Конспект сюжетно-ролевой игры «КОСМОС»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Эта сюжетно-ролевой игры для детей 6-7 лет расширяет знания детей о космосе , об истории космонавтики, знакомит детей с историей создания ракеты,развивает творческое воображение, фантазию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сюжетно-ролевая игра | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект сюжетно-ролевой игры
с детьми группы общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет «КОСМОС»
Программное содержание:
1. Учить выбирать тему для игры, опираясь на знания различных
источников, распределять роли по справедливости.
2. Способствовать развития творческого воображения детей в игре через
самостоятельную подготовку атрибутов и развитие сюжетной линии.
3. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре при
выполнении попеременно 2 – 3 – 4 роли.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: включает 4 взаимосвязанных этапа:
1. Обобщение опыта детей.
2. Формирование игровых умений.
3. Создание предметно-развивающей среды.
4. Руководство игровой деятельностью детей.
1. «Географический атлас» под ред. И.К. Жданова «Мир вокруг нас».
А) Раздел: «Солнечная система».
Цель: дать детям представление о строении солнечной
системы (вокруг Солнца вращаются 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Их отличительные черты: Земля – голубая планете, на ней много воды, есть атмосфера. Меркурий – ближе всех расположен к Солнцу, поэтому температура на нём очень высокая. У Сатурна есть кольца огромных размеров. У каждой планеты, кроме Меркурия и Венеры, есть спутники.
Луна – спутник Земли.
Коллективная работа «Солнечная система» (планеты выполнены из ниток)
Б) Раздел: «Звёздное небо»
В) А.Н.Томилин «Хочу всё знать» научно – художественный сборник.
Цель: выявить у детей имеющиеся знания о звёздах, созвездиях. Расширить представления детей о технических средствах наблюдения за звёздами,
созвездиями. ( телескоп, обсерватория). Дать понятие млечного пути.
2. Наблюдение звёздного неба в вечерние часы ( прогулка).
Коллективная работа ( аппликация + рисование) «Звездный зоопарк»
( работа с трафаретами, нахождение графического изображения и
картинки).
3. И.М. Кондраков « Знакомим малышей с техникой».
А) Раздел: « От шарика до дирижабля»
Цель: дать детям сведения об истории космонавтики, о средствах и машинах, которые первыми завоевали воздушное пространство. (Миф о Икаре , сделавшим крылья и пожелавшим полететь до самого солнца: воздушный шар, дирижабли – экологически чистые транспортные средства для перевозки пассажиров).
Б) Раздел «Всё выше, выше и выше».
Цель: расширить знания детей о первых летающих машинах (планеры – бумажные самолёты, которые парили подобно птицам). Формировать умение классифицировать самолёты в зависимости от назначения (пассажирские, транспортные, спортивные ,
военные, космические).
В) Раздел: « От детской игрушки к звёздам».
Цель: познакомить детей с историей создания ракеты, проследить путь от игрушки (петарды, космические стрелы) до современного космического корабля. Развивать логическое мышление детей.
4. С.Казаков «Минуты встреч неповторимых».
Л.Обухова «Звёздный сын Земли».
Фото – альбом «Ю.А.Гагарин».
Цель: показать детям, как люди чтут память о первом герое – космонавте Ю.А.Гагарине, объяснить значимость первого полёта для человечества.
Подвести детей к пониманию того, что сейчас на космических кораблях установлена сложная техническая аппаратура по сравнению с первыми кораблями, но их роль велика, т.к. на них совершались первые полёты и люди узнали много загадочного и интересного.
Фото – альбом «Летчики – космонавты СССР».
Цель: закрепить имеющиеся у детей знания о первом космонавте Земл Ю.А.Гагарине, с помощью иллюстраций познакомить детей с лётчиками космонавтами , которые носят высокое звание –герои. В.Терешкова – первая в мире женщина –космонавт.
Помочь ответить детям на вопрос: Кто такой Космонавт? (исследователь, биолог,
врач, геофизик, учёный).
А.Плешаков. «Мир вокруг нас» - хрестоматия.
Цель: освоение космической азбуки, Запомнить космические термины , усвоить их значение (скафандр, спутник, межпланетная станция, орбитальная станция. Их функции, отличительные особенности.)
Составление альбома детских рассказов с иллюстрациями о космосе «Дети о космосе».
Аппликация «Космическое путешествие» (все виды техники о космосе).
