Проект "Дети войны"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Белозерова Людмила Витальевна

Война стала биографией целого поколения детей. У каждого ребенка была своя судьба в этой войне.

     У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_deti_voyny.docx657.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Дети войны»

на районный этап городского конкурса «Проектные технологии в образовательной деятельности ДОУ», посвященного 75 – летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне

номинация: «Маленькие герои большой войны»

У войны недетское лицо...

Волгоград, 2020 г.

Содержание

№ п/п

Наименование разделов

стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Актуальность, проблема

3

3.

Цель, задачи проекта

4

4.

Формы и методы организации детей

5

5.

План реализации проекта

7

6.

Этапы реализации проекта

8

7.

Ожидаемые результаты проекта

9

8.

Заключение

10

9.

Используемая литература

11

10.

Приложение № 1«Методические материалы»

12

11.

Приложение № 2 «Сборник рассказов о войне»

13

12.

Приложение № 3 «Конспекты НОД»

18

13.

Приложение № 4 «Творчество детей»

32

14.

Приложение № 5 «Подвижные игры»

35

15.

Приложение № 6 «Беседы о детях войны»

38

16.

Приложение № 7 «Дидактические игры»

52

17.

Приложение № 8 «Сюжетно – ролевые игры»

55

18.

Приложение № 9 «Стихи о детях войны»

60

19.

Приложение № 10 «Пословицы и поговорки о войне»

64

20.

Приложение № 11 «Газеты, значки, книги, медали»

65

21.

Приложение № 12» «Альбом «Дети – герои войны»»

71

22.

 Приложение № 13 «Фотографии военных лет

72

23.

Приложение № 14 «Режиссерские игры»

73

24.

Приложение № 15 «Анкетирование, консультации для родителей»

74

25.

Приложение № 16 «Участие детей в конкурсах»

80

Пояснительная записка:

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны. Это те Ветераны, кто  в Великую Отечественную войну были детьми,  сверстниками наших воспитанников.

Война стала биографией целого поколения детей. У каждого ребенка была своя судьба в этой войне.

     У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Маленькие герои, они не только жили во время страшной беды, они находили в себе мужество совершать подвиги. Наравне со взрослыми они стояли у станков, по ночам они тушили зажигательные бомбы на крышах, они не только не плакали, но и брали на себя заботу о бабушках и о младших братьях и сестрах. Мальчишки и девчонки – ходили в разведку, считали вражеские танки и были связными. Дети войны совмещали  учебу с работой на полях и на заводах. Они, организовывали тимуровские отряды, которые помогали семьям военнослужащих,  писали на фронт письма, собирали посылки. Помогали санитаркам и медсестрам ухаживать за раненными бойцами. Устраивали концерты в госпиталях.

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями. Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. О подвигах юных героев написаны стихи и рассказы, сняты фильмы, их имена носят улицы, корабли. Ими гордится наша страна.

Учреждения дошкольного образования, являясь первым звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.

Актуальность: 

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для современных детей. Для нормального развития мальчикам и девочкам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. 

Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг мальчишек и девчонок  в годы Великой Отечественной Войны. 

Проблема: современное поколение в не достаточной мере знает  о героях

Великой Отечественной войне. 

Цель проекта:

формирование патриотических чувств старших дошкольников к Родине на примере героических поступков детей – героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., вставших на защиту Родины против фашистских захватчиков наравне с бойцами Красной армии.

Задачи проекта:

1. Познавательное развитие.

Формировать представление детей о Великой Отечественной войне, о ее исторических фактах, об участии детей в войне и их героических подвигах, смелости и храбрости, о значении победы нашего народа над фашизмом.

2. Речевое развитие.

Познакомить ребят с художественной литературой по теме: рассказами, стихами, песнями. Обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов.

3. Социально-коммуникативное развитие.

Формировать познавательный интерес к прошлому и настоящему нашей страны и отражать свои знания в играх, общении со сверстниками и взрослыми.

4. Художественно-эстетическое развитие.

Развивать художественно-творческие способности детей, познакомить их с песнями, музыкой военных лет.

5. Физическое развитие.

Воспитывать будущих защитников Родины через игры, спортивные соревнования, вырабатывать у них волю к победе, смелость, остроту реакции.

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители.

Срок реализации проекта: октябрь – январь.

Формы и методы организации деятельности детей:

В процессе формирования патриотических чувств у детей подготовительной группы   использовались различные формы деятельности:

интегративная и практическая образовательная деятельность, беседы, игры, праздники, конкурсы,  экскурсии, исследовательская деятельность и другие.

