюджет проекта
Оборудование
Наименование оборудования | Цена | Количество | Всего | Имеется | Требуется |
компьютер | 21000 | 1 | 21000 | 21000 | 0 |
мультимедийный проектор с экраном | 23000 | 1 | 23000 | 23000 | 0 |
принтер цветной | 12000 | 1 | 12000 | 12000 | 0 |
брошюратор | 15000 | 1 | 15000 | 15000 | 0 |
ламинатор | 10000 | 1 | 10000 | 10000 | 0 |
ксерокс | 7000 | 1 | 7000 | 7000 | 0 |
магнитофон | 2000 | 1 | 2000 | 2000 | 0 |
фотоаппарат | 3000 | 1 | 3000 | 3000 | 0 |
видеокамера | 15000 | 1 | 15000 | 15000 | 0 |
интерактивная доска | 45000 | 1 | 45000 | 45000 | 0 |
Расходные материала
Наименование статьи затрат | Стоимость (руб.) | Количество (шт/упк.) | Всего | Имеется | Требуется |
Бумага для принтера | 300 | 1упк. | 300 | 300 | 0 |
Папки-регистры | 10 | 2 шт. | 20 | 20 | 0 |
Мультифоры | 300 | 1 упк. | 300 | 300 | 0 |
Пленка для ламинирования | 250 | 30шт | 250 | 250 | 0 |
Функционал участников проекта
Функционал участников | Функции |
Педагоги Дети Родители | 1 этап: выбор темы, формирование проблемы, цели и задач, определение продукта проекта, составление плана работы, назначение ответственных, проведениеанкетирования, мониторинга. 2 этап: введение детей в проблемную ситуацию, организация деятельности. 3 этап: реализация проектных задач, проведение основных мероприятий по плану, привлечение родителей. 4 этап: защита проекта, подведение итогов. 1 этап: вхождение в проблему, принятие задач, вживание в игровую ситуацию. 2 этап: участие в образовательной, совместной практической деятельности 3 этап: формирование специфических знаний, умений, навыков, обсуждение результатов деятельности. 4 этап: формирование умений осознавать собственную деятельность. 1 этап: анкетирование 2 этап: ознакомление с основными этапами проектной деятельности. 3 этап: источники информации для детей, участники вместе с детьми в проектной деятельности. 4 этап: интерес к сотрудничеству с детским садом, мотивация к дальнейшей деятельности. |
Используемая литература.
- Белая К.Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ “Перспектива”, 2013. – 104 с.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.
- Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр”, М.: АРКТИ, 2002.
- М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова “Красна изба” – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: “Детство-пресс”, 2004.
- Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план реализации долгосрочного логопедического проекта «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
Этапы проектаСодержание деятельностиПрактические материалы...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
АктуальностьПроблемыЦельЗадачиЭтапы реализации проектаРезультат...
Презентайия на тему " От куда к нам пришла ручка" для детей старшего дошкольного возраста
Познакомить детей с историей возникновения ручки....
Программа дополнительной платной образовательной услуги художественно – эстетической направленности «Золотые ручки» для детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования...
Сценарий интегрированного досуга «День России. Древняя Русь» для детей старшего дошкольного возраста
Досуг приурочен к празднованию Дня России. Проводится на улице с детьми из старших и подготовительных групп. Проводят досуг учитель-логопед, физкультурный и музыкальный руководители. В процессе заняти...
Рабочая программа кружковой работы художественно-эстетического направления «Оч-умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели...
Сценарий интегрированного досуга «День России. Древняя Русь» для детей старшего дошкольного возраста
Интегрированный досуг "День России.Древняя Русь" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с традициями народной культуры,вспоминают Государственную символику....