Рисование «В космос на ракете» (как выглядит космос глазами детей)
Коллективная работа – макет «Космический городок» (с использованием металлического конструктора).
5. В.Шаталов «Космос: рабочая площадка»
Цель: формировать у детей представления о подготовке космонавтов к полёту, об этапах работы.
Фотоальбом «Космос и мы», организовали сбор материала о космосе.
Помощь родителей – оргтехника.
Домашнее задание: нарисовать рисунки о космосе, из них оформили
Коллаж «Пришельца из космоса».
Рисование «Этот загадочный мир».
Оригами «Полёт на ракете на Луну»
Рисование «Скафандр для космонавта» (цветные карандаши).
6. Т.И.Гонтарчук «Я познаю мир» - детская энциклопедия.
Раздел: «Космос»
Цель: расширить знания детей о внутреннем устройстве ракеты, об обязанностях каждого члена экипажа корабля.
Ручной труд «Пульт управления ракетой».
Для космической больницы «Космические паспорта» - медали «К полёту готов».
Пополнение атрибутами кабинета врача «Космические витамины»- вырезывание из бумаги крагов и овалов.
7. Просмотр видео «Девятая планета «тайн» (по рассказам братьев А. И Б. Стругацких).
Цель: с помощью технических средств показать детям, каким опасностям подвергаются космонавты в полёте, какие трудности подстерегают их на чужой планете. Предоставить детям возможность пофантазировать о существовании внеземных цивилизаций.
8. А.Диррих, Г.Юрмилин «Почемучка» - энциклопедия.
Цель: знакомство детей с космической столовой, специфические особенности приёма пищи в невесомости. Организация сбора тюбиков для оформления космической столовой (дети и родители) Приготовление овощей и фруктов из бумаги (вырезывание)
9. В.Драгунский «Удивительный день».
Цель: показать детям как можно организовать игру, планирование игры: с чего начинать постройку ракеты, какие предметы- заместители можно использовать в игре, развивать фантазию и творчество детей.
10. Просмотр видео «Тайна третьей планеты» (по рассказам К. Булычёва), К.Булычёв «Алиса на планете загадок».
Цель: развивать творческое воображение, фантазию детей.
Коллективная работа «Карта звёзд и планет» (по этой карте штурман
космического корабля прокладывает путь к другим планетам).
11. Разучили космический марш.
12. Слушание космической музыки, космических звуков, которые можно
услышать на другой планете (аудиокассеты).
13. Игры:
А) Д/и «Звезды на небе».
Цель: учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным.
Познакомить их с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древних времён.
Б) Игры с использованием ТРИЗ и РТВ:
«Мои друзья»
Цель: выявление функций объекта.
«Паровозик»
Цель: учить детей определять линию развития объекта.
Задача: построить поезд времени полёта
космического корабля. (от игрушки до полёта на современной ракете).
«Хорошо – плохо».
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
«Раз, два, три – у кого есть крылья, ко мне беги»
Цель: учить детей сравнению систем.
«Теремок»
Цель: учить детей сравнению систем.
«Всё в мире перепуталось».
Цель: учить классификации систем.
Универсальные системные игры: «Чудесный экран»
Цель: развитие логики системного мышления.
АТРИБУТЫ К ИГРЕ
1. Изготовление шапочек – скафандров для космонавтов.
2. Сбор технической аппаратуры (рации, компьютеры)
3. Оформление панно «Космос». Цель: создание космической обстановки, развитие детской фантазии, творческого воображения.
4. Пополнение атрибутами космической столовой.
РУКОВОДСТВО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ
1. Помочь прочитать текст сообщения.
2. Экологическая катастрофа: что могло произойти?
3. Всё живое погибло на планете: отыскать воду и землю для посадки желудей.
ХОД ИГРЫ:
1. «Ребята, несколько минут назад, пока мы ждали гостей в наш детский
сад принесли сообщение с космодрома Байконур. Я его ещё не читала.
Помогите мне» - воспитатель. (вместе читают сообщение)
« Как вы думаете, что случилось на планете?» - воспитатель (ответы
детей).
« Сами полетим в космос!» - дети.
«А что для этого нужно?» - воспитатель.
« Ракета, космонавты, конструкторы, радист, штурман, борт-инженер,
повара, врач, тренер»- дети, при этом уточняют обязанности каждой роли.
2. Распределение ролей:
В: «Без кого не может лететь космический корабль?»
Д: «Без командира корабля».