Методы  организации деятельности детей:

  1. Поисковый (использование этого метода позволяет развить умения и навыки планирования и организации деятельности, восприятия информации, мыслительной деятельности, оценки и осмысливания).
  2. Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
  3. Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу, сайт-экспедиции и др.).
  4. Практический (изготовление макетов, альбомов, конструирование, рисование, лепка, создание уголка родного края и др.).
  5. Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
  6. Репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
  7. Исследовательский – самостоятельная поисково – практическая деятельность.

Обработка результатов первичного  мониторинга

уровня сформирванности патриотических  чувств детей подготовительной группы

 Вывод: По результатам первичного исследования выявлено 55 % воспитанников  с низким уровнем, 35 %  со средним уровнем и всего 10% с высоким. Большинство детей не проявляют инициативности, самостоятельности, интереса и желания узнавать об исторических событиях и военных действиях, проходящих во время ВОВ,  детях – героях, которые противостояли войне  т.д. У дошкольников не сформирован естественный интерес к изучению истории родного края.

Обработка результатов итогового  мониторинга

уровня сформирванности патриотических  чувств детей подготовительной группы

Вывод: По результатам итогового мониторинга познавательной активности у детей выявлено 55% со средним уровнем, 45% с высоким уровнем. У дошкольников сформировался естественный интерес к изучению истории родного края. Воспитанники используют в своих играх   приобретенные знания.  Самостоятельно принимают  решения в выборе задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают интереса к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения, и, получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует о познавательной активности ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, инициативности, самостоятельности. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Воспитанники задают вопросы об  исторических событиях прошлого и настоящего. У дошкольников сформировался естественный интерес к людям, которые сражались за Родину.

.

Таблица № 1

План реализации проекта:

Мероприятие

Сроки проведения

1.

Выставка художественной литературы о ВОВ.

октябрь-январь

2.

Чтение художественной литературы, стихотворений о ВОВ.

октябрь-январь

3.

Оформление тематических папок для детей и рекомендация для родителей с иллюстрациями и стихами, посвящёнными Дню Победы.

ноябрь

4.

Д/ игры:

«Назови пословицу», «Раньше и теперь», «Найди флаг» и др.

октябрь-май

5.

Беседы  с демонстрацией иллюстративного материала, просмотром роликов, презентаций.  

ноябрь - декабрь

7.

Беседы о войне, о  подвигах  маленьких героев ВОВ.

ноябрь - январь

8.

Сюжетно-ролевые  игры:

«Пограничники», «Танкисты»,  «Российская Армия», «Военные моряки», «Лётчики».

октябрь - январь

9.

Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День Победы», «Катюша» слушание и разучивание песен военных лет.

январь

10.

Организация  выставки рисунков и поделок  «Военная слава России».  

январь

11.

Участие в городских, областных, федеральных  конкурсах, фестивалях детского творчества (рисунков, поделок, чтения стихов, вокальных, танцевальных, театральных конкурсах)

октябрь - декабрь

14.

Конкурс чтецов «Наша Армия родная».

январь

15.

Сбор методического материала о Великой Отечественно войне, оформление тематических папок, подбор музыки, стихотворений, конспектов досугов, посвящённых Дню защитников Отечества, Дню Победы.

октябрь-декабрь

16.

Организация выставки методических, дидактических материалов по теме.

январь

17.

Работа с интернет ресурсами, создание электронного банка материалов по теме

октябрь - ноябрь

18.

Оформление  альбомов:

- «Дети – герои Великой Отечественной войны».

- «Награды Великой Отечественной войны».

ноябрь - январь

19.

Консультация для родителей «Как рассказать   детям о войне».

январь

20.

Помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно – ролевым играм на военную тему.

октябрь - январь

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап.

1. Постановка цели и разработка содержания учебно-познавательного процесса.

2. Разработка плана мероприятий (таблица № 1).

2. Подбор художественной литературы, фотоматериалов, аудио и видеозаписей по теме, музыкальных произведений (приложение №1).

II. Основной этап.

НОД. Познавательное  и речевое развитие.

«Маленькие дети большой войны», «И помнит мир спасённый…» (приложение №2).

Чтение художественной литературы по теме.

Сборник рассказов о войне Алексеев С. «Детям о войне» (приложение № 3), В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи», «Улица младшего сына» Л. Кассиль, Богданов Н.В.  «Самый храбрый». Л. Кассиль  «Твои защитники»

Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Заучивание наизусть стихов о войне, поговорок и пословиц о Родине.

Художественно-эстетическое развитие.

Творчество детей (приложение № 4).

Рисование. «Нет войне», «Катюша».

Аппликация. «Птица мира»,  «Георгиевская лента».

Слушание музыкальных произведений о войне. («Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша»,  В.Алкина «Прощание славянки».).  

Физическое развитие

Подвижные игры: «Меткий стрелок»«Лошадки»«Кто быстрее?» (приложение № 5).

Социально-коммуникативное развитие.

Беседы:

«Беседа о Великой Отечественной войне», «Мы военные», «Дети войны»,  « Солдат – победитель» и др. (приложение № 6).

Дидактическая игра:  «Назови пословицу», «Раньше и теперь», «Защитники Отечества», «Кто больше назовет качеств героя» и др. (приложение № 7).

Сюжетно-ролевые игры: 

«Пограничники»,  «Военные моряки», «Танкисты»,  «Российская Армия»

(приложение № 8).

Заучивание стихов, пословиц и поговорок о войне (приложение №9).

Подбор демонстрационного материала - альбом «Дети -  герои Великой Отечественной войны» (приложение № 10), газеты военных лет, значки и медали (приложение № 11), иллюстраций и фотографии военных лет (приложение №12)    .

Режиссерские игры: «Военные укрепления»«Военная техника» (приложение №13).

Взаимодействие с семьей.

Консультация: «Детям о Великой Отечественной войне», анкетирование (приложение № 14).

Оформление выставки: игрушки – военная техника и оружие; ордена и медали ВОВ.

III. Заключительный этап.

Выставка детских поделок и рисунков  «Они ковали победу», «Салют Победы».

Конкурс стихов о Великой Отечественной Войне «Наша Армия сильна» (приложение № 15).

IV. Презентация проекта.

Альбомы «Дети – герои Великой Отечественной Войны»,  «Награды Великой Отечественной войны».

Форма презентации: представление проекта с показом электронной презентации.

Ожидаемые результаты проекта.

У детей сформируются первоначальные знания о Великой Отечественной войне, о детях – героях этой войны, защищавших Родину, о цене победы. Проявятся патриотические чувства и качества, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Расширится знания о Великой отечественной войне, о детях – героях; о военных профессиях, о родах войск, военной технике. Воспитанники ознакомятся с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику,  расширится представление о памятных местах родного города.

Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, в частности детей, которые являются ярким примером служения своей семье, стране, миру.

Заключение.

Целью воспитательно - исследовательского проекта было формирование патриотических чувств старших дошкольников к Родине на примере героических поступков детей – героев Великой Отечественной Войны,  о жизни их сверстников во время Великой Отечественной войне, о жизни родного города во время военных действий, формирование представлений о жизни родных во время войны, а также воспитания патриотических чувств.

Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.

Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников – это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.

Подаваемые знания из многообразия самых ярких и типичных явлений, фактов, событий должны быть доступны для восприятия и понимания ребенком. Подобный подход позволит приблизить дошкольника к реальной жизни, показать созидательные преобразования в родных местах, в стране в целом, ее мощь и силу в лице тружеников в разных сферах жизнедеятельности, мирной армии – защитницы границ родного Отечества, самобытность национальной культуры.

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.

 Символом мужества и беспримерной храбрости стали боевые подвиги детей – Лары Михеенко, Саши Ковалева, Юты Бондаровской, Володи Дубинина, Зины Портновой, Васи Курка, Леня Голиков, Марата Казей, Вали Котик, Вали Таран, Тани Савичевой, маленькой ленинградской девочки Кирюшки  и многих других. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, некоторым из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза!

Еще не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. Маленькие герои большой войны! Они были детьми! Они защищали свою Родину.

Используемая литература.

  1. http://vk.com/mirror_of_history 
  2. http://pioner.aif.ru/?1428145993688=1
  3. http://stranakids.ru/scenarii-deti-voiny
  4. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011
  5.  Наследие. И быль и сказка.: пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры./ Е. В.Соловьёва, Л. И. Царапенко – М.: Обруч, 2011,
  6.  С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А.Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005.
  7. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  8. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
  9. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  10. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  11. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  12. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  13. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008Описание: _DSC0051


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы в войну не играли, мы дышали войной»

Методическая разработка сценарий праздника ко Дню Победы....

Презентация "Забытая война", посвящённая 100-летию начала Первой мировой войны.

Презентация посвящена событиям Первой мировой войны 1914 - 1918 г.г. Ключевые моменты в презентации выделены в цветные рамки, крупные заголовки акцентируют внимание на аспектах темы. Показ красочно пр...

Беседы о Войне. Великая Отечественная война

Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, самой крупной в истории человечества. Познакомить с историей детей, которым очень тяжко пришлось в военное время....

Социально-патриотический проект «Мы читаем о войне» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Материал для ознакомления сверстников (учеников начальной школы) с событиями Великой Отечественной Войны через художественные произведения советской детской литературы....

Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне....

" Великая Отечественная Война 1941-1945. Годы священной Войны"

Цель: Познакомит детей с прпаздником 9 мая в честь Победы в Великой Отечественной Войне.Задачи:Доступно рассказать детям о ВОВ.Формировать чувстыо гордости за свою Родину и свой народ.Воспитывать уваж...