Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prespektiva_eksperimenty_v_st._gr_no_1vse.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе №1
месяц | Вид экспериментирования | Тема экспериментирования | Задачи | Материалы |
сентябрь | Свойства воды | Какая бывает вода? | Уточнить представления о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. | Ёмкости с водой, пустые ёмкости, соломинки. |
Свойства глины и песка | Песок. Глина. (сухие) | формирование представлений о свойствах сухого песка и сухой глины. Рассмотрите песок и глину через увеличительное стекло. -выяснить, одинаково ли хорошо проходят через сито частички песка и глины? | контейнеры с песком и глиной, листы бумаги, лупа, песочные часы. | |
октябрь | Физические явления | Упрямые предметы | Познакомить с инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. Инерция есть у всех предметов- инерция проявляется не только когда движущиеся предметы останавливаются, но и в момент, когда покоящийся предмет начинает двигаться. | -игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты. |
Природные и искусственные материалы | Мир бумаги и ткани | Познакомить с разными видами бумаги и ткани; формировать умение сравнивать качества и свойства; Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства. (опустить в ёмкость с водой, смять, разрезать, попытаться разорвать, определить скорость намокания, сделать вывод о сходстве и различии свойств.) Ткань при погружении в воду становится мокрой, но не рвётся, а бумага размокает и рвётся. | различные виды тканей и бумаги, ножницы, таз с водой. | |
ноябрь | Свойства воды | Вода – растворитель. Очищение воды (фильтрование) | Выявить вещества, которые растворяются в воде; (не все вещества растворяются в воде) Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. | Сосуды разного размера и формы, песок, соль, мука, разные крупы, сахар, соль, красители, ложки, воронки (фильтры из марли, ткани, бумажные полотенца, сетки, ватные диски или вата). |
Физические явления | О «дрожалке» и «пищалке». Познакомить детей с понятием «звук» | Выявить причину возникновения звука – дрожание предметов Какие предметы звучат? Звучат только дрожащие предметы. звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов | ученическая линейка, тонкая проволока | |
декабрь | Физические явления | Испытание магнита. | Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; Определить материалы, не притягивающиеся к магниту. Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Проверка подъемной силы магнита. (Какие предметы поднимает, а какие нет.) | магниты различных размеров, предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги |
Природные и искусственные материалы | «Мой веселый звонкий мяч» (свойства резины) | Познакомить детей со свойствами резины (эластичность, плавучесть предметов (резина с воздухом плавает, с водой тонет), водонепроницаемость). Уточнить представления об использовании резины человеком. Сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны. | резиновые шары, маленькие резиновые мячи, резиновые игрушки, емкость с водой, тканевые мячи. | |
январь | Свойства воды | «Твердая вода. Почему не тонет айсберг» | Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, имеет твердую форму (агрегатное состояние воды), в воде не тонет, при нагревании тает и превращается в воду. Дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства. | Таз с водой, рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости; кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов |
Природные и искусственные материалы | Древесина, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества -твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде, не притягивается магнитом). | Деревянные предметы, ёмкости с водой, небольшие дощечки и бруски. | |
февраль | Свойства воздуха | Свойства воздуха (воздух легче воды) | Формирование представлений о свойствах воздуха. -воздух заполняет стакан и мешает воде намочить салфетку. | Ёмкости (таз) с водой, пластиковая бутылка, два пластиковых стаканчика, один из них пустой, другой с приклеенной на дне салфеткой. |
Физические явления | Волшебные стеклышки | Познакомить с микроскопом, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Рассмотреть в лупу мелкие предметы. | лупы, микроскоп, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, | |
март | Растения | Подарок маме разноцветные растения. Как растения пьют воду. | Показать сокодвижение в стебле растения. -ознакомление со строением растений, функциями частей растений, выявить причину потребности растений в воде, показать, как вода влияет на рост растений | 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс белого цвета, веточки сельдерея, петрушки) . |
Природные и искусственные материалы | «В мире стекла» | Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение, проявлять познавательную активность, развивать любознательность. Выявить свойство лупы увеличивать предметы. | небольшие стеклянные предметы, лупы, стекла разного цвета, палочка | |
апрель | Свойства воды | Свойства воды (солёная и пресная) | -формирование представлений о свойствах солёной воды. | по две емкости, наполовину наполненные водой, поваренная соль, маленькая картофелина или вырезанная из нее рыбка, или сырое яйцо, чайная ложка. |
Природные и искусственные материалы | Легкая пластмасса и тяжелый металла | Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая) и металла, изделий из пластмассы и металла. Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. | Небольшие пластмассовые предметы (игрушки, пуговицы, прищепки) по два небольших предмета из стекла, дерева, металла; прозрачные и цветные пластмассовые стаканчики, пуговицы, таз с водой | |
май | Свойства почвы | «Почва» | Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы и её цветом -Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода. -Показать значение почвы для растений и живых организмов. | белые листы бумаги, мерные ложки, лупы, и земля, пластиковые стаканчики и вода. |
Физические явления | «Ловим электричество» (с помощью воздушного шарика) | Познакомить детей с понятиями «электричество», Установить причину возникновения статического электричества, познакомить с возможностью снятия его с предметов. Как увидеть и услышать электричество? (с помощью кусочков ткани и воздушного шарика, расчёски) | воздушные шары, шерстяная ткань, бумажные человечки, пластмассовые расчески, линейки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)
ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...