В: « Кто из нас может быть командиром?» (дети выбирают)
Например: Игорь хороший друг, с ним интересно играть, много знает, поднимает руку на занятиях»
Штурман (выбирает командир): с закрытыми глазами проложит путь, хорошо знает карты, умеет пользоваться компасом, поможет в трудную минуту.
Инженер: Любит машины, разбирается в технике, любую машину может починить, зоркий глаз.
Радист: Очень внимательный, у него хороший слух, слышит даже шёпот, внимательно слушает воспитателя.
Конструктор: Фантазёр, выдумщик, знает как собрать любую машину, может из одной конструкции сделать другую, знает название всех деталей.
Тренер: любит бегать, прыгать, смелый, ловкий, может научить других.
Врач: умеет лечить, добрый, знает разные лекарства, всегда придёт на помощь, даст полезный совет.
Повар: любит вкусно готовить, знает разные овощи и фрукты, готовит различные блюда, использует много полезных рецептов.
В: «Ребята, вы помните, что на планете – экологическая катастрофа. Как Вы
Думаете, может быть, нам ещё какой-нибудь специалист пригодится?»
Д: « Эколог».
В: « Чем он занимается? (ответы детей). Кого мы можем выбрать на эту роль? (воспитателя). А я справлюсь? Почему?»
3. Развитие сюжета:
Командир: «Давайте готовиться к полёту. Всем разойтись по местам»,
Игровые действия: конструкторское бюро самостоятельно устанавливают
в ракете аппаратуру в отсеках (у радиста –рация, наушники; у капитана – пульт управления, руль, рация; у штурмана – компас, пульт, телескоп, рация; у борт-инженера – компьютер, рация.)
тренер: а/ гимнастика под бубен «Мы зарядку очень любим»
б/ ходьба по тренажёрам
в/ «барокамера» - лёжа с закрытыми глазами вдох-выдох: сейчас я досчитаю до трёх и Вы встанете. Теперь пройдёмте к врачу.
Врач: а/ проверяет готовность космонавтов (пульс, зрение, температуру, слушает фонендоскопом);
б/ похлопай в ладоши, как я
в/ проверка на невесомость: пройти по верёвочке – врач
вручает медали «К полёту готов».
Командир приглашает всех в столовую.
Повара: а/ накрыли на стол.
б/ «Мы вас пропустим в столовую, если угадаете из
каких продуктов приготовлена наша еда: загадки
(морковь, огурец, картошка, лимон, банан и др.)
в/ повара пропускают всех в столовую, угощают.
(ролевая речь социально-нравственной направленности).
Командир: «Слушай мою команду. Всем собраться у ракеты. Я сейчас Вас
познакомлю с отсеками корабля.(сообщает кто и где разместится. Одеть всем скафандры и занять свои места».
Командир: «К полёту готовы?»
Экипаж:: «Готовы».
Командир: «Пристегните ремни!»
Б/инженер: «Запускаю двигатель!»
Командир: «Поехали. Возьмитесь за руки, сейчас начнутся большие перегрузки (звук витофона), входим в плотные слои атмосферы, отошла первая ступень ракеты».
Б/инженер: « Скорость 3 метра в секунду».
Командир: «Отошла вторая ступень ракеты».
Б/инженер: « Скорость 6 метров в секунду».
Командир: « Отошла третья ступень ракеты».
Б/инженер: «Скорость 8 метров в секунду – это космическая скорость».
Командир: «Мы в космосе, отстегните ремни».
Игровые действия в полёте:
б/ инженер – проверить исправность компьютера, следить за техникой
конструкторы – собрать прибор обнаружения живых существ.
штурман – следить за курсом ракеты по карте
врач – проверяет здоровье экипажа.
Штурман: «Командир, впереди по курсу планета «Цветочная».
Командир: « Радист, запросите планету. Не случилось ли на ней чего-нибудь?
Радист : « На планете всё в порядке. Нам пожелали счастливого пути!»
Экипаж: «Счастливого пути!»
Штурман: « Командир, вижу «Огненную планету»
Командир: «Радист, узнайте всё ли у них в порядке?»
Радист: «На планете «Огненная» всё спокойно. Они говорят нам: «До
свидания!»
Экипаж: «До свидания!»
Повар: «Командир, обед готов. Пора подкрепиться».
Командир: « Слушай мою команду. Переходим на автоматический режим
управления. Прошу всех в столовую.
Повара предлагают еду в космической упаковке (ролевой диалог
предполагает узнавание содержания упаковки + социально-нравственная
направленность).
Командир: «Наш полёт продолжается – всем занять свои места».
Штурман: « Командир, впереди планета «Тайн».
Командир: «Будьте внимательны. Радист, узнайте всё ли в порядке на
планете?»
Радист: « На планете «Тайн» происшествий нет. Нам желают доброго пути!»
Экипаж: «Счастливо!»
Звучит музыка (приближение к музыкальной планете).
Радист: «Слышу позывные с музыкальной планеты. Там беда!»
Штурман: «Приближаемся к музыкальной планете»
Командир: «Внимание! Пристегните ремни. Мы приближаемся к музыкальной планете. Входим в зону метеоритов. Склоните голову к коленям. (витафон) Включаю торможение».
«Отстегните ремни. Мы приземлились на планету.
Приготовиться к высадке. Всем проверить скафандры. Готовы?»
Экипаж: « Да».
Командир: « Конструкторам взять приборы обнаружения живых существ.
Все идем друг за другом. Нас могут ждать разные опасности.
Пристегнитесь друг к другу. Вперёд!»
Обследовательские действия на планете
Конструкторы: « Вижу какой-то странный объект».
Командир: « Всем остановиться. Близко не подходить».
ЗВУЧИТ МАГНИТОФОННАЯ ЗАПИСЬ (робот – эколог)
«Земляне! Я приветствую Вас на нашей музыкальной планете. У нас
случилась беда. Пролетела комета, прошёл метеоритный дождь и уничтожил
всё живое. Остался один я – Робот-эколог – устаревшая конструкция.
Помогите. Спасите планету. Я знаю на вашей планете растут удивительные
деревья- вековые дубы. Они долгожители, очищают воздух, дают пищу
животным. Посадите эти деревья на нашей планете. Спасите планету!
Спасибо, спасибо, спасибо».
Командир: « Надо помочь планете, но как? Что делать?»
Эколог: « У меня есть жёлуди. Я захватила их с земли».
Командир: « Но как мы их посадим, ведь на планете нет ничего, всё погибло?
Экипаж: « Можно поискать землю и воду».
Командир: « Приказываю разойтись в разные стороны. Половина экипажа со
мной, другие – со штурманом, связь держать по рации».
Штурман: « Командир, мы нашли воду».
Командир; « А мы нашли землю. Идите к нам, мы от Вас недалеко».
« Врач, проверьте воду и землю с экологом. Есть ли загрязнение?
Обследование:
а/ температура – норма.
б/ вода и земля без запаха.
в/ внешний вид не изменён.
Врач: « Земля и вода пригодны для посадки».
ПОСАДКА ЖЕЛУДЕЙ. Установка флажка с обозначением посадки и флаг
России.
Командир: «Пора возвращаться на Землю, У нас заканчивается топливо.
(прощаемся с роботом, обещаем прилететь и наблюдать за ростом желудей ). Все за мной к ракете. Занять свои места.
Пристегните ремни. К взлёту готовы?»
Экипаж: «Готовы».
Б/инженер: « Запускаю двигатель», ( витофон)
Штурман: «Смотрите сколько много звёзд впереди».
Эколог: « А я вижу созвездие Большой медведицы».
(дети перечисляют созвездия, которые увидели на небе). Ребята, грустно
улетать от такой красоты. Давайте же споём нашу любимую космическую
песню.
« КОСМИЧЕСКИЙ МАРШ»
1 Попрощались мы с Луной,
Возвратились мы домой.
Полетим ещё не раз
Скучно в космосе без нас.
Припев: Все планеты (2 раза)
Непременно облетим.
Разгадаем все секреты,
Если только захотим.
2. Если будем мы дружить,
Если будем в мире жить.
Соберём ракетоплан,
Погостим у марсиан
Припев: тот же
Экипаж: « Привет, земляне!»
Командир: « Нас все уже заждались. Разрешаю снять скафандры и покинуть
космический корабль. Завтра утром всех жду на работу. Досвидания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...
Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...
Конспект сюжетно – ролевой игры «Космос»
конспект преднозначен для детей старшей группы.Цель: учить отражать в игре полученные знания о профессии космонавта; учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использоват...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в космос»
Конспект сюжетно-ролевой игры...
Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе "Путешествие в космос"
Тема: «Путешествие в космос». Программные задачи:Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетном игры, используя атрибуты.Развивать способность совместно развертыв...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в космос»
Конспект сюжетно-ролевой игры...
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие в космос»
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие в космос